Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"
план-конспект занятия по теме

Исаева Эльвира Габдразаковна

Подгрупповое заняти в игровой форме знакомит дошкольников со звуком [ч] и буквой Ч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_ch.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Звук и буква Ч.

Цель: познакомить со звуком [ч] с буквой Ч.

Задачи образовательные:

  1. Закрепить  навыки различения и произношения звука [Ч] в слогах, словах, фразах. Дать характеристику.
  2. Упражнять детей в  умении выделять звук [Ч] на фоне слова и из слова, отбирать картинки, придумывать слова с заданным звуком.
  3. Закреплять умение  определять позицию звука в слове.
  4. Продолжать формировать звукослоговой анализ и синтез слов.
  5. Познакомить детей с графическим образом буквы Ч. Продолжать учить  читать слова.
  6. Познакомить с правописанием ЧА, ЧУ.
  7. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно– ласкательными суффиксами.

Коррекционные:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Развивать умение концентрировать внимание.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга.
  2. Воспитывать умение работать в течение всего занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ

“Письмо” от Деда Буквоведа, плоскостные изображения сказочных героев (Чебурашка, Дюймовочка, Чипполино), ромашка с предметными картинками на лепестках (со звуком “Ч”), предметные картинки на Ч, палочка-отвечалочка, наборы для составления схем, звуковые линейки, кассы букв и слогов, кукла “Чучелка”, сундучок с буквой Ч, простые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Орг. момент. Самомассаж лица.

2. Сообщение темы.

– В нашем почтовом ящике я нашла письмо. Прочитайте, от кого это письмо.

Письмо от Деда Буквоведа

– Ребята, Дед Буквовед сообщает нам плохую весть. Чучелка похитила новую букву, с которой мы должны были сегодня познакомиться. Нам надо её найти. Для этого мы должны угадать, что это за буква. А поможет нам игра “Назови ласково”.

Мяч-мячик, ключ-ключик, белка-белочка, чашка-чашечка, собака-собачка, ложка-ложечка, вилка-вилочка, чемодан-чемоданчик, часы-часики и т.п.

– Вы догадались, какой один и тот же звук слышится во всех этих словах? Правильно, это звук [Ч], который на письме обозначается буквой Ч. Значит, мы должны найти сегодня букву…Ч. А чтобы найти эту букву мы сначала познакомимся поближе со звуком [Ч]

3. Характеристика звука [Ч] (согласный, всегда мягкий, глухой).

- Какой это звук гласный или согласный? Глухой или звонкий? Он всегда мягкий. Каким символом обозначим?

4. Дифференциация звука [Ч] от других звуков, в слогах, словах.

– Я буду произносить звуки и слоги, а вы, если услышите звук [Ч] хлопните в ладоши.

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ш, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ШО, ЧИ

Мяч, палка, почка, туча, чайник, тигр, очки, бочка.

– А теперь речевая зарядка  (проговаривание слоговых рядов).

У меня есть палочка-отвечалочка. Кому палочка в руки попадёт, тот слоговой ряд назовет:

 Ач-оч-уч-ич, ча-чо-чу-чи, ача-очо-учу-ичи; чна-чно-чну-чни; чта-что-чту-чти; чка-чко-чку-чки

5. Определение места звука в слове.

– Ребята, мы так увлеклись, что забыли о том, что нам нужно найти букву Ч. Дед Буквовед отправил нам помощников. И к нам спешит на помощь первый помощник, кто это – правильно это Дюймовочка (иллюстрация).

– Дюймовочка нам подскажет дорогу, если мы выполним её задание. На доске ромашка, на лепестках которой – картинки со звуком [Ч]. Дети выбирают себе по лепестку и определяют место звука “Ч” в названиях картинок. Дюймовочка отправляет нас к следующему герою.

Этот герой – Чебурашка (иллюстрация)

6. Деление слов на слоги.

– И Чебурашка приготовил нам задание, которое называется: “Раздели на слоги».

– Молодцы и с этим заданием справились!

7. Физминутка «Хомка-хомячок».

Чебурашка говорит, что только один отважный сказочный герой знает, где Чучелка спрятала букву Ч. И это – Чипполино (иллюстрация).

Физминутка «Хомка-хомячок».

8. Составление слова по первым звукам.

– Чипполино  даёт подсказку: “Прочитай слово по первым звукам, и вы угадаете, где Чучелка спрятала букву Ч .

(Дети разгадывают слово “сундук”).

– Значит, буква в сундучке и нам надо его найти. (Дети находят сундучок и Чучелку).

Логопед: Нашёлся сундучок, давайте скажем: “Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок” и Чучелка здесь, и задание прописать букву Ч для каждого.

Логопед: Ребята, а пусть Чучелка у нас на занятии посидит и поучит вместе с нами букву Ч (Чучелка остаётся).

9. Знакомство с буквой Ч.

Дети садятся за столы.

– Ребята, кто расскажет Чучелке, чем отличается звук от буквы (ответы детей)

– Посмотрите, вот буква Ч. На что она похожа?

Ч – вы правильно решили, пишут так же, как “4”.

Только с цифрами, друзья, путать буквы нам нельзя.

– Из каких элементов она состоит (Из двух вертикальных палочек и одной горизонтальной). Встаньте и напишите эту букву в воздухе, а теперь правой рукой на левой ладошке.  Печатание на листочках.

10.Знакомство с правилами ЧА, ЧУ.

Прочитайте слоги: ЧА, ЧУ, ЧЕ, ЧИ. Запомните правило: ЧА – пиши с А, ЧУ и- пиши с У. Буква Ч  сама всегда обозначает мягкий звук, поэтому  не дружит с буквами Я, Ю, которые обозначают мягкость согласных.

11.Звуко-буквенный анализ слов. Работа в кассах.

– А сейчас откроем кассы и найдём, где живёт буква Ч. На верхнюю полоску выложите слово мяч  (значение слова, количество слогов, звуков, характеристика каждого звука) и его схему. Аналогичная работа со словом чашка.

12. Чтение слов.

– И последнее задание от Чипполино, Чебурашки и Дюймовочки находится в конвертах. В этих конвертах – слова, вам их нужно прочесть.

13. Итог занятия.

– Вот мы и познакомились со звуком и буквой Ч. Что вы можете сказать про этот звук?

-Назовите слова со звуком [Ч].

– Ребята, вы сегодня старались, внимательно слушали, хорошо отвечали, все были молодцы!

   Сказочные герои приготовили для вас сладкий сюрприз, в его названии тоже есть звук [Ч], угадайте, что это? (чупа-чупсы) Чупа-чупсы в сундучке, помогите мне его открыть, вспомните волшебные слова: “Сундучок, сундучок приоткрой-ка свой бочок”.


ЧА – пиши  с  А

ЧУ – пиши с  У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию речи c воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Конспект логопедического занятия по развитию речи. Целью данного занятия является развитие активного и пассивного словаря детейф по лексической теме "Дом"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».

Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе "В городе Профессий".

Конспект подгруппового занятия с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием компьютерных технологий с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Занятие направлено на обобщение и систематизацию знаний и представлений детей о космосе и профессии космонавта....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с диагнозом ОНР. "На помощь Лесовичку".

Логопедическое занятие предназначено для детей подготовительной группы ДОУ. В подгруппе 4 человека. Занятие проводилоясь в начале учебного года для закрепления признаков осени и дифференциации гласных...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей подготовительной группы с логопедическим заключением: ОНР, 3 уровень речевого развития.) "На острове сокровищ"

Данная методическая разработка учитывает особенности работы с детьми ОВЗ, с логопедическим заключением ОНР , 3 речевого уровня...