"Строение листа. Виды жилкования."
план-конспект занятия на тему
Данная разработка внеурочного занятия будет интересна тем, кто работает в начальной школе над исследованиями с использованием цифрового микроскопа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhilkovanie.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» города Валуйки Белгородской области
Методическая разработка факультатива
«Я - исследователь»
4Д класс
Автор:
Герасимова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов
Валуйки, 2014 год
Методическая разработка внеурочного занятия
Строение листа. Виды жилкования.
Объяснительная записка
Представленный методический материал будет интересен тем, кто интересуется природой и ее изучением. Также отобранный материал окажется несомненно полезен для всех категорий педагогов, которые проводят работу в рамках ФГОС.
Область применения методического материала довольно обширна и может использоваться в той или иной мере на разных этапах уроков дисциплин естественнонаучного цикла, на внеурочных занятиях для детей начальной школы (3-4 классы). Методика насыщена разными видами деятельности учащихся.
Цель: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование коммуникативных УУД
Задачи: - содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект;
- содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
- содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи;
Тип занятия: занятие (открытого) нового знания
Методы и приемы проведения учебного занятия: словесно-наглядный (беседа), объяснительный, демонстративный, практический, частично-поисковый
Виды учебной деятельности: планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;
Возраст детей, на которых рассчитано занятие: 9-10 лет.
Условия для проведения: внеклассное мероприятие проводится в учебном кабинете.
Оборудование: презентация на тему «Виды жилкования листьев», большая энциклопедия природы для детей, цифровой микроскоп, компьютер, медиапроектор, листья различных растений, гербарий, магниты, клей, лист ватмана
Методические советы на подготовительный период: необходимо организовать 3 микрогруппы
Планируемый результат:
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
- уважение к чужому труду и результатам труда;
- ориентация на принятие образа «хорошего ученика»;
- ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи;
- предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
Межпредметные:
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
- следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия;
- в сотрудничестве с учителем и одноклассниками контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом;
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия;
Познавательные УУД
Учащийся научится:
- подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Учащийся получит возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- выделять ряд общих приемов решения задач
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
Учащийся получит возможность научиться:
- стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
Ход занятия
Ι. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Учитель: - Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, поделитесь хорошим настроением, чтобы оно присутствовало с вами на протяжении всего занятия.
ΙΙ. Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель: - Мы с вами на прошлой неделе были на прогулке, наслаждались погожим деньком, наблюдали за природой осенью. Вы рассматривали листья. А вы знаете, что строение у листьев разное: есть простые листья, а есть сложные листья (презентация). Скажите, чем они отличаются?
- Во время прогулки вы задавали мне различные вопросы. Одним из таких вопросов был следующий: «Почему все листья такие узорчатые?»
- Сегодня я решила провести с вами небольшую исследовательскую работу, а исследовать мы с вами будем листья. И мы постараемся ответить на ваш вопрос. Узоры, которые вы увидели на листьях – это жилки листа или по другому – жилкование. А как вы думаете, жилкование у всех листьев одинаковое или бывают разные виды? Бырка Женя поискал дополнительную информацию по данной теме. Женя, мы хотим тебя послушать. Что ты узнал?
- Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего исследования? (Виды жилкования)
ΙΙΙ. Учебно-познавательная деятельность
- Тему мы определили. Что выдвигают исследователи перед началом работы? (Гипотезу)
- А что такое гипотеза (Предположение)
- Какое предположение мы сделаем? (Предположим, что у всех листьев разное жилкование)
- Какую цель поставим перед собой? (Рассмотреть различные виды жилкования)
- Какие задачи должны решить? (Рассмотреть листья разных растений под микроскопом, выяснить, одинаково ли расположены жилки в разных листьях)
- Какие методы исследования вы знаете? (Тестирование, анкетирование, наблюдение, эксперимент, обработка данных)
- Какой метод исследования будете использовать сегодня на занятии? (Наблюдение)
- С помощью чего мы сегодня будем наблюдать? (С помощью микроскопа)
- А что кроме наблюдения еще может делать наш микроскоп? (Фотографировать)
- Какую еще задачу поставим перед собой? (Собрать фотографический материал листьев различных растений)
- У вас на столах лежат конверты с разными листьями. Первая и третья группы по очереди подойдете к микроскопу, исследуете каждый лист, а свои наблюдения занесете в таблицу. Пока первая группа работает с микроскопом, третья – выполняет дополнительное задание. Затем меняетесь.
Вторая группа работает на месте с отдельным микроскопом, затем выполняет дополнительное задание.
IV. Реализация построенного проекта.
- Приступайте к работе. Главное правило работать дружно! Это значит: помогать друг другу!
Предлагает каждой группе составить план работы. Во время беседы учитель демонстрирует некоторые приемы работы, наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
V. Включение в систему знаний и повторение.
Выступление с защитой своей работы каждой группы
- Все ли вам удалось, выполняя данную работу?
- Что не удалось? Почему? Что было сложно?
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
- Какое предположение мы делали с вами в самом начале занятия?
- Наше предположение подтвердилось?
- А зачем нам нужны эти знания? Где они пригодятся?
ΙV. Рефлексия.
- Ребята, какое впечатление у вас оставило наше занятие? На столах лежат листы с изображением смайликов. Поставьте галочку возле того смайлика, какое настроение присутствовало у вас на протяжении всего занятия.
Ученики: выполняют условие, выражающее их впечатление от занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лист.Внешнее строение листа.
Конспект урока в 6 классе по теме: "Лист. Внешнее строение листа"....
Урок: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев
В предлагаемом уроке «Внешнее строение листа. Разнообразие листьев», построенном в интерактивном режиме, демонстрируются способы формирования учебно-информационных умений, обеспечивающие нахождение, п...
Внешнее строение листа. Многообразие листьев.
Комбинированный урок по биологии в 6 классе по теме: Внешнее строение листа. Многообразие листьев. - Повторение ранее изученного материала - Изучение новой темы - Закрепление изученной темы в виде ...
«Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев».
Данная работа содержит полный материал по строению и видоизменению листьев. В школьной программе дети проходят процесс фотосинтеза. Данный урок позволяет детям более подробно изучить этот процесс, обр...
Конспект урока по теме: Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.
БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС Глава: Органы цветковых растенийТЕМА: Строение листа. Разнообразие листьев.ЦЕЛЬ: изучение строения листа и разнообразие листьев....
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Проверочная работа по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок».
Задания по типу ВПРдля проведения проверочной работы по темам: «Лист. Внешнее и внутреннее строение листа», «Стебель, его строение и значение», « Цветок...