Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
материал на тему
С представленным докладом выступила на заседании МО учителей русского языка и литературы в 2012 году.
В современном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования. . Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Электронные учебники, электролекции, виртуальные экскурсии, программы-репетиторы, справочники, энциклопедии, уроки в электронном виде и методические разработки к ним – сейчас существует довольно широкий интерактивный мир возможностей для успешного учебного процесса. Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приемам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажа знаний, презентации результатов собственной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_na_urokakh_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Существует пословица: « Тебе скажут- ты забудешь, тебе покажут – ты запомнишь, ты сделаешь – ты поймешь». И нет для такого понимания лучшего помощника, чем компьютер.
Компьютеры интенсивно вторгаются в нашу жизнь. Использование ИКТ является очень важным критерием эффективности современного урока. Как и любая технология, ИКТ заключает в себе как положительные, так и отрицательные моменты. Готовясь провести урок с использованием ИКТ, учитель должен помнить, что в силу некоторых причин, таких, как: отключили электричество, отказала техника – данный урок может не состояться, и надо будет перестраиваться. Перефразирую известную поговорку: « На компьютер надейся, а сам не плошай».И все-таки плюсов , конечно же, больше.
Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей- предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные навыки и умения, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами русского литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорно, помощником в решении этих задач является компьютер.
Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:
- при объяснении нового материала
- закреплении
- повторении
- контроле знаний, умений и навыков
Особенно актуально использовать ИКТ при подготовке ЕГЭ.
Учащиеся очень хорощо откликаются на такие уроки. И если брать мой 11 а, то уроки с ИКТ для мне просто палочка-выручалочка. Дело в том , что некоторые товарищи так и не приобрели сборники заданий по подготовке к ЕГЭ, с которыми мы работаем. В результате они оказываются «не у дел», если же каждое разбираемое задание записывать, то происходит нерациональное использование учебного времени, и мы практически ничего не успеваем. Использование ИКТ в какой-то степени решает эту проблему. В учебный процесс включаются все, интенсивность работы достаточно высокая.
В своей работе я использую готовые программные продукты («Фраза», методический комплекс компании «Медиахауз», «Энциклопедию русской литературы», «Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия»), Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.
Использование ИКТ на уроках литературы и русского языка можно представить схемой:
Создание проектов, презентаций требуют от учителя творческого подхода, применения исследовательских методов, владения компьютерными технологиями.
Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;
- увеличивает объем использования наглядности на уроке;
- экономит время учителя при подготовке к уроку.
- Необычайно интересна работа с использованием программы Power Point. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:
- обогащает урок эмоциональной окрашенностью;
- психологически облегчает процесс усвоения;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор учащихся;
- повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Более подробно хочу остановиться на теме: «Использование ИКТ на уроках литературы».
Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. Имея компьютер, учитель на первом этапе получает неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку.
Известно, что эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но и закрепить его, отработать практические навыки.
Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные особенности исторической эпохи, в которую они были созданы. Это определяет многосторонние связи литературы с курсом истории. В стремлении к полноценному усвоению школьниками литературного материала учителю порой приходится давать исторический комментарий, опережая программу по истории. Компьютер просто незаменим на таких уроках, так как позволяет решить проблему наглядности в полном объёме. Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске. Хороший урок невозможно представить без правильно сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в определённой последовательности и поместить на слайды. На слайдах же мы можем, например, разместить иллюстрации к уроку. Использование видеофрагментов, анимации активизирует образное мышление учащихся, значительно повышает их интерес к изучаемому предмету и создаёт условия для наиболее полной реализации принципа личностно-ориентированного обучения. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Кроме того, инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала.
Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференций.
По-моему, не надо экономить время урока на докладах учеников. Хорошо продуманный и обсуждённый с учителем материал доклада ученика, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах иногда вполне может заменить объяснение учителя или работу с текстом
Согласна с теми, кто скажет, что нельзя сводить урок литературы лишь к общению с компьютером. Безусловно, живое, эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и строить весь урок на работе с компьютером нецелесообразно. Применение компьютера на уроках литературы должно быть строго дозированным и самым разнообразным, оно может преследовать разные цели: ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя, просмотр фрагментов кинофильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т.д.
ИКТ позволяют привлечь даже рассеянное внимание школьников к изучаемому предмету. Таким образом, умелое использование компьютера на уроках литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели.
Сейчас к юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал, например, к юбилеям А.П.Чехова, В.М. Шукшина. Причём подаётся это в очень интересной форме. Использование этих дисков позволяет сделать уроки более интересными и информационно насыщенными, а возможно, и изменить отношение некоторых учеников к нашим урокам в лучшую сторону.
Традиционным для меня в методике преподавания литературы стало использование звукозаписей в ходе анализа литературных произведений, преимущественно стихотворных, получивших музыкальную интерпретацию в песне, романсе. Не менее важен текстуальный анализ тех фрагментов литературного произведения, которые проникновенно запечатлели музыку и отношение к ней литературных героев. Сопоставление словесных изображений музыки с прослушиванием музыкальных записей усиливает эмоциональную сторону литературного произведения и конкретизирует представления школьников о действующих лицах произведения. Так происходит при чтении повести А.С.Пушкина «Метель» и прослушивании вальса Свиридова, написанного по мотивам этой повести, или при изучении повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» в сопровождении «Largo Appassionato» Л. ван Бетховена. В целом использование ИКТ способствует повышению качества знаний и умений учащихся.
Практика использования ИКТ учителями позволяет сделать следующий вывод: использование ИКТ имеет серьёзные преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1.Современность и актуальность учебного материала.
2.Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3.Эстетичность и наглядность.
4.Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
5.Повышение интереса учащихся к учёбе.
6.Обучение через игровую или практическую деятельность.
7.Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.
Михайлова М.Н.учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №108»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...
использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе, в том числе и на уроках русского языка...
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.
Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"
Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...
План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения» работаю над повышением к...