Занятие "Музыка для души"
план-конспект занятия на тему

 

Цель занятия: формирование музыкальной культуры, отражающей интересы современного общества в развитии духовного - нравственного потенциала подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_dlya_dushi.rar26.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Романовский      специальный (коррекционный) детский дом  для детей с ограниченными возможностями здоровья»

658640, с. Романово, ул. Партизанская,1                        тел. 8-(3852)-61-22-8-63

Утверждаю

директор детского дома

___________  Зель Г.И.

«___»________20__г

«МУЗЫКА ДЛЯ ДУШИ»

 дополнение к проекту «Пасхальный перезвон»

Срок реализации  май 2013 год

Возраст 14-16 лет

Разработчик:

Прищепа

Вера Михайловна,

педагог I категории

        

        с. Романово, 2013 год

Цель занятия: формирование музыкальной культуры, отражающей интересы современного общества в развитии духовного - нравственного потенциала подрастающего поколения.

Задачи:

1.Воспитывать интерес, эмоционально-ценностное отношение и любовь к духовной музыке, к культурному наследию.

2.Развивать музыкально-эстетический вкус.

3.Совершенствовать желание слушать духовную музыку.

Планируемый результат: Познакомятся с понятиями пасхальное песнопение, Канон, Тропарь, Стихиры Пасхи.  С духовной музыкой в слуховой опыт детей войдут новые интонации, мелодии отличные от современной музыки, это благотворно повлияет на их психическое и эмоциональное состояние, музыка чудодейственным образом привлечет ребят к добру, красоте, человечности.

Ключевые понятия: Пасха, пасхальное песнопение, Канон, Тропарь Стихиры Пасхи, Многолетия, авторская православная песня.

Предварительная работа: Встреча с представителями Барнаульской Православной  Духовной Семинарии, исследовательская деятельность.

Материалы и оборудование:  презентация «Музыка для души», компьютер, мультимедийный проектор.

Форма занятия: комбинированный вид деятельности.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Звучит фонограмма тихой спокойной музыки.

Надпись (слайде № 2)  читает педагог:

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения…»  Платон.

Педагог: Вряд ли кто – нибудь, сегодня, будет спорить: нужна ли музыка в жизни людей? До такой степени  она  слилась с нашей жизнью.

  1. Основная часть.

Педагог: Вы все были участниками небольшой исследовательской работы, одна из воспитанниц получила задание и провела исследование «Любите ли вы слушать музыку?»

Отчет воспитанницы  о проделанной работе (слайд № 3-6). Вывод.

Педагог: Опираясь на результаты опроса, я решила вам рассказать о духовной музыке, по - другому ее называют церковной. А тема нашего занятия «Музыка для души».

Музыка открывает человеку дверь в другой мир. В этом мире можно обойтись без слов – здесь царят звуки. Музыка успокаивает или возбуждает, веселит или заставляет грустить. Она владеет душой человека, если тот способен ее слушать. А «глухих» к музыке людей практически нет. Мы слышим музыку в журчании ручья и в шепоте листвы, в завыванье ветра и стуке капели. Ученые установили, что музыкой можно лечить, с ее помощью можно улучшить усвоение новой информации, но все-таки главное ее предназначение – касаться глубоких струн человеческой души и звучать в гармонии с окружающим миром (слайд № 7-8).

Сообщение воспитанника: «Влияние музыки на человека»

Роль музыки в жизни человека трудно переоценить. Музыка – это звук, то есть звуковые волны разной частоты и в зависимости от того, какую музыку  мы слушаем, нервная система реагирует либо положительно, либо отрицательно. Есть музыка, оказывающая прямо таки терапевтическое расслабляющее действие. Такую музыку выбирают для медитаций. Есть музыка веселая, возбуждающая, которая может подействовать как тонизирующее средство при усталости. Есть музыка вызывающая агрессию. Воздействие на человека звуком определенной частоты (как правило, этой низкий диапазон) может довести до глубокого расстройства нервной системы.Практически все современные дети любят слушать музыку, но это чаще всего рок или поп музыка, а вот академическую – слушают очень редко, а именно такая музыка оказывает огромное влияние на духовно – нравственное воспитание. Весь потенциал музыки еще неизвестен людям, но уже становится ясно, что музыка влияет на нас на уровне тела, мозга, эмоций и энергетики. Именно поэтому, необходимо очень внимательно относиться к тому, какую музыку мы выбираем для прослушивания. Учеными всего мира доказано, что классическая музыка оказывает универсальное оздоровительное воздействие – и на психику и на тело, духовная и религиозная музыка снимает болевой синдром, восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя, а  вот поп музыка, рок и реп – могут, как поднять настроение, так и испортить его. Если сравнивать музыку с лекарствами, то церковная музыка – анальгетик в мире звуков, то есть она облегчает боль (слайд № 9).

Педагог: Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорби и согреть сердце небесною благодатью. Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «… является торжеством для радующихся и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст). Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений (слайд № 10-11).

Вопрос: Какие песнопения вам запомнились со встречи с семинаристами?

Рассказ педагога: Мир, созданный Богом, наполнен тысячами звуков: звоном весенней капели, гомоном птиц, грохотом грома. Эта разноголосица жизни слагается в прекрасную мелодию жизни. Люди, наделенные талантом от Бога, дополняют ее особой музыкой, способной утолить духовный голод.

Духовная музыка поется и исполняется десятилетиями, при этом она не утратила своей непреходящей ценности. Действительно, вдохновенные гимны учат истине, укрепляют веру. А еще «выражают любовь к Тому, Кто страдал за нас на Кресте, чтобы после воскреснуть...»

Пасха - одно из самых драгоценных слов христианина, величайший праздник. С ним для нас связаны многочисленные священные воспоминания, им же мы выражаем и радость о нашем спасении по благодати Воскресшего Христа Бога нашего.

Богословское содержание слова Пасха раскрывает нам церковное песнопение, заканчивающееся словами Пасха нетления - мира спасение. Пасха - спасение мира, наше спасение, спасение, дарованное нам Иисусом Христом, Который умер за грехи наши, по Писанию, и воскрес в третий день.

Пасхальный канон (слайд № 13)

Пасхальный канон поется на Светлой Пасхальной заутрени. Этот канон иногда называется венцом, то есть вершиной церковных песнопений.

Кондак и Тропарь Пасхи (слайд № 14)

Тропарь праздника раскрывает его сущность и воспевает его. Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига святого, прославляет его житие и святость. Кондак, воспевая то же событие или то же священное лицо, дополняет, развивает основную тему тропаря.

Кондак – небольшое песнопение (в одну-две строфы)

Тропарь – богослужебный стих, где в лаконичной форме описаны основные смыслы праздника.

Стихиры Пасхи (слайд № 15)

Стихиры пасхи- гимн свету и воскресению.

В древнейшем распеве стихир Пасхи заложено столь мощное, самодостаточное и универсальное духовное зерно, что эти великие слова прекрасно воспринимаются практически в любой музыкальной интерпретации. Строги и торжественны стихиры Пасхи, если исполнять их знаменным распевом. Широко известны различные гармонизации этого распева замечательных церковных композиторов: Смоленского, Никольского, Яичкова, – рассчитанные на большой смешанный хор.

МНОГОЛЕТИЕ

Многолетие – торжественное провозглашение за православным богослужением слов «многая лета». Является формой пожелания долгих лет жизни и благополучия. Провозглашается в форме сольного речитатива и хорового припева (диакон провозглашает–«Многая лета» (с постепенным усилением и подъёмом голоса), хор в ответ трижды поёт «Многаялета»).

Изначально в Византии многолетие являлось формой чествования императоров. В России многолетие возглашалось царям. Позднее, в Русской Православной Церкви многолетие сталопровозглашаться патриарху, епархиальному архиерею, настоятелю монастыря с братией и всемправославным христианам. «Многая лета…» (слайд № 16) Торжественное провозглашение долгих лет жизни и благополучия. Провозглашается по поводусовершения таинств крещения и венчания, во время поздравления с праздничными событиями.

Исполнение: Хор Валаамского монастыря.

Педагог: Сегодня, хочу коротко познакомить вас с новым жанром - авторская песня, этот жанр необычен тем, что в исполнении автора звучат не простые песни,  а православные.

Копылова Светлана Вадимовна (род. 22 февраля 1964 года в Иркутске) — исполнительница авторской православной песни, киноактриса, автор стихов, лауреат международных и региональных фестивалей, член Союза кинематографистов России. Прихожанка храма  Всех Святых в Красном Селе, г. Москва.  Светлана - член Союза кинематографистов России, сыгравшая более 10 главных ролей в фильмах. Сейчас её творчество связано с православной авторской песней. Она стала лауреатом международных и региональных фестивалей, много концертирует, записала много аудио-дисков. В 2005 году был издан её сборник "Царская баллада", куда вошли произведения в стихах об иконах Божией Матери, баллады о святых. В 2005 же году был выпущен первый аудиоальбом "Русская земля", а в 2006 - диск "песни-притчи "Дар Богу", ставший очень популярным, особенно благодаря песне-притче "Близнецы".

«Светлана Копылова получила от Бога дар детской, истинной и искренней веры. Вера в Воплощённое Слово и в Церковь всколыхнула в ней прежде затаённое поэтическое чувство. Как отрадно, что исходящее из её женского сердца слово не туманное и неопределённое в его значениях, не вялое и путаное, но простое, ясное и…прекрасное…» (протоиерей Артемий Владимиров) (смотреть слайд № 17-18)

  1. Рефлексия занятия.

Игра «Мяч по кругу» (воспитанники передают мяч друг другу и отвечают на вопросы)  Понравилось занятие? Что дало это занятие? Какие ощущения испытывали, слушая пение? Изменилось ли ваше мнение к вопросу «как часто вы бы хотели  слушать такие пения»? Соответствует ли тема занятия, содержанию (слайд № 19)? Что понравилось больше всего?

Используемая литература:

1. Р.Блаво «Исцеление музыкой»

 2. А.Шутов «Музыка – как средство психологического воздействия»

 3.Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. – М.: ВЛАДОС, 2000.

 4. Духовная музыка: Россия и запад. Программа для 1 – 4 класса.ООШ / И.В.2000.

Сайты:

1.http://mojurok.narod.ru/index/0-56

2.http://www.viborzhizni.ru/rol-muzyki-v-zhizni-cheloveka.html

3.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/znachenie-muzyki-v-zhizni-lyudei

4.http://www.media-archive.choirfestival.ru/artists/29

5.http://www.eparhia.ru/altai_news/?i 

6. http://www.svetlana-kopylova.ru.  

7. http://www.paskha.ru/xb


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медиаурок литературы в 9 классе "Живая" душа Чичиков или "мёртвая" (по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души")

Цели урока: показать отношение Гоголя к современной ему действительности; раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность; в ходе исследовательской деятельности при...

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

Программа кружка Литературная гостиная «И душа с душою говорит…»

Пояснительная записка Программа кружка ориентирована на стимулирование творческой активности учащихся, реализации в различных видах литературной деятельности, активизации связей школы с родителям...

“У каждого из слов душа своя...” (Музыка души и “удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”, созданный Е.Носовым.)

Во вступительной статье к одному из своих сборников издательства «Детская литература» Е.Носов пишет о том, что в мальчишках и девчонках он больше всего ценит любознательность, “иными словами – любовь ...

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс.

«И душа с душою говорит» К.Г Паустовский «Телеграмма» Урок литературы 6 класс....

Труд души (по стихотворению Н.Заболоцкого "Не позволяй душе лениться")

Урок - мастерская  по стихотворению Николая Заболоцкого...