Роль притч в самоопределении личности учащихся в процессе преподавания курса ОРКСЭ
методическая разработка (5 класс) на тему
Данный материал поможет учителям, преподающим курс ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pritchi.ppt | 574 КБ |
pritchi.ppt | 574 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этимология слова Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» ‑ «тча» ‑ «теча» ‑ «теку» (бегу, поспешаю) ‑ тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» ‑ при, «мия» ‑ путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба.
Значения слова «притча» в русском языке Притча (от «течь/идти» или «ткнуть/встретиться») – «припутное изречение», т.е. такое, которое служит указанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям. Притча (от «притыкать, притачивать») – украшающий, внешний способ выражения мысли. Притча (др.-р.) – нечаянный, внезапный, нежданный случай, притом дурной, несчастный. Притча – посмешище, предмет пересудов (см. «притча во языцех»). Притча – причитание, плач, вообще сетование. Притча – дидактико-аллегорический жанр, близкий басне.
Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Свойства притчи:
Функции притч (по А. Н. Иоффе):
Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла притчи. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные. Придумать название притчи. Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться). Выделить ключевые слова ‑ понятия, с последующим комментированием. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Инсценировка притчи. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка) Подбор пословиц, поговорок. Сравнение с басней (определить). Найти или предложить вставить пропущенные слова. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.). Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями. Определение ценностей, которые отражает притча.
Притча о человеке, построившем дом Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.
Раввин и Мыловар Шли однажды вместе раввин и мыловар. – Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: – Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? – Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться. – Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!
Жадный лев Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал: – Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем. Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему. Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…. … и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этимология слова Церковно-славянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень слова «притча» ‑ «тча» ‑ «теча» ‑ «теку» (бегу, поспешаю) ‑ тот же самый, что и в слове «предтеча». В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» ‑ при, «мия» ‑ путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба.
Значения слова «притча» в русском языке Притча (от «течь/идти» или «ткнуть/встретиться») – «припутное изречение», т.е. такое, которое служит указанием пути, руководствует человека на путях жизни, давая ему средства к благополучному течению по этим путям. Притча (от «притыкать, притачивать») – украшающий, внешний способ выражения мысли. Притча (др.-р.) – нечаянный, внезапный, нежданный случай, притом дурной, несчастный. Притча – посмешище, предмет пересудов (см. «притча во языцех»). Притча – причитание, плач, вообще сетование. Притча – дидактико-аллегорический жанр, близкий басне.
Темы притч: мудрость, долголетие, праведность, знание, любовь к ближнему, страх перед животворными силами природы, воздержание, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, сдержанность в наслаждениях, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.
Свойства притчи:
Функции притч (по А. Н. Иоффе):
Способы использования притч в учебном процессе Обсуждение основной идеи и смысла притчи. Сформулировать вопросы или ответить на поставленные. Придумать название притчи. Притча без окончания (обсуждение, чем она могла бы закончиться). Выделить ключевые слова ‑ понятия, с последующим комментированием. Сделать разбор текстового документа (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста). Инсценировка притчи. Загадка, на которую нужно дать ответ (отгадка) Подбор пословиц, поговорок. Сравнение с басней (определить). Найти или предложить вставить пропущенные слова. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли и т.п.). Сравнение нескольких притч (притчи разных культур) с одинаковыми ценностями. Определение ценностей, которые отражает притча.
Притча о человеке, построившем дом Жил-был один человек. Он строил себе дом. Он хотел, чтобы дом стал самым удобным, самым теплым, самым красивым в мире. Основательно принялся строить свой дом человек. Он с любовью выбирал камни и обтесывал их. Строительство шло долго, но постепенно появлялся на свет один из самых красивых домов, которые когда-то существовали в мире. К нему приходили и просили о помощи, так как весь мир был объят пламенем, люди страдали и умирали. Он всем отказал в защите и заботе, потому что интересовался только домом, а не миром вокруг… Когда он построил, наконец, свой замечательный дом, то не смог найти планету, где можно было бы жить.
Раввин и Мыловар Шли однажды вместе раввин и мыловар. – Что толку в еврейской религии? – спросил мыловар. – Посмотри, сколько бед и страданий в мире! Не помогают ни тысячи лет познания добра, правды и справедливости, ни изучение Торы, ни мудрость праведников, ни высокие идеалы пророков. Если наша вера на самом деле истинна, почему так плохо? Ничего не ответил раввин. Пошли они дальше, видят: ребенок в сточной канаве играет, весь грязный, перепачканный. И сказал раввин: – Посмотри на этого ребенка. Ты говоришь, мыло отмывает людей от грязи, а он – весь в грязи. Что толку в мыле? Его в мире хоть отбавляй, а ребенок остается грязным. Вот я и спрашиваю, так ли уж помогает мыло? – Но рабби, - возразил мыловар, - мыло не может помочь, если им не пользоваться. – Верно! – оживился раввин. – Так же и с нашей религией. Она не помогает, если не исповедовать её изо дня в день всю жизнь!
Жадный лев Однажды вышел Лев на охоту, увидел зайца, погнался за ним, зарычал: – Эй, косой, тебе от меня не уйти, я тебя съем. Только хотел Лев схватить зайца, как навстречу ему выбежал горный козел. Видит Лев – в козле мяса больше, оставил зайца, погнался за козлом. Совсем догнал было Лев козла, как вдруг навстречу ему выбежала газель. Лев оставил козла и погнался за газелью. Дорогу им преградила глубоководная река. Газель перескочила реку и дальше побежала, а Лев остановился – не перепрыгнуть ему. Наклонил голову Лев, увидел свое отражение в воде и подумал…. … и подумал, что перед ним какое-то большое животное. И решил Лев: к чему гнаться за газелью, когда здесь его ждет большая добыча. Разогнался он и бултыхнулся в воду, только пузыри пошли .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...
Использование притч в процессе преподавания курса ОРКСЭ
Данный материал поможет при подготовке к уроку учителю, преподающему курс ОРКСЭ...
Эссе "Позитивные возможности и сложности преподавания курса ОРКСЭ
Эссе предназначено для преподавателей курса ОРКСЭ в 4-5 классах и для классных руководителей. работающих в классах с представителями разных культурных традиций. Методический материал может пригодиться...
Становление духовно-нравственных качеств личности ребенка в рамках реализации курса ОРКСЭ
Данная статья предначначена для преподавателей курса ОРКСЭ, в ней освещается актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания в современной российской школе. Автор, опираясь на опыт преподавания...
О преподавании курса ОРКСЭ
Формирование у учащихся уважительного отношения к культуре и религиозным традициям многонационального народа России...
Конспект урока "Трагедия еврейского народа" в рамках преподавания курса ОРКСЭ
Урок посвящен черным страницам еврейского народа - Холокосту...
Создание условий для самоопределения личности школьника в процессе изучения истории
В презентации "Создание условий для самоопределения личности школьника в процессе изучения истории" показаны организационные формы работы, способствующие развитию обучающихся в у...