Производственное совещание "Сотрудничество"
материал по теме
В.А. Сухомлинский писал:
« В ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать, усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал к производственному совещанию | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
-1-
Личность сложна и многогранна. Прежде всего, ее характеризуют стремления и отношения, выражающие потребности и интересы, чувства и убеждения.
Каждый ребенок представляет собой индивидуальный мир. У каждого свои способности, возможности и потребности. Потенциальные возможности их развития не одинаковы. Поэтому и нельзя подходить в обучении и воспитании ко всем детям с мерками, рассчитанными на какую-то усреднённую личность.
Категорически нельзя согласиться с постулатом о равенстве всех учеников, который выдвигался ранее. Природа – мудрый учитель, она заинтересована в том, чтобы каждый человек нашел себя в жизни, каждый свое место, и каждому отмеряются способности в той или иной сфере.
Благодаря этому, у человечества есть гениальные ученые (интеллектуальная сфера), великие поэты и актеры (эмоциональная сфера), выдающиеся спортсмены, балерины, танцоры (психомоторика), ювелиры, резчики по дереву, повара, портные и т.д. (прикладные умения). Причем последних в большем количестве.
В.А. Сухомлинский писал:
« В ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать, усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познается».
Непонятным остается стремление сделать всех одинаковыми, в равной мере сделать одинаково умными и умелыми. Такое стремление приводит к одинаковым результатам, потому что делается вопреки природе и её закономерностям.
Дети не равны в возможностях овладения школьной программой. У одних выше интеллектуальный потенциал, и они могут и должны получать больше. У вторых раньше обнаруживаются художественные задатки, и им больше времени и сил следует расходовать на художественные школы, секции, кружки. Третьи предназначены для совершенствования своего тела в спорте, танцах. Богатство четвертых обнаруживается в «Золотых руках».
Уровень развития способностей ребенка зависит:
- от качества наличных знаний
- от степени их объединения в единое целое
- от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности
- от тренированности самих мозговых структур, участвующих в познавательных и психомоторных процессах.
-2-
Психологической наукой объяснен хорошо известный в педагогической практике факт: разновременно идет созревание различных функций психики:
- Внимания
- Воображения
- Памяти
- Мышления
- Социального интеллекта и других.
В развитии индивида есть определенная динамика со своими подъемами, пиками, периодами адаптации, стабилизации, спада закономерными для каждого возраста.
Воображение, память, внимание, мышление и другое у каждого ребенка созревают поэтапно, не одновременно. Пик наступает в разные периоды жизни:
- У одних раньше, опережая средние возрастные нормы
- У других, укладываясь в стандартные показатели
- У третьих, с более или менее выраженным отставанием.
Объясняется этот разрыв различными факторами (наследственность, состояние здоровья, экологические факторы, образ жизни, семья и другое).
Таким образом, можно сделать вывод, что все дети различны:
- Рост
- Сила
- Вес
- Длина шага
Это показатели физического развития.
Также различны у каждого ребенка и темпы психофизического развития.
Имеющиеся в народном творчестве поговорки типа:
«Горбатого могила исправит».
«Яблоко от яблони недалеко падает»
Говорят о том, когда взрослые не видят, не осознают и не признают в воспитанниках самодостаточную личность.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются «трудные
-3-
дети», малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Сущность сказанного сводится к следующему высказыванию Плутарха:
« Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Садовник из любого живого корня выращивает растение, применяя в необходимых случаях именно своё искусство посадки…».
Значительную часть слабоуспевающих учеников составляют слабомыслящие и малоспособные к обучению дети.
Овладение знаниями связано для них с неимоверными трудностями. Некоторые из них страдают ограниченность своих способностей
В обучении и воспитании таких детей нужен особый подход, тонкий и деликатный. Главное не допустить переживаний, воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не приступить чувство чести и достоинства. На уроке такие дети требуют особого внимания, они должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в выполнении.
Развитие, как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом. То есть, как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно.
Я.А.Коменский был первый, кто настаивал на учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.
Он писал: «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте».
Младший школьный возраст податлив к учебной деятельности. Умственная активность детей этого возраста направлена на то, повторить, внутренне принять, подражая учебные действия и высказывания.
Старший школьный возраст нацелен к освоению своего внутреннего мира.
Задача и родителей школьника и учителя помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам ребенка.
Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют
-4-
учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда и т.д. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обуславливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Учителю необходимо тщательно анализировать собственную деятельность и перестраивать ее в соответствии с новым уровнем развития учащихся, их возрастными и индивидуальными возможностями и особенностями.
Важнейшая задача учителя – проектировать, создавать, закреплять положительное в детях.
С точки зрения К.Роджерса, роль учителя – умение создавать соответствующую интеллектуальную и эмоциональную обстановку в классе, атмосферу психологической поддержки, свободной и непринудительной атмосферы.
Перед учителем ставится цель – помочь ученикам достичь полноты своего самоосуществления. Если учитель поддерживает интерес учащихся, жажду их учения, любознательность, возможности, учитывает индивидуальные и возрастные особенности ребенка, социальные условия и многое другое, то возникает тесная взаимосвязь «Учитель – ученик».
В процессе этого успешного сотрудничества с учителем ребенок поднимается на более высокую интеллектуальную ступень.
Учитель призван не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания.
Сопряжение трех величин: УЧИТЕЛЬ – ПРЕДМЕТ – УЧЕНИК
Таит в себе опасность.
От того как складываются отношения в системе УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК , в значительной степени зависит судьба встреч ученика и предметом.
Это не заблуждение, а факт.
Успешное сотрудничество – это правильное решение выполнения учебно-воспитательных задач и целей в современных условиях.
-5-
РЕКОМЕНДАЦИИ:
- Всем учителям школы создавать на уроках атмосферу сотрудничества учителя и ученика, использовать для этого такие приемы, формы работы, которые бы активизировали учащихся.
- Учителям – предметникам, учителям начальных классов, классным руководителям изучать особенности развития каждого ученика, учитывать в процессе обучения реальные возможности учащихся в овладении программным материалом.
- Исходя из проблемы школы, осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся, при этом, развивая как способности сильных школьников, так и тех, кто с трудом усваивает обязательный образовательный минимум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по развитию организации питания учащихся и осуществлению производственного контроля за питанием
Правительство Московской области, администрация Ленинского муниципального района и другие районные службы и ведомства проводят целенаправленную работу по формированию, сохранению и укреплению здоровья...
Рабочая программа производственного обучения по профессии "Автомеханик"
Новая группа, которая поступила к нам в училище в 2011 году , обучается по новым стандартам.Поэтому методическая разработка Рабочаей программы была сделана с учетом изменений....
Урок производственного обучения "Применение графического редактора Paint для решения прикладных задач"
На уроке производственного обучения уч-ся 1 курса с помощью инструментов графического редактора Paint изготовить раздаточный (дидактический) материал для уроков физики по теме: "Параллельное и по...
Урок производственного обучения
Оформление урока производственного обучения в слесарных мастерских- практическая работа по изготовлению садовой тяпки....
Положение о производственном обучении и производственной практике НПО
Положение о производственном обучении и производственной практике...
Программа Производственной практики и производственного обучения
Учебно-методическое пособие мастера...
Методические указания по выполнению практической работы по предмету "Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" по теме расчет производственной программы предприятий общественного питания
Данная практическая работа входит в состав комплекта практических работ, разработанных по предмету Экономические и правовые основы производственной деятельности" по профессии "повар, кондитер" в...