Моя Нобелевская лекция.
статья по теме
Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе повышает качество современного образования, поддерживает интерес учащихся к русскому языку и литературе, помогает в творческой деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык является одним из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение. Для каждого человека владение родным русским языком в современных условиях - надежная основа в жизни, труде, творческой деятельности. В условиях современной жизни, построенной на принципах конкурентоспособности человека, мало просто знать языковые явления, уметь грамотно писать, используя орфографические и пунктуационные правила. Жизнь ставит перед выпускником новые задачи: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому в Концепции модернизации российского образования указывается, что содержание образования, технологии обучения и методы оценки качества образования должны быть приведены в соответствие с требованиями общества. Задача современной школы – подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Поэтому цель педагога – не просто передать готовую сумму знаний, информации, а обучить навыкам самостоятельного добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы. Уместно вспомнить слова великого русского писателя Л.Н. Толстого: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать».
Однако не все так просто, как кажется. С одной стороны, требования, диктуемые жизнью, меняются, усложняются, с другой стороны, наблюдается одна из серьезнейших проблем современной школы - резкое падение интереса учащихся к изучению русского языка и, как следствие, снижение грамотности, бедность словаря, косноязычие, неумение правильно, четко и логично выразить свою мысль, а неприятие русского языка порождает внутреннюю глухоту ко всему остальному. Язык – душа народа. По своей природе он не может не отражать того, что происходит с человеком и вокруг него. Еще в начале 90-х годов языковеды начали говорить о снижении уровня культуры речи. Так, например, Д.Э.Розенталь в «Справочнике по правописанию, произношению, литературному редактированию» 1994 года замечал, что «литературный язык испытывает сильное влияние просторечной (и даже жаргонной) лексики, нередко вторгающейся в язык под лозунгом раскрепощения и «демократизации». Спустя более 20 лет данная проблема не перестала быть актуальной. В данной ситуации перед учителем стоит сложная задача: необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы помочь ученику захотеть узнать новое и учиться пользоваться полученными знаниями в жизни.
В целях поддержания постоянного интереса учащихся к русскому языку и литературе необходимо сочетание научности и глубины излагаемого теоретического материала, его практической значимости с творческой деятельностью самих учащихся. В результате вовлечения в творческую деятельность, ученик становится активным участником учебного процесса. Творческая деятельность приглашает учащихся заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы больше интересного узнать о своем родном языке, приблизиться к разгадкам его тайн и секретов, понять, почему он считается одним из самых богатых и красивых языков мира. Во время выполнения творческой работы обучающийся использует большое количество информации, которое он не в состоянии переработать и использовать без помощи новых информационных технологий. Информационные технологии способствуют облегчению его труда, заинтересовывают, обеспечивают более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить объем выполняемой работы на занятии, улучшить контроль знаний; сформировать навыки исследовательской деятельности, обеспечить доступ к справочным материалам, электронным библиотекам и другим информационным ресурсам.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, мультимедийная презентация облегчает процесс восприятия и запоминание информации с помощью ярких образов. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта на любом этапе урока
Ресурсы Интернета восполняют в школах дефицит источников информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов, звукозаписей и т.д.), а также позволяют участвовать во всевозможные дистанционных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.
Один из объективных видов оценивания и контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы, - компьютерное тестирование. Тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях, реализовывать индивидуальный подход в обучении, так как возможна индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся; давать разноуровневые задания.
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать актерское прочтение стихов, прозы и классическую музыку, попасть на заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал.
Поскольку в наше время литература тесно связана с другими видами искусства, использование последних технических средств становится все более актуальным.
Многие классические произведения нашли свое воплощение в кинематографе. Фильмы служат хорошим подспорьем на уроках литературы. Учитель может использовать отдельные видеофрагменты при проведении традиционного урока, а может организовать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма.
Неограниченные возможности компьютера позволяют интегрировать русский язык и литературу, изобразительное искусство и музыку, использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.
С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: сделать записи исполнения произведений самими авторами или мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты.
Поэтому я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе повышает качество современного образования, поддерживает интерес учащихся к русскому языку и литературе, помогает в творческой деятельности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
нобелевские лауреаты
нобелевские лауреаты в области мира и литературы...
Нобелевская премия
Материалы для конференцииВикторина...
Физики-лауреаты Нобелевской премии
Статья может быть использована для проведения 15-минуток в рамках предметной декады...
Классный час для 10-11 классов. «Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова.
Этот классный час мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть — у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андр...
Нобелевская лекция
Показана роль образования и учителя в современном обществе...
Моя Нобелевская лекция.
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной систем...
Внеклассное мероприятие «Нобелевская премия. Лауреаты Нобелевской премии по химии, медицине и биологии-граждане России и СССР».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-9 классов....