Классный час для 10-11 классов. «Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова.
классный час (10 класс) по теме

Прищепенко Нина Анатольевна

Этот классный час мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть — у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андрее Дмитриевиче Сахарове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час68 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 10-11 классов.

«Мир. Прогресс. Права человека» — тема Нобелевской лекции А.Д.Сахарова.

Задачи классного часа:

1. Познакомить обучающихся с деятельностью академика А.Д.Сахарова; показать актуальность основных

    положений Нобелевской речи;  выяснить, какие мысли Сахарова близки и понятны ребятам.

2. Способствовать воспитанию в обучающихся честности, порядочности, патриотизма,  формированию

    гуманистического мировоззрения, идеалов гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса,

    отношения  к нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития

    человеческого сообщества; гражданственности, любви к Родине, политической и правовой культуры.

Предварительная подготовка: 

         знакомство обучающихся с биографией А.Д.Сахарова,  текстом Нобелевской речи,

            Всеобщей Декларацией о правах человека.

Участники: обучающиеся 10-11 классов.

Ход классного часа.

Стихотворение Лидии Чуковской  

А.Д.С. [Андрею Дмитриевичу Сахарову.

 Голубоглазое молчанье,

 Мощь одинокой тишины.

 И расстоянье, расстоянье,

 Которым мы разделены.

Как от земли и до луны.

Заговорил — и прозвучали

Слова отваги и печали.

И не хватало, не хватало

 Лишь мученического венца.

 И время, вот оно, настало

 Для мученического конца.

Сегодня-завтра он наступит,

 Очей угаснет синева.

 И вот когда бессмертье вступит

 В свои законные права.

1976

Учитель:

— Добрый день, уважаемые участники дискуссии. Этот классный час мы посвятим удивительному человеку, который при жизни вызывал уважение, восхищение у одних, и страх и ненависть — у других. Речь пойдет об академике, лауреате Нобелевской премии Андрее Дмитриевиче Сахарове, и большее внимание мы уделим его Нобелевской речи. В ходе нашей дискуссии попытаемся понять, в чем же секрет величайшего ученого, гуманиста, и почему человек, необычайно талантливый, порядочный, был в такой немилости у власти. В ваших размышлениях вам помогут ваши знания по истории, обществознанию, ваша гражданская позиция.

-  Готовясь к дискуссии, вы должны были познакомиться с биографией А.Д.Сахарова. Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями.

(Рассказы ребят о тех моментах биографии Сахарова, которые запомнились им больше всего: семья, образование, годы Великой Отечественной войны, научная деятельность, создание водородной бомбы, защита репрессированных, протест против ввода советских войск в Афганистан)

- Теперь давайте попробуем ответить на вопрос: что в деятельности Сахарова вызывало у властей такое неприятие?

(Ответы ребят: в стране, где свобода мышления в принципе не могла существовать, одно название статьи  «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» могло, мягко говоря, насторожить «властителей дум». Не говоря уже о той борьбе, которую вел академик против испытаний ядерного оружия. И защита репрессированных, конечно, тоже была не в пользу Сахарова.)

- Скажите, пожалуйста, как вы объясните  поддержку  Сахаровым бойкотирования Московской олимпиады?

(Ответы ребят: история олимпийского движения – ответ на этот вопрос. Еще в  Древней Греции во время проведения Олимпийских игр прекращались все войны. Как же может проходить олимпиада в стране, ведущей войну?)

- А теперь перейдем к самому главному – деятельности Андрея Дмитриевича как защитника прав человека. Вы уже знаете, что в 1970 году Сахаров вместе с друзьями основал Комитет по правам человека, и еще вы знаете, что 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека,   Приняв это решение исторического значения, Ассамблея обратилась с призывом ко всем государствам — членам Организации —  обнародовать текст Декларации и сделать все возможное для «ее распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без различия, основанного на политическом статусе стран или территорий».  Почему же, спустя 22 года после принятия международной декларации, у нас в стране возникает необходимость создания Комитета по правам человека?

(Ответы ребят: идеологическая ситуация в СССР, диссидентство, преследование властями «инакомыслящих» — все факты, говорящие о грубом нарушении прав человека).

- В 1975 году  за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства» Андрей Дмитриевич Сахаров был удостоен звания лауреата Нобелевской премии Мира. «Это явилось огромной честью для меня, признанием заслуг всего правозащитного движения в СССР.» (А.Д. Сахаров, «Автобиография»).

 

Речь А.Д Сахарова на Нобелевской лекции «Мир. Прогресс. Права человека.» — следующая и основная тема нашей дискуссии. Давайте остановимся на основных ее положениях.

       Как сказал сам академик: «Мир, прогресс, права человека — эти три цели неразрывно связаны, нельзя достигнуть какой-либо одной из них, пренебрегая другими».                                                                                       Еще в 1968 году в работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе»

Андрей Дмитриевич рассмотрел угрозы человечеству, связанные с его разобщенностью, противостоянием социалистической и капиталистической систем: ядерная война, голод, экологические и демографические катаклизмы, дегуманизация общества, расизм,   национализм, диктаторские террористические режимы. В демократизации и демилитаризации общества, утверждении  интеллектуальной свободы, социальном и научно-техническом прогрессе, ведущих к сближению двух систем, Сахаров видел альтернативу гибели человечества. Став одним из создателей водородной бомбы, гуманист Сахаров увидел, насколько опасно такого рода открытия в обществе, ведущим принципом которого является сила – сила, направленная на уничтожение человечества. «Я убежден, что международное доверие, взаимопонимание, разоружение и международная безопасность немыслимы без открытости общества, свободы информации, свободы убеждений, гласности, свободы поездок и выбора страны проживания. Я убежден также, что свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству, тем самым основой экономического и социального прогресса, а также является политической гарантией возможности эффективной защиты социальных прав.» Андрей Дмитриевич говорит о последствиях научно-технического прогресса, ведущих к уничтожению людей, а не к облегчению их жизни.  

 Прошло  тридцать с лишним  лет с момента его выступления, но все мысли Сахарова не потеряли актуальности. Конечно, многое изменилось и у нас в стране, и в международных отношениях: нет того идеологического противостояния, и свободнее мы стали намного, но проблем у человечества не убавилось. Далеко не всегда достижения науки направлены во благо, а об оружии, которым владеет сейчас человек и которое служит для уничтожения человека человеком, и говорить не приходится: оно все совершеннее и совершеннее, это очень страшно. Но не только о физическом уничтожении говорит академик.

«…в развитых странах люди сталкиваются с очень серьезными проблемами. Среди них — тяжелые последствия неумеренной урбанизации, потеря социальной и психологической устойчивости общества, непрерывная изнуряющая гонка моды и сверхпроизводства, бешеный, безумный темп жизни и ее изменений, рост числа нервных и психических заболеваний, отрыв все большего числа людей от природы и нормальной, традиционной человеческой жизни, разрушение семьи и простых человеческих радостей, упадок морально-этических устоев общества и ослабление чувства цели и осмысленности жизни. На этом фоне возникают многочисленные уродливые явления — рост преступности, алкоголизма, наркомании, терроризма и т.п. Надвигающееся истощение ресурсов Земли, угроза перенаселения, многократно углубленные международными политическими и социальными проблемами, начинают все сильней давить на жизнь также и в развитых странах, лишая (или угрожая лишить) многих людей ставших уже привычными изобилия, удобства и комфорта.»

Учитель: – У некоторых, кто не знаком с речью Сахарова, сейчас, наверное, может возникнуть вопрос о целесообразности научно-технического прогресса. Что вы можете сказать по этому поводу?

(Ответы: Сахаров ни в коем случае не выступал против развития науки, в том числе и разработок в ядерной физике. Проблема в том, чтобы все открытия были направлены в «мирное русло», облегчали жизнь, быт человека,

«…в действительности все главные стороны прогресса тесно связаны между собой, ни одну из них нельзя отменить, не рискуя разрушить все здание цивилизации; прогресс неделим. Но особую роль в механизме прогресса играют интеллектуальные, духовные факторы.»

«Прогресс возможен и безопасен лишь под контролем Разума.» — вот что должны постоянно помнить люди.)

Учитель: – Еще одна тема лекции – люди, лишенные свободы  из-за своих  убеждений. Невозможно остаться равнодушным к огромному списку фамилий «узников», как называет их Андрей Дмитриевич, — вспоминаются узники концлагерей. И это в «свободной стране», в мирное время!  Вам, нынешним, это непросто понять: лишиться свободы из-за своих взглядов. Сейчас, когда любой артист может пародировать президента страны, когда есть такие проекты на ТВ, как «Мультличности». Но это было, и очень отрадно, что  несмотря на море проблем, которыми мы «владеем» и по сей день, есть все-таки светлые моменты. Я, конечно, не о возможности выражаться  пародийно о власти, а о более серьезных вещах.

- Сейчас наступил момент, который я жду с нетерпением. Готовясь к классному часу, я нашла стихи и песни священника отца Сергия Киселева. Одна из них   породила ряд вопросов, ответы на которые я хотела бы услышать от вас: что воспринимаем мы под свободой? Правами?

Что такое настоящая свобода?

Давайте послушаем эту песню.

(Звучит песня «О правах человека», текст песни проецируется на экран)

I

 Все плоды демократий века

 Испытал на себе народ,

 Во главе их — права человека,

 А обязанности — не в счет.

 И у каждого прав тех — море,

 Это грешной души разгул,

 Ну, а совесть имущим — горе,

 Впору им кричать: «Караул!».

II

 Узы совести в наших душах

 Укрощают греховный пыл,

 Вспышки похоти стыд потушит,

 Если кто про честь позабыл.

 Чувство долга еще, терпимость -

 Эти путы спасут не раз,

 Что же будет, скажи на милость,

 Коль от уз тех избавить нас?

III

 Если кто-то с благой надеждой

 Сумасшедших решит спасать,

 И смирительные одежды

 Станет с буйных больных срывать,

 Он «прозреет»минутой позже,

 Той «свободы» плоды вкусив,

 Ну а нас, милосердный Боже,

 От спасителей тех спаси.

IV

 Всем от Бога дано нам право

 Его чадами снова стать

 И наследовать царство Славы,

 Здесь посеять, а там пожать,

 Но мы ищем другого, то есть:

 Чтобы грех узаконить свой,

 Чтоб умолкла навеки совесть,

 Чтоб бессовестным стал покой.

V

 Чтоб на шею другим садиться,

 И не в поте лица хлеб есть,

 Жить по-свински и не стыдиться

 Да без чести иметь бы честь.

 Чтоб законы давали право

 В беззакониях жить всегда,

 Чтоб рекою текла отрава

 Узаконенного блуда.

VI

 И потомство безбожно гробя,

 После блудных своих затей,

 Убивают еще в утробе

 Не родившихся в мир детей.

 Правовую державу строя,

 Беззащитных лишили прав,

 Их убийство закон покроет,

 Лишь на свалке им место дав.

VII

 Нет любви в материнском сердце,

 И оно не рождает слез,

 Растерзали своих младенцев,

 За которых страдал Христос.

 Ну — воистину — кровопийцы,

 Только лица, как у людей,

 Но не матери,  то — убийцы

 Нерожденных своих детей.

VIII

 Выше нету любви на свете,

 Чем за ближнего жизнь отдать,

 А роднее, чем наши дети,

 Человеков не отыскать.

 Ну, а тут ради жизни личной

 Чтоб себя не пускать в напряг,

 Для комфорта, за просто так

 Четвертуется третий лишний,

 Словно он наш заклятый враг.

IX

 Нас права привели к свободе

 И подняли народ с колен,

 Их, поднявшихся, звать в народе

 Бизнес-леди и бизнесмен.

 Может, кто-то и жил по чести,

 Но таких не высок полет,

 Только тот, кто избрал бесчестье,

 Сможет круто пойти на взлет.

X

 Это значит: торгуй, чем хочешь,

 Только совесть продай сперва,

 Да и тело в цене уж очень

 И качает свои права.

 Наше право — жить жизнью лживой,

 Всей душою деньгам служа -

 Так за ломаный грош наживы

 Продается теперь душа.

XI

 Вот такие права нам дали –

 Истреблять на земле свой род,

 Чтоб мы пили, блудили, лгали

 И пускали себя в расход.

 Чтоб смогли до скотов скатиться,

 Став зверями на двух ногах,

 И свободой своей гордиться,

 Человечьи имея лица

 При звериных своих правах.

17 августа 2003 г. Cергий Киселев, священник.

Учитель: — Пожалуйста, выскажите свою точку зрения: что заставило Сергия Киселева написать такие горькие строки?

(Ответы ребят: моральное состояние современного общества еще очень далеко от совершенства. К сожалению, прогресс не  спасает от духовного обнищания. Прошло, как уже сказали, почти три десятка лет после выступления Сахарова, а социальные болезни никуда не делись. Ужасают цифры, свидетельствующие о росте наркомании, проституции, преступности. Количество брошенных детей растет, и «нерожденных» тоже. Мы много добились, но и много еще надо сделать.)

Учитель: — Да, можно много говорить о свободе, о правах, но они ни к чему не приведут, если каждый человек не осознает: «…будущее непредсказуемо и неопределенно, оно творится всеми нами – шаг за шагом в нашем бесконечно сложном взаимодействии… Свобода выбора остается за человеком.» (А.Д.Сахаров) А что мы выберем? Ответ – за вами, молодыми.

Очень надеюсь, что все услышанное и сказанное сегодня не пройдет мимо ваших душ. И в одном уверена точно: жизнь, деятельность, личность академика, лауреата Нобелевской премии Андрея Дмитриевича Сахарова никого из вас не оставит равнодушным.

- В заключение нашей встречи хочу еще раз попросить «поработать» сердцем, душой. Предлагаю вашему вниманию плакаты, связанные одной темой: права человека.  Эта коллекция из 69 приглашающих к размышлению рисунков, иллюстрирующих значимость Всеобщей декларации прав человека и важность борьбы за права человека и его неотъемлемые свободы.

Рисунки были предоставлены ведущими  художниками  более чем из 30 стран всех регионов мира. Некоторые рисунки уже были экспонированы на выставке в Вене (Австрия) по случаю Всемирной конференции по правам человека в 1993 году, в то время как другие произведения были созданы специально для этой выставки. Выставка   экспонировалась в штаб-квартире ООН с 10 декабря 2007 года по 17 января 2008 года.

Я предлагаю вашему вниманию несколько из них. Посмотрите, поразмышляйте и поделитесь своими мыслями.

(Ответы ребят впечатления, мысли, навеянные рисунками.)

- Учитель: — В рамки одного классного часа невозможно, конечно, вместить то огромное, что стоит за именем Андрея Дмитриевича Сахарова. Рассказ о нем мы начали со стихотворения Лидии Чуковской, и закончить я его тоже хочу ее словами:

«Андрей Дмитриевич Сахаров — это, конечно, имя необычайное. И я сейчас постараюсь сказать, как я его вижу. Как я его помню… его голос, его слова, его облик? Как его определить? Определить Сахарова в двух-трех словах? Как определить Сахарова? Я нашла эти определения у Пастернака. Их два.

Не потрясенья и перевороты

 Для новой жизни очищают путь,

 А откровенья, бури и щедроты

 Души воспламененной чьей-нибудь.

И:

Жребий завиден. Я жил и отдал

 Душу свою за други своя.

У Пастернака это говорит лейтенант Шмидт перед казнью. Но и Шмидт был вынужден к восстанию, он его не подымал. А Андрей Дмитриевич вообще не проповедовал никаких восстаний. И тем не менее он имел полную возможность и полное право сказать о себе: «Жребий завиден. Я жил и отдал душу свою за  други своя».

Лучше не скажешь: «Я жил и отдал душу за  други своя»

Учитель: — Спасибо всем за внимание, до новых, не менее интересных и нужных размышлений!

Использованные Интернет – ресурсы

1.http://www.un.org/russian/events/humanrights/2007/udhr.shtml

2.www.un.org/russian/cyberschoolbus/

3. http://www.sakharov-center.ru/sakharov/

4.http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/saharov.html

5. http://adsakharov.narod.ru/Sakharov_picture_tour/ADS_LKCh.htm

6.http://www.chukfamily.ru/Lidia/Publ/sakharov.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час общения в 7 классе «Что такое права человека»

час общения в 7 классе "Что такое права человека"...

1 класс. Мир природы и человека. Тема:Светофор

Актуальность этой темы связана с тем, что у детей с умственной отсталостью  отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна нормально - развивающему ре...

Методическая разработка урока физики "А.Д. Сахаров-физик, защитник прав человека" (посвященный 100- летию А.Д.Сахарова)

Методическая разработка посвещена 100 летию выдающегося ученого, академика, одному из создателей первой  водородной бомбы, Лауреату  Нобелевской премии Мира, а впоследствии общественного ...

Лекция «Защита прав человека в государстве. Судебная система» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»

Лекция «Защита прав человека в государстве. Судебная система» для дисциплины «Индивидуальный проект (Право)»...

Лекция «Защита прав человека в государстве. Судебная система» для дисциплины «Право»

Лекция «Защита прав человека в государстве. Судебная система» для дисциплины «Право»...

Классный час на тему: Классный час «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»

Классный час на тему: «ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА или еще раз о правах и не только…»Цель:  расширить представления учащихся об основных документах ...

Классный час для учеников 5 класса "В труде красота человека"

Классный час разработан в рамках курса " Основы духовно-нравственной культуры народов России"...