Проект "Организация работы над художественным текстом как творческий процесс"
рабочая программа (11 класс) на тему

Выбор темы обусловлен осознанием болевых точек нынешнего состоянияпреподавания литературы в школе, а именно: падение интереса к чтению художественной литературы, отсутствие самореализации ученика на уроке и творческой читательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_organizatsiya_raboty_nad_khudozhestvennym_tekstom.odt45.11 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема:

«Организация работы над художественным текстом как творческий процесс»

Автор: Лопатина Г.В.

учитель русского языка и

 литературы

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

 Проблема:

         Выбор темы обусловлен осознанием следующих болевых точек нынешнего состояния преподавания литературы в школе, а именно: падение интереса к чтению художественной литературы, отсутствие самореализации ученика на уроке и творческой читательской деятельности.

           Ставлю своей целью организовать добровольную «встречу»учеников с художественным текстом как памятником культуры, сосредоточением духовных ценностей, богатств человеческих чувств, мыслей, отраженных в произведениях художественной литературы. Кроме того необходимо постоянно развивать и активизировать творческую читательскую деятельность, потребность в общении с литературой, «постичь» язык художественных текстов, создать условия для самореализации ученика на уроках литературы.

   Задачи:

  Исходя из того, что ученик- субъект обучения, при изучении художественного текста прежде всего  нужно отталкиваться от его переживаний, его видения мира и осознания себя в этом мире. Отсюда возникает первая задача:

1.Выявить степень заинтересованности учащихся произведением и уровень его понимания. Для этого можно использовать различные приемы.

  1. Интересен прием так называемого «чистого листа». Чистый лист вывешиваем две недели до начала работы над произведением. На нем ученики должны записывать вопросы, которые возникнут у них при чтении. Эти вопросы могут быть к герою, автору, учителю, друг к другу. На основе этих вопросов и проблем учитель и выстраивает дальнейшие уроки. Если этот прием не сработал, то есть лист остался чистым, то необходимо применить другие формы работы, которые должны активизировать ребят. Это и конкурс вопросов, кроссворды, премьера книги, т. е. нужно сделать своеобразную рекламу художественному произведению.

               Следующими приемами в решении этой задачи могут быть анкетирование, сочинение-миниатюра на тему «Моя первая встреча с книгой, героями, автором».  

2.Следующая задача: создать атмосферу творчества и вовлечь учащихся в различные формы деятельности. Для решения этой задачи можно использовать следующие приемы: конкурс чтецов «По страницам изучаемого произведения»;театрализованная игра, основанная на вопросах «к автору», «к героям»; «интервью с героем или автором»; бенефис учителя «Любимые страницы произведения», «Мой роман».

  Третьей задачей является погружение читателя-ученика  в атмосферу эпохи.

    Для решения этой задачи можно организовать группы историков, литературоведов, биографов, литературных критиков, искусствоведов, оппонентов. Результатом их деятельности может быть конференция.

   Для того чтобы помочь ученику почувствовать дух эпохи, надо творчески оформить кабинет, создать соответствующий фон, использовать репродукции картин художников того времени и музыкальных произведений  композиторов - современников  данного периода.

   Ученики смогут тогда лучше понять и ощутить то время, о котором идет речь при изучении того или иного художественного произведения.

  Следующей задачей является работа над текстом книги на основе вопросов учащихся.

 Здесь можно проводить семинары по проблемам, выдвинутым учащимися: дискуссии, дебаты, диспуты, интеллектуальные игры, соревнования между группами «Загадки книги».

  И как результат решения всех вышеперечисленных задач подходим к самой важной - научить учащихся писать творческие работы разных жанров на основе свободы выбора. Жанры могут быть следующими: сочинение-рассуждение над проблемой, поставленной в произведении; странички из дневника читателя, героя; диалог героев, не реализованный в тексте; рецензия, отзыв, анализ эпизода, изложение от лица автора (ученика, героя).

 Этапы реализации проекта:

1.Исследовательско-подготовительный (выявление уровня освоения текста, степень заинтересованности художественным произведением, анкетирование, интервьюирование, заочные экскурсии, совместная работа над вопросами по тексту).

2.Организационно-деятельностный (погружение в атмосферу эпохи, составление словарей художественных средств, героев художественного произведения, работа поисковых групп искусствоведов, социологов, биографов, оппонентов).

3. Этап анализа и обобщения (литературная гостиная, семинары, диспуты, дебаты, дискуссии, пресс-конференции, суд над литературным героем).

               Критерии  успешности реализации проекта:

  • заинтересованность учащихся в чтении художественных произведений;
  • атмосфера сотрудничества между учителем и учеником;
  • способность осмысливать художественный текст;
  • потребность в углублении литературоведческих знаний, в расширении читательского кругозора;
  • умение понимать и ценить другую точку зрения;
  • личностное восприятие и осмысление художественного текста.

                   Прогнозируемый результат:

     Читатель, получающий удовольствие от общения с книгой, от творческой деятельности, обладающий навыками работы с художественным текстом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с художественным текстом-оригиналом как способ формирования филологической компетентности у учащихся

Поэзия выражает эмоции, затрагивает чувства и душу слушателя или читателя. Она добавляет что-то особенное к их собственному опыту. Поэтому обращение к переводу оригинальных поэтических произве...

Урок-игра как один из способов активизации работы с художественным текстом

Статья рассказывает о метапредметных навыках, формируемых на таких типах урока литературы, как урок-игра....

Технология проблемного обучения как средство духовно-нравственного развития личности школьника на уроках литературы в процессе работы с художественным текстом.

В данной статье обобщен опыт работы по применению технологии роблемного обучения на уроках литературы в 5-9 кл.Задача учителя-словесника — сформировать у учащихся потребность размышлять...