Некоторые педагогические приемы повышающие результативность урока
методическая разработка (11 класс) на тему

Коваленко Марина Георгиевна

В данной презентации рассматриваются современные педагогические приемы, повышающие результативность урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.96 МБ

Подписи к слайдам:

Коваленко Марина Георгиевна учитель математики ГБОУ СОШ №1386 г.Москва2014 год
Идеальная дидактика это ее отсутствие. Ученик сам стремится к знаниям так, что ничто не может ему помешать. Пусть гаснет свет он будет читать при свечах. Идеальное управление когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что хочет этого сам.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить. А еще принцип предполагает активное вовлечение учеников в управление своим коллективом, и тогда они САМИ обучают друг друга.
Действительно, чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, ученик должен с ним работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществляются в режиме заучивания, школа работает процентов на девяносто в холостом режиме.
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;• существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;• как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;• как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;• как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;• вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;• каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;• смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Задача их использования: предоставить обучающимся СВОБОДУ ВЫБОРА где только возможно, сделать процесс обучения -ОТКРЫТЫМ, -ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫМ, -с осуществлением ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Существует огромное количество ценностей в этой жизни. Одни мы игнорируем, другим следуем, третьи презираем, четвертые... Но среди нихПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать", говорил академик Александр Львович Минц.
Ребенок должен захотеть учиться! Чем больше требований предъявляет образование, тем больше разрыв между слабыми и сильными учениками и тем сложнее организовать учебный процесс на уроке: не упустить сильных, заинтересовать слабых, занять средних, «разбудить» спящих.
Как сделать так, чтобы мои ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд?Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на уроке?
2. Технология реализации идеи в собственном опыте.
Сначала вместе восхитимся глубокими знаниямиПотом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме)Затем потренируем мозги - решение задачИ наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения).
Научить «чувствовать» время.Начало урока 1-2 мин;Сообщение 1-3 мин;Доклад 3-5 мин и т.д.ПЕРВОЕ ВРЕМЯ - ШОК, потом сами ставят часы.
1). Часть 1 содержит 10 заданий (задания В1–В10) с кратким числовымответом, проверяющих наличие практических математических знаний иумений базового уровня.Часть 2 содержит 11 заданий по материалу курса математики среднейшколы, проверяющих уровень профильной математической подготовки.Из них: пять заданий (задания В11–В15) с кратким ответом и шесть заданий(задания С1–С6) с развёрнутым ответом
«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная микротеория, определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать» А.Гин., задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д.оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ.
ПРИЕМ «ХРАНИЛИЩЕ ЗАБОТ»(ПЕРЕД КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТОЙ)«ЧТОБЫ ОТВЛЕЧЬСЯ ОТ МЫСЛЕЙ ОТ ПРОШЛОГО УРОКА И ОТ ЗАБОТ О БУДУЩЕМ, ДАВАЙТЕ СДАДИМ СВОИ ТРЕВОГИ И ЗАБОТЫ В ХРАНИЛИЩЕ ЗАБОТ. РАБОТА ПОЙДЕТ ЛЕГЧЕ И СПОКОЙНЕЕ, ЕСЛИ ВЫ ХОТЬ НА НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ОТДАДИТЕ ИХ НА ХРАНЕНИЕ. ПОСЛЕ УРОКА ВЫ ИХ МОЖЕТЕ ЗАБРАТЬ. НА ПАРТАХ У ВАС ЕСТЬ ЦВЕТНЫЕ ЛИСТОЧКИ, НАПИШИТЕ НА ОТДЕЛЬНОМ ЛИСТОЧКЕ ПО ОДНОЙ ТРЕВОГЕ ИЛИ СОМНЕНИЮ И ОПУСТИТЕ ИХ В КОРОБКУ (МЕШОЧЕК)».
Домашнее задание дается в начале или середине урока с подробными комментариямиЗаписывается на доске после задания на урок, если это решение задачУченики могут решать с опережением, пока на доске разбираем решение какой-то задачи. Многие успевают решить все задачи и получить оценку или разобрать решение задачи по образцу, если сомневается в правильности, а также выполнить часть, а то и все домашнее задание.
Составить кроссворд, чайнворд;Придумать упражнение для физкультминутки по теме урока;Составить опросный лист;Решить задачу с подробным пояснением;Составить задание с ошибкой для игры «Найди ошибку»;Придумать «да - нетку»;Эксперимент в домашних условиях;Изготовление прибора…
Введение в теорию через практическую задачу, житейский опытНапример:охлаждение напитковсохранение всходов от заморозковпесок в гололедремни безопасности…М.Е.Тульчинский «Качественные задачи по физике»
Учитель показывает свой пример выполнения творческого или хотя бы сложного задания. По-настоящему внимательно слушают только тех, кто сам умеет делать то, чему учит.
Прием «калькулятор» Учитель показывает приемы устного счета при выполнении математических действий с довольно большими числами.
На гранях кубика написаны начала вопросов:«Почему»,«Объясни»,«Назови»,«Предложи»,«Придумай»,«Поделись» илиНа гранях кубика написаны формулы по определенной теме
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. илиОбъяснить формулу.
Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?», «Когда…?», «Сколько…?» и т.д.Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»). Начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п.Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п.Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Тетради по подготовке к ГИА с 7 класса
Для расчетов учащиеся самостоятельно определяют данные по рисункам шкал измерительных приборов или графиков.Работа с рисунками способствует развитию умений и навыков определять цену деления шкалы прибора и его показаний, учит читать графики и описывать по ним изображенные процессы.Развиваются умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях.
Общество сейчас предъявляет к вступающему в трудовую жизнь человеку значительно более высокие требования, чем прежде, а существующая постановка обучения, в том числе учения, все больше и больше отстает от них. Программа первых двух общеобразовательных курсов институтов через каждые 10 лет "опускается" в старшие классы средней общеобразовательной школы.Учиться становится все труднее и труднее.
Самостоятельная работа с учебником в условиях перенасыщенности информационной среды требует новых подходов. Показана техника эффективного и продуктивного самостоятельного учебного чтения.
Показать деформацию растяжения;Колебания метронома;Колебания пружинного маятника;Движение по инерции;Вращательные движения отдельных частей тела;Трение повышает внутреннюю энергию ладоней;Деформация кручения; и др.
«Угадай, о ком или о чём идет речь?» Бытовой или физический прибор;Физическое явление;Об ученом;Об открытиях;(Условия: песочные часы на 1 мин., если не успевают, то «отстроченная догадка»)Применяю в качестве отдыха, в завершении урока, если осталось время, при повторении …
ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫучитель выходит за пределы учебника. Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма или детского сериала восторг и признательность ему обеспечены.
Напоминаю о сданных на хранение тревогах и сомнениях: «Если кто хочет – забирает с собой, остальные я сожгу, что бы они больше вас не посещали». Со звонком встаю у выхода из класса. Провожая учеников, одних хвалю за успех, может даже небольшой, других подбадриваю, но не оставляю без внимания ни одного.
По всяким сложным вопросам, проблемам отношений советоваться с детьми, убедить детей, что их мнение значимо для вас. При этом либо полная честность, либо вообще ничего. Сразу предупреждаю, что последнее слово – за мной.Я СОВЕТУЮ ВАМ, ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ…
1 строчка – 1 существительное2 строчка – 2 прилагательных3 строчка – 3 глагола4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых5 строчка – существительное, наречие, или междометье.
Успеваемость учащихся,Посещаемость уроков.Накопляемость оценок. Выполняемость домашних заданий.Участие в проектной и исследовательской деятельности. Участие в олимпиадах.Выбор предмета на экзаменах.
Успеваемость 100%Качество 47-77%Накопляемость 6-8 оценок при 2-х ч. в нед.Домашние задания выполняют большинствоС удовольствием выполняют проектные работы, занимаются исследовательской деятельностьюСамое главное – активны на уроке «по делу»
Учителям, которые решатся на столь радикальное изменение своего профессионального сознания, предстоит нелегкая работа, зато и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мертвым грузом разрозненных сведений. А вместо них дети будут приобретать за годы учебы средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
«За открытые правде сердца На нелегкой земной орбитеБудь всегда в бою – до конца, Если имя твое – Учитель!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Некоторые методические приемы повышения эффективности уроков"

"Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом."   Ш. А. Амонашвили....

Методы и приемы, повышающие качество обучения английскому языку.

Английский язык является языком международного общения. Знание английского языка открывает большие возможности перед молодыми людьми, окончившими школу, часто требуется в их будущей профессии. Поэтому...

Методы и приемы, повышающие качество обучения

Определение основных приемов и методов, повышающих качество обучения, применяемых в практической деятельности учителя английского языка....

Использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению английского языка

В данной статье описываются приёмы, повышающие мотивацию учащихся к изучению английского языка...

"Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"

quot;Изучение и использование приемов, повышающих мотивацию учащихся к изучению иностранного языка"...

Разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность при обучении детей с ОВЗ

Разнообразные методы и приемы, повышающие познавательную активность при обучении детей с ОВЗ...

Приемы, повышающие мотивацию к изучению иностранного языка.

Главным фактором в обучении речевому общению на английском языке служит мотивация усвоения иностранного языка. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов...