"Некоторые методические приемы повышения эффективности уроков"
методическая разработка по алгебре по теме
"Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом." Ш. А. Амонашвили.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost.odt | 11.94 КБ |
Предварительный просмотр:
«Некоторые методические приемы
повышения эффективности уроков».
Учитель математики Коваленко Наталья Анатольевна.
Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика. Слово «эффективность» в переводе с латинского - «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Таким образом, эффективность урока — это его результативность, т. е. что дал урок учащимся, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
- понят ли учащимися теоретический материал,
- научились ли применять полученные знания на практике,
- сформировались ли навыки по теме урока,
- проведена ли учителем коррекционная работа,
- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
От чего же зависит эффективность урока?
I От конкретности поставленной цели и задач. Установления средств, которые помогут педагогу в достижении цели. А затем определения способа - как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута. Целью изучения математики в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных способностей. На нынешнем этапе образования одной из целей изучения математики является подготовка к успешной сдаче ЕГЭ. А также умение применять математические знания при изучении других предметов и в жизненных ситуациях.
И если учащиеся понимают зачем они пришли на урок, ставят перед собой свои конкретные цели, то эффективность урока повышается.
II Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребенке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нем правила. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребенка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Виды нетрадиционных уроков:
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд, урок-экзамен, урок-КВН и т. д.
К сожалению, такие уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
III Эффективность урока зависит от использования методических приемов. Прием — это организация определенного вида работы на конкретном уроке. Существует большое разнообразие методических приемов.
- Во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой прием особенно эффективно использовать на уроках геометрии, при изучении геометрических фигур и их свойств.
- Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов. Это графические приемы. На уроках математики к каждому правилу составляется схема, алгоритм, буквенная запись правила или краткая запись свойства и теоремы. Дома, запоминая правило, ученик должен обращаться к предложенной схеме и наоборот. Это способствует эффективному запоминанию, а не зазубриванию правил.
- Прием новизны. Предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на своих уроках я стараюсь уделить время для сообщений, которые подбираю сама или предлагаю найти их учащимся. Интерес к поиску такой информации на первой стадии возникает у многих учащихся. Например, следующие сообщения:
«Архимедовы тела»- расширяющее тему «Правильные многогранники» в 10 классе;
«Пифагор»- при изучении теоремы Пифагора в 8 классе.
- Прием динамичности, т.е. показ процессов, явлений в динамике. Динамику можно проследить как процесс изучения одной и той же темы на протяжении всего школьного курса. Так, например, линия изучения уравнений начинается еще с начальной школы и продолжается на протяжении всего учебного процесса. И изучение в 11 классе логарифмических уравнений сводится к решению уравнений из начальной школы. И когда ученик, усвоив как перейти от логарифмического уравнения к линейному, не может его решить, тут-то и пропадает весь эффект от того, что он понял тему 11 класса. Поэтому приходится изо дня в день повторять ранее изученные темы. Обращать особое внимание учащихся на то, что все темы в математике тесно связаны друг с другом и, пропустив одну, можно навсегда потерять ту ниточку, которая дает путь к успеху в изучении математики.
- Приемы создания проблемной ситуации. Так, например, при изучении темы «Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии» в 9 классе учащимся рассказывается легенда об изобретателе шахмат, который просил в награду определенное количество зерен. Ставится задача, подсчитать, сколько зерен должны были выдать ученому. В ходе решения задачи возникает проблема, что подсчитать количество зерен очень сложно. Решая эту проблему нестандартным путем, ребята приходят к выводу формулы. И остается надежда, что, забыв саму формулу, они не забудут ее вывод.
IV Эффективность урока также зависит от использования новых педагогических технологий. На своих уроках я стараюсь слова иллюстрировать с помощью компьютера. Когда в процесс запоминания включается не только слово, но и зрительная память, это дает больший эффект. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
В заключении хочу сказать, что эффективность урока в большей степени зависит от квалификации учителя и от взаимопонимания с учащимися.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики.
Для овладения английским языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.Накопление запаса слов, необходимого для практического исполь...
Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов
Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, расчитанные не на один урок разв...
Презентация "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов"
В презентации "Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов" дана краткая характеристика приемов и методов, направленных на повышение эффективности урок...
Повышение эффективности уроков биологии через использование развивающих методических приемов
На уроках биологии важно показать красоту и гармонию природы и дать прочные знания. Но не менее важно создать условия для общения, творчества, развития познавательной активнос...
презентация "Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления"
Приемы и технологии развития критического мышления...
Повышение эффективности уроков географии и биологии через использование развивающих приемов
Повышение эффективности и качества обучения и воспитания школьников – главная задача учителей. Необходимо стремиться, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся. Ход ур...
«Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов»
laquo;Повышение эффективности уроков географии через использование развивающих методических приемов»...