Если б я был политиком, то …......
статья на тему
Предварительный просмотр:
Если б я был политиком, то …......
Проработав тему работы, привлечения молодежи в систему образования и поддержке молодого специалиста в процессе его профессионального роста, я поняла - она неразрывно связана с политикой нашего государства.
Никогда раньше не приходилось мне рассуждать на политические темы. Да и тему политики я и мои друзья всегда обходили стороной. И действительно, молодёжь и политика - понятия очень удалённые и мало соприкасающиеся друг с другом. Но равнодушие и безразличие - это «раковые опухоли» нашего общества, а молодёжь – его будущее, надежда на лучшее. Воспитывать у молодых чувство патриотизма, гражданскую ответственность нужно со школьной скамьи.
В образовательных учреждениях работают высокопрофессиональные педагоги. Но будущее в образовании, конечно, за молодыми специалистами. Именно молодым учителям, вчерашним выпускникам вузов, предстоит принять эстафету от своих наставников – учителей старшего поколения, продолжить высокую миссию – обучать будущее поколение, помогать своим воспитанникам адаптироваться в окружающей действительности. В сложных условиях современной жизни необходимо дать ученикам знания, которые сделают их конкурентоспособными в дальнейшем.
Именно молодым педагогам предстоит находиться в центре общественной жизни, осваивать новые программы, современные методы работы, реализовывать научные проекты. Именно им предстоит ввести маленького человека в мир познания, воспитать в его душе благородные чувства, человеческое достоинство, веру в доброе начало в человеке.
Тысячи выпускников педагогических вузов ежегодно вливаются в сферу образования. Смогут ли они отвечать запросам современной школы и быть успешными в избранной сфере деятельности?
Ни один педагогический вуз или колледж не выпускает из своих стен полностью сформированные, высококвалифицированные педагогические кадры. Именно в образовательном учреждении происходит процесс становления педагога как профессионала. От того, как пройдет период адаптации, зависит, состоится ли молодой специалист как Учитель, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.
Но для этого в школах, куда приходят молодые специалисты, должны быть созданы условия для быстрой адаптации молодого педагога, выявления и развития его способностей, потому что с первого же рабочего дня начинающий педагог имеет те же самые обязанности и несет ту же ответственность за обучение и воспитание детей, что и педагоги с многолетним стажем. Ни родители, ни дети не делают скидки на молодость и неопытность. Новичок, не получивший в это непростое для него время поддержки от коллег и администрации, чувствует себя брошенным на произвол судьбы. Он боится собственной несостоятельности, опасается критики администрации и опытных коллег. Постоянно волнуется, опасаясь что-нибудь не успеть, забыть, упустить. Зачастую тревожность из ситуативной превращается в устойчивую личностную черту. Страх и неудовлетворенность самим собой и своей деятельностью становятся привычным состоянием.
Чтобы этого не произошло, начинающему педагогу необходима целенаправленная помощь. Еще несколько лет назад, когда была сильна ориентация на внешний контроль, к каждому из них «прикрепляли» официального наставника. Считалось, что опытный, знающий коллега решит все проблемы профессионального становления. Сегодня ситуация изменилась. Молодые педагоги предпочитают свободу выбора, возможность творчества и поиска. Лишь треть из них считает, что наставник все же необходим, а вот, по мнению остальных, такой институт нужен лишь в некоторой степени, а то и вовсе мешает адаптации. Большинство молодых педагогов нуждается не столько в наставничестве, сколько в возможности получать методическую, психолого-педагогическую помощь, административную поддержку.
Задача образовательного учреждения, принимающего на работу молодого специалиста, разработать программу адаптации, цель которой формировать и воспитывать у молодых педагогов потребность в непрерывном самообразовании, помогать им познавать и творчески внедрять в учебно-воспитательный процесс достижения педагогической науки и передового опыта, способствовать выработке индивидуального стиля и творческой деятельности. Несмотря на достаточное количество исследований, проводимых социологами, психологами, педагогами, проблема закрепления и сохранения молодых педагогов в образовательных учреждениях не всегда решается успешно.
Немногие выпускники педучилищ и вузов идут в школу. Механизм, способствующий закреплению молодых педагогов в образовательных учреждениях, недостаточно проработан. Связано это с тем, что институты образования, способствующие социально-профессиональной адаптации начинающих педагогов к нормам и требованиям педагогической профессии, не учитывают противоречий, сопровождающих данный процесс, влияние внешних и внутренних факторов, способствующих или препятствующих социально-профессиональной адаптации молодых специалистов.
В современной России на протяжении последних десятилетий наблюдается снижение престижа профессии учителя по сравнению с СССР и странами Запада, обусловленное снижением престижа образования в обществе, недостаточным уровнем профессиональной подготовки и крайне низким уровнем материального благосостояния школьных учителей.
Чрезмерное государственное регламентирование финансово хозяйственной деятельности и трудовых отношений в сфере образования повлекло за собой негативные последствия в сфере кадрового обеспечения образования, среди которых снижение профессиональной мотивации педагогических работников, включение учителей в дополнительную занятость в ущерб основной преподавательской работе и, как следствие, снижение качества обучения и воспитания.
Разработка и реализация всех последних реформ в области образования (Приоритетный национальный проект «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа» и т.д.) направлены прежде всего на создание условий для системной модернизации и обеспечения качественного доступного образования. Однако качество образования во многом зависит и от финансирования. «Поддержка лучших учителей» и «Дополнительное вознаграждение за классное руководство», а также выплата на муниципальном уровне ежемесячной надбавки в размере 40% к заработной плате молодым специалистам, оказание им единовременной материальной помощи при поступлении на работу позволит поддержать учителя морально, материально, поднять престиж педагогической деятельности, привлечь в отрасль молодые кадры.
Вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят директора школ, методисты. А между тем по-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и (что ещё существеннее) того, как удержать их там.
Согласно статистике, и из собственных наблюдений, так как закончила педагогический университет, из выпускников педагогических вузов только половина идёт работать в школы, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы, а остальные же говорят: «Ни в коем случае в школу не пойду работать». Но еще печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет. Несколько лучше ситуация складывается в гимназиях, лицеях, колледжах, но и там вопросы привлечения и обучения грамотных специалистов актуальны.
Вопросов, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (например, финансовые или проблема престижа профессии учителя в обществе) не находятся в компетенции администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблемы адаптации в коллективе, создание эмоционально благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решить в стенах учебного заведения.
Материальная заинтересованность - одна из важных проблем, школы, молодого педагога. Я думаю, что в образовательной политике 21 века этому вопросу отведено достойное место. Постепенно будет создан механизм оплаты труда, который позволит стимулировать лучших и молодых учителей, а значит привлекать в школы молодых специалистов.
Я являюсь молодым специалистом, малоопытным. Первое, что меня повергло просто в шок - зарплата учителя! Конечно, самореализация важна для человека, но человек всегда ищет где лучше и комфортнее. Зарплата - один из важнейших факторов комфорта. Зарплата очень важна для молодого специалиста, и она всегда будет брать верх над самореализацией!
В профессии всего надо добиваться, и уважения коллег, и доверия учеников, и практических навыков, и зарплаты. Люди, которые не работают в школе, да и сами ученики говорят: "Кто захочет работать с "такими" детьми?" (А дети бывают очень разные...). Думаю, со мной многие согласятся, учитель - существо почти бесправное. Есть права у детей, есть они и у родителей, у администрации, а у учителя одни обязанности. Работа в современной школе требует ЖЕЛЕЗНОЙ выдержки. Лично для меня, никакие деньги не заменят душевного спокойствия и личного достоинства.
Исходя из всего выше сказанного, считаю одними из главных причин ухода молодых учителей из школы:
1. Низкий социальный статус;
2. Отсутствие какой бы то ни было психологической помощи учителям. У кого нервы покрепче, тот останется, а большинство уходит сразу. Возможно, если бы была психологическая помощь, сопровождение молодых специалистов, то и оставалось бы их больше. И это, наверно, должна быть не разовая диагностика, а очень глубокая, серьезная работа с психологом, психоаналитиком.
Молодой учитель – это будущее всей системы образования в автономии. Поэтому нам, молодым специалистам, очень важно показать престиж и значимость выбранной нами профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…» (Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)
Конспект урока - размышления по рассказу Е. Носова "Кукла". "Если ты слеп, если душа твоя глуха..."...
Если хочешь быть здоров, или Что делать, если простудился
Простые советы, которые помогут справиться с простудой....
«Если жизнь тебя обманет…» /размышления о стихотворении А.С.Пушкина «Если жизнь тебя обманет…»/
Размышления о стихотворении А.С.Пушкина«Если жизнь тебя обманет…»М.В.Чикинучитель русского языка и литературы МКОУ "СОШ №3"г.Новомосковск Тульской области...
«ЕСЛИ БЫ Я БЫЛА ПОЛИТИКОМ, ТО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ СДЕЛАЛА БЫ…»
Все критикуют образование, а что сделали мы, чтобы образование наше было также почитаемо миром?...
«Если ты слеп, если душа твоя глуха…»
(Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла»)....
Эссе для всероссийского конкурса "Если бы я был политиком, то для образования сделал бы..." (2012 г.)
Эссе для всероссийского конкурса "Если бы я был политиком, то для образования сделал бы..." Конкурс проводила Всероссийская бщественная организация "Всероссийское педегогическое собрание" в 2012 году....