информационный час "Традиции русского и ненецкого чаепития"
занимательные факты на тему

Салиндер Елена Николаевна

 Форма информационного часа: путешествие в прошлое, домашние посиделки.Мероприятие направлено на ознакомление с правилами и традициями гостеприимства разных культур, правилами этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_chaeptiya.docx43.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Информационный час

«Традиции русского и ненецкого чаепития»

(методическая разработка)

Приглашаю на вечерний чай

Автор: Салиндер Е.Н., воспитатель интерната

2014

Информационный час по теме:

«Традиции русского и ненецкого чаепития»

 

Салиндер Елена Николаевна, воспитатель,

МКУОШИ «Салемальская школа-интернат

среднего (полного) общего образования»

  Цель:  Формировать  представления о традициях семейного чаепития разных культур.

Задачи:

1. Ознакомление  детей с историей возникновения традиции русского чаепития, усвоение  традиционных  правил поведения за столом.

2. Развитие  познавательной  активности учащихся, умение рассуждать.

4. Воспитание  любви к родному народу и уважение к его традициям.

Форма проведения: путешествие в прошлое, домашние посиделки.

Оборудование:  Чайная посуда, листочки, карандаши, самовар, реквизиты  для участия в сценке.  

Участники: 

-  учащиеся 3класса (поселок)

-Пуйко Семен, воспитанник интерната, 4 класс;

-Сэротэтто Константин, воспитанник интерната, 5класс;

-Климова Алена, воспитанница интерната,5 класс;

-Пуйко Виталина, воспитанница интерната, 4класс;

-Худи Андрей, воспитанник интерната, 3 класс;

- гости - воспитанники интерната 3-й и 4-й  семьи, воспитатели интерната.

Ход занятия:

Воспитатель:  Здравствуйте, гости дорогие, проходите, пожалуйста!

(Дети здороваются, рассаживаются по местам).

Воспитатель: Ребята я приглашаю вас на посиделки и хочу познакомить вас с традициями чаепития ненецкого и русского народов. К  нам  в гости   пришли  ребята, которые живут  в  поселке. Они расскажут о правилах чаепития в своих семьях. А вы, хозяева чума, расскажете о чаепитии коренных народов Севера.  Ведь и у русских,  и у ненцев  есть что – то похожее в проведении  чайной церемонии.    

     В каждой деревне, в каждом чуме по вечерам устраивались посиделки. Люди в деревнях доделывали все свои дела и собирались в одной избе для того, чтобы попеть песни, частушки, поиграть и потанцевать. А в тундре оленеводы собирались в одном чуме, чтобы послушать ярабцы, сказания, легенды пожилых людей. Во главе русского стола обязательно стоял самовар. У ненцев на печке стоял чайник, с ароматным чаем. Совместное чаепитие уже стало традицией русского и ненецкого гостеприимства. Мы с вами тоже устроим такие посиделки. Будем петь, участвовать в конкурсах, которые сами и будем оценивать. Я думаю, что вы узнаете много новой, полезной информации.

Алена Ставрова:         

 Тара - бары растабары

Выпьем чай из самовара

 С сухарями, с сушками,

  Со сладкими ватрушками,

  С бубликами вкусными,

   С пирогами русскими!

Жанна Швейкина:

Чай с вареньем и с лимоном,

С кренделями и с поклоном.

Завари, и крепкий чай

Добрым молодцам подай!

Андрей Худи:

Если гости входят в чум,
Я помочь тебе хочу:
Чтоб узнал ты от гостей
Больше разных новостей –
Добрым словом привечай,
Добавляй в их чашки чай!
Отогреется душа -
И беседа хороша!

Воспитатель. А кто нам скажет, что такое чай?

Климова Алена: Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Воспитатель: Хорошо, а какая страна является родиной чая?

( Дети отвечают)

Воспитатель: Правильно, Китай. Если верить легенде, это было за много веков до нашей эры. Однажды китайский император, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, долго плутал среди горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с чистой родниковой водой. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав всего несколько глотков, он тут же ощутил прилив сил. Это было первое в мире чаепитие.

              А кто мне скажет, как чай попал в Россию?

Пуйко Виталина: Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом.

Воспитатель: Да, действительно. Это историческое для России событие произошло в 1638 году. Мы сейчас с вами перенесемся в далекий 1638 год, когда еще были цари. Я приглашаю вас в наше маленькое путешествие. Вот как это было.

(Сценка)

Воспитатель: В зал заходит царь Михаил Федорович Романов с послом. Царь садится на трон, посол становится рядом.

Царь (Семен П.).

Ты посол мой, иди,

К Алтын-хану попади,

Одари соболями.

Чёрно – бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захвати непременно.

Воспитатель:

Посол с приказом согласился

И с поклоном удалился.

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать посла обратно.

Дни и месяцы прошли…

Возвращается посол.

Царь и кормит и поит,

И ответ держать велит.

Царь(Семен П.):

Чем ответил Алтын – хан?

Что же мне прислал он в дар?

Послы (Константин С.).

В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын – хана.

Вроде всё в нём без изъяна.

Но с чудинкой он, однако…

Вот смотри подарок, на-ка! На подносе, горка чая с надписью «Чай».

Воспитатель:  Как увидел царь-отец

Что принёс ему гонец,

В гневе начал он кричать

И послов хотел прогнать.

Царь берет поднос с чаем у посла и идет к зрителям.

Царь(Семен П.): Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеётся хан над нами!

Что же это? Не пойму?

Горка листьев…. Почему?

Воспитатель: Но, смягчившись, на сей раз,

Слугам дал такой наказ:

Чудо - листья заварить.

Да боярам подносить.

Царь(Семен П.): Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу выпью сам.

(Царь подходит к столу и берет чашку с чаем и начинает пить).

Воспитатель: Глотнул раз … Потом второй …

Вкус понравился

Царь (Семен П.): Крутой.

Воспитатель:  Царь-то наш дивится чуду.

Царь (Семен П.): Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять.

Воспитатель: Благодарю вас, ребята, за это маленькое путешествие в прошлое. Теперь мы будем знать, с каких пор в России полюбили чай.   А  на Севере с доставкой чая было трудно. Этот напиток могли позволить себе только богатые оленеводы, кулаки. А бедняки пили чай заваренный из сухих листьев брусники, голубики и других ягод. Женщины собирали листья этих ягод и сушили. Но чай из листьев этих ягод  очень полезен: люди реже болели простудными заболеваниями.

   А теперь, я предлагаю вам сесть на свои места. Ребята, я  буду сейчас загадывать загадки и вы должны их отгадать. Призами для вас будут баранки, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали баранки. В тундре баранки и сушки тоже в почете – в каждом чуме встретишь это угощение. А ваша задача,  кто отгадает больше загадок, столько баранок и заработает.

Загадки:

Крепкий, терпкий, ароматный

Есть и вкладыш там занятный. (Чай)

В брюхе – баня,

В носу – решето,

На голове - пупок.

Всего одна рука

И та на спине. (Чайник)

Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал. (Сахар)

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его… (Лимон)

Маленькое сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

 Воспитатель:     Ребята вы сейчас все старались, молодцы! Правильно угадывали. А кто заработал меньше бубликов, не расстраивайтесь, все еще впереди.

Антон:

На столе у нас пирог,

Пышки, да ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

(Дети 3 класса исполняют чайные частушки).

Алена:

Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Снежана:

Самоварчик разогреем,

Чаю с травкой заварим.

Кто недугом заболеет

Приходите, напоим!

Александр:

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день - денёчек

Чай бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

              (Воспитатель берет в руки самовар)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что я держу в руках? (Ответы детей). Правильно,  самовар. В России первые самовары появились двести лет назад. Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Вы уже знаете, что в Россию чай был завезен из Китая и применялся, в то время как лекарство. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле. Самовар – это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

У русского народа имеется много пословиц и поговорок о чае.

Давайте их вспомним:

• Пей чай – удовольствие получай.

• Пей чай, не вдавайся в печаль.

• За чаем не скучаем, но семь чашек выпьем.

• Чай пить не дрова рубить.

А вот коренные жители Севера так говорят о чае:

 Хочешь в тундре долго жить,
Надо с чаем в дружбе быть.
Ты у стада так устал,
Что почти бессильным стал…
Чаю крепкого попьешь –
Силу прежнюю вернешь!
А когда трещит мороз,
По  дороге ты замерз –
Пей из чашки не спеша,
Отогреется душа…

Воспитатель:  А теперь, ребята, я приготовила для вас несколько вопросов по  правилам  этикета, на которые надо дать правильные ответы. Ответы вы будете писать на листочках.

Вопросы:

• Как принято есть различные кондитерские изделия? (Печенье и пирожные берут руками, а торты и бисквитные пирожные едят чайной ложкой или десертной вилкой.)

• Как кладут в чай сахар? (Сахарный песок кладут общей ложкой из сахарницы, стараясь не замочить ее, а кусочки сахара берут щипчиками, ложкой или руками.)

• Как правильно обращаться с чайной ложкой во время чаепития? (Размешав чай или кофе, ложку не оставляют в чашке или стакане, а кладут на блюдце) .

• Можно ли разговаривать во время еды? (когда кушаешь разговаривать нельзя.)

   Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! И сейчас мы с вами посчитаем результаты.  (Идёт подсчёт результатов). Победила дружба! У ребят одинаковое количество баранок.   Спасибо всем, спасибо ребятам, что рассказали нам о традиции чаепития, пословицы и поговорки о чае.   А сейчас я предлагаю всем попить с нами чаю с угощениями. (Чаепитие).

Литература:

  1. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. – 336с.
  2. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.
  3. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)
  4. Кузнецова Э.Г. Игры. Викторины, занимательные уроки в школе. Пособие для учителей и родителей./ М.: Аквариум, 1998. - 128с.
  5. Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.
  6. Горбунова Г.Н. “В начале жизни школу помню я” Сценарии. “Издат – школа” “РАЙЛ” М.,1997. – 96с.

Самоанализ:

Цель:  Формировать  представления о традициях семейного чаепития разных культур.

Задачи:

  1. Ознакомление  детей с историей возникновения чая: традиции русского

и ненецкого чаепития, усвоить традиционные правила поведения за столом.

2. Развитие  познавательной  активности учащихся, умение рассуждать.

4. Воспитание  любви к родному народу и уважение к его традициям.

Форма проведения: путешествие в прошлое, домашние посиделки.

   Содержание мероприятия соответствует теме, цели и поставленным задачам. Познавательная ценность подобранного материала состоит в том, что воспитанники не только узнали о чае, но и познакомились с правилами этикета, с традициями гостеприимства разных культур. Во время мероприятия была доброжелательная обстановка, что способствовало ситуации успеха. Все дети были заинтересованы происходящим, эмоциональный настрой был на хорошем уровне. Все участники серьезно подготовились к занятию. Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, правила поведения за столом, внимательно слушать задания и т. д.), поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

   Контакт с воспитанниками был взаимный, дети ушли с мероприятия с хорошим настроением. В конце мероприятия был подведен итог:  чаепитие всех участников и гостей. Считаю, что цель, поставленная мною, была достигнута, задачи решены


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Информационный час "Русские Православные традиции"

Материал содержит информацию о православных праздниках в России....

Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...

Интегрированное занятие то технологии и английскому языку "Традиции русского и английского чаепития."

Интегрированное занятие то технологии и английскому языку "Традиции русского и английского чаепития."...

Традиция русского и английского чаепития

Сегодня в мире насчитывается около 248 стран и  каждая из них по-своему индивидуальна. У  народов существуют  собственные традиции и обычаи, касающиеся самых разных сфер. Частью различн...

Технологическая карта внеклассного мероприятия "Традиции русского и английского чаепития".

Технологическая карта внеклассного мероприятия  "Традиции русского и английского чаепития" (английский язык, технология, 5 класс)....