Диалоговое сообщение
методическая разработка на тему

Шафикова Гульшат Флюровна

В данном материале описано методы и приемы работы с диалогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Диалоговое сообщение19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технология диалогического общения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей школьников.

 

Метод диалога – метод публичного соразмышления всех его участников, в ходе которого обсуждается проблемная ситуация, задаются вопросы, формулируется проблема; он помогает участникам обсуждения проблемы выяснить свою позицию, аргументировать решение; он воспитывает терпимость, уважение к собеседнику.

 

Ценность метода заключается в том, что в диалоге развиваются способности и умения его участников обосновывать свою позицию;  на основе эмпатии представления одного человека обогащаются представлениями других людей о событиях и явлениях. Это особый способ создания мысленного содержания ситуации общения, отказ от ориентации на готовые истины. Умение открыто и всесторонне обсуждать проблемы предполагает момент сомнения, понимание относительности собственной позиции, способность отказываться от заблуждений. Метод развивает умение аргументированно отстаивать свои взгляды и внимательно слушать другого. М.М. Бахтин сформулировал главную цель диалогического взаимодействия, которая заключается в стремлении к истине, которая не рождается и не находится в голове отдельного человека, а рождается между людьми, совместно ищущими ее .

 

Безусловно, технология диалогического общения в процессе формирования духовно–нравственных ценностей личности не может быть исчерпана диалоговыми формами общения, поскольку изначально содержит установку на диалогическое воспитание. «Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия, стиль жизни, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком. Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека», - считает Н.Е.Щуркова Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал. Это педагог, обладающий духовными ценностями, которому интересен воспитанник таким, каков он есть, и который понимает, что только в диалоге рождается то духовное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие.

У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, доброжелательность,совесть, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и др.), которые нужно увидеть, понять. Технология диалогического общения, основанная на сократическом подходе, способствует проявлению и формированию этих ценностей. Важно также, чтобы не только одноклассники давали человеку характеристику, но  чтобы  он и  сам определял свои положительные и отрицательные качества, свои ценности. Для формирования духовно-нравственных    ценностей целесообразно проводить специальные классные часы, («Ценности современного человека», «Жизнь как ценность», «Диалог c Личностью»), стимулировать самооценку учащихся, (например, «дерево ценностей»). Активизируют позицию старшеклассников поставленные на обсуждение вопросы духовно-нравственного характера.  Такими вопросами могут быть следующие:

Являются ли  для вас убедительными свидетельства великих мыслителей человечества о существовании ценностей?

Каковы, на ваш взгляд, пути нравственного совершенствования человека и человечества?

Чьи высказывания о ценностях произвели на вас наибольшее впечатление и показались наиболее убедительными?

Сформулируйте свое понимание ценностей.

Каково ваше отношение к духовно-нравственным ценностям?

Обогатились ли Ваши мировоззренческие универсалии в процессе обсуждения?

Существуют ли обстоятельства, которые могут заставить вас изменить вашу позицию?

Технологически модель диалогического общения состоит из пяти этапов:

а) введение в проблему;

б) определение проблемы;

в) принятие позиций старшеклассниками;

г)  пересмотр и утверждение позиций;

д)  проверка предположений по фактам, определениям и последствиям.

Рассмотрим  каждый из них.

На первом этапе учитель предлагает для коллективного обсуждения и анализа материал духовно-нравственного характера. Иногда учащиеся смотрят видеоматериалы о жизни и деятельности людей и обсуждают, какое отношение имеет данная ситуация к жизни школы, сообщества или для  них лично. Дальше  выделяются основные моменты анализируемой ситуации, анализируются мотивы поступков ее участников.

На втором этапе учащиеся выстраивают факты, явления в систему, объясняют, какие для этого используются основания.

На третьем этапе школьникам предлагается определить свою позицию и обосновать ее.

На четвертом этапе происходит оценка и утверждение позиций.

На пятом этапе идет проверка позиций с помощью фактического материала и других аргументов. Учитель помогает ученикам понять, на основании каких   доказательств была принята та или иная позиция.

Анализ практики показывает, что старшеклассники не сразу приобретают знания о ценностях, необходимые для объяснения своей позиции и уверенного ее обоснования. С этой целью мы предлагаем старшеклассникам фактический материал и вопросы, чтобы они могли заранее собрать необходимую информацию и подготовиться к предстоящей дискуссии. Обсуждение вопросов духовно-нравственного характера сопряжено с конкретной практической деятельностью: «Акция милосердия», «Подари радость ближнему», в результате чего  старшеклассники приобретают нравственный опыт,  лучше понимают значение таких ценностей, как сострадание, доброжелательность, ответственность, уважение к человеку.

Технология диалогического общения в форме сократического диалога позволяет старшеклассникам выйти на уровень и сопричастности высшим духовно–нравственным ценностям, пережить их, определить своё отношение к ним. В этом контексте развитие личности понимается как движение не только к умению принимать и понимать ценности других, но и к умению, находить собственные ценности, вступая в духовный диалог с самим собой. Старшеклассник учится в диалоге слушать многоголосие мира, понимать множественность субъективных миров других людей. 

В процессе исследования технологии диалогического общения были сделаны следующие выводы:

Сущность технологии диалогического общения, основанной на сократическом подходе, состоит в умении принимать ценностный мир другого, находить собственные духовно-нравственные ценности, вести духовный диалог, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, разрешать противоречия, развивать коммуникативные навыки.

Диалог представляет собой  форму обмена идеями, позициями, духовно-нравственными ценностями, чувствами участников общения. Технология диалогического общения – это средство формирования духовно–нравственных ценностей личности, ибо с диалогом связаны и духовные отношения, и проявления духовного состояния. 

Таким образом, технология диалогического общения способствует формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников, ставит их в позицию авторов нового духовного содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.

Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема :   Графический интерфейс операционных систем и приложений....

Стартья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы"

Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся...

Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.

Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...

Проверочная работа "Элементы окон и диалоговых панелей"

Работа представлена в виде презентации, в которой демонстрируются фрагменты окон и диалоговых панелей. Можно использовать, как "терминологический" графический диктант....

Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).

Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...

Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»

В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...

Учебное исследование на тему: СМС - сообщения: влияют ли СМС-сообщения на литературные нормы языка?

         На протяжении многих веков люди стремились к общению между собой, искали всевозможные способы передачи информации. Проблема общения на расстоянии актуальна до ...