Диалоговое сообщение
методическая разработка на тему
В данном материале описано методы и приемы работы с диалогом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диалоговое сообщение | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология диалогического общения в процессе формирования духовно-нравственных ценностей школьников.
Метод диалога – метод публичного соразмышления всех его участников, в ходе которого обсуждается проблемная ситуация, задаются вопросы, формулируется проблема; он помогает участникам обсуждения проблемы выяснить свою позицию, аргументировать решение; он воспитывает терпимость, уважение к собеседнику.
Ценность метода заключается в том, что в диалоге развиваются способности и умения его участников обосновывать свою позицию; на основе эмпатии представления одного человека обогащаются представлениями других людей о событиях и явлениях. Это особый способ создания мысленного содержания ситуации общения, отказ от ориентации на готовые истины. Умение открыто и всесторонне обсуждать проблемы предполагает момент сомнения, понимание относительности собственной позиции, способность отказываться от заблуждений. Метод развивает умение аргументированно отстаивать свои взгляды и внимательно слушать другого. М.М. Бахтин сформулировал главную цель диалогического взаимодействия, которая заключается в стремлении к истине, которая не рождается и не находится в голове отдельного человека, а рождается между людьми, совместно ищущими ее .
Безусловно, технология диалогического общения в процессе формирования духовно–нравственных ценностей личности не может быть исчерпана диалоговыми формами общения, поскольку изначально содержит установку на диалогическое воспитание. «Диалогическое воспитание – это стиль педагогического взаимодействия, стиль жизни, организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком. Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека», - считает Н.Е.Щуркова Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал. Это педагог, обладающий духовными ценностями, которому интересен воспитанник таким, каков он есть, и который понимает, что только в диалоге рождается то духовное и смысловое единство, без которого невозможно педагогическое взаимодействие. У каждого старшеклассника есть свои духовно-нравственные ценности (справедливость, доброжелательность,совесть, ответственность, уважение, искренность, честность, милосердие и др.), которые нужно увидеть, понять. Технология диалогического общения, основанная на сократическом подходе, способствует проявлению и формированию этих ценностей. Важно также, чтобы не только одноклассники давали человеку характеристику, но чтобы он и сам определял свои положительные и отрицательные качества, свои ценности. Для формирования духовно-нравственных ценностей целесообразно проводить специальные классные часы, («Ценности современного человека», «Жизнь как ценность», «Диалог c Личностью»), стимулировать самооценку учащихся, (например, «дерево ценностей»). Активизируют позицию старшеклассников поставленные на обсуждение вопросы духовно-нравственного характера. Такими вопросами могут быть следующие: Являются ли для вас убедительными свидетельства великих мыслителей человечества о существовании ценностей? Каковы, на ваш взгляд, пути нравственного совершенствования человека и человечества? Чьи высказывания о ценностях произвели на вас наибольшее впечатление и показались наиболее убедительными? Сформулируйте свое понимание ценностей. Каково ваше отношение к духовно-нравственным ценностям? Обогатились ли Ваши мировоззренческие универсалии в процессе обсуждения? Существуют ли обстоятельства, которые могут заставить вас изменить вашу позицию? Технологически модель диалогического общения состоит из пяти этапов: а) введение в проблему; б) определение проблемы; в) принятие позиций старшеклассниками; г) пересмотр и утверждение позиций; д) проверка предположений по фактам, определениям и последствиям. Рассмотрим каждый из них. На первом этапе учитель предлагает для коллективного обсуждения и анализа материал духовно-нравственного характера. Иногда учащиеся смотрят видеоматериалы о жизни и деятельности людей и обсуждают, какое отношение имеет данная ситуация к жизни школы, сообщества или для них лично. Дальше выделяются основные моменты анализируемой ситуации, анализируются мотивы поступков ее участников. На втором этапе учащиеся выстраивают факты, явления в систему, объясняют, какие для этого используются основания. На третьем этапе школьникам предлагается определить свою позицию и обосновать ее. На четвертом этапе происходит оценка и утверждение позиций. На пятом этапе идет проверка позиций с помощью фактического материала и других аргументов. Учитель помогает ученикам понять, на основании каких доказательств была принята та или иная позиция. Анализ практики показывает, что старшеклассники не сразу приобретают знания о ценностях, необходимые для объяснения своей позиции и уверенного ее обоснования. С этой целью мы предлагаем старшеклассникам фактический материал и вопросы, чтобы они могли заранее собрать необходимую информацию и подготовиться к предстоящей дискуссии. Обсуждение вопросов духовно-нравственного характера сопряжено с конкретной практической деятельностью: «Акция милосердия», «Подари радость ближнему», в результате чего старшеклассники приобретают нравственный опыт, лучше понимают значение таких ценностей, как сострадание, доброжелательность, ответственность, уважение к человеку. Технология диалогического общения в форме сократического диалога позволяет старшеклассникам выйти на уровень и сопричастности высшим духовно–нравственным ценностям, пережить их, определить своё отношение к ним. В этом контексте развитие личности понимается как движение не только к умению принимать и понимать ценности других, но и к умению, находить собственные ценности, вступая в духовный диалог с самим собой. Старшеклассник учится в диалоге слушать многоголосие мира, понимать множественность субъективных миров других людей. В процессе исследования технологии диалогического общения были сделаны следующие выводы: Сущность технологии диалогического общения, основанной на сократическом подходе, состоит в умении принимать ценностный мир другого, находить собственные духовно-нравственные ценности, вести духовный диалог, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения, разрешать противоречия, развивать коммуникативные навыки. Диалог представляет собой форму обмена идеями, позициями, духовно-нравственными ценностями, чувствами участников общения. Технология диалогического общения – это средство формирования духовно–нравственных ценностей личности, ибо с диалогом связаны и духовные отношения, и проявления духовного состояния. Таким образом, технология диалогического общения способствует формированию духовно-нравственных ценностей старшеклассников, ставит их в позицию авторов нового духовного содержания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока информатики. 7 класс. Тема: Графический интерфейс операционных систем и приложений. Диалоговые панели.
Конспект урока информатики. 7 класс.Учитель: Земцева Л. В.Тема : Графический интерфейс операционных систем и приложений....
Стартья "Применение диалоговой технологии на уроках литературы"
Применение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся...
Развитие мотивации к учебной деятельности на уроках географии через использование коммуникативно-диалоговой технологии.
Статья об использовании коммуникативно-диалоговой технологии в преподавании географии...
Проверочная работа "Элементы окон и диалоговых панелей"
Работа представлена в виде презентации, в которой демонстрируются фрагменты окон и диалоговых панелей. Можно использовать, как "терминологический" графический диктант....
Сообщение по теме ИКТ в школе (текст сообщения и презентация).
Выступление на педсовете Шегидевич Натальи Петровны. Возможности современных информационных технологий в развитии мотивации, любознательности и познавательной активности школьников для целенаправленно...
Конспект кружкового занятия: «Получение сообщений. Подготовка и отправка сообщений. Прикрепление файлов к письму»
В современном обществе компьютеры очень прочно вошли в повседневную жизнь практически каждого человека. Уметь пользоваться компьютерной техникой в современной жизни необходимо всем, в том числе и детя...
Учебное исследование на тему: СМС - сообщения: влияют ли СМС-сообщения на литературные нормы языка?
На протяжении многих веков люди стремились к общению между собой, искали всевозможные способы передачи информации. Проблема общения на расстоянии актуальна до ...