Выступление на районном семинаре учителей ОПК
материал на тему

Алексеев Евгений Алексеевич

Воспитание из всех святых дел самое святое.
 Феофан Затворник

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Введение в школьную программу ОПК–  один из шансов для спасения детей от духовной невидимой власти сил зла. Дать ребенку прочную основу, нравственный фундамент можно, только формируя духовную структуру его личности, как Божественного существа, созданного по Его образу и подобию. Тогда все культурные, бытовые, социальные отношения и связи в человеческом мире обретают смысл и значение, как пути к Богу или от него. Появляется система координат, Сориентироваться ребенку в духовном мире, помочь ему выстроить в сердце прочную систему жизненных ценностей – таковы задачи преподавателей ОПК. Сегодняшние реалии ставят нам очень важные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРАСОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

КУРСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление

на районном семинаре учителей

основ православной культуры

по теме:

«Духовно-нравственное воспитание школьников в малокомплектной школе»

Дата проведения:  29. 04. 2014 г.

Место проведения:

МБОУ «Конорёвская основная общеобразовательная школа»

Учитель: Алексеев Е.А.

Курасово  

2014

Выступление на районном семинаре учителей

основ православной культуры

«Духовно-нравственное воспитание школьников

в малокомплектной школе»

Дата проведения: 29 апреля 2014 г.

Подготовил: Алексеев Е.А. 

Воспитание из всех святых дел самое святое.
 Феофан Затворник

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Введение в школьную программу ОПК–  один из шансов для спасения детей от духовной невидимой власти сил зла. Дать ребенку прочную основу, нравственный фундамент можно, только формируя духовную структуру его личности, как Божественного существа, созданного по Его образу и подобию. Тогда все культурные, бытовые, социальные отношения и связи в человеческом мире обретают смысл и значение, как пути к Богу или от него. Появляется система координат, Сориентироваться ребенку в духовном мире, помочь ему выстроить в сердце прочную систему жизненных ценностей – таковы задачи преподавателей ОПК. Сегодняшние реалии ставят нам очень важные и значимые задачи, одной и которых является остановить нравственную деградацию, восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры, веру.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.

Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности?

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности:

–      Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;

–      гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;

–      социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

–      человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,

–      наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

–      семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

–      труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

–      традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

–      искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

–      природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Для организации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными и религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

      Воспитательная деятельность в школе в системе духовно- нравственного воспитания осуществляется:

  •  через реализацию предметных циклов, классных часов и внеклассную работу.
  •   через реализацию программы комплексного учебного курса

« Основы православной культуры». При проведении занятий затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с совершенствованием духовно- нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой.

  Ещё одним источником  нравственного воспитания  в школе является внеклассная работа:

- классные часы духовно-нравственной направленности

- коллективные творческие дела:

- творческие работы

-посещение музеев

- трудовая деятельность

- встреча с ветеранами

- участие в конкурсах

    Все это способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса внутреннего мира человека.

   Ребятам нравится изучать предмет «ОПК», они активно работают на уроках, с радостью выполняют творческие задания. Результатами нашей совместной работы являются наши успехи на олимпиадном поприще, так в 2011-2012 учебном году Николаевич Анастасия стала победителем и представляла Курский район на областной олимпиаде, а в нынешнем 2013 – 2014 учебном году Кононова Вера стала призером районной олимпиады по ОПК.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей английского языка: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления"

Доклад на тему: "Трудности при обучении устной иноязычной речи и пути их преодоления" раскрывает ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном я...

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".

Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...

Выступление на районном семинаре учителей математики "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС НООЛугвина Наталья Анатольевна, учитель математики ГБОУ школа № 467 Принципиальным отличием современного подхода в обучении является орие...

Выступление на районном семинаре учителей иностранного языка "Внеурочная и внеклассная работа, как форма обучения иностранному языку в школе"

Данное выступление разработано для районного семинара по иностранным языкам в МОУ Раменская СОШ №8 Бражниковой О.Н., председателем ШМО в 2016 году....

Выступление на районном семинаре учителей географии" Анализ типичных ошибок ЕГЭ и ОГЭ по географии 2017"

Обзор сложных заданий и анализ типичных затруднений на ГИА по географии в 2017 году...

Выступление на районном семинаре учителей технологии Тема: «Проектная деятельность на уроках технологии как средство развития творческих способностей»

Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возникнуть, если оставить его без пищи             Дети – прирожденные художники, уче...