Опрос - исследование на тему "Почему дети перестали читать?"
статья на тему
Предварительный просмотр:
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. 70-80 годы – это бум книгособирательства. Многотомные издания русской и зарубежной классики до сих пор заполняют огромные книжные полки и стеллажи большинства квартир. Престиж чтения в обществе, и особенно чтения «серьезной» литературы, в годы СССР был очень велик. Фраза «Союз – самая читающая страна» тогда была аксиомой.
Сейчас мы чаще слышим уже другую фразу: «Дети перестали читать». «Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают время ребенка, захватывают заповедные уголки его сознания и души!», – волнуются взрослые, уверенные в том, что книгу нельзя заменить экраном. Но сами дети не видят в этом никакой проблемы.
В новом веке чтение не является для подростков и детей основной досуговой деятельностью, а необходимостью читать «для школы». Это было достоверно установлено в ходе исследования детского и подросткового чтения, которое проводилось мною в Чунской средней школе №1.
Данный опрос был направлен на изучение детского и подросткового чтения (потребность в чтении, мотивацию, предпочтения). Анкета состояла из 13 вопросов с возможными вариантами ответов (см. Приложение 1).
Опрос проводился с 17 по 25 марта 2013 г. Общая выборка респондентов, принимавших участие в опросе, составила 145 учащихся нашей школы в возрасте от 11 до 16 лет. Наибольшую часть выборки – 21,4% – составили дети в возрасте 12 лет; 14,5% – 16 лет; 12,4% – 13 лет; 11% - 14 лет; 9,7% - 11 и 15 лет. Таким образом, основная группа опрашиваемых состояла из ребят 11–16 лет
В итоге были получены следующие результаты опроса школьной аудитории.
Вопрос «Любите ли вы читать?» был поставлен достаточно жестко, предполагая только два варианта ответов: либо да, либо нет. На что 47,5% ребят ответили утвердительно, а 31% честно признались в своей нелюбви к чтению.
Ответы на вопрос «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?» распределились следующим образом:
читать – 8,9%
смотреть телевизионные программы – 18,6 %
гулять на улице – 31%
слушать музыку – 3,3 %
играть на компьютере – 12,3%
заниматься спортом – 5 %
рисовать, вышивать, танцевать – 1 %
Ответы респондентов в зависимости от возраста были такими (см. табл. 1):
Таблица 1
Таким образом, если сопоставить результаты ответов на вопросы «Любите ли Вы читать?», «Как часто вы читаете?» и «Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?», то становится очевидным, что распространенное мнение «дети перестали читать», можно считать утверждением. Большинство детей предпочитают чтение другим занятиям.
Мы попытались выяснить, как часто дети читают? Для этого было предложено три варианта ответов на этот вопрос: 16,6% ребят ответили, что читают достаточно часто; 38,6% детей читают от случая к случаю, преимущественно по школьной программе; 22,7% ответили, что читают очень редко. Таким образом, 38,6% (56 чел.) – это как раз те самые дети, которые и не любят читать и не находят время на чтение.
В своем исследовании мы решили посмотреть, есть ли связь между возрастом, в котором ребенок начал читать и отношением к чтению. В целом, средний возраст по всей выборке составил 5,1 % лет, причем, минимальный возраст, о котором дети упоминали, как о своем первом самостоятельном опыте чтения, составил 2 года, а максимальный – 8лет. Возможно, в данном случае ребята не разобрались в сути вопроса. Ответившие, что начали читать в 2 или 4 года, вероятно, имели в виду свой первый опыт узнавания букв и складывания их в слоги и слова; (1 чел. начал читать в 2 года, 4 чел. – в 4 года, 22чел. – в 5лет, 39 – в 6лет, 36уч. – в 7лет и 12 чел. в 8 лет. Возможно, что дети слукавили, написав такой ранний возраст, но ведь возможно, что и нет. В любом случае, мы приводим конкретные цифры, полученные при обработке результатов.)
60% детей начали читать в возрасте 6–8 лет, т.е. в начальных классах школы. Из них 13 ребят отметили, что любви к чтению они не испытывают.
Еще 3,4% детей ответили, что читать начали достаточно рано – в младшем дошкольном возрасте, т.е. от 2 до 4 лет. В данной категории детей только 1 ребенок ответил, что читать не любит.
Эти показатели позволяют сделать предположение, что чем раньше ребенка приобщают к книге, к самостоятельному чтению, тем больше вероятность того, что чтение станет одним из его любимых досуговых занятий.
Читательские предпочтения респондентов представлены в таблице 2. Конечно, налицо тенденция в сторону популярного чтения, т.е. чтения журналов развлекательного жанра, облегченных для восприятия и понимания, особо не требующих включения мыслительного процесса для обдумывания и осмысления содержания текста. Но все же большинство ребят, предпочитают читать книги, хотя литературные жанры книг также самые разнообразные (см. таблицу 3).
Таблица 2
|
Предпочтение отдается приключенческой литературе и фантастике, причем даже среди тех, кто читать не очень любит. Чуть меньший процент респондентов этого возраста отдает предпочтение детективам. Сказки же пользуются большей популярностью у детей 11 лет. Чтение же поэзии, научно-популярной и исторической литературы не пользуется большой популярностью у наших учащихся.
Большинство читающих ребят (63,2%) обсуждают прочитанные книги с друзьями, родителями, учителями. Они делятся своими чувствами и впечатлениями от прочитанной книги, дают собственные оценки, рекомендуют, что стоит прочитать, а что нет.
На вопрос «Как часто вы посещаете библиотеку?» ребятам было предложено три варианта ответов: каждую неделю, по мере необходимости, редко. Но некоторые респонденты считали, что этих вариантов ответов недостаточно и дописывали свой – каждый день. По результатам общей выборки большая часть детей приходит в библиотеку по мере необходимости (37,9%), каждую неделю посещают библиотеку 6,2% детей, а редко здесь бывают только 8% ребят (опять же из числа тех ребят, в чьи интересы чтение не входит).
Что интересно, так это выявленная в исследовании мотивация детского чтения. Возможно, для кого-то это покажется неправдоподобным, но дети читают для души. Результаты опроса показали, что 64% учащихся приходят в школьную библиотеку просто за тем, чтобы почитать что-нибудь интересное. Только 36% ребят приходят за литературой по школьной программе.
При этом из тех, кто обращается за литературой по интересам, 41% ребят посещают школьную библиотеку каждую неделю. Но и из тех, кто посещает библиотеку преимущественно для выполнения заданных в школе уроков, есть такие ответственные, которые ходят еженедельно – их 12%.
В исследовании детского чтения были получены результаты, по которым 90% учеников приходят в библиотеку за деловой (учебной) литературой и только 10% берут книги для души. В нашем исследовании получилась другая картина: дети наряду с литературой из школьной программы читают и то, что им просто интересно. Нельзя однозначно утверждать, что для значительной части нынешних детей чтение – всего лишь обыденная учебная деятельность, не доставляющая радости и удовлетворения. Нужно отметить, что даже у тех ребят, которые не любят читать есть домашняя библиотека. Но, вероятно, родители просто не смогли вызвать у детей интерес к ней и привить любовь к чтению.
В заключение нашей анкеты мы просили ребят написать название и авторов трех своих любимых литературных произведений. Результаты нас немного удивили: в ответах ребят отразилось удивительное переплетение интереса к классической литературе с современными литературными жанрами. Например, один человек мог выбрать в качестве своих любимых произведений одновременно Пушкина, Толкиена и Волкова – книги абсолютно разные и по жанру, и по содержанию, и вообще по всем параметрам. Или, например, Тургенев, Дефо и Коэльо. И таких разнообразных выборов было очень много. Но все-таки победила классика.
Максимальное количество выборов получил А.С. Пушкин. 54 человека назвали его своим любимым автором.
На втором месте стоят произведения Лукъяненко - 20 ребят отдали свои голоса именно этому писателю.
На третьем месте – 16 голосов – книги Толстого (правда, не всегда указывалось какого именно Толстого – Льва или Алексея), а также книги Дж. Ролинг о приключениях Гарри Поттера.
15 голосов получили книги Ж. Верна – бессмертна классика приключенческого жанра.
По 12 выборов было сделано в пользу Э. Успенского, М. Лермонтова и И. Тургенева.
11 голосов было отдано Д. Дефо, 10 голосов – приключенческим романам А. Дюма, по 9 выборов получили детективы Д. Донцовой и книги Дж. Толкиена.
По 8 голосов получили книги из серии «Волшебник Изумрудного города» В. Волкова, веселые книги Н. Носова (в том числе и про Незнайку), фантастика К. Булычева, детективы К. Дойля и рассказы А. Чехова.
Чуть меньше голосов получили сказки Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, рассказы В. Драгунского, приключенческие повести и рассказы Д. Лондона, а также роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Не забывают дети и читают книги М. Твена, Л. Кэррола, А. Линдгрен, А. Кристи, В. Скотта, С. Кинга, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, С. Есенина.
Кроме того, есть отдельные ребята, которые читают не совсем детские книги, например,Замятина, Хичкока, Мольера, Маяковского, Гете.
Эти результаты доказывают, что наши дети не перестали читать, что они читают. И читают не только бульварную прессу и развлекательные романы. Очень много литературы из разряда классики становится любимыми книгами ребят после того, как они прочли их в рамках школьной программы, или им посоветовали взять родители из домашней библиотеки. Мир не стоит на месте, все меняется, и литературные вкусы тоже, тем более что современную литературу нельзя назвать абсолютно некачественной. А главное, сейчас уже становится немодным не читать.
Разговоры о модной литературе и модных писателях сегодня все чаще можно услышать в среде современных подростков и особенно студентов. Эти разговоры становятся модными, а, следовательно, и чтение становится модным.
Таким образом, современная литература, переходя в разряд модной, поднимает престиж чтения в глазах современных тинэйджеров, тем самым, возбуждая интерес к действительно качественной литературе. И классика сейчас также становится модной. А если ее еще хорошо преподать в школе, то она станет и любимой.
Хотя сам механизм возникновения любви к чтению до сих пор не изучен, но достоверно известно, что человек не станет увлеченным читателем, пока не откроет книгу, созвучную его мыслям и настроению. Ребенку нужно прививать любовь к чтению, а не давать установку, что, читая, ты станешь умным, грамотным, образованным. При этом книга совсем не обязательно «лучше», чем другие информационные носители, – для некоторых детей восприятие книги и общение с ней гораздо сложнее, чем доступ к аудиовизуальным и электронным материалам, – все зависит от возрастных особенностей. Кроме того, сейчас в средствах массовой информации достаточно большое количество образовательных программ, в которых даже сложный для детского восприятия материал представлен в доступном виде, используя свой главный козырь – наглядность. А о том количестве самой разнообразной информации, которую можно найти и прочитать в Интернете, наверное, даже говорить не стоит.
Я нисколько не хочу умалить значение книги для развития ребенка и общества в целом. Но мы считаем, что любовь к книге нужно прививать с детства в семье. А если взрослые говорят о том, что дети перестали читать, но при этом сами не находят времени почитать ребенку книжку, тем самым заинтересовав его чтением, то мы так и будем продолжать сетовать на современную невоспитанную и необразованную молодежь, которая так категорично отказывается проявлять интерес к чтению. Результаты нашего исследования показали, что для паники по этому поводу нет оснований: дети любят читать и читают.
Интерес к книге закладывается именно в детстве, и именно родители обладают возможностью вызвать у ребенка этот интерес, и даже такой, что книга и чтение станет неотъемлемой частью его жизни. Книга должна стать для ребенка не просто банальным инструментом получения знаний. К ней нужно формировать именно интерес как к необходимому источнику получения и знаний, и удовольствия. Только тогда чтение книги станет важной частью жизни человека, а телевидение и Интернет – просто дополнительным источником получения знаний.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Чунский
Августовская конференция работников образования Чунского района – 2013
Презентация исследовательской работы «Почему дети перестали читать?».
Выполнила: Иванкова Наталья Васильевна
преподаватель русского языка и литературы
р.п. Чунский
2013г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика исследования психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Методика разработана учителем Т.Р.Гладык на основе программы коррекционно-развивающей направленности «Сенсорная стимуляция детей и подростков с глубокой умственной отсталостью» /Т.А. Алексеева, ...
Исследование физической подготовленности детей среднего школьно возраста занимающихся регби
Исследование физической подготовленности детей среднего школьного занимающихся регби...
Анкета к опросу учащихся "Почему дети перестали читать?"
Данная анкета является Приложением к статье "Почему дети перестали читать?"...
Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. Беслана
Исследование групповой сплоченности детей подросткового возраста в условиях г. Владикавказа и г. БесланаОтрочество – это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основны...
Консультация для родителей на тему: "Об исследованиях, которые назначают детям с речевой патологией"
Очень часто детям с различными речевыми нарушениями врачи - неврологи назначают дополнителные исследования состояния и функционирования различных систем организма ребенка. Что это за иссле...
Исследование межличностных отношений детей школьного возраста
Межличностные отношения приобретают особое значение для детей школьного возраста. В младшем школьном возрасте при общении со сверстниками активизируется познавательная предметная деятельность, формиру...
Исследование моторной сферы детей с целью оказания эффективной кинезио-терапевтической и педагогической помощи
Ни для кого не секрет, что сферы развития ребенка теснейшим образом связаны и переплетены между собой, замедленное развитие одной неизбежно нарушает баланс и влечет за собой нарушения в развитии всех ...