«Развитие мышления и речи при изучении математики в классах КРО». (коррекционно-развивающее обучение).
статья на тему

Леванина Ольга Николаевна

Статья. Работая много лет в классах КРО решила поделиться опытом. Если кому -то поможет этот материал " Буду рада" .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мышления и речи при изучении математики в классах КРО».

(коррекционно-развивающее обучение).

               Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно переоценить. Но именно они помогли ему стать человеком. Мы имеем ввиду, две особенности, свойственные только человеку: способность мыслить и передавать свои мысли, имеющую у него информацию другим людям посредством речи.

                 Способность четко мыслить в настоящее время необходимо каждому. Совершенствовать эти два дара необходимо всю жизнь. От того, насколько успешно удастся решить эти задачи, зависит многое, и, прежде всего, прогресс общества, научно-техническое развитие, экономическое и культурное процветание. Вот почему математики обязаны не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно настойчиво развивать мышление и приучать учащихся к правильной речи. Школьная математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчетливому мышлению и четкой, логически совершенной речи.

                Кто хоть раз был на уроке в КРО классе, заметил такую проблему: в классе шумно, дети все разговаривают. Как же вести урок? Если начинаешь ругаться, то тишина будет, но урок уже не получится. дети замыкаются и ничего не слышат. Помучавшись, первый месяц, я выбрала другую тактику. Пусть говорят, но говорят в тему. Их нужно направит в правильном направлении. Я решила научить их не только просто говорить, а рассуждать на данную тему урока.

              Начали с простого. Каждый читал тему урока и повторял ее. Дальше стало намного легче, ведь я заметила каждого на уроке. Потом я просила каждого прочитать пример или условие задачи, или определение, или алгоритм решения примера. Также на уроке мы читали хором определения. а потом каждый пытался повторить его. У многих не получалось сразу, они заглядывали в текст, но старались повторить дословно. Затем дети вслух стали излагать свои мысли. Решая пример, они бубнили, как  его сделать и, видя, что я взглядом поддерживаю, начинали делать смелее. Потом ребята вслух стали произносит алгоритмы решения различных примеров, уравнений, тем самым не мешая , а показывая : я знаю и мыслю сам. Со временем я их убедила, что говорить можно и про себя, а иногда послушать и других.  Сейчас ребята научились уважать друг друга и дают возможность выразить свои мысли одноклассникам. Они поняли одно, что выразить свои мысли бывает очень трудно, поэтому лучше не мешать друг другу. А достигли мы это таким образом. Иногда я предлагала такую работу. Каждый готовил кусочек урока и выступал в роли учителя. Здесь дети проявляли себя творчески, а остальных заставляли мыслить логически. Если у ребят не получалось ответить , то отвечал ученик , который выступал в роли учителя. Были и такие моменты: дети читали объяснения нового материала в учебники, а потом пробовали объяснять другим. Здесь было самое главное: не сказать сразу нет. Я объясню самой. Я выслушивала каждого, а потом дети решали у кого правильно. Есть у нас, конечно и проблемы: когда ребенок пытается замкнуться и твердит: «Я не понял, я ничего не понял». «Самое главное», он не боится сказать  это в слух. И я стараюсь ему помочь. Иногда, бывает, нужен только один наводящий вопрос.  

              Говорить для ученика класса КРО очень трудно, а говорить правильно «вдвойне». Поэтому я стараюсь не поправлять его сразу, а выслушать до конца, и он уже горд, что его выслушали, даже, если потом полностью исправили. Ведь неправильный ответ – это тоже ответ. При повторении определений . теорем стараюсь спрашивать сначала  детей посильнее, и они приступают к выполнению заданий, а потом уже слабых. Провожу и такую работу, когда ребята спрашивают друг друга, стараются помочь, разъяснить и подбодрить товарища. Мы говорим на уроке много. Хорошо, что у нас есть на это время. Со стороны, иногда кажется, что в классе не урок, но молчать у них получается с трудом. Даже когда решают контрольную работу, они каждое действие проговаривают про себя, это видно по губам. Иногда бывает и в слух. Зато они мыслят самостоятельно, а не списывают друг у друга. У них даже не возникает мысли списать у соседа. А как у них светятся глаза, когда у них что-то получается. Они не равнодушны к оценке учителя, ищут подтверждения правильности своих решений, одобрения и похвалы, очень огорчаются своим неудачам и неудачам товарища.

               Для того, чтобы приучить учащихся мыслить самостоятельно, привить им твердую привычку, надеяться в разрешении возникающих затруднений на собственные силы и разум, необходимо заставить их пройти через определенные трудности. Если хотя бы раз ученик достигнет ясности в понимании темы урока, то ему будет трудно удовлетвориться впоследствии суррогатом знаний, который дает заучивание без понимания, зубрежка без вдохновения. И тогда к нему придет удивительное открытие: «Работа собственной мысли требует значительно меньших усилий и затрат времени, чем     И всегда помнить: «Ни в коем случае не должно быть места скуке, она - нежелательная гостья в любую пору обучения».

               Математик и педагог М.В.Островский так сформулировал это положение: «Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно, она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам…».

            Преподаватель математики бывает  только тогда успешным, когда ученики вполне понимают учителя, а потом он должен приспособиться к понятию слушателя, применять занимательность в преподавании и не спешить, покуда ученики не будут в состоянии за ним следовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Развитие внимания детей на фронтальных и индивидуальных занятиях в системе коррекционно-развивающего обучения».

При организации коррекционно – развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:структура организации деятельности (объединение воспри...

«Развитие мышления и речи при изучении математики в классах КРО». (коррекционно-развивающее обучение).

Статья. Работая в классах КРО много лет решила поделиться опытом. Может кому то это поможет в работе....

Статья "Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни."

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха на коррекционно-развивающих занятиях по музыкальной стимуляции

Данные психолого-педагогические рекомендации для педагогов по развитию просодической стороны речи у обучающихся с нарушениями слуха разработаны с учётом методологического подхода к коррекционно-развив...

«Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания школьников с проблемами развития как условие повышения качества жизни».

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомога...

«Коррекционно-развивающие методы обучения на уроках математики»

Публикация о методах, применяемых на уроках математики, которые способствуют скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств, воспитанию у учащихся целеустремленности, т...

Коррекционно - развивающая логопедическая программа. Курс: "Развитие связной устной речи". Внеурочная деятельность. 1 - 4 классы.

Новизна программы данного курса заключается в сочетании опыта традиционной программы и использования современного материала: методического, наглядного, технического, энциклопедического, а также...