Внеклассное мероприятие по литературе "Народный кукольный театр представляет..."
методическая разработка (5 класс) на тему

Мероприятие предназначено для учащихся 5 класса. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._meropr.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Архангельская СОШ им. Героя Советского Союза Краснова В.М.»

   

Народный кукольный           театр представляет…

Подготовила учитель русского языка и литературы    Козина О.М.

Цели мероприятия: познакомить учащихся с историей народного театра, расширить знания о театральном искусстве, развивать актёрские дарования.

Оборудование: афиша, перчаточные куклы, музыкальное сопровождение, ширма.

Распределение ролей: кукловоды, художники, музыканты, мастера по костюмам, художественный руководитель.

Класс: 5

Учебный предмет, в рамках которого проводится мероприятие – литература.

Вступительное слово учителя.

Народный кукольный театр – любимое зрелище детворы. Раньше народных актёров, которые разыгрывали на ярмарках, городских площадях, в сёлах и деревнях целые представления, называли скоморохами, потешниками или комедиантами.

Как вы думаете, когда в России появился первый кукольный театр?

Адам Олеарий, немецкий путешественник, посетивший Россию в 30 – е годы 17 века, сделал рисунок, на котором хорошо видны действующие лица: знаменитый Петрушка и Конь, которого продает Цыган. В «описании путешествия по Московии» он утверждал, что Петрушку в 1636 году представляли скоморохи. Судя по рисунку, сделанному в книге, скоморох надевал длинный балахон с обручем на одном конце, затем поднимал балахон поверх головы и начинал представление, показывая кукол на образованной таким путём живой ширме. Позже появились складные деревянные ширмы, на которых петрушечники разыгрывали забавные сценки, рисующие приключения героя – весельчака. Держа в руках то одну, то другую куклу, петрушечник приводил их в движение пальцами. За Петрушку он говорил резким, пискливым тоном. Петрушка имел большой нос крючком, смеющийся рот, часто два горба. Одежда его состояла из красной рубахи и колпачка с кисточкой. Куклы были перчаточными, с головками из дерева. Декораций не было. Особенность народной комедии – в её весёлости. Отсюда – шутки, частушки, анекдоты на злобу дня, что и сближает сцену, актёров с публикой.

Почему народ наградил героя именем Пётр Иванович Уксусов?

Пётр Иванович – одно из распространенных сочетаний имени и отчества в России. Фамилия Уксусов намекает на едкость и язвительность  его шуток, острый язык Петрушки.

Какой он, Петрушка? 

Он остроумный, находчивый, весёлый, смелый, грубоватый, ловкий. Петрушка легко справляется с неприятелем с помощью скалочки, а самое главное – с помощью находчивости, своих грубоватых, но задиристых метких шуток.

Любое представление начинается с афиши (списка действующих лиц).

Давайте познакомимся  с афишей и займём места для зрителей. Представление начинается.

Петрушка: А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур, славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам бонжур, нарумяненные старушки, моложавые с плешью старички! Я ваш старый знакомый – мусью фон – герр Петрушка. Пришёл вас позабавить, потешить да и с праздником поздравить. Вот какой я!

                       Появляется Цыган с лошадью.

Цыган: Здравствуй, мусью Пётр Иванович! Как живёшь – поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка: А какое тебе дело? Уж не доктор ли ты?

Цыган: Не бойся, я не доктор…Я Цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка: А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проваливай.

Цыган: Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна, чтобы призы на скачках брать.

Петрушка: Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Хочу и я поскакать да призы на скачках брать. Только хороша ли лошадь?

Цыган: Не конь, а диво: бежит – дрожит, спотыкается, а упадёт – не поднимается. По ветру без хомута гони в три кнута. На гору бежит – плачет, с горы так скачет, а как завязнет в грязи, так оттуда уж сам вези!

Отменная лошадь!

Петрушка: Ого – го! Вот так лошадь! А какой масти?

Цыган: Лошадь не простая: пегая с пятнами, золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая – аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка: Ого – го! Такую – то мне и надо. А дорого ли стоит?

Цыган: По знакомству недорого возьму: триста.

Петрушка:  Что ты, фараоново племя, дорого просишь? Как у тебя язык не сломался запросить три сотни?

Цыган: Сколько же дашь, чего не пожалеешь?

Петрушка: Бери два с полтиной да в придачу дубину с горбиной.

Цыган: Мало! Прибавь ребятишкам хоть на молочишко.

Петрушка: Хочешь сто рублей?

Цыган: Экой скупой! Прибавляй больше.

Петрушка: Хочешь полтораста с пятаком?

Цыган: Дёшево. Ну, делать нечего, по рукам – давай деньги.

Петрушка: Давай сначала лошадь.

Цыган: Получишь и лошадь из полы в полу, только давай сначала задаток.

Петрушка: Изволь, брат Цыган, держи карман. Вот только я, приятель, сбегаю, мелочь разменяю. (Скрывается)

Цыган: Эй, скоро ли задаток?

Голос Петрушки: Погоди капельку, кошелёк затерял.

Петрушка (появляется  с дубиной и начинает бить Цыгана). Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Ого – го! От такого задатка не поздоровится! Музыкант! Давай – ка сюда лошадь. Тпру, тпру! Стой, не брыкайся! У- у, не лошадь, а огонь! Стой! Нужно сосчитать зубы, сколько ей лет. (Смотрит ей в рот.) Лошадь совсем молодая: ни одного зуба ещё во рту нет! Прощайте, ребята, прощай, жисть  молодецкая! Я уезжаю, Музыкант.

Музыкант: Далеко ли?

Петрушка: Вдоль по Питерской, по Тверской – Ямской, с колокольчиком, на Вязьму, на Валдай, а ты никому не болтай: я тебе за это гостинец привезу. (Скачет и поёт.)

                                Заложу я тройку борзу

                                Тёмно – карих лошадей!..

(Лошадь брыкается.) Тпру! Тпру! Стой, погоди! Тише, Васенька, а то я упаду и голову сломаю. (Лошадь в это время сбрасывает Петрушку.) Ой, родимые, голубчики! Смерть моя пришла. Пропала моя головушка удалая!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр. Зачем ребёнку кукольный театр?

Живая кукла - возможно ли это?...

Внеклассная работа по немецкому языку. Кукольный театр

Кукольный театр как форма внеклассной работы дополняет и развивает учебную работу, мотивирует учащихся к изучению иностранного языка. Данный материал показывает, как можно в непринужденной атмосфере ...

Конспект развлечения.Кукольный спектакль "Колобок".Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянова)

 Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект развлечения. Кукольный спектакль "Колобок". Сценарий для постановки русской народной сказки в кукольном театре (автор Олеся Емельянов...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).

На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...

Открытое занятие в кукольном объединении «Кукольный театр».

Открытое занятие  в кукольном объединении «Кукольный театр»....

Разработка внеклассного мероприятия на тему "Год театра"

Цели и задачи: 1)пропаганда театрального искусства;2)развитие способностей обучающихся в совместной творческой деятельности;3)выявление наиболее одаренных, талантливых детей;4)развитие коммуникат...

Внеклассное мероприятие Сюжетно- ролевая игра «Театр»

Цель: Познакомить  детей с театральным видом искусством, создать праздничное, позитивное настроение.Задачи:1. Объединить детей в творческом процессе, раскрыть им интересный мир театрального искус...