Исследовательская работа
проект на тему
Предварительный просмотр:
РЕГИОНАЛЬНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
ХРАМ ИОАННА КРОНШТАДСКОГО:
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Автор: Марченко Анастасия,
учащаяся 7 «б» класса
МОУ СОШ №1 п. Мокроус
Руководитель:
Афанасьева Елена Александровна,
учитель истории и
обществознания
МОУ СОШ №1 п. Мокроус
Саратов 2012
Содержание
стр.
I. Введение - 3
II. Храм Иоанна Кронштадского: история и современность - 6
III. Заключение - 14
IV. Использованные источники - 16
V. Приложение - 17
Введение
В каждой области, в каждом районе, населённом пункте есть свои достопримечательности. Не является исключением и наш Фёдоровский район, в котором имеются сразу несколько достопримечательностей, и об одной из них я хочу рассказать в своей работе.
Недавно в нашем посёлке произошло очень важное событие - появился храм, освящённый во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского. Освящение храма состоялось в 2009 году. Настоятелем храма является отец Евгений Клементьев. Над строительством храма работало множество прихожан во главе с настоятелем. В своей работе я хочу рассказать об этой замечательной достопримечательности не только нашего района, но и нашего посёлка, и мы по праву можем этим гордиться.
Фёдоровский район славится ещё одной достопримечательностью. Это православный храм в селе Борисоглебовка – уникальный памятник архитектуры второй половины XIX века.
Меня заинтересовала история нашего храма в посёлке Мокроус. А также мне захотелось узнать: «Почему возвели, храм именно в нашем посёлке Мокроус и почему в настоящее время не проводится реставрация Церкви в селе Борисоглебовка»?. Я захотела получить ответ на эти вопросы. Для этого я обратились за помощью к настоятелю храма Евгению Клементьеву, изучила архивные документы и материалы школьного историко-краеведческого музея.
Актуальность моей работы
В настоящее время в нашей стране как никогда остро стоит проблема нравственного и духовного возрождения общества, поиска национальной идеи. Ведь жизнь общества строится на определенных моральных нормах. В России после Октябрьской социалистической революции 1917 года прежние нормы и духовные ценности русского народа были заменены коммунистической идеологией. За семьдесят лет советской власти был нанесён сокрушительный удар не только по русскому православию, но и по другим религиям и конфессиям России. Во времена перестройки произошло разрушение коммунистических идеалов советского общества, однако не были предложены другие, на которые могло быть ориентировано общество. В настоящее время получила широкое распространение наркомания, стала гораздо шире проблема алкоголизма, слабеет связь поколений. Образовались социальные, психологические, моральные пустоты в обществе, которые заполняются различными негативными явлениями. Изменилось поведение подростков, возросла их агрессивность. С каждым годом увеличивается количество преступлений, особенно среди подростков. Иногда становится страшно…. И хочется спросить: «Какое будущее нас ждёт?» А ведь всё зависит от каждого из нас.
Чтобы нас ожидало светлое будущее необходимо знать собственную историю, чтобы понять и оценить все лучшее, что было в традиционных укладах жизни русского народа. И сейчас как никогда актуально обращение молодого поколения к истории, к прошлому своей страны, с целью возрождения духовности, веры, нравственности. Нравственно-духовный человек не пойдёт на преступление, не пройдёт мимо того, кто нуждается в помощи.
Я считаю, что в нашем посёлке в последнее время проводится большая работа по возрождению духовности, нравственности и веры. Доказательством этого служит храм в нашем посёлке. И потому храм, возведенный в центре Мокроуса, имеет очень большое значение не только для жителей посёлка, но и для верующих всего района.
Цель работы:
- изучить и оценить историю храма Иоанна Кронштадтского в посёлке Мокроус;
- узнать, почему было принято решение возвести храм именно в нашем посёлке Мокроус, а также узнать, почему в настоящее время не проводится реставрация Церкви Святого Михаила Архангельского в селе Борисоглебовка.
Задачи:
- изучение краеведческой литературы;
- исследование материала по теме в фондах школьного историко-краеведческого музея, в архивах посёлка и района;
- интервьюирование настоятеля храма Евгения Клементьева.
План исследования.
- Составление библиографии по теме.
- Изучение литературы и источников.
- Составление вопросов для интервью. Интервьюирование.
- Обработка архивных документов.
- Написание работы.
Методы исследования.
- Интервьюирование.
- Изучение архивных документов, материалов школьного историко-краеведческого музея.
- Изучение литературы по теме.
Храм Иоанна Кронштадского: история и современность
Что такое храм? Храм – это то здание, где человек чувствует особую близость к Богу. Храм – это та территория, которая насквозь пронизана лучами доброты и святости. Храмом для человека являются также те духовные и нравственные принципы, которые заложены в традициях его народа. В храм человек ходит для того, чтобы выразить свою любовь и уважение к Богу, а соблюдает свои национальные традиции для того, чтобы выразить уважение к предкам, своей национальной и духовной культуре. Основой любой национальной культуры является религия. Так, основой русской национальной культуры является православное христианство. Однако за годы советской власти правящая в те времена коммунистическая партия нанесла сокрушительный удар по русскому православию. Это привело к тому, что наш народ начал забывать свои традиции и обычаи. Всё это породило множество негативных факторов, среди которых равнодушное отношение к отечественной истории и к тем культурным (в том числе и архитектурным) ценностям, которые являются гордостью и олицетворением нашего народа. Но пришло время, когда необходимо заняться возрождением нашей культуры. Среди ценностей этой культуры можно выделить храмы, народные и религиозные праздники.
Храмы – это величайшие создания человечества, которые отличаются неповторимостью, неординарностью замысла, величием и в то же время утончённостью. Для строительства храмов всегда выбирается особое, лучшее место. Открытие храма – всегда большое событие. Каждое храмовое сооружение имеет свою историю. В своей исследовательской работе я хочу рассказать об истории храма в нашем посёлке Мокроус.
В нашем посёлке не так давно появился храм. Храм в Мокроусе является единственным храмом в Саратовской Епархии, который освящен во имя Святого праведного Иоанна Кронштадтского — одного из самых почитаемых подвижников Русской Православной Церкви. Иоанн Кронштадский - священник Православной Российской Церкви, член Святейшего правительствующего синода с 1906 года (от участия в заседаниях уклонился), проповедник, духовный писатель; канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью.[1] Отец Иоанн чувствовал большую жалость ко всем обездоленным и страждущим, многим семьям помог встать на ноги. В просьбах помолиться он не отказывал ни богатым, ни бедным, ни знатным, ни простому люду. Молитва отца Иоанна была чрезвычайно сильна. Зная это, к нему за помощью обращались не только жители Кронштадта, но и люди со всех концов России, и даже из-за границы. И сегодня по молитвам святого праведного отца Иоанна Кронштадского Господь творит чудеса.
Я узнала, что среди различных праздников есть ещё один. Праздник этот называли престольный. Каждый храм был освящён в память об одном из святых. День празднования памяти святого, именем которого был назван храм и был для конкретного села одним из главных праздников – престольным. Как и любой праздник, он имел свой нравственно-духовный смысл, являлся частью культурного наследия для нашего народа. Сегодня традиции народные возрождаются, в том числе и в нашем районе. День памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского – второго января. Эта дата и является днём празднования – престольным праздником нашего посёлка, всех его жителей. [2]
Нужно отметить, что до этого в посёлке, являющимся районным центром, не было ни одного православного храма, и последние несколько лет богослужения велись в приспособленном для этого помещении, которое не вмещало всех прихожан. 21 января 2002 года в рабочем поселке Мокроус был зарегистрирован православный приход. В приспособленном строительном вагончике была сначала оборудована часовня во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, а затем установлен иконостас и совершено освящение престола.
В настоящее время завершено строительство нового храма. Его освящение состоялось 13 июня 2009 года Епископом Саратовским и Вольским Лонгином. Но сколько было вложено сил, труда и терпения для того, чтобы возвести этот храм именно в том виде, в котором он предстал перед нами.
Строительство храма, осуществляемое Саратовской епархией при активном участии прихожан, началось в начале лета 2006 года и велось очень быстрыми темпами. Жители посёлка и всего района вносили свои пожертвования на благое дело, а прихожане храма, возглавляемые настоятелем, дружно участвовали в строительстве. Поэтому храм, возведённый в центре Мокроуса, имеет очень большое значение не только для жителей посёлка, но и для верующих всего района.
— В нашей епархии строится немало храмов, еще больше восстанавливается, — сказал Епископ Лонгин. — Мы благодарны Богу за то, что после десятилетий разрушений и гонений на Церковь в последние двадцать лет мы видим, как Церковь возвращается в жизнь нашего народа, нашего общества.
Владыка вспомнил, что в самый первый свой приезд в Мокроус увидел, как трудились на строительстве храма множество прихожан во главе с настоятелем храма священником Евгением Клементьевым; как отец Евгений учился шпаклевать, штукатурить, успешно осваивал другие строительные специальности. Богослужения в то время шли в крошечном вагончике, что не помешало сформироваться дружному и деятельному приходу.[3]
Во время совершения Чина основания, имеющего глубокое символическое значение и посвящающего храм на вечное служение Богу, на месте будущего престола был водружен крест, а в основание храма заложена капсула с памятной грамотой, содержащей сведения о названии храма и дате закладки. При совершении Чина Епископу Лонгину сослужили благочинный Покровского округа протоиерей Василий Стрелков, благочинный Восточного округа иерей Димитрий Муравьев и настоятель храма Евгений Клементьев.[4]
Строительство храмов— дело непростое. Каждый непременно строится с молитвой, и есть свои особые, церковные этапы строительства. Один из них — Чин освящения куполов с возведением храма в посёлке Мокроус. Купол был заказан в Пензе. 26 апреля 2007 года долгожданный груз прибыл в райцентр. Следующее утро рабочие подготовили купол для освящения. На молебен пришли жители поселка. Чин освящения совершил благочинный восточного округа священник Дмитрий Муравьев, священник Евгений Умнов из города Ершова и священник Евгений Клементьев. Ирей Дмитрий Муравьев поздравил всех присутствующих с этим важным событием: «Мы вместе делаем очень важное дело — восстанавливаем, возрождаем христианскую жизнь. Строительство храма — всего лишь один из шагов на этом пути. Впереди нелегкий путь духовного воскрешения. Примечательно, что установление купола совершается в пасхальные дни».[5]
Поднятие купола на храм состоялось 28 апреля 2007 года. Уже к полудню работа была завершена. С воздвижением купола храм преобразился. В беседе, состоявшейся чуть позже, настоятель храма отец Евгений отметил: «Очень приятно, что у прихожан, жителей поселка и сел района не остывает вера в успешное возведение храма».[6]
Звонница была отлита из бронзы по заказу на московском заводе в количестве 7 колоколов. Вес самого большого колокола 140 кг. Стоимость колоколов-210 тыс. рублей. Благотворительную акцию по приобретению и доставке звонницы осуществило ПО «Мокроусское»- руководитель С.И. Кураев. Это настоящий пример меценатства. Колокола освящены и установлены, колокольный звон жители поселка уже услышали на Пасху.[7] Первая служба состоялась в неосвещенном храме 2 января 2009 года.
В настоящее время двери храма всегда открыты для верующих, нуждающихся в поддержке. Возведение храма в посёлке Мокроус – очень важное событие для жителей не только нашего посёлка, но и для жителей нашего района. В последние годы на территории нашего района проводится большая работа по возрождению духовности, нравственности и веры. Большая заслуга в возрождении утраченного, забытого, но очень важного, принадлежит настоятелю храма Евгению Клементьеву. Отец Евгений тесно сотрудничает со школой. Проводит различные беседы, встречи с учащимися.
Изучив весь материал, который я нашла в архиве, в школьном историко-краеведческом музее, я отправилась на встречу с настоятелем храма Евгением Клементьевым. Очень сильно волновалась в ожидании беседы, но когда переступила порог храма, все волнения исчезли. В начале нашей беседы отец Евгений рассказал историю возведения святыни, а затем я задавала вопросы, которые меня интересовали. Наша беседа длилась час, но это время пролетело незаметно, потому что было очень интересно. Из беседы с отцом Евгением я смогла узнать много интересного из истории храма, о планах на будущее. Я узнала о тех трудностях, которые возникли при возведении храма, а также узнала о тех людях, которые оказали большую поддержку в строительстве. Храм был построен при помощи пожертвований частных предпринимателей, прихожан, Саратовской Епархии и Троицкого собора города Энгельс. Узнала имена архитекторов, которые работали над проектом храма и колокольни. Оказывается, было два архитектора: Голубинов Д.В. выступил архитектором самого храма, и архитектор из города Энгельс Кудряшов В.Н., он разработал проект постройки колокольни. А также я выяснила, почему именно в нашем посёлке Мокроус было принято решение возвести храм. Потому что Мокроус является районным центром, где расположены больница, железнодорожная станция, государственные учреждения и легче всего добраться в посёлок на общественном транспорте. Из беседы с Отцом Евгением я узнала, что в будущем планируется открытие Воскресной школы, отдельной комнаты для бесед, помещения для крещения взрослых людей. А также из беседы узнала, что в планы настоятеля храма на будущее входит возведение аллеи с фонтаном, где будет очень красиво. Настоятель храма Евгений Клементьев рассказал о том, что в ближайшее время планируется открытие храма в селе Романовка. А так же я узнала, в каких населённых пунктах нашего района действуют часовни: село Долина, село Еруслан. В нашей беседе упоминалась и история церкви в селе Борисоглебовка. Церковь Святого Михаила Архангельского имеет очень интересную и особую историю, которая переплетается с историей не только села, но и с историей нашей страны.
Это уникальный памятник архитектуры второй половины XIX века. Церковь Святого Михаила Архангельского была основана в 1882 году. По словам местных долгожителей, на сходе граждан села в середине ХIХ века было предложено строительство железной дороги и церкви, наши предки выбрали церковь, категорически отказавшись от железнодорожной ветки через село.
Строительство церкви продолжалось двадцать лет, строилась она на деньги местного населения. Названа церковь в честь Архистратига Михайлова (21 ноября) – «Церковь Святого Михаила Архангельского». Архитектурные достоинства церкви состоят в том, что она выстроена в русском стиле: крупные, почти скульптурные формы не давят, не тяготят. Рядом с храмом - устремленная ввысь трехъярусная колокольня. В 1936 году церковь закрыли. Через год после закрытия церковь превратили в склад: стали ссыпать зерно и зерноотходы. В начале 90-х годов директор совхоза Борисоглебовский В.Д. Малютин приступил к благородному делу — восстановлению храма. В 1993 году начались восстановительные работы, требующие художественного мастерства. Эту работу возглавил художник оформитель А.Г. Твердохлебов. Постепенно храм Михаила Архангела приобрел свой облик, и в канун 2000 года состоялось его освящение. После долгих лет ожидания верующие прихожане вновь обрели свою святыню. С этого дня храм святого Михаил Архангела начал отсчет своей новой истории. И каждый желающий может посетить храм и насладиться его великолепием.[8]
Из беседы я узнала много интересного о церкви. В церкви Святого Михаила Архангельского великолепная акустика за счет стен и точной симметрии. К сожалению, храм в данный момент мало посещаем. В ходе беседы у меня возник вопросы: «Почему в настоящее время не проводится реставрация Церкви Святого Михаила Архангельского в селе Борисоглебовка и почему так мало людей приходят на службы, ведь храм действующий?»
Из-за трудного финансового положения в стране трудно содержать такой большой храм именно в том состоянии, в котором он должен быть. К тому же численность населения в нашем районе с каждым годом сокращается. Сделав запрос в Ершовский межрайонный отдел государственной статистики, выяснилось, что на 1 января 2011 года в селе Борисоглебовка проживало 615 человек. Из беседы с отцом Евгением я узнала, что постоянно на службу ходят 4-5 жителей села, остальные - только в большие праздники. Теперь мне стало ясно, почему в настоящее время не проводятся работы по реставрации Церкви Святого Михаила Архангельского в селе Борисоглебовка. Но благодаря отцу Евгению, церковь не забыта и не заброшена. Отец Евгений проводит службы в Церкви Святого Михаила Архангельского, поддерживает состояние церкви.
Святыня в селе Борисоглебовка представляет собой большую ценность. Задача нашего поколения сохранить историю церкви. В связи с некоторыми обстоятельствами возникла необходимость возвести храм в районном центре, в посёлке Мокроус. Появилась ещё одна страница в истории нашего района – история храма Иоанна Кронштадского.
Изучая историю храма Иоанна Кронштадтского в нашем посёлке, я сделала вывод о том, что появление храма в нашем посёлке имеет важное значение. В настоящее время очень важно иметь веру, которая помогает жить, творить. Нам необходимо восстановить утраченное, забытое, важно знать и помнить прошлое для того, чтобы было будущее. Сегодня важно нравственное и духовное возрождение общества. Сможем возродить, вспомнить забытое – будет у нас будущее.
Заключение
В процессе изучения данной темы, я выяснила, что прежде чем был построен храм в нашем посёлке Мокроус, в поселке действовала небольшая часовня. В 2002 году в Мокроусе был зарегистрирован православный приход. Богослужения велись в приспособленном для этого помещении, которое не вмещало всех прихожан. В нашем Фёдоровском районе есть Церковь в селе Борисоглебовка, но не каждый верующий человек из района может посетить этот храм. Вот как вспоминает поездку в храм корреспондент газеты «Комсомольская Правда»: «Мы едем в Борисоглебовку, деревеньку, расположенную неподалеку от Мокроуса, смотреть ту самую икону. Всего 40 километров, но кажется, что все 100 - по разбитой дороге, ударяясь головами на каждом ухабе и глотая вездесущую желтую пыль. Этой дорогой каждые две недели в село ездит и сам отец Евгений. Говорит, пыль - это мелочь, хуже всего в межсезонье, когда дорога размокает и машина увязает в грязи. Тогда приходится надевать мирскую одежду и толкать авто».[9]
Вот почему в селе возникла необходимость строительства храма для жителей нашего посёлка. Особо хочется отметить, что решение о строительстве храма принималось жителями посёлка и всего района. Каждая семья старалась внести свой вклад в строительство храма. Из этого мы сделали вывод, что жители нашего посёлка люди верующие, трудолюбивые. Единое благое дело объединило всех. Я считаю, что большая заслуга в возрождении утраченного, в воспитании молодого поколения на духовно-нравственной основе и в том, что в нашем посёлке появился храм, в некоторых сёлах нашего района появились часовни, принадлежит отцу Евгению. Настоятель храма Евгений Клементьев активно проявляет себя в духовной и общественной деятельности. И мне, кажется, что идея возрождения нравственно-духовных ценностей среди населения нашего района принадлежат именно отцу Евгению.
Я пришла к выводу, что в настоящее время в нашем посёлке, в нашем районе происходит социально культурное, духовное возрождение общества, что будет способствовать сохранению и творческому развитию культуры и положительно повлияет на моральный облик общества. Появление храма в нашем посёлке Мокроус – это важное событие, которое имеет большое значение для жителей не только нашего посёлка, но и всего района.
В заключении хочется сказать, что история храма Иоанна Кронштадского только начинается и я буду внимательно следить за дальнейшей историей этого замечательного храма. И очень хотелось бы, чтобы то, что сейчас задумано настоятелем храма Евгением Клементьевым как можно скорее воплотилось в реальность.
Использованные источники
- Газета «Вперёд» за 2007 год, 2009 год
- Материалы архива и школьного историко-краеведческого музея
- Рассказ наставника храма Евгения Клементьева
- http://ru.wikipedia (Свободная энциклопедия «Википедия»)
- http://восточное благочиние.рф (Саратовская Епархия. Восточный благочиннический округ)
- http://old.sarinform.ru/news/community/old_18231 (Электронная газета СаратовИнформ)
- http://mokrous.sarmo.ru/ (Официальный сайт администрации Фёдоровского района)
- www. eparhia-saratov.ru (Информационно-аналитический портал Саратовской митрополии)
- Русская Православная Церковь Московский Патриархат. Иоанновская семья/ http://pravprihod.ru
[1] Свободная энциклопедия «Википедия»
[2] Газета «Вперёд», 20 января 2009 года
[3] Интернет-журнал «Православие и современность»
[4] Пресс- служба Саратовской епархии
[5] Газета «Вперед», 11 мая 2007 г.
[6] Газета «Вперед», 11 мая 2007 г.
[7] Газета «Вперед», 17 апреля 2009 года
[8] Газета «Вперед», 7 августа 2007 г.
[9] Газета «Комсомольская Правда», 18 июля 2009 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....