Рабочая программа "Метрология, стандартизация и сертификация"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация" для специальности "Технология пиротехнических составов и изделий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_metrologiya.240.doc | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Краснозаводский химико-механический колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
Для специальности 240304
Технология пиротехнических составов и изделий
Краснозаводск, 2014 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 240304 Технология пиротехнических составов и изделий.
Организация-разработчик: Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Краснозаводский химико-механический колледж
Разработчики:
Тринитатова Светлана Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель спецдисциплин
Рекомендована Методическим советом
Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________20__ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 10 |
| 11 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Метрология, стандартизация и сертификация
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 240304 Технология пиротехнических составов и изделий.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- выполнять метрологическую поверку средств измерений.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- формы подтверждения качества;
- системы и схемы сертификации.
Воспитательные задачи, реализуемые при изучении дисциплины:
- Формирование ответственного отношения к соблюдению норм и законов государства, развитие высокой культуры поведения;
- Формирование активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности;
- Формирование интереса к специальности;
- Формирование профессионального достоинства;
- Формирование ориентации студентов на высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки специалистов среднего звена, на культуру труда;
- Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности учащегося: ответственного отношения к порученному делу;
- Формирование критического мышления; чувства долга и ответственности; чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности,
- Формирование деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимой к недостаткам, умения работать в бригаде, звене;
- Формирование потребности использовать в трудовой деятельности все новое, прогрессивное, что появляется па производстве;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 96 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 10 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: | |
- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - подготовка реферата (компьютерной презентации); -ознакомление с государственными и международными стандартами; -построение схем полей допусков; -обозначение на чертежах отклонений, допусков, шероховатости; -подбор по справочнику предельных отклонений, расчет предельных размеров, допусков, посадок | 10 10 4 2 2 2 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Метрология | 30 | |||
Тема 1.1. Основные положения в области метрологии | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Основные понятия и определения в области метрологии. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Международная система единиц СИ. Роль метрологии в формировании качества продукции. Службы контроля и надзора. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |||
Тема 1.2. Основы теории измерений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Основы теории измерений. Методы измерений. Виды измерений. Точность и погрешность измерений. | 2 | ||
2 | Классификация средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений. Класс точности прибора. | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Определение погрешности измерений. | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 3 | |||
Тема 1.3 Концевые меры длины. Гладкие калибры | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Плоскопараллельные концевые меры длины (ПКМД). Наборы ПКМД. Применение концевых мер длины. Правила составления блока мер требуемого размера. Класс точности и разряд концевых мер длины. | 3 | ||
2 | Классификация калибров. Назначение и виды гладких предельных калибров. | 3 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
1 | Составление размеров деталей с помощью концевых мер длины | |||
2 | Определение годности деталей с помощью калибров | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 2 | |||
Тема 1.4. Штангенинструменты и микрометры | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Штангенинструменты: штангенциркуль, штангенглубиномер и штангенрейсмус. Устройство нониуса. Правила измерения и чтения размеров, методы поверки инструментов. | 3 | ||
2 | Микрометрические инструменты: микрометр, микрометрический глубиномер, микрометрический нутромер. Цена деления барабана и стебля. Порядок чтения показаний, правила измерений и поверки инструментов. | 3 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
1 | Измерение параметров деталей с помощью штанген- и микрометрических инструментов | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 2 | |||
Тема 1.5. Средства измерений с механическим преобразованием. Автоматизированные измерительные системы и комплексы | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Классификация рычажно-механических приборов. Устройство приборов. | 2 | ||
2 | Приборы с пружинной передачей. Устройство, область применения. | 2 | ||
1 | Средства механизации и автоматизации измерений и контроля | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Основы метрологии» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - подготовка реферата (компьютерной презентации) по теме «Современные средства измерения»; - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 2 | |||
Раздел 2. Стандартизация | 51 | |||
Тема 2.1. Основные понятия в области стандартизации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Цели и задачи стандартизации. Стандарт, стандартизация, международные стандарты ИСО. Нормативные документы по стандартизации. Экономическая эффективность стандартизации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - ознакомление с государственными и международными стандартами | 1 | |||
Тема 2.2. Государственная система стандартизации. Взаимозаменяемость | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС) | 2 | ||
2 | Взаимозаменяемость, ее виды и принципы | 2 | ||
3 | Ряды предпочтительных чисел | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |||
Тема 2.3. Основные понятия о допусках и посадках | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Размеры номинальные, действительные, предельные. Отклонения. Допуск и поле допуска. Графическое изображение полей допусков. | 2 | ||
2 | Виды посадок. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - построение схем полей допусков; - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |||
Тема 2.4. Допуски и посадки гладких цилиндрических соединений | Содержание учебного материала | 4 | ||
1 | Общие сведения о системе допусков и посадок гладких цилиндрических соединений. Посадки в системе отверстия и в системе вала. Схема основных отклонений. Квалитеты | 2 | ||
2 | Рекомендации по выбору допусков и посадок | 2 | ||
3 | Единая система допусков и посадок (ЕСДП) | 2 | ||
4 | Правила обозначения предельных размеров и посадок на чертежах | 3 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1 | Определение предельных размеров, отклонений, посадок. Построение полей допусков для соединения типа «вал-втулка» | |||
2 | Обозначение допусков и посадок на чертежах | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - подбор по справочнику предельных отклонений, расчет предельных размеров, допусков, определение характера посадки, расчет предельных натягов и зазоров; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 4 | |||
Тема 2.5. Нормы геометрической точности. Допуски формы и расположения поверхностей | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Отклонения формы поверхности или профиля и причины их возникновения | 2 | ||
2 | Отклонение формы плоских поверхностей, отклонения формы цилиндрических поверхностей | 2 | ||
3 | Условное обозначение допусков формы и расположения поверхностей на чертежах деталей | 3 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
1 | Измерение и контроль точности формы цилиндрических поверхностей деталей | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - обозначение на чертежах допусков формы и расположения поверхностей деталей согласно требованиям ГОСТ; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 2 | |||
Тема 2.6. Шероховатость поверхностей | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Параметры шероховатости, условные обозначения шероховатости поверхности | 3 | ||
2 | Влияние шероховатости поверхностей эксплуатационные свойства элементов деталей | 2 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Обозначение шероховатости на чертежах | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - обозначение шероховатости поверхностей на чертежах деталей машин согласно требованиям ГОСТ; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 2 | |||
Тема 2.7. Размерные цепи | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Элементы размерной цепи. Виды размерных цепей | 2 | ||
2 | Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной и неполной взаимозаменяемости | 3 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1 | Расчет размерных цепей на обеспечение полной взаимозаменяемости | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите | 2 | |||
Тема 2.8. Допуски и посадки типовых соединений | Содержание учебного материала | 7 | ||
1 | Допуски и посадки подшипников качения. | 2 | ||
2 | Допуски резьбовых соединений. Допуски и посадки на зубчатые колеса и соединения. | 2 | ||
3 | Допуски на угловые размеры. Допуски и посадки шпоночных и шлицевых соединений | 2 | ||
4 | Правила обозначения допусков и посадок типовых соединений на чертежах | 2 | ||
Контрольная работа по теме «Основы стандартизации» | 1 | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - обозначение на чертежах допусков шлицевых и шпоночных соединений согласно требованиям ГОСТ | 4 | |||
Раздел 3. Качество продукции | 9 | |||
Тема 3.1. Показатели качества продукции | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Качество продукции. Классификация и номенклатура показателей качества | 2 | ||
2 | Методы оценки уровня качества | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |||
Тема 3.2. Испытания и контроль продукции | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Классификация видов контроля качества продукции. Входной, оперативный и приемочный контроль | 2 | ||
2 | Понятие поэтапного контроля качества. Системный подход к управлению качеством продукции на предприятиях. Комплексная система управления качеством продукции | 3 | ||
Лабораторные работы | 2 | |||
1 | Испытание и контроль качества продукции | |||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы; - оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите; - ознакомление со стандартом ИСО-9000 | 2 | |||
Раздел 4. Сертификация | 6 | |||
Тема 4.1. 1 Основные определения в области сертификации. Системы сертификации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Сертификация продукции. Цели сертификации. Объекты сертификации | 1 | ||
2 | Системы сертификации: система обязательной сертификации, система сертификации для определенного вида продукции | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |||
Тема 4.2. Порядок и правила сертификации | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Примерная типовая последовательность работ и состав участников при сертификации продукции | 2 | ||
2 | Добровольная и обязательная сертификация. Схемы сертификации | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся - проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы | 1 | |||
Всего: | 96 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
- комплект измерительных инструментов и приспособлений;
- комплект учебно-наглядных пособий;
- оборудование для лабораторных, практических работ.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Рекомендуемые учебные издания:
1. Борисов Ю.И., Сигов А.С., Нефедов В.И. и др; под ред.Сигова А.С. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2011. – 336с.
2. ГерасимоваЕ.Б., Герасимов Б.И. Метрология, стандартизация и сертификация: учебное пособие –М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2010. - 244с.
3. Дубовой Н.Д., Портнов Е.М. Основы метрологии, стандартизации и сертификации: учебное пособие – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2009. – 256с.
4. Кошевая И.П., Канке А.А. Метрология, стандартизация, сертификация: учебник – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2010. – 416с.
6. Иванов И.А., Урушев С.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте: учебник – М.: ОИЦ "Академия", 2010.
машиностроении: учебное пособие – М.: ОИЦ "Академия", 2010.
9. Зайцев С.А., Толстов А.Н. и др. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник – М.: ОИЦ "Академия", 2009.
Нормативно-правовые акты:
- Закон Российской Федерации «О техническом регулировании».
- Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений».
- Закон Российской Федерации «О стандартизации».
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Периодические издания (отечественные журналы)
1. «Стандарты и качество»
2. «Мир измерений»
Интернет-ресурсы:
1.Портал нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pntdoc.ru, свободный. – Загл. с экрана.
2.Техническая литература [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.tehlit.ru, свободный. – Загл. с экрана.
3.Метрология. Метрологическое обеспечение производства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metrob.ru, свободный. –Загл. с экрана.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества | оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; |
оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой | оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; |
приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; тестирование |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов | оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ; |
Знания: задачи стандартизации, ее экономическая эффективность | тестовый контроль |
основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов | тестовый контроль; оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ |
основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества | тестовый контроль оценка результатов выполнения контрольной работы |
терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ | тестовый контроль |
формы подтверждения качества | оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине:"Метрология, стандартизация, сертификация и техническое документирование"
Рабочая программа...
Практические работы по дисциплине: Метрология, стандартизация и сертификация.
Получить практические навыки определения действительных, номинальных, предельных размеров деталей. Умение определять годность деталей, характер брака....
Внеаудиторная самостоятельная работа студента для специальности 031601 "Реклама" по дисциплине ОП.06 "Стандартизация и сертификация"
1. Опорный конспект по основным положениям Федерального закона от 27.12.2002 г. №184-ФЗ « О техническом регулировании».2. Опорный конспект по основным положениям Федерального закона от 13....
Внеаудиторная самостоятельная работа студента (образец выполнения) для специальности 031601 "Реклама" по дисциплине ОП.06 "Стандартизация и сертификация"
1. Практическая работа. Создание оригинал-макета.2. Практическая работа, Подобрать и создать для продукта наиболее эффективный формат наружной рекламы.3. Практическая работа. Создать корпора...
Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины "Метрология, стандартизация и сертификация"
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной общепрофессиональной дисциплины «Метрология, стандартизация ...
Рабочая программа и тематическое планирование по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для студентов ГАПОУ "ОГК"
Рабочая программа и тематическое планирование по дисциплине "Метрология, стандартизация и сертификация" для студентов специальности 18.02.09 - Переработка нефти и газа....
"Национальная и международная система стандартизации и сертификации"
В современном мире информационные системы являются неотъемлемой частью инфраструктуры любого предприятия. С их помощью происходит автоматизация работы организации, а такжеиспользуя ИС руководители орг...