Виртуальная экскурсия "Путешествие по крестьянской избе"
план-конспект занятия по теме

Целью данной разработки является ознакомление обучающихся с предметами быта и оформлением крестьянской избы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр Детского Творчества»

с.Александров-Гай, Александрово-Гайского муниципального района

Саратовской области

Виртуальная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе»

Подготовила: Болтышова О.В., педагог дополнительного образования

2014

Тема: «Путешествие по крестьянской избе»

Цель:познакомить обучающихся с предметами быта, оформлением русской крестьянской избы.   

Задачи:

– формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека через изучение художественного творчества и способов художественного оформления быта;

– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;

– воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.

Тип занятия: урок - формирование и совершенствование знаний.

Форма занятия: виртуальная экскурсия

Методы:словесный, познавательный, игровой.

Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.

Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»

Раздаточный материал: заготовки сувениров из соленого теста, гуашь, кисточки, непроливайки. 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД 1

I.Организационный момент:

Посмотрите на меня!

Ваш экскурсовод сегодня я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

СЛАЙД 2

II. Сообщение темы, цели и задач:

–Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит выполнять различные задания, помогать друг другу.

Мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки.

Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!

Какая у избы душа!
Когда она едва родилась, 
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки, 
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.

III. Актуализация знаний:

–Для того чтобы научиться понимать и ценить культурное наследие своего народа мы с вами знакомимся с православной культурой, декоративно-прикладным творчеством, изучаем крестьянский быт ... Все эти знания пригодятся нам сегодня!

IV.Введение нового материала:

СЛАЙД 3

1 экскурсовод: А, как известно, в каждом доме есть хозяйка! …

2 экскурсовод(Хозяйка): Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

 Добро пожаловать!

Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.

СЛАЙД  4

1экскурсовод.Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты-горницы или светлицы, она условно делилась на несколько зон, итак, наша экскурсия пройдет по следующему маршруту: Красный угол, Печной(кухонный, кутный)угол, Домашняя утварь, Наши руки не для скуки, Викторина.

СЛАЙД 5 И первая остановка Красный угол:

Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь» или «Помогай бог»

2 экскурсовод (Хозяйка):

Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем, 
Как в русском повелось народе, 
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол, 
Почётный праздничный, для тех, 
Кто честь имеет быть нам другом , 
С кем делим горе и успех!

1 экскурсовод. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.

2 экскурсовод (Хозяйка): Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.

«Ни хвоста, ни головы, 
А четыре ноги».

– Что это?

Дети: Стол.

1 экскурсовод: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.

Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…

СЛАЙД 6 Печной (КУХОННЫЙ, КУТНЫЙ) УГОЛ.

2 экскурсовод (Хозяйка):  «Догадливый крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица.

Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.

1 экскурсовод Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.

Угол перед печью – кутный (кухонный), или печной. Его хозяйкой была женщина. В печном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.

СЛАЙД 7 Домашняя утварь

К

Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.

2 экскурсовод (Хозяйка): Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки  мотала, 
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!

1 экскурсовод Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.

Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

2 экскурсовод (Хозяйка): Посуда наша 
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!

1 экскурсовод В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.

Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.

Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи ее бережливости, уважения к семейным традициям.

СЛАЙД 8 Стоит толстячок, подбоченивши бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)

Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.

ФИЗМИНУТКА «Самовар»

Крутобокий  самовар,

 Ты кипишь, пуская пар.(руки на поясе, повороты вправо-влево)

 Руки в боки, ноги в стол

 И пошёл, пошёл, пошёл…(ходьба на месте)

 Вот варенье, вот ватрушки,

 Вот вам пряники и сушки…(руки в стороны, повороты корпуса влево-вправо)

 Изо всех, сколь было, сил

 Всех он чаем напоил.(приседание)

 Запыхался от ходьбы –

 Наливай ещё воды.(махи руками вверх-вниз)

СЛАЙД 9

V.Практическая работа.

1экскурсовод. Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожкАми вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача  не вытекали из дома.

2 экскурсовод (Хозяйка): мы предлагаем, вам, гости дорогие, украсить росписью подкову-оберег, который вы сможете использовать в качестве украшения интерьера гостиной своего дома!

(Работа с раздаточным материалом)

СЛАЙД 10

VI.Обобщение и закрепление.

2 экскурсовод (Хозяйка): Новый дом-как чистый лист,

Сколько места- оглядись!

Эй, ребята, не зевай,

В доме утварь расставляй!

-Итак, предлагаем вам принять участие в викторине!

Викторина

1 экскурсовод

1.        Под шляпой - ножки.

На шляпе - ложки. (стол)

2.        Ни хвоста, ни головы

А четыре ноги. (Стул)

3.Четыре ноги, два уха,

Один нос да брюхо. (Самовар)

4.Маленький черпачок,

Красненький колпачок,

Три раза в день берётся

И опять на место кладётся. (Ложка)

5.        Шуба в избе,

Рукав на улице. ( Печь)

6. Дедка коптел,

Много лет терпел,

Много душ кормил,

А разбился –

Под плетнём очутился (Горшок)

7.Рогат, да не бык,

Хватает да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (Ухват)

8.        Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)

9.   Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается. 
 (окно)

–Молодцы, хорошо потрудились, все загадки отгадали!

VII.Подведение итогов.

СЛАЙД 11

1 экскурсовод:–Ребята, наша экскурсия подошла к завершению!

2 экскурсовод (Хозяйка):Вот и кончен наш рассказ,
Презентации показ
Про удалых мастеров
Украшения домов.
Про огромный мир большой …
Что узнали мы с тобой?

Свободные высказывания детей.

VIII.Рефлексия.

1 экскурсовод А сейчас мы предлагаем вам украсить ставни окошка для нашей избы, если вам понравилось наше занятие, то выберите украшение красного цвета, а если нет, то белого (элементы аппликации на двухстороннем скотче).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музейной экскурсии "Крестьянская изба"

Школьный музей крестьянского быта. Сценарий проведения экскурсии....

Разработка урока для 5 класса "Убранство крестьянской избы"

Данный урок входит в раздел "Декор и убранство русской избы", изучаемый в 5 классе на уроках изобразительного искусства....

Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода

Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода кажется учащимся достаточно сложным, но благодаря поэтапному объяснению материала получаются очень интересные работы....

Самоанализ занятия по теме: «Путешествие по крестьянской избе»

В данном материале представлен подробный самоанализ занятия по заявленной теме...

Познавательный практикум "Крестьянская изба"

Ставит своей целью- "Гражданско-патриотическое воспитание, повышение общей культуры воспитанников." Знакомит ребят с внутренним устройством крестьянской избы, с традициями и нормами поведения в ней....

Тест-презентация "Внутренний мир крестьянской избы"

В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Внутренний мир крестьянской избы», соответс...

Методическая разработка по теме "Коми крестьянская изба конца хIх - начала хх вв." (описание помещения)

Методическая разработка составлена на онове национально-регионального компонента и предназначена для уроков  русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения"....