Виртуальная экскурсия "Путешествие по крестьянской избе"
план-конспект занятия по теме
Целью данной разработки является ознакомление обучающихся с предметами быта и оформлением крестьянской избы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya.docx | 30.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр Детского Творчества»
с.Александров-Гай, Александрово-Гайского муниципального района
Саратовской области
Виртуальная экскурсия «Путешествие по крестьянской избе»
Подготовила: Болтышова О.В., педагог дополнительного образования
2014
Тема: «Путешествие по крестьянской избе»
Цель:познакомить обучающихся с предметами быта, оформлением русской крестьянской избы.
Задачи:
– формирование представлений о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека через изучение художественного творчества и способов художественного оформления быта;
– развитие коммуникативных навыков и творческих способностей;
– воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.
Тип занятия: урок - формирование и совершенствование знаний.
Форма занятия: виртуальная экскурсия
Методы:словесный, познавательный, игровой.
Оборудование: мультимедийный комплекс, элементы русского народного костюма, предметы крестьянского быта.
Демонстрационный материал: электронная презентация «Путешествие по крестьянской избе»
Раздаточный материал: заготовки сувениров из соленого теста, гуашь, кисточки, непроливайки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
СЛАЙД 1
I.Организационный момент:
Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!
СЛАЙД 2
II. Сообщение темы, цели и задач:
–Ребята сегодня мы отправляемся в волшебное, увлекательное путешествие в мир исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, чтобы попасть в этот удивительный мир нам предстоит выполнять различные задания, помогать друг другу.
Мы побываем в необычном, удивительном месте – русской крестьянской избе. «Двор, что город, изба – что терем», так говорили наши предки.
Удивительная красота деревянного зодчества. Есть ещё такие уголки в России, где стоят искусно украшенные избы. Эти свидетели судеб многих поколений хранят в себе мудрость семейного лада. Посмотрите на этот крестьянский дом!
Какая у избы душа!
Когда она едва родилась,
То сразу чутко, не дыша
В углах сосновых затаилась.
Она не спит, душа избы
И слушает из каждой щелки,
Как весело весь день в простенке
Стучат настенные часы.
Душа избы, она все помнит,
Все бережно хранит она.
III. Актуализация знаний:
–Для того чтобы научиться понимать и ценить культурное наследие своего народа мы с вами знакомимся с православной культурой, декоративно-прикладным творчеством, изучаем крестьянский быт ... Все эти знания пригодятся нам сегодня!
IV.Введение нового материала:
СЛАЙД 3
1 экскурсовод: А, как известно, в каждом доме есть хозяйка! …
2 экскурсовод(Хозяйка): Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Добро пожаловать!
Всех привечаем, всех встречаем.
По обычаям по российским
От души поклон вам низкий
С добрым словом и любовью
И с хлебом – солью.
СЛАЙД 4
1экскурсовод.Несмотря на то, что изба чаще всего состояла из одной комнаты-горницы или светлицы, она условно делилась на несколько зон, итак, наша экскурсия пройдет по следующему маршруту: Красный угол, Печной(кухонный, кутный)угол, Домашняя утварь, Наши руки не для скуки, Викторина.
СЛАЙД 5 И первая остановка Красный угол:
Мы вошли в дом. При входе не стучались, а говорили: «Здорово живите» или «Мир вашему дому». Если хозяева работали, то их приветствовали словами «Бог в помощь» или «Помогай бог»
2 экскурсовод (Хозяйка):
Всё лучшее, что мы есть в природе
И всюду где мы не найдем,
Как в русском повелось народе,
Мы красным искони зовём.
Есть в каждом доме красный угол,
Почётный праздничный, для тех,
Кто честь имеет быть нам другом ,
С кем делим горе и успех!
1 экскурсовод. Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. На Руси изба всегда выстраивалась определенным образом с учетом сторон горизонта, красный угол находился с восточной стороны, в самом дальнем и хорошо освещенном месте. В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».
Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
По традиции, в день свадьбы невесту увозили на венчание именно из красного угла. Там же совершались и ежедневные моления.
2 экскурсовод (Хозяйка): Мебели в избе было немного – стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки.
«Ни хвоста, ни головы,
А четыре ноги».
– Что это?
Дети: Стол.
1 экскурсовод: Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья. Ели из одной посуды. Сначала – глава семьи, а потом все остальные. Кто опаздывал к обеду – оставался голодным.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них сидели, спали, и работой занимались: плели, шили, вязали, пряли…
СЛАЙД 6 Печной (КУХОННЫЙ, КУТНЫЙ) УГОЛ.
2 экскурсовод (Хозяйка): «Догадливый крестьянин, на печи избу поставил» – гласит русская пословица.
Печь – душа крестьянского дома! Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
1 экскурсовод Устье русской печи в стене выходило на северо-запад. Против печи в стене пробивали окно. По убеждению крестьян, когда нечистая сила прилетает с холодом и ненастьем, она должна видеть, что в избе есть огонь, так как русская печь топится с незакрытой заслонкой. Следовательно, нечистой силе в этой избе делать нечего. Печь не только кормит и согревает, она оберегает дом от нечистой силы. Так же считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Угол перед печью – кутный (кухонный), или печной. Его хозяйкой была женщина. В печном углу хранилась посуда, кухонные принадлежности. У печи стояла кочегарка, ухват, деревянная лопатка, помело. Около печки – деревянная бочка, лохань, корыто и прочая домашняя утварь.
СЛАЙД 7 Домашняя утварь
К |
Крестьянский дом трудно было представить без многочисленной утвари, накапливавшейся десятилетиями, если не столетиями, и буквально заполнявшей пространство. В русской деревне утварью называлось вся совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе. Утварь - это посуда для заготовки, приготовления и хранения пищи, подачи ее на стол; различные емкости для хранения предметов домашнего обихода, одежды; предметы для личной гигиены и гигиены жилища; предметы для разжигания огня, хранения и употребления табака и для косметических принадлежностей.
2 экскурсовод (Хозяйка): Моя сестра пряха,
По ниточке пряла,
Моточки мотала,
В коробочки клала!
Вот они – русские прялки!
1 экскурсовод Прялка – орудие для ручного прядения – состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца – горизонтального сиденья для пряхи.
Напрясть и наткать надо было на всю семью. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть, ткать, вышивать с 6-8 лет. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
2 экскурсовод (Хозяйка): Посуда наша
Для щей и каши,
Не бьётся, не ломается
Порче никакой не подвергается!
1 экскурсовод В русской деревне употреблялась в основном деревянная гончарная утварь. Металлическая, стеклянная, фарфоровая была распространена меньше. В большом употреблении была также утварь, изготовленная и бересты, плетенная из прутьев, соломы, корней сосны.
Гончарная посуда применялась в основном для приготовления пищи в печи и подачи ее на стол, иногда для засолки, квашения овощей.
Металлическая утварь традиционного типа была, главным образом, медная, оловянная или серебряная. Наличие ее в доме было ярким свидетельством зажиточности семьи ее бережливости, уважения к семейным традициям.
СЛАЙД 8 Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар.)
Только на Руси пили чай из самовара. Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам.
ФИЗМИНУТКА «Самовар»
Крутобокий самовар,
Ты кипишь, пуская пар.(руки на поясе, повороты вправо-влево)
Руки в боки, ноги в стол
И пошёл, пошёл, пошёл…(ходьба на месте)
Вот варенье, вот ватрушки,
Вот вам пряники и сушки…(руки в стороны, повороты корпуса влево-вправо)
Изо всех, сколь было, сил
Всех он чаем напоил.(приседание)
Запыхался от ходьбы –
Наливай ещё воды.(махи руками вверх-вниз)
СЛАЙД 9
V.Практическая работа.
1экскурсовод. Люди в старину думали о том, как защитить своё жилище от дурного глаза и привлечь богатство и счастье в дом, именно с этой целью было принято в старину вешать подкову «на счастье» над входной дверью, обязательно рожкАми вверх, таким образом подкова напоминает чашу и чтобы счастье, благополучие, удача не вытекали из дома.
2 экскурсовод (Хозяйка): мы предлагаем, вам, гости дорогие, украсить росписью подкову-оберег, который вы сможете использовать в качестве украшения интерьера гостиной своего дома!
(Работа с раздаточным материалом)
СЛАЙД 10
VI.Обобщение и закрепление.
2 экскурсовод (Хозяйка): Новый дом-как чистый лист,
Сколько места- оглядись!
Эй, ребята, не зевай,
В доме утварь расставляй!
-Итак, предлагаем вам принять участие в викторине!
Викторина
1 экскурсовод
1. Под шляпой - ножки.
На шляпе - ложки. (стол)
2. Ни хвоста, ни головы
А четыре ноги. (Стул)
3.Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)
4.Маленький черпачок,
Красненький колпачок,
Три раза в день берётся
И опять на место кладётся. (Ложка)
5. Шуба в избе,
Рукав на улице. ( Печь)
6. Дедка коптел,
Много лет терпел,
Много душ кормил,
А разбился –
Под плетнём очутился (Горшок)
7.Рогат, да не бык,
Хватает да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (Ухват)
8. Сама дубовая, пояс вязовый, нос липовый. (Бочка)
9. Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «О»
И так же начинается. (окно)
–Молодцы, хорошо потрудились, все загадки отгадали!
VII.Подведение итогов.
СЛАЙД 11
1 экскурсовод:–Ребята, наша экскурсия подошла к завершению!
2 экскурсовод (Хозяйка):Вот и кончен наш рассказ,
Презентации показ
Про удалых мастеров
Украшения домов.
Про огромный мир большой …
Что узнали мы с тобой?
Свободные высказывания детей.
VIII.Рефлексия.
1 экскурсовод А сейчас мы предлагаем вам украсить ставни окошка для нашей избы, если вам понравилось наше занятие, то выберите украшение красного цвета, а если нет, то белого (элементы аппликации на двухстороннем скотче).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий музейной экскурсии "Крестьянская изба"
Школьный музей крестьянского быта. Сценарий проведения экскурсии....
Разработка урока для 5 класса "Убранство крестьянской избы"
Данный урок входит в раздел "Декор и убранство русской избы", изучаемый в 5 классе на уроках изобразительного искусства....
Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода
Построение интерьера крестьянской избы с точкой схода кажется учащимся достаточно сложным, но благодаря поэтапному объяснению материала получаются очень интересные работы....
Самоанализ занятия по теме: «Путешествие по крестьянской избе»
В данном материале представлен подробный самоанализ занятия по заявленной теме...
Познавательный практикум "Крестьянская изба"
Ставит своей целью- "Гражданско-патриотическое воспитание, повышение общей культуры воспитанников." Знакомит ребят с внутренним устройством крестьянской избы, с традициями и нормами поведения в ней....
Тест-презентация "Внутренний мир крестьянской избы"
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 5 классе по Программе под редакцией Б. Неменского.Предлагаемая презентация включает тест по теме «Внутренний мир крестьянской избы», соответс...
Методическая разработка по теме "Коми крестьянская изба конца хIх - начала хх вв." (описание помещения)
Методическая разработка составлена на онове национально-регионального компонента и предназначена для уроков русского языка в 6 классе по теме "Описание помещения"....