Познавательный практикум "Крестьянская изба"
план-конспект занятия на тему
Ставит своей целью- "Гражданско-патриотическое воспитание, повышение общей культуры воспитанников." Знакомит ребят с внутренним устройством крестьянской избы, с традициями и нормами поведения в ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Крестьянская изба».
Цели:
- Познакомить ребят с внутренним устройством крестьянской избы, с традициями и нормами поведения в ней;
- Коррекция мышления, памяти, речи, внимания;
- Воспитывать культуру поведения за столом, в доме; любовь к традициям и культуре родного народа;
Задачи:
- Расширять кругозор ребят;
- Обогащать словарный запас;
Оборудование: наглядность, схема- модель дома; презентация; сундук;
Ход занятия.
Организационный момент.
1.Постановка темы, определение целей занятия;
В- Ребята, послушайте стихотворение и определите тему нашего занятия.
Очень часто за событиями
И сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
В- Вспомнить всю старину все обычаи русского народа мы не сможем, отгадайте ребус и определите что мы будем изучать на занятии.
О-(изба)
( 1 слайд)
В- Правильно, мы сегодня отправимся в дом наших предков, чтобы продолжить изучать внутреннее устройство русской избы, увидим как вели себя наши предки в быту, какие были у них традиции и нормы поведения.
2.Рефлексия.
В- Р., какое у вас настроение? Почему?
II. Введение в тему.
- Вопрос- ответ.
В-Какой участок для строительства дома выбирали наши предки?
О-
В- Какое дерево сажали на выбранном месте, это дерево считали священным?
О-
В- Почему при раскопках жилищ археологи находят кости убитых домашних животных?
О-
В- От чего зависит высота крестьянского дома?
О-
В- Что такое брюквица?
О-
В- Что такое матица?
О-
В- Кто входил в новый дом первый ? Почему?
О-
III. Основной этап.
В- Основной единицей домашнего пространства был угол. Каждый угол имел свое название и назначение. Причем, существовала определенная иерархия углов. Самым старшим считался Красный угол. ( 2 слайд )
В- Сообщение о Красном угле сделает Носкова Ирина, а мы слушаем внимательно и заполняем схему.
Красный угол- это наиболее ценная и почетная часть жилища. Все в доме располагалось по отношению к этому углу. На образа в этом углу молились, в нем происходила трапеза и все важные в религиозном и ритуальном плане события. К красному углу были обращены изголовья постелей. В нем находились: стол, иконы, библия, молитвенники, крест, святая вода, священная верба, свечи. Красный угол указывал на полдень, на свет, на красное солнышко, на красную или Божью силу, поэтому был связан с востоком.
В- Заполним схему. Как определить, какой из четырех углов Красный?
В- Что располагалось в Красном углу? Уберите лишнее слово. Почему? Каким словом можно заменить? ( 3 слайд)
1.Стол
2.Иконы
3.Библия;
4.Свечи;
5.Печь;
В- Отгадайте загадку.
Ножек четыре,
Шляпок одна,
Нужен, коль станет
Обедать семья.
В- Важным элементом Красного угла был стол. Сообщение о столе делает Барышева Олеся. Слушаем внимательно, заполняем схему, отвечаем на вопросы.
Стол.
Важнейшим элементом не только Красного угла, но и всего жилища был стол. Стол наши предки ставили в Красный угол вдоль половиц. К нему относились с уважением и называли «Божьей ладонью». Именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям, шуметь и баловаться за столом, Стол считался настолько важной частью дома, что без стола дом не хотели покупать. Потому что стол сравнивали с алтарем в церкви и вести себя нужно как в церкви. На столе полагалось быть строго определенному набору вещей.
« Ключ на столе к ссоре». Не полагалось на столе оставлять на ночь нож, не то нечистая сила будет им воевать. На столе должен всегда лежать целый хлеб, особенно на ночь.
В- Заполним схему. Как наши предки называли стол? Как они вели себя за столом? Чего нельзя было делать за столом? (4 слайд)
1. Шуметь за столом.
2. Бить по столу.
3. Влезать на стол.
В- Каким вещам полагалось быть на столе? Выберите лишнее слово. Почему?
1.Хлеб;
2.Нож;
3.Столешник;
4.Свечи;
В-Каким словом можем заменить? (5 слайд)
Откройте сундук и достаньте вещи необходимые для убранства стола
В-Р., для того чтобы сесть за стол, нужно знать кому куда разрешалось садиться. Посмотрим, какие лавки были у наших предков. (6 слайд)
Мужская- длинная лавка у стола на которой сидели мужчины.
Женская- лавка под окном на улицу, на которой сидели женщины.
Нищая- лавка у двери, на которую позволялось садиться нищим и любому другому неприглашенному.
В- Займите места за столом согласно этим правилам.
IV.Минутка релаксации. « Русский лес»
В- Отгадайте загадку.
Шуба в избе,
А рукав на улице.
О- Печь
В- С печью связан другой по значимости угол, который назывался- Бабий. Сообщение о печи, делает Лекаркин Влад. Слушаем внимательно, заполняем схему, отвечаем на вопросы.
Печь.
Печь в доме располагалась в противоположенном от Красного углу. Печь указывала на тьму на заход солнца.
Печь служила одновременно и источником тепла, и местом приготовления пищи, и местом для сна, а в некоторых районах России в печи мылись и парились. Печь использовали для лечения самых различных заболеваний благодаря распространенным представлениям об очистительных свойствах огня. Печь занимала исключительное место в системе народных обрядов, верований, представлений.
Например, при выпечки хлеба, приготовлении каши следили в какую сторону наклоняются верхушки: если внутрь печи- это предвещает прибыль, если к выходу- бедность, разорение. Эта часть избы исключительно женская. Непосредственно у печи располагается так называемый- Бабий угол.
В- Заполним схему. Какой угол избы назывался Бабьим?
В- Посмотрите разновидности Бабьего угла.(7,8 слайды)
Что делала печь, для русского крестьянина. Подберите глаголы которые передают значение печи для наших предков.
1.Кормила;
2. Грела;
3.Лечила;
4.Мыла;
В- Объясните пословицу.
Не печь кормит, а руки.
В- Р., если в вашем доме будет печь не бойтесь она вас накормит и обогреет, но только нужно потрудиться. А что нужно сделать, чтобы затопить печку?
О-
В- Особым местом в доме считались порог, окна, двери, дымоход,
т. к. они связывали дом с внешним миром. Послушаем сообщения и ответим на вопросы.
Двери. ( Харитонов Виталик)
Границы дома должны защищать его обитателей от внешнего мира. Вход, окна, дымоход- связь с внешним миром. Существовало несколько способов очищения жилища.
1.Окрещивали двери, пороги, чтобы не проникала «нечистая сила».
2.Прибивали на дверь найденную конскую подкову- приносит счастье;
3.Чтобы не было пожара от молнии, мазали молоком косяки дверей и окон. У дверей располагался дверной или задний угол. Именно в этом углу располагалась нищая лавка получившая свое название, потому что на нее разрешалось садиться нищим.
В- Какими способами защиты мы пользуемся в наши дни? Как правильно повесить конскую подкову?
Порог. (Круглова Анастасия)
Важное место у дома порог.
- Перед порогом снимали шапку.
- Через порог руки не подавали.
- Через порог не здоровались.
- Гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя.
- Всякий входящий в дом должен остановиться и помолиться у порога.
Несоблюдение этих правил, может привести к нежелательным последствиям, считали крестьяне.
В.- Какие из этих традиций, сохранились в наши дни?
V. Итог занятия.
В- Назовите главные элементы крестьянской избы.
О-
В- Найдите лишнее слово. Почему? Каким, словом можно заменить?
1.Красный угол;
2.Дверной угол;
3. Белый угол; (Бабий угол)
В- Почему за столом нельзя шуметь, ругаться?
В- Какое у вас настроение, почему?
В- Молодцы, хочется отметить, как работали…….
Познавательный практикум
« Русская изба».
Воспитатель – Васечко Светлана Васильевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изба
Работа выполнена в Word....
тематика игровых занятий-экскурсий в музее "Русская изба"
Данный материал помогает родителям и учителям выбрать тему занятия с детьми в Русской избе в соответствии с возрастом детей и потребностями....
Учебный проект "Русская изба".
Данный проект охватывает тему «Древние корни народного искусства» из курса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» по ИЗО....
Сценарий музейной экскурсии "Крестьянская изба"
Школьный музей крестьянского быта. Сценарий проведения экскурсии....
Урок "Мир русской избы"
Урок "Мир русской избы" можно провести в 6-7 классах на уроках истории,изучая историю родного края,а также,слегка изменив,можно использовать для проведения внеклассного мероприятия...
познавательная игра Поле чудес для 4,5, 6 классов. тема "Загляните в русскую избу"
Разработка игры, аналог телевиззионой передачи "Поле чудес". Нужно угадать слова - это предметы домашнего обихода на Руси. Можно использовать на классном часе, на внеклассном мероприят...
Занятие по познавательному развитию "Русская изба"
Занятие интегрированное с конструированием. Дети получают новые знания о традициях строительства русской избы, а затем сами пробуют построить дом (избу) из деталей деревянного конструктора "Изба...