Школьный тур олимпиады по обществознанию 10-11 класс
олимпиадные задания (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Школьный тур олимпиады по обществознанию.
10 – 11 классы.
Организация процедуры школьного тура олимпиады по обществознанию учитывает:
- продолжительность выполнения заданий – 1,5 часа
- количество заданий – 5
- максимальное количество баллов – 100.
Дорогой участник!
Мы рады приветствовать Вас на школьном туре олимпиады по обществознанию! Для достижения положительного результата необходимо:
- внимательно прочитать условие каждого задания.
- Излагать решение четко, логично, грамотно!
- Вначале выбрать легкие задания, затем приступить к выполнению более сложных.
Желаем успеха!
Блок 1. Начнем с азов ( разминка)
Вы знаете, что для успешной деятельности в любых сферах общественной жизни необходимо обладать значительным словарным запасом, в том числе уметь правильно применять, подбирать слова иностранного происхождения. Попробуйте, подбирая синонимы иностранного происхождения к указанным русским словам, составить своеобразный алфавит. Например: экзамен – испытание (50 баллов)
1. А - самоуправление, самодостаточность
2. Б - предприниматель
3. В - разрешение
4. Г - обеспечение
5. Д - народовластие
6. Е - заблуждение
7. Ж - судьи
8. И - наставление
9. К - изъятие
10. Л - узаконивание
11. М - единовластие
12. Н - нравоучение
13. О - жизнерадостность
14. П - возражение
15. Р - восстановление
16. С - устойчивость
17. Т - устрашение
18. У - единообразие
19. Ф - завершение
20. Х - летопись
21. Ц - текстоизвлечение
22. Ч - победитель
23. Э - развитие
24. Ю - правосудие
25. Я - рынок
Блок 2. Права человека (максимум 6 баллов). Отметьте утверждения, неверно объясняющие происхождение прав человека.
А.) Права человека являются результатом договоренности между гражданами и властью. Б.) Права человека были созданы специальной комиссией ООН. В.) Права человека имеют естественное происхождение, они даны самой природой. Г.) Права человека возникли вместе с традициями и обычаями. Д.) Права человека появились в результате борьбы с эксплуататорами. Е. ) Права человека – результат субъективного представления о смысле жизни.
Блок 3. Конституция (максимум 4 балла) Отметьте неверные утверждения:
По Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Президент РФ имеет право:
А) Распускать Государственную Думу Б) Назначать и освобождать высшее командование Вооруженных сил РФ В) Назначать Председателя Центрального банка РФ Г) Освобождать от должности Генерального прокурора РФ.
Блок 4. Блиц по теме “Этика”(максимум 20 баллов):
1. Наука о морали ________________
2. Влияние, общее признание _______________
3. Бездельник, не желающий трудиться ______________
4. Нормы и предметы, важные и значимые для человека _______________
5. Социальная организация, имеющая определенную структуру и управление ______________________
6. То, что по мнению Ф.Энгельса, сделало человека человеком _____
7. Противоположность “злу” _________
8. Человек, считающий, что “все к лучшему” ______________
9. Нормативное обращение к группе людей в эпоху социализма _________
10. Целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей __________________
11. “В начале было …” (Евангелие от Иоанна, 1) _____
12. Большая и устойчивая группа людей, объединенная каким-либо интересом ______________________
13. Исторически сложившиеся коллективные действия, повторяющиеся из поколения в поколение ______________________
14. Утверждение, проверенное практикой, правда _________________
15. Отказ от мирских благ и наслаждений ________________
16. Немецкий философ-диалектик, рассматривающий социальную психологию как элемент надстройки _____________
17. Покорность, принижение своего достоинства _______________
18. Инакомыслящий, не признающий ортодоксальной истины __________
19. Один из видов вероломства, лжесвидетельство ________________
20. Древнегреческий философ, автор сочинения “Этика”_____
Блок 5. В одной из своих работ Ю.М. Лотман говорил:
“Для людей интеллигентных, совестливых регулирующим чувством является стыд, а для людей бессовестных, бесстыдных – страх. Стыд, чувство стыда – регулятор поступков свободного человека, а чувство страха – раба”.
“Интеллигенция – это интеллектуальный, нравственный слой нации, который выращивается столетиями, и чем он толще, тем благополучнее жизнь нации”.
Прокомментируйте эти высказывания. Согласны ли Вы с автором? Какова на Ваш взгляд, роль интеллигенции в современном обществе? Изменились ли качественные характеристики интеллигентного человека в начале 21 века?
Представьте свой ответ в виде мини-эссе. (20 баллов)
Школьный тур олимпиады по обществознанию.7 – 9 классы.
2013 – 2014 учебный год.
Организация процедуры школьного тура олимпиады по обществознанию учитывает:
- продолжительность выполнения заданий – 1 час.
- количество заданий – 6
- максимальный балл – 100.
Дорогой участник!
Мы рады приветствовать Вас на школьном туре олимпиады по обществознанию! Для достижения положительного результата необходимо:
- Внимательно прочитать условие каждого задания.
- Излагать решение четко, логично, грамотно!
- Аргументировать свои ответы.
- Вначале выбрать легкие задания, затем приступить к выполнению более сложных.
Желаем успеха!
Блок 1. Ответьте на вопросы теста. 26 баллов.
- Общество в широком смысле включает в себя:
А) объединение футбольных болельщиков Б) население крупнейшей страны мира В) совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей Г) весь окружающий человека мир в его многообразии.
2. Отношения общества и природы характеризуются:
а) полным доминированием общества над природой
б) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории; в) зависимостью общественных процессов от природной среды; г) поглощением природой общественных отношений.
3. Выберите варианты ответа, характеризующие отличия человека от животных. Человек:
А.) обладает инстинктом самосохранения Б.) существо биологическое
В.) Живет среди себе подобных Г.) Преобразует окружающий мир
Д.) обладает способностью к творчеству Е) умеет приспосабливаться к окружающему миру Ж) производит орудия труда с помощью других орудий труда.
Верно:
1) только А, Б,В,Д,Е,Ж. 2) только Д,Ж 3) только Г,Д,Ж
4) только В,Г,Д,Ж.
4. Деятельность человека и животного характеризуется:
а) выдвижением целей б) осознанным выбором в) механизмом самоконтроля г) удовлетворением потребностей.
5. Труд в отличие от общения:
а) является потребностью человека б) может доставлять человеку удовольствие в) направлен на преобразование объектов окружающей среды г) предполагает наличие цели.
6. В отличие от природы, общество:
а) является системой б) выступает в качестве творца культуры
в) находится в развитии г) развивается по собственным законам.
7. Все, что создано человеком, в своей совокупности называется:
а) обществом б) культурой в) искусством г) цивилизацией.
8. О каком понятии идет речь:”Поступательное развитие общества, его подъем на более высокие ступени”?
а) социальный регресс б) стагнация в) дезорганизация г) социальный прогресс.
9. Какие виды социальных объектов перечислены: изменение, развитие, прогресс, регресс?
А) институты Б) процессы в) отношения г) нормы
10. Понятие собственности складывается из прав:
а) владение б) владения и распоряжения в) владения, распоряжения и использования г) владения, распоряжения и дарения
11. Фраза “Слишком много денег охотится за малым количеством товаров” передает суть процесса:
а) инфляции б) кризиса перепроизводства в) дефляции г) конкуренции
12. Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает: а) уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении б) уважение к другой религии, веротерпимость в) принятие иного мнения как данности, готовность к диалогу с инакомыслящим
г) негативное отношение к иной точке зрения.
13. Вставьте пропущенное слово:
__________________ - это полная независимость государства от других государств.
- Правление небольшого числа благородных граждан называется:
А) демократией Б) тиранией В) олигархией Г) аристократией.
15. Признаками партии являются (возможны несколько вариантов ответа):
а) в первую очередь, защита интересов своих членов б) добровольность членства в) разработка программы и устава, регулирующих ее деятельность г) ведение политической борьбы за обладание государственной властью.
16. Определите , какие понятия характерны для монархии – 1, а какие – для республики – 2.
А) президент Б) наследственность В) единовластие Г) избиратель
Д) парламент Е) импичмент Ж) подданные.
17. Признаками правового государства являются (Несколько вариантов):
а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную
б) равенство всех перед законом в) институт президентской власти
г) взаимная ответственность государства и граждан.
18. Какое утверждение верно?
А) гражданское общество отделено от правового государства
Б) гражданское общество и правовое государство взаимосвязаны друг с другом В) гражданское общество и правовое государство развиваются независимо друг от друга Г) гражданское общество возможно и без правового государства.
19. Гражданские права человека:
а) пожалованы ему демократическим государством
б) неотчуждаемы и даны ему от рождения
в) в отдельных случаях переходят по наследству
г) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека.
20. Даны суждения:
А. Политика – это борьба за влияние на государственные дела.
Б. Вне политики нет общества.
Верно:
- только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) оба суждения неверны.
Блок 2. Понятия. 8 баллов.
Дайте определение понятиям:
- Политическая система общества - ____________________________
_____________________________________________________________
- Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу, - это _________________________
- Это понятие означает:
- улучшение условий человеческой жизни
- преобладание позитивных изменений над негативными
- восхождение человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации . _____________________________________
- Авторитет, влияние, могущество, господство – терминологический ряд, характеризующий различные проявления ….. в обществе. Что это? _________
Блок 3. Что является лишним в ряду? Лишнее понятие подчеркните и объясните, почему вы так решили. 12 баллов.
- Племя, народ, нация, этноцентризм.
- Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.
- Монархия, демократия, республика.
4. Христианство, индуизм, ислам, буддизм.
Блок 4. Пиши грамотно. Вы знаете, что для успешной деятельности в любых сферах общественной жизни необходимо обладать значительным словарным запасом, в том числе уметь правильно писать понятия и термины. Впишите правильную букву вместо пропусков. 16 баллов.
- К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
- М…н…т…ризм – экономическая теория
- Д…в..ден… - доход, выплачиваемый акционерам.
- Д..скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.
- Стр…т…ф…кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
- Л…г…тимность – законность
- С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению
- Гл…б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
Блок 5. “Да” или “Нет”? Если вы согласны с утверждением, напишите “Да”, если не согласны “Нет” .8 баллов.
- Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.
- Образ своего “я” формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
- Государство не является единственным носителем политической власти.
- Демократия возможна только при республиканской форме правления, в этом проявляется целостность политической системы.
Блок 6. Выбери одно из предложенных ниже высказываний и изложи свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.
Экономика: “Собственность – это ловушка. То, что мы имеем в своем владении, на самом деле владеет нами”. Карр – французский писатель.
Политология: “Власть отвратительна как руки брадобрея”
О.Мандельштамм
Социология: “Поведение человека должно быть подобно одежде, не слишком стеснять его и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движений и действий”
Философия: “человек – это мыслящий тростник” Б.Паскаль
Правоведение: “Наш долг – это право, которое другие имеют на нас”
Ф.Ницше.
Мини-эссе. 30 баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного тура олимпиады по физической культуре
Школьный тур олимпиады учащихся представляет собой конкурсное испытание учащихся средней (полной) школы - юношей и девушек (раздельно). Конкурсное испытание состоит из двух заданий: практическо...
Школьный тур олимпиады по географии
Задания школьного тура олимпиады по географии, включая региональный компонент...
Школьный тур олимпиады по географии
Дорогие ребята!Олимпиада – важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете.Отвечая на вопросы и выпол...
Школьный тур олимпиады по географии, 8 класс.
Задания для проведения школьного тура олимпиады по географии в 8 классе....
Пример заданий школьного тура олимпиады по экономике
Тренировочное задание олимпиады по экономике...
Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс
В работе представлены вопросы и ответы по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...