Школьный тур олимпиады по обществознанию 10-11 класс
олимпиадные задания (10 класс) на тему

Маслаков Дмитрий Сергеевич

10-11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_obshchestvoznaniyu.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный тур олимпиады по обществознанию.

10 – 11 классы.

                 

Организация процедуры  школьного тура олимпиады по обществознанию учитывает:

  1. продолжительность выполнения заданий – 1,5 часа
  2. количество заданий – 5
  3. максимальное количество баллов – 100.

                           Дорогой участник!

Мы рады приветствовать Вас на школьном туре олимпиады по обществознанию! Для достижения положительного результата необходимо:

  • внимательно прочитать условие каждого задания.
  • Излагать решение четко, логично, грамотно!
  • Вначале выбрать легкие задания, затем приступить к выполнению более сложных.

                       Желаем успеха!

Блок 1. Начнем с азов ( разминка)

Вы знаете, что для успешной деятельности в любых сферах общественной жизни необходимо обладать значительным словарным запасом, в том числе уметь правильно применять, подбирать слова иностранного происхождения. Попробуйте, подбирая синонимы иностранного происхождения к указанным русским словам, составить своеобразный алфавит. Например: экзамен – испытание  (50 баллов)

1. А                                - самоуправление, самодостаточность

2. Б                                 - предприниматель

3. В                                 - разрешение

4. Г                                 - обеспечение

5. Д                                 - народовластие

6. Е                                 - заблуждение

7. Ж                                - судьи

8. И                                 - наставление

9. К                                 -  изъятие

10. Л                               - узаконивание

11. М                              - единовластие

12. Н                               - нравоучение

13. О                               - жизнерадостность

14. П                               - возражение

15. Р                                - восстановление

16. С                                - устойчивость

17. Т                                -  устрашение

18. У                                -  единообразие

19. Ф                                 - завершение

20. Х                                 - летопись

21. Ц                                 - текстоизвлечение

22. Ч                                 -  победитель

23. Э                                 - развитие

24. Ю                                - правосудие

25. Я                                  - рынок

Блок 2. Права человека (максимум  6 баллов). Отметьте утверждения, неверно объясняющие происхождение прав человека.

А.) Права человека являются результатом договоренности между гражданами и властью. Б.) Права человека были созданы специальной комиссией ООН.  В.) Права человека имеют естественное происхождение, они даны самой природой.  Г.) Права человека возникли вместе с традициями и обычаями.  Д.) Права человека появились в результате борьбы с эксплуататорами.  Е. ) Права человека – результат субъективного представления о смысле жизни.

Блок 3. Конституция (максимум 4 балла) Отметьте неверные утверждения:

По Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, Президент РФ имеет право:

А) Распускать Государственную Думу Б) Назначать и освобождать высшее командование Вооруженных сил РФ  В) Назначать Председателя Центрального банка РФ  Г) Освобождать от должности Генерального прокурора РФ.

Блок 4. Блиц по теме “Этика”(максимум 20 баллов):

1. Наука о морали   ________________

2. Влияние, общее признание _______________

3. Бездельник, не желающий трудиться ______________

4. Нормы и предметы, важные и значимые для человека _______________

5. Социальная организация, имеющая определенную структуру и управление ______________________

6. То, что по мнению Ф.Энгельса, сделало человека человеком _____

7. Противоположность “злу” _________

8. Человек, считающий, что “все к лучшему” ______________

9. Нормативное обращение к группе людей в эпоху социализма _________

10. Целеустремленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей __________________

11. “В начале было …” (Евангелие от Иоанна, 1) _____

12. Большая и устойчивая группа людей, объединенная каким-либо интересом ______________________

13. Исторически сложившиеся коллективные действия, повторяющиеся из поколения в поколение ______________________

14. Утверждение, проверенное практикой, правда _________________

15. Отказ от мирских благ и наслаждений ________________

16. Немецкий философ-диалектик, рассматривающий социальную психологию как элемент надстройки _____________

17. Покорность, принижение своего достоинства _______________

18. Инакомыслящий, не признающий ортодоксальной истины __________

19. Один из видов вероломства, лжесвидетельство ________________

20. Древнегреческий философ, автор сочинения “Этика”_____

Блок 5. В одной из своих работ Ю.М. Лотман говорил:

“Для людей интеллигентных, совестливых регулирующим чувством является стыд, а для людей бессовестных, бесстыдных – страх. Стыд, чувство стыда – регулятор поступков свободного человека, а чувство страха – раба”.

“Интеллигенция – это интеллектуальный, нравственный слой нации, который выращивается столетиями, и чем он толще, тем благополучнее жизнь нации”.

Прокомментируйте эти высказывания. Согласны ли Вы с автором? Какова на Ваш взгляд, роль интеллигенции в современном обществе? Изменились ли качественные характеристики интеллигентного человека в начале 21 века?

Представьте свой ответ в виде мини-эссе. (20 баллов)

Школьный тур олимпиады по обществознанию.7 – 9 классы.

2013 – 2014  учебный год.

Организация процедуры школьного тура олимпиады по обществознанию учитывает:

  1. продолжительность выполнения заданий – 1 час.
  2. количество заданий – 6
  3. максимальный балл – 100.

                             Дорогой участник!

Мы рады приветствовать Вас на школьном туре олимпиады по обществознанию! Для достижения положительного результата необходимо:

  • Внимательно прочитать условие каждого задания.
  • Излагать решение четко, логично, грамотно!
  • Аргументировать свои ответы.
  • Вначале выбрать легкие задания, затем приступить к выполнению более сложных.

                                Желаем успеха!

Блок 1. Ответьте на вопросы теста. 26 баллов.

  1. Общество в широком смысле включает в себя:

А) объединение футбольных болельщиков Б) население крупнейшей страны мира В) совокупность всех форм взаимосвязи и взаимодействия людей Г) весь окружающий человека мир в его многообразии.

2. Отношения общества и природы характеризуются:

а) полным доминированием общества над природой

б) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе истории; в) зависимостью общественных процессов от природной среды; г) поглощением природой общественных отношений.

3. Выберите варианты ответа, характеризующие отличия человека от животных. Человек:

А.) обладает инстинктом самосохранения Б.) существо биологическое

В.) Живет среди себе подобных Г.) Преобразует окружающий мир

Д.) обладает способностью к творчеству Е) умеет приспосабливаться к окружающему миру  Ж) производит орудия труда с помощью других орудий труда.

Верно:

1) только А, Б,В,Д,Е,Ж.   2) только Д,Ж   3) только Г,Д,Ж  

4) только В,Г,Д,Ж.

4. Деятельность человека и животного характеризуется:

а) выдвижением целей  б) осознанным выбором  в) механизмом самоконтроля  г) удовлетворением потребностей.

5. Труд в отличие от общения:

а) является потребностью человека  б) может доставлять человеку удовольствие  в) направлен на преобразование объектов окружающей среды  г) предполагает наличие цели.

6. В отличие от природы, общество:

а) является системой  б) выступает в качестве творца культуры

в) находится в развитии  г) развивается по собственным законам.

7. Все, что создано человеком, в своей совокупности называется:

а) обществом  б) культурой  в) искусством  г) цивилизацией.

8. О каком понятии идет речь:”Поступательное развитие общества, его подъем на более высокие ступени”?

а) социальный регресс  б) стагнация  в) дезорганизация  г) социальный прогресс.

9. Какие виды социальных объектов перечислены: изменение, развитие, прогресс, регресс?

А) институты Б) процессы  в) отношения  г) нормы

10. Понятие собственности складывается из прав:

а) владение  б) владения и распоряжения в) владения, распоряжения и использования  г) владения, распоряжения и дарения

11. Фраза “Слишком много денег охотится за малым количеством товаров” передает суть процесса:

а) инфляции б) кризиса перепроизводства в) дефляции г) конкуренции

12. Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает: а) уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении  б) уважение к другой религии, веротерпимость  в) принятие иного мнения как данности, готовность к диалогу с инакомыслящим

г) негативное отношение к иной точке зрения.

13. Вставьте пропущенное слово:

__________________ - это полная независимость государства от других государств.

  1. Правление небольшого числа благородных граждан называется:

А) демократией Б) тиранией В) олигархией Г) аристократией.

15. Признаками партии являются (возможны несколько вариантов ответа):

а) в первую очередь, защита интересов своих членов  б) добровольность членства  в) разработка программы и устава, регулирующих ее деятельность  г) ведение политической борьбы за обладание государственной властью.

16. Определите , какие понятия характерны для монархии – 1, а какие – для республики – 2.

А) президент Б) наследственность В) единовластие Г) избиратель

Д) парламент Е) импичмент Ж) подданные.

17. Признаками правового государства являются (Несколько вариантов):

а) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную

б) равенство всех перед законом  в) институт президентской власти

г) взаимная ответственность государства и граждан.

 

18. Какое утверждение верно?

А) гражданское общество отделено от правового государства

Б) гражданское общество и правовое государство взаимосвязаны друг с другом  В) гражданское общество и правовое государство развиваются независимо друг от друга  Г) гражданское общество возможно и без правового государства.

19. Гражданские права человека:

а) пожалованы ему демократическим государством

б) неотчуждаемы и даны ему от рождения

в) в отдельных случаях переходят по наследству

г) предоставляются человеку Всеобщей декларацией прав человека.

20. Даны суждения:

А. Политика – это борьба за влияние на государственные дела.

Б. Вне политики нет общества.

Верно:

  1. только А  2) только Б  3) и А, и Б  4) оба суждения неверны.

Блок 2. Понятия. 8 баллов.

Дайте определение понятиям:

  1. Политическая система общества - ____________________________

_____________________________________________________________

  1. Модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу, - это _________________________
  2. Это понятие означает:
  • улучшение условий человеческой жизни
  • преобладание позитивных изменений над негативными
  • восхождение человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации . _____________________________________
  1. Авторитет, влияние, могущество, господство – терминологический ряд, характеризующий различные проявления ….. в обществе. Что это? _________

Блок 3. Что является лишним в ряду? Лишнее понятие подчеркните и объясните, почему вы так решили. 12 баллов.

  1. Племя, народ, нация, этноцентризм.
  2. Конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс.
  3. Монархия, демократия, республика.

4.  Христианство, индуизм, ислам, буддизм.

Блок 4. Пиши грамотно. Вы знаете, что для успешной деятельности в любых сферах общественной жизни необходимо обладать значительным словарным запасом, в том числе уметь правильно писать понятия и термины. Впишите правильную букву вместо пропусков.  16 баллов.

  1. К…нф…рмизм – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей.
  2. М…н…т…ризм – экономическая теория
  3. Д…в..ден… - доход, выплачиваемый акционерам.
  4. Д..скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам.
  5. Стр…т…ф…кация – расположение социальных слоев на социальной лестнице.
  6. Л…г…тимность – законность
  7. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению
  8. Гл…б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.

Блок 5. “Да” или “Нет”? Если вы согласны с утверждением, напишите “Да”, если не согласны “Нет” .8 баллов.

  1. Характерная черта демократического режима – конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.
  2. Образ своего “я” формируется у человека в процессе социального взаимодействия.
  3. Государство не является единственным носителем политической власти.
  4. Демократия возможна только при республиканской форме правления, в этом проявляется целостность политической системы.

Блок 6. Выбери одно из предложенных ниже высказываний и изложи свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.

Экономика: “Собственность – это ловушка. То, что мы имеем в своем владении, на самом деле владеет нами”. Карр – французский писатель.

Политология: “Власть отвратительна как руки брадобрея”

                                   О.Мандельштамм

Социология: “Поведение человека должно быть подобно одежде, не слишком стеснять его и не быть слишком изысканной, но обеспечивать свободу движений и действий”

Философия: “человек – это мыслящий тростник” Б.Паскаль

Правоведение: “Наш долг – это право, которое другие имеют на нас”

                           Ф.Ницше.

Мини-эссе. 30 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного тура олимпиады по физической культуре

Школьный тур олимпиады учащихся  представляет собой конкурсное испытание учащихся средней (полной) школы - юношей и девушек (раздельно). Конкурсное испытание состоит из двух заданий: практическо...

Школьный тур олимпиады по географии

Задания школьного тура олимпиады по географии, включая региональный компонент...

Школьный тур олимпиады по географии

Дорогие ребята!Олимпиада –  важнейшее средство не только проверки Вашей географической подготовки, но и развития географического мышления, представлений о нашей планете.Отвечая на вопросы и выпол...

Школьный тур олимпиады по географии, 8 класс.

Задания для проведения школьного тура олимпиады по географии в 8 классе....

Пример заданий школьного тура олимпиады по экономике

Тренировочное задание олимпиады по экономике...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...