Программа элективного курса "Введение в бионеорганическую и биоорганическую химия", соавтор Т.В.Груздева
элективный курс по химии (10 класс) по теме
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_bioneorg.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Лисун Н.М., к.п.н.
Груздева Т.В.
Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию
Пояснительная записка
Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, носит межпредметный характер и сопровождает учебные предметы «химия» и «биология» в общем образовании школьников.
В соответствии с проводимой в настоящее время реформой, на последней ступени полного среднего образования (10-11 классы) осуществляется профильное обучение. Этот курс предназначен для учащихся, которые выбрали для себя естественнонаучный профиль и предполагают поступать в медицинские, фармацевтические или ветеринарные вузы, на биологические факультеты университетов и т.п.
Данный элективный курс позволяет в доступной форме познакомить учащихся с ролью важнейших химических элементов, их неорганических и органических соединений в жизненно важных процессах, с тем, какие из веществ являются наиболее токсичными, с применением наиболее простых по составу и строению химических веществ.
Отобранный материала для элективного курса носит интегрированный характер и по нашему мнению позволит не только обеспечить реализацию межпредметных связей химии и общей биологии в средней школе, но и позволит подготовить учащихся к восприятию таких сложных вузовских дисциплин, как бионеограническая, биоорганическая, биологическая химия и молекулярная биология.
Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.
Цель курса является обеспечить углубленное изучение бионеорганической и биологической химии на основе межпредметных связей химия и биологии.
Задачи курса:
- освоение знаний биологической роли неорганических и органических веществ;
- овладение умениями самостоятельно проводить исследования и грамотно оформлять полученные результаты;
- развитие навыков осуществления самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках.
При организации занятий целесообразно использовать коллективные формы работы, практические работы и компьютерные технологии для обработки и представления полученной информации в ходе исследовательской деятельности.
Содержание программы
Введение.
Предмет и задачи бионеорганической и биоорганической химии. Понятие о биогенных элементах. Элементы-органогены. Металлы-жизни. Методы исследования бионеорганических и биоорганических соединений.
Введение в бионеорганическую химию.
Общий обзор биологической роли элементов-органогенов. Биологическая роль некоторых неметаллов, не относящихся к органогенам. Биологически важные неорганические соединения неметаллов. Биологическая роль «металлов-жизни».
Введение в биоорганическую химию.
Общие закономерности реакционной способности органических соединений как химическая основа их биологического функционирования. Биополимеры и их структурные компоненты. α – аминокислоты, пептиды, белки. Углеводы. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Липиды. Низкомолекулярные биорегуляторы.
Химическая и физико-химическая организация клетки.
Кислоты, основания и буферные жидкости организма. Роль воды в биохимических процессах. Буферные растворы. Понятие о буферной емкости. Явление осмоса. Коллоидные свойства клетки. Ферменты. Сходства и различия ферментов и неорганических катализаторов. Специфические свойства ферментов. Строение ферментов. Классификация ферментов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма организации | Методы работы | Вид контроля за результа-тами образования |
1. | Введение. Предмет и задачи бионеорганической и биоорганической химии. Понятие о биогенных элементах. Элементы-органогены. Металлы-жизни. Методы исследования бионеорганических и биоорганических соединений. | 1 | Лекция | Объяснительно-иллюстративный | |
2. | Общий обзор биоло-гической роли эле-ментов-органогенов и некоторых неметаллов, не относящихся к органогенам. - углерод - водород -кислород - азот - сера - фосфор - фтор - хлор - бром - иод - кремний - селен | 1 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц, создание компьютер-ной презентации. |
3. | Биологически важные неорганические сое-динения неметаллов. - озон - вода - пероксид водорода - сероводород - аммиак - оксиды азота (II, IV), нитриты, нитраты - оксиды углерода (II, IV) - карбонаты, фосфаты, ацетаты | 1 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц, создание компьютер-ной презентации. |
4. | Биологическая роль «металлов-жизни». - натрий - калий - магний - кальций - железо - марганец - кобальт - медь - цинк - молибден - алюминий - серебро - барий - ртуть - свинец | 1 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц, создание компьютер-ной презентации. |
5. | Общие закономер-ности реакционной способности органи-ческих соединений как химиическая основа их биологи-ческого функциони-рования. - нуклеофильное замещение у насыщенного атома углерода - нуклеофильные реакции карбонильных соединений - окисление и восстановление органических соединений | 1 | Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах | Фронтально- эвристическая беседа | Самокон-троль, сверка с кодоскопом |
6. | Биологическое значение азотсодер-жащих соединений. Роль аминов в организме человека. Функции аминокислот и белков в биологических системах. Азотистые основания, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты, их функции и место в клетке. Генные мутации. | 3 | Практическая работа в парах: - выделение дезоксирибо-нуклеотида из ткани селезенки и качественное обнаружение дезокси-рибонуклеиновой кислоты; - обнаружение в гидролизате нуклеопротеидов белка (биуретовая проба); - обнаружение пури-новых оснований; - обнаружение пентоз; - обнаружение фосфор-ной кислоты; - денатурация белка; - изучение обратимости денатурации. | Проблемно-исследовательский | Составление отчета |
7. | Биологическое значение углеводов. Функции углево-дов в микроорга-низмах, организмах растений, животных и человека. Структурная классификация углеводов. Реакции с участием углеводов и их производных, протеакающие в биологических системах. | 2 | Практическая работа в парах: - количественное опре-деление сахара в крови. | Проблемно-исследовательский | Составление отчета |
8. | Биологическое значение липидов. Функции липидов в организмах растений, животных и человека. Классификация липидов. Перекисидное окисление липидов. | 2 | Практическая работа в парах: - эмульгирование жира; - количественное опреде-ление активности липазы в панкреотическом соке | Проблемно-исследовательский | Составление отчета |
9. | Низкомолекулярные биорегуляторы. - стероиды - алкалоиды - антибиотики - витамины - эйкозаноиды | 1 | Коллективная | Объяснительно-иллюстративный | Составление сводных таблиц |
10. | Кислоты, основания и буферные жидкости организма. Роль воды в биохимических процессах. Буферные растворы. Понятие о буферной емкости. Явление осмоса. Коллоидные свойства клетки. | 2 | Практическая работа в парах: -изучение буферного действия ацетатного буферного раствора. Решение расчетных задач | Проблемно-исследовательский | Составление отчета |
11. | Ферменты. Сходства и различия ферментов и неорганических катализаторов. Специфические свойства ферментов. Строение ферментов. Классификация ферментов. | 2 | Практическая работа в парах: - сравнение действия ферментов и минеральных катализаторов, разложение перекиси водорода неорганическим катализатором и ферментом; - влияние температуры на действие фермента; - влияние рН среды на действие ферментов; - влияние активаторов и парализаторов на активность ферментов; - специфичность действия ферментов. | Проблемно-исследовательский | Составление отчета |
Итого | 17 |
Литература:
- Егорова А.С., Иванченко Н.М., Щацкая К.П. Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192с.
- Биоорганическая химия: Учебник для вузов/ Н.А.Тюкавкина, Ю.И.Бауков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Дрофа, 2004. – 544с.
- Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир,1995. – 560с.
- Лифшиц Р.И., Камилов Ф.Х., Слободин В.Б. Руководство к практическим занитиям по биологической химии. - Челябинск, 1974. - 153 с.
- Филиппович Ю.Б. и др. Практикум по общей биохимии. - М.: Просвещение, 1982. - 311 с.
- Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии. - Ростов-на-Дону: издательство “Феникс”,1999. - 544 с.
- Алейников Т.Л., Рубцова Г.В., Павлова Н.А. Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебн. пособие / Под ред. Е.С.Северина. - М.: Медицина, 2000. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Актуальные вопросы теоретической общей химии"
Объем курса 34 часа. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обобщить и систематизировать у учащихся знания основных понятий и законов общей и неорганической химии, с...
программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"
предпрофильная подготовка, элективный курс...
Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"
Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...
Программа элективного курса «Удивительный мир Red-Оx» (химия окислительно-восстановительных реакций)
Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.В связи с вышеизложенным разработан данный курс, предназначенный...
Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс
Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...
Программа элективного курса" Решение нестандартных задач по химии"
В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий....