Программа элективного курса "Введение в бионеорганическую и биоорганическую химия", соавтор Т.В.Груздева
элективный курс по химии (10 класс) по теме

Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv_bioneorg.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Лисун Н.М., к.п.н.

Груздева Т.В.

Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию

Пояснительная записка

Элективный курс является курсом профильной подготовки, предметно-ориентированным, носит межпредметный характер и сопровождает учебные предметы «химия» и «биология» в общем  образовании школьников.

В соответствии с проводимой в настоящее время реформой, на последней ступени полного среднего образования (10-11 классы) осуществляется профильное обучение. Этот курс предназначен для учащихся, которые выбрали для себя естественнонаучный профиль и предполагают поступать в медицинские, фармацевтические или ветеринарные вузы, на биологические факультеты университетов и т.п.

Данный элективный курс позволяет в доступной форме познакомить учащихся с ролью важнейших химических элементов, их неорганических и органических соединений в жизненно важных процессах, с тем, какие из веществ являются наиболее токсичными, с применением наиболее  простых по составу и строению химических веществ.

Отобранный  материала для элективного курса носит интегрированный характер и по нашему мнению позволит не только обеспечить реализацию межпредметных связей химии и общей биологии в средней школе, но и  позволит подготовить учащихся к восприятию таких сложных вузовских дисциплин, как бионеограническая, биоорганическая, биологическая химия и молекулярная биология.

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 10-м классе естественнонаучного профиля.

Цель курса является обеспечить углубленное изучение бионеорганической и биологической химии на основе межпредметных связей химия и биологии.

Задачи курса:

- освоение знаний биологической роли неорганических и органических веществ;

- овладение умениями самостоятельно проводить исследования и грамотно оформлять полученные результаты;

- развитие навыков осуществления самостоятельного поиска биологической информации в различных источниках.

При организации занятий целесообразно использовать коллективные формы работы, практические работы и компьютерные технологии для обработки и представления полученной информации в ходе исследовательской деятельности.

Содержание программы

Введение.

Предмет и задачи бионеорганической  и биоорганической химии. Понятие о биогенных элементах. Элементы-органогены. Металлы-жизни. Методы исследования бионеорганических и биоорганических соединений.

Введение в бионеорганическую химию.

Общий обзор биологической роли элементов-органогенов. Биологическая роль некоторых неметаллов, не относящихся к органогенам. Биологически важные неорганические соединения неметаллов. Биологическая роль «металлов-жизни».

Введение в биоорганическую химию.

Общие закономерности реакционной способности органических соединений как химическая основа их биологического функционирования. Биополимеры и их структурные компоненты. α – аминокислоты, пептиды, белки. Углеводы. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Липиды. Низкомолекулярные биорегуляторы.

Химическая и физико-химическая организация клетки.

Кислоты, основания и буферные жидкости организма. Роль воды в биохимических процессах. Буферные растворы. Понятие о буферной емкости. Явление осмоса. Коллоидные свойства клетки. Ферменты. Сходства и различия ферментов и неорганических катализаторов. Специфические свойства ферментов. Строение ферментов. Классификация ферментов.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма организации

Методы работы

Вид контроля за результа-тами образования

1.

Введение.

Предмет и задачи бионеорганической  и биоорганической химии. Понятие о биогенных элементах. Элементы-органогены. Металлы-жизни. Методы исследования бионеорганических и биоорганических соединений.

1

Лекция

Объяснительно-иллюстративный

2.

Общий обзор биоло-гической роли эле-ментов-органогенов и  некоторых неметаллов, не относящихся к органогенам.

- углерод

- водород

-кислород

- азот

- сера

- фосфор

- фтор

- хлор

- бром

- иод

- кремний

- селен

1

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц, создание компьютер-ной презентации.

3.

Биологически важные неорганические сое-динения неметаллов.

- озон

- вода

- пероксид водорода

- сероводород

- аммиак

- оксиды азота (II, IV), нитриты, нитраты

- оксиды углерода (II, IV)

- карбонаты, фосфаты, ацетаты

1

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц, создание компьютер-ной презентации.

4.

Биологическая роль «металлов-жизни».

- натрий

- калий

- магний

- кальций

- железо

- марганец

- кобальт

- медь

- цинк

- молибден

- алюминий

- серебро

- барий

- ртуть

- свинец

1

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц, создание компьютер-ной презентации.

5.

Общие закономер-ности реакционной способности органи-ческих соединений как химиическая основа их биологи-ческого функциони-рования.

- нуклеофильное замещение у насыщенного атома углерода

- нуклеофильные реакции карбонильных соединений

- окисление и восстановление органических соединений

1

Индивидуальная работа, взаимопроверка в парах

Фронтально- эвристическая беседа

Самокон-троль, сверка с кодоскопом

6.

Биологическое значение азотсодер-жащих соединений. Роль аминов в организме человека. Функции аминокислот и белков в биологических системах. Азотистые основания, нуклеотиды, нуклеиновые кислоты, их функции и место в клетке. Генные мутации.

3

Практическая работа в парах:

- выделение дезоксирибо-нуклеотида из ткани селезенки и качественное обнаружение дезокси-рибонуклеиновой кислоты;

- обнаружение в гидролизате нуклеопротеидов белка (биуретовая проба);

- обнаружение пури-новых оснований;

- обнаружение пентоз;

- обнаружение фосфор-ной кислоты;

- денатурация белка;

- изучение обратимости денатурации.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

7.

Биологическое значение углеводов.

Функции углево-дов в микроорга-низмах, организмах растений, животных и человека. Структурная классификация углеводов. Реакции с участием углеводов и их производных, протеакающие в биологических системах.

2

Практическая работа в парах:

- количественное опре-деление сахара в крови.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

8.

Биологическое значение липидов.

Функции липидов в организмах растений, животных и человека. Классификация липидов. Перекисидное окисление липидов.

2

Практическая работа в парах:

- эмульгирование жира;

- количественное опреде-ление активности липазы в панкреотическом соке

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

9.

Низкомолекулярные биорегуляторы.

- стероиды

- алкалоиды

- антибиотики

- витамины

- эйкозаноиды

1

Коллективная

Объяснительно-иллюстративный

Составление сводных таблиц

10.

Кислоты, основания и буферные жидкости организма. Роль воды в биохимических процессах. Буферные растворы. Понятие о буферной емкости. Явление осмоса. Коллоидные свойства клетки.

2

Практическая работа в парах:

-изучение буферного действия ацетатного буферного раствора.

Решение расчетных задач

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

11.

Ферменты. Сходства и различия ферментов и неорганических катализаторов. Специфические свойства ферментов. Строение ферментов. Классификация ферментов.

2

Практическая работа в парах:

- сравнение действия ферментов и минеральных катализаторов, разложение перекиси водорода неорганическим катализатором и ферментом;

- влияние температуры на действие фермента;

- влияние рН среды на действие ферментов;

- влияние активаторов и парализаторов на активность ферментов;

- специфичность действия ферментов.

Проблемно-исследовательский

Составление отчета

Итого

17

Литература:

  1. Егорова А.С., Иванченко Н.М., Щацкая К.П. Химия внутри нас: Введение в бионеорганическую и биоорганическую химию. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 192с.
  2. Биоорганическая химия: Учебник для вузов/ Н.А.Тюкавкина, Ю.И.Бауков. – 3-е изд., перераб. и доп. – М: Дрофа, 2004. – 544с.
  3. Химия и общество: Пер. с англ. – М.: Мир,1995. – 560с.
  4. Лифшиц Р.И., Камилов Ф.Х., Слободин В.Б. Руководство к практическим занитиям по биологической химии. - Челябинск, 1974. - 153 с.
  5. Филиппович Ю.Б. и др. Практикум по общей биохимии. - М.: Просвещение, 1982. - 311 с.
  6. Пустовалова Л.М. Практикум по биохимии. - Ростов-на-Дону: издательство “Феникс”,1999. - 544 с.
  7. Алейников Т.Л., Рубцова Г.В., Павлова Н.А. Руководство к практическим занятиям по биохимии: Учебн. пособие / Под ред. Е.С.Северина. - М.: Медицина, 2000. - 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Актуальные вопросы теоретической общей химии"

Объем курса 34 часа. Предназначен для изучения в 11 классе естественнонаучного профиля. Цель - обобщить и систематизировать у учащихся знания основных понятий и законов общей и неорганической химии, с...

программа элективного курса для 9 класса"аналитическая химия"

предпрофильная подготовка, элективный курс...

Программа элективного курса "Основы исследовательской деятельности в химии"

Элективный курс направлен на формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников...

Программа элективного курса «Удивительный мир Red-Оx» (химия окислительно-восстановительных реакций)

Тема «Окислительно-восстановительные реакции» традиционно важна, и в то же время ее изучение вызывает у учащихся определенные трудности.В связи с вышеизложенным разработан данный курс, предназначенный...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Данный курс рассчитан на 68 часов (9-11 классы) и направлен на формирование навыков решения задач различного уровня сложности. Задачи в данном курсе сгруппированы по типам. Предполагаемые задания охва...

Программа элективного курса" Решение нестандартных задач по химии"

В программе представлены методические материалы, используемые при проведениии занятий....