По волнам математики
методическая разработка по теме

Попова Елена Николаевна

Материалы для классных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_volnam_matematiki.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              «По волнам математики»

    Методическая разработка

    Внеклассное мероприятие

 Попова Е.Н.,

МБОУ БГО СОШ №10

 

Цель: привитие интереса к предмету.

Задачи:

  1. активизация мыслительной деятельности учащихся;
  2. развитие внимания, склонности к фантазии;
  3. развитие коллективизма и умения прислушиваться к мнению своих товарищей по команде.

Девиз: «Всё вокруг происходит математическим путём».

  1. Вступление.

Однажды в незнакомый город

Приехал молодой Декарт.

Его ужасно мучил голод,

Стоял холодный месяц март.

Решил к прохожим обратиться

Декарт, пытаясь дрожь унять.

Декарт.              Где тут гостиница, скажите?

Хозяйка.             И дама стала объяснять:

Дама.                    Идите до молочной лавки,

                                Потом до булочной.

                             За ней цыганка продаёт булавки

                                 И яд для крыс и для мышей.

А дальше будут магазины.

Найдёте в них наверняка

Сыры, бисквиты, фрукты, вина

И разноцветные шелка.

Хозяйка                           Все объясненья эти слушал

Декарт, от холода дрожа.

Ему хотелось очень кушать,

Но звонкий голос продолжал.

Дама.                                За магазинами – аптека,

                                           Аптекарь там-усатый швед.

                                        И церковь, где в начале века

                                         Венчался, кажется, мой дед.

Хозяйка                        Когда на миг умолкла дама

                                      Вдруг произнёс её слуга:

Слуга.                         Идите два квартала прямо

                                         И два направо. Вход с угла.

Применять координаты в математике впервые стал Рене Декарт. Если мы будем знать географические координаты: долготу и широту, то легко сможем определить местонахождения мореплавателя, корабля, объекта на карте. Это очень важно для тех, кто отправляется в путешествие. А оно у нас сегодня необычное…По волнам математики…

Шхуны, на которых вы поплывёте, будут называться:

МОРЕХОДЫ,

ИСКАТЕЛИ,

РОБИНЗОНЫ.

Первые буквы этих слов образуют слово мир. И это не случайно, ведь все конкурсы сегодня должны пройти мирно. Все вы умны, любознательны, смекалисты, хорошо считаете и решаете ребусы. Соревноваться будут команды в состав которых входят ученики 6, 7 и 9 классов. Капитанами будут ученики 9 классов. Итак, команды занимают места на шхунах. А вот перед вами и карта нашего путешествия. Конечная цель – остров «Ребусный». Но сначала, чтобы отправиться по волнам, нам надо покинуть порт «Вычислительный».

2.Порт «Вычислительный».

Вам раздают листы с примерами, в которых пропущены знаки действий. Вам надо их восстановить по очереди каждому участнику команды (эстафета).

17-2+5=20

12:6-2=0

3*4-7=5

13*5+5=70

1*5-4=1

9*9:9=9

9:3*5=15

Молодцы! Проверим по экрану правильность выполнения задания. Жюри учтёт результаты команд. А мы движемся дальше…

3.Море «Загадочное».

Раздать листочки командам, на которых они будут писать ответы на загадки. А потом собрать их и посмотреть правильность ответов по экрану.

Танцует крошка, а всего одна ножка. (юла)

Одна подружка пролезла другой в ушко. (нитка с иголкой)

У кого днём один глаз, а ночью – много. (небо)

Живёт между камнями голова с четырьмя ногами. (черепаха)

Два близнеца, два братца, на нос верхом садятся. (очки)

Сговорились две ноги делать дуги и круги. (циркуль)

В красном домике 100 братьев живут, все друг на друга похожи. (арбуз)

12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (месяцы)

Всё было хорошо, море спокойно, и вдруг начался шторм «Вундеркиндов».

4.Шторм «Вундеркиндов».

Надо командам ответить на 13 вопросов. Моряки в суеверия не верят… Причём вопросы из разных областей, и серьёзные и шуточные. Они отвечают сообща, но отвернувшись от экрана, чтобы не видеть правильные высвечивающиеся ответы. Зато жюри их видит и учитывает.

Мореходам:

1.Третий месяц каникул (август).

2.На какое наименьшее целое число делится без остатка любое целое число (1).

3.Параллелограмм, у которого все стороны равны (ромб).

4.Сколько козлят у многодетной козы(7)

5.Треугольник, у которого две стороны равны (равнобедренный)

6.Наименьшее двузначное число (10)

7.Сотая часть метра (сантиметр)

8.Имена трёх мушкетёров (Атос, Партос, Арамис)

9.Какая цифра в переводе «никакая» (0)

10.Любимое действие друзей- товарищей (деление)

11.Привычное место непослушного ребёнка (угол)

12.Пять чуланов, одна – дверь( перчатка)

13.Кто впервые систематизировал геометрические знания (Евклид)

Искателям:

1.Первый месяц зимы (декабрь)

2.Утверждение, которое не доказывается (аксиома)

3.Сколько лет просидел Илья Муромец (33)

4Простейшая линия в геометрии (прямая)

5.Сотая часть числа (процент)

6.Сколько концов у трёх с половиной палок (8)

7.Прямые, которые не пересекаются (параллельные)

8.Сумма противоположных чисел (0)

9.Школьная крыса (биссектриса)

10.Чему равна 1\4 часть часа (15)

11.Забор для математических действий(скобки)

12.Любил купаться (Архимед)

13.1 говорит, 2 глядят, 2 слушают (язык, глаза, уши)

Риф:

1.Наименьшее чётное число (2)

2.Сумма углов треугольника (180)

3.Соперник нолика (+)

4.Равенство с переменной (уравнение)

5.Сколько музыкантов в квартете(4)

6.Треугольник, у которого все стороны равны (равносторонний)

7.Верхняя часть дроби (числитель)

8.Как по-другому называют знак корня (радикал)

9.Имена трёх богатырей на картине Васнецова (Алёша, Илья, Добрыня)

10.Какую часть числа составляеют25% (1/4)

11.Зловещее место в Бермудах (треугольник)

12.Дырка от бублика (круг)

13Учёный, который прозрел после удара по голове (Ньютон).

Что ж шторм стих и мы попали в залив «Смекалистых»… Здесь предстоит пройти испытания капитанам.

5.Залив «Смекалистых».

1  В моих карманах поровну денег. Я переложил из одного кармана в другой 20 рублей. На сколько рублей там стало больше денег? (на 40)

2.Если к моим деньгам прибавить половину того, что я имею, то у меня будет 30 рублей. Сколько у меня денег? (20 руб.)

3.Лифт едет с 1-го этажа до 3-его за 6 сек. За сколько секунд он доедет с 1-го этажа до 5 –го? (12 сек)

«Смекалка во всяком деле выручит».

6.Пока жюри подведёт итоги прошедших соревнований, мы отдохнём в бухте «Самодеятельной».

1.Стих.

К доске наш учитель спиною сидел,

Когда транспортир я на шею одел.

Хихикала Светка, Наташка хохочет

Надеться-наделся, а сняться не хочет.

Мне уши мешали, ворчу, чуть не плачу

На помощь ко мне поспешил педагог.

Вздыхаю, краснею, терплю неудачу,

Но как не старался, ничем не помог.

Пришлось транспортир дяде Коле

Пилой распилить

На потеху всей школе.

Я думал об этом не день и не два

Ну как же пролезла в дыру голова?

Вот это задача! Вот это шарада!

Наверно, ещё раз попробовать надо!

  1. Частушки.

Мы весёлые ребята,

Очень хорошо живём:

И задачи мы решаем,

И частушки вам споём.

Говорила Двойке Тройка,

Что она красавица,

Потому, наверное,

Ребятам очень нравится.

Стоит Коля у доски

И зевает от тоски.

Он никак не разберёт,

Где окружность, а где рот.

Это что же, в самом деле,

Получилось- стыд и срам:

Землекопа вдруг в задаче

Поделили пополам.

Рассчитали путь движенья

Курам всем на удивленье,

Время с метрами сложили-

Килограммы получили.

Математика поможет

Вам отличниками стать,

Научитесь вы, ребята,

Уравнения решать.

Я купила калькулятор

Кнопок много у него

Сколько б я не нажимала

В голове всё ничего.

Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

3.Сценка.

Жили- были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший-квадратный,

Добродушный и приятный.

Младший-треугольный.

Вечно недовольный.

Стал расспрашивать квадрат:

Почему ты злишься, брат?

Тот кричит ему:

Смотри, ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три.

У тебя же их четыре.

Но квадрат ответил:

Брат! Я же старше. Я-квадрат!

И сказал ещё нежней:

Неизвестно, кто важней.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет виновато.

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

Приятных я тебе желаю снов!

Спать ложился-был квадратом,

А проснёшься без углов.

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел он – нет квадрата…. Онемел…

Стоял без слов.

Вот так месть! Теперь у брата

Восемь новеньких углов.

7.Не успели отплыть от бухты, как сели на мель.

Мель «Фантазёров».

«Никакое человеческое открытие немыслимо без фантазии».

От каждой команды надо выйти  по два человека и вытащить карточку с числом и про него придумать рассказ…

13, о, 6.

 6: 1+2+3=6  Числа, которые равны суме своих делителей, исключая само число, называются совершенными.

0: кто первым догадался обозначать цифрой «ничто» мы никогда не узнаем. Кто-то придумал знак для нуля в Древнем Вавилоне, кто-то – в Китае. И кто-то из мудрецов Индостана обозначил пустое место тем самым кружком. Ноль-удобное обозначение начала пути. Москва-это ноль на карте железных дорог, точка, из которых всё начинается. А  точка от которой отсчитывается расстояние в Венгрии, отмечена особо. В этом месте стоит памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей!

13:считается несчастливым. В некоторых зданиях этажи нумеруют 12, 14. Иногда это также относится к номерам домов и квартир. В оперных театрах Италии нет мест с этим номером. Нет  13-го ряда в самолётах. А вот у индейцев майя число счастливое. В  России его тоже считают счастливым наряду с 5 и 7.

  1. Наконец мы попали на остров «Ребусный».

Каждой команде надо отгадать ребусы на экране…

9. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По волнам математики

формирование навыков решения задач на движение по реке...

КВН "По морям, по волнам математики"

Конспект внеклассного  мероприятия  по  математике  КВН  "По  морям,  по  волнам  математики"  для  учащихся  специальной (коррекционной) ...

Волновые явления. Распространение механических волн. Длина волны. Скорость распространения волны. Решение задач.

Уроки по физике на тему "Механические волны", Общее определение волны, определение механической волны, виды волн,свойства волн, характеристики волн, подборка заданий для определения длины волны, скоро...

Урока по ФИЗИКЕ в 9-м классе по теме: «Волновые явления. Распространение волн. Харак-теристики волны: длина волны, скорость волны»

УРОК Цель урока: 1) Объяснить механизм возникновения колебаний частиц в среде          2) Дать определение механических волн. Виды механической волны:...

Математическая игра - путешествие "По волнам математики"

Внеклассное мероприятие, командное соревнование между учащимися 5 - 6 классов, которое можно провести в рамках Недели математики....