Экология труда педагога-хореографа
материал на тему
Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экология труда педагога-хореографа | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Экология труда педагога хореографа
Профессиональная деятельность педагога – хореографа требует постоянного сохранения интенсивности и напряженности внимания, мышления, памяти, эмоциональности, физической подготовки. Учителю необходимо обладать высокой работоспособностью, выдерживать действие сильных раздражителей, уметь концентрировать внимание, быть активным, бодрым, сохранять на протяжении всего рабочего дня высокий общий и эмоциональный тонус, способность быстро восстанавливать силы.
Условия работы педагога-хореографа включают и такие факторы, как повышенная физическая нагрузка, нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппарат. В результате появляются профессиональные заболевания, которые ощутимо снижают на работоспособность и эффективность обучения. Речь и голос как один из структурных компонентов речевой продукции являются важнейшим инструментом деятельности педагога. Педагогу необходимо обладать благозвучным, мелодичным, выносливым голосом.
Здоровый образ жизни создает для личности такую социокультурную микросреду, в условиях которой возникают реальные предпосылки для высокой творческой самоотдачи, работоспособности, трудовой и общественной активности, психологического комфорта, наиболее полно раскрывается психофизиологический потенциал личности.
Основными элементами здорового образа жизни выступают соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказа от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Здоровый образ жизни во многом зависит от ценностных ориентаций педагога, мировоззрения, социального и нравственного опыта.
Здоровье педагога – дело общественное. Каждый педагог является субъектом собственной жизни, но в своей профессиональной деятельности он прямо или косвенно влияет на формирование отношения к здоровью и здоровому образу жизни своих воспитанников. Все это и многое другое делает формирование сознательного отношения к здоровью и умения вести здоровый образ жизни одной из приоритетных задач профессионального самосовершенствования педагога, поскольку осознанное отношение педагога к собственному здоровью может решающим фактором в процессе определения основ здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Нередко у педагога отсутствует постоянный режим жизнедеятельности, сна, питания и отдыха, что также ведет к снижению работоспособности, эмоциональным срывам, появлению неврозов даже у опытных педагогов.
Вечерний режим.
1. Прогулка перед сном – полезная для здоровья привычка: ходьба в спокойном темпе улучшает кислородный баланс организма, необходимый для качества сна и здоровья.
2. Полезны перед сном оздоровительные процедуры – теплый душ, общая ванна или теплая ножная ванна.
3. Постель не должна быть слишком мягкой, перегревающей. Ось лежащей головы должна быть продолжением оси тела, чтобы голова не сгибалась в области шеи.
Важным в организации экологии труда педагога хореографа является его рабочее место, т.е. хореографический зал по всем требованиям СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)
Утверждаю
Главный государственный санитарный врач
Российской Федерации, Первый заместитель
Министра здравоохранения Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
01.04.2003
5.5. Требования к организации занятий хореографией.
5.5.1. Для занятий хореографией оборудуется зал для занятий ритмикой и танцами площадью из расчета 3 - 4 м2 на одного учащегося, высотой не менее 4 м.
Балетную перекладину в зале следует устанавливать на высоте 0,9 - 1,1 м от пола и расстоянии 0,3 м от стены.
Одна из стен зала оборудуется зеркалами на высоту 2,1м с минимальным количеством стыков, каждый стык создает искажение.
Полы в зале должны быть дощатые некрашеные или покрытые специальным линолеумом.
Необходимо предусмотреть раздевальные и душевые для девочек и мальчиков, оборудуются раковинами для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды.
При организации теоретических занятий выделяются помещения площадью из расчета не менее 2 м2 на человека. Предусматривается костюмерная мастерская площадью не менее 18 м2.
5.6. Для проведения музыкальных и танцевальных выступлений, постановок спектаклей, оборудуются:
- концертный зал при вместимости 300 - 500 мест площадью 200 400 м2;
- 2 костюмерные для мальчиков и девочек (10 - 18 м2) в удобной связи со сценой;
- комната исполнителей (24 - 36 м2); |
- помещения для драмкружка (50 - 70 м2); |
- подсобные помещения (для хранения костюмов, реквизита и декораций). |
|
Танцевальный пол.
Деревянный пол является выбором большинства танцевальных студий, и не зря. Долговечность и привлекательный внешний вид это то, что идеально подходит для танцевальных целей. Для того, чтобы предложить много различных видов танцев и занятий в вашей студии, вы должны думать о том, как пол влияет на производительность танцевальных движений выполняемых на нем, и как некоторые виды напольных покрытий могут помочь или препятствовать движениям. Под полом должен быть амортизационный слой, это может быть пенопласт, или другие мягкие материалы, а над ним помещают верхний слой деревянного покрытия. Деревянный пол обеспечивает устойчивость, что требует тело танцора, когда проводятся различные элементы, а также при ударных движениях ступни и ног об пол. Этот тип деревянных полов помогает предотвратить крошечные переломы и другие травмы ног и суставов, что сохраняет здоровье танцоров.
Типы древесины также могут влиять на тип танца. Для степа нужен живой пол для хорошего звука, для него выбирают твердые породы дерева, например клен. А для классических занятий нужен пол из мягких пород дерева, мягкая древесина исключит лишний звук.
Полы также покрывают слоем Уретана, который используется для защиты поверхности древесины от повреждений. Верхнее покрытие отделки играет важную роль в скорости, или скольжении.
Для профессиональных танцев может использоваться, например, получивший всемирную известность линолеум Harlequin – он изготовляется с помощью современных технологий, что позволяет сделать его поверхность практически совершенной: она гладкая, но не скользкая, во время выступления или репетиции танцоры ощущают ее упругость и комфорт. Такое танцевальное покрытие для пола еще и помогает избежать бликов от осветительных приборов за счет своей матовой поверхности. Линолеум поглощает лишние шумы, он может быть использован не только в танцевальных залах, но и в репетиционных классах. Тех, кто собирается на гастроли, линолеум Harlequin порадует удобством в перевозке – он легко сворачивается, а при разворачивании на сцене укладывается сразу без волн.
Спринг Дансе является настоящим полом для профессиональных танцоров. Он специально спланирован для танцев и занятий аэробикой. Пружинистость и силовой возврат пола отрегулированы на уровне 71 %. Он даёт правильную пружинистость так же лёгким танцорам. Мягкая пружинистость пола отлично подходит так же для лиц с ограниченной возможностью передвижений и для занятий спортом лицам пожилого возраста. Строение поверхности деревянных модулей спринг данс - берёзовая фанера 9+6 мм и перекрёстно-клееная, 15 мм. Для изготовления каркасных модулей в качестве изготовительного материала используют неустающую специальную фанеру и эластичную резину. В зависимости от объекта использования в конструкционных модулях может быть двух-, трёх- и даже четырёхкратное эластичное строение. Конструкционные модули устанавливаются под углом в 45 градусов, таким образом, возникающие в полу пружинистые свойства распределяются равномерно по всей его площади благодаря конструкции и материалам. К достоинствам данного вида полов следует отнести их экологическую чистоту, износо- и ударостойкость, прочность. Полы неприхотливы в эксплуатации, легко укладываются на неровную поверхность. Они эластичны и упруги. Обладают привлекательным внешним видом.
Обувь.
Разнообразна обувь для занятий хореографией: балетки, джазовки, танцевальные джаз-кроссовки, сникерсы, чешки, туфли полусапожки и сапожки для народных танцев.
Мягкая балетная обувь (балетки) изготавливается по традиционной классической технологии балетного производства. Верх пуантов выкраивается из атласа – внешнего покрытия и бязи – внутреннего покрытия. Бязь используется как самая гигиеничная ткань. После долгих исследований в НИИ была разработана специально для балетной обуви атласная ткань, состав ее состоит из смеси вискозы и хлопка, прочная, красивая, искрится, но не бликует на свету, отличается нейтральным нежно-персиковым цветом, который не отвлекает внимания от танца. Подошва пуант вырубается из кожи. Даже клей на основе крахмала, который применяется при изготовлении балетной обуви, состоит полностью из натуральных компонентов.
Современная мягкая балетная обувь из кирзы (100% хлопок) на раздельной кожаной подошве. Популярная модель, как у учащихся хореографических школ, так и у профессиональных танцоров. Подошва крепится современным промышленным (клеевым) способом с дополнительной фиксацией машинной прошивкой. Модель со шнурком, который обеспечивает плотное прилегание балеток к стопе во время занятий. Также в комплект входят крестообразные резинки для более комфортной фиксации обуви. Пять вариантов полноты: NN - очень узкая, N - узкая, М - средняя, W - широкая, Х - очень широкая.
Одежда.
Мода на экологическую одежду зародилась совсем недавно, еще несколько лет назад эта одежда не пользовалась практически никаким спросом и товары. Сегодня же, благодаря большему признанию и пониманию у населения проблем экологии и охране окружающей среды мода на экологическую одежду покупательский спрос продукции постоянно растет.
Доподлинно известно, одежда для танцев должна быть крепкой, не стеснять движений, экологически чистой и соответствовать внешности, движениям, характеру партнеров. Для изготовления костюмов применяют только натуральные материалы или вискозу. Шелк дает массу преимуществ в дальнейшем декорировании, хорошо отдает тепло и не дает замерзнуть, сатин практичен, поскольку пропускает влагу.
Если говорить о спортивных танцах, то стремление дизайнеров направлены в сторону получения элегантного стиля, удобства, практичности и безопасности материалов. Молодежные танцевальные направления, такие как хип-хоп или хаус подразумевают наличие бейсболки или кепки, широких потертых джинсов с ремнем и бляхой, кроссовок или джазовок и маек. Для тренировок используются классические лосины и трико.
Активное участие в выпуске такой одежды принимают и фирмы, производящие спортивную одежду, так компания Nike, представила новую линию товаров, включающих в себя только экологически чистые продукты. При изготовлении данной продукции, они использовали материалы, которые подлежат дальнейшей переработке, что имеет весьма важное значение, с точки зрения экологии.
Футболки, специально созданные Nike, изготовлены из полиэстера, который на 100% подлежит переработке, благодаря чему удалось утилизировать 13 млн. пластиковых бутылок. Только за прошлый год Nike удвоил объем используемого полиэстера, благодаря чему нашел достойное применение 82 млн. пластиковых бутылок.
Улучшенная ткань Dri-Fit от компании Nike делает форму на 13% легче. Изготовленная из этой ткани форма отводит влагу от тела на поверхность ткани, откуда она быстро испаряется. Вентиляционные зоны увеличивают циркуляцию воздуха, что способствует охлаждению, в сочетании с тканью, пропускающей на 7% больше воздуха. Воздух теперь свободно циркулирует вокруг тела, охлаждая его. Вентиляционные зоны насчитывают до 200 крошечных отверстий и расположены по бокам футболки для улучшения воздухопроницаемости. Такой подход предотвращает разрыв ткани и не препятствует циркуляции воздуха. А также сократить негативное влияние на окружающую среду со стороны производства и сократить использование таких природных ресурсов, как нефть и вода.
По мнению экспертов в мире моды и одежды, такая экологически чистая одежда, помимо всего прочего, обладает высокой комфортностью и устойчивостью к многочисленным стиркам и продолжительное время способна сохранять свои цвета и форму.
Ткани, из которых создается такая одежда, отлично пропускают воздух, кожа тела «дышит». Они не вызывают аллергических реакций и кожных раздражений, т.к. изготовлены без химических добавок. Одежда в экостиле приятна и комфортна в использовании.
Кроме несомненной пользы для здоровья, одежда в стиле эко не наносит вред окружающей среде. Все сырье для производства эко-одежды собирают вручную, обрабатывают и окрашивают, не применяя химическую обработку. Даже удобрения для выращивания таких культур используют исключительно натуральные. Животные, шерсть которых пойдет на производство экологически чистой одежды, также выкармливаются без химикатов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МЦ педагогов-хореографов.
Анализ работы МЦ педагогов-хореографов за 2006-2007 учебный год....
Семинар для педагогов – хореографов «Дворца творчества детей и молодежи» г.Воркуты
Семинар содержит информацию по изучению игрового стретчинга...
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
Опыт работы педагога - хореографа Мачаловой Н.В. по теме "Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца".
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма - одна из основных проблем в современном обществе. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, ...
Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа
Методическая разработка Медведевой Л.Г. "Использование современных технических средств в работе педагога - хореографа"...
Типичные проблемы и способы их решения в работе педагога-хореографа в ОУ
Типичные проблемы и способы их решения в работе педагога-хореографа в образовательном учреждении...
Методическое пособие для педагогов- хореографов : «Игровой и импровизационный методы в ранней хореографии,
В пособии даны практические упражнения, игры, движения, которые помогают юным танцорам вовлекаться в мир танца. Это пособие может пригодиться не только педагогам- хореографам, но и музыкальным руковод...