Научно практическая работа
проект на тему

Козырина Елена  Викторовна

    Собака – одно из самых любимых животных во всем мире. Ее можно по праву зачислить в ряд самых умных, смелых и красивых домашних питомцев. Собака может стать помощником, защитником и хорошим другом своему владельцу.

Независимо от постоянно меняющейся моды на домашних любимцев, собаки остаются вне конкуренции, поскольку они идеально приспособлены для жизни рядом с человеком.

 Собак практически всех пород можно содержать в городских квартирах, однако очень важно правильно воспитать животное, т. е. развить желательные для владельца качества, а это нелегкая задача.

Поэтому во время обучения темперамент собаки учитывать просто необходимо: холерикам труднее даются упражнения на выдержку, зато они с восторгом работают на снарядах. Для подвижной собаки основным положительным подкреплением может служить игра, апортировка, работа в движении. «Пищевики» встречаются среди собак любого темперамента, особенно это удобно с флегматиками, которые за вкусный кусочек готовы сделать все, что угодно. Пытаться заинтересовать флегматика брошенной палочкой это, как правило, пустая трата времени, а холерик-пищевик будет хватать лакомство второпях, лишь бы успеть еще побегать и попрыгать.

Как говориться «что подойдет одному, совсем не подойдет другому»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_otpravki.docx296.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого - биологический центр»

 

Дрессировка собак с разным темпераментом.

Вид работы-Научно практическая.

                                                             

   

                                                               

                                                                 Выполнил: Попов Даниил

                                                                 обучающийся объединения

                                                               «В дружбе с природой» МУДО

                                                               «Детского эколого - биологического

                                                                     центра», учащийся 4 А класса МБОУ

                                                                СОШ № №3 г. Черемхово

                                                                 Руководитель работы: педагог

                                                                 дополнительного образования

                                                                 Козырина Елена Викторовна

         

                                                     

         

Черемхово, 2014

Аннотация.

Докладчик Попов Даниил. Школа №3 4 «А»

Руководитель Козырина Елена.

В работе рассмотрены и описаны темпераменты собак, методы дрессировки. Разобраны команды сидеть и лежать. Работу можно использовать для дрессировки собак определенных темпераментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр.4

Глава 1. Теоретическое описание темпераментов и методов дрессировки собак.

1.1. Неврологическая теория типов темперамента И.П. Павлова …………………………………………………………………………. ..стр.6

1.2.Типы темпераментов  собак……………………………………..... стр.8

1.3 Общие методы дрессировки…………………………………….... стр.9

1.4 Индивидуальный подход к дрессировке.………………………... стр.12

1.5 Приучение собаки садиться.……………………………………… стр.17

1.6 Приучение собаки ложиться……………………………………….стр.18

Глава 2. Определение темпераментов собак. Подбор дрессировки согласно темпераменту.

2.1.   Определение темперамента собак.……………………………… стр.20

2.2.  Подбор метода дрессировки согласно темперамента. ………… стр.21

2.3.    Приучение собак к командам сидеть и лежать ……………….. стр.22

Заключение………………………………………………………………  стр.23

Литература………………………………………………………………  стр.24

Приложение……………………………………………………………… стр.25

Введение

    Собака – одно из самых любимых животных во всем мире. Ее можно по праву зачислить в ряд самых умных, смелых и красивых домашних питомцев. Собака может стать помощником, защитником и хорошим другом своему владельцу.

Независимо от постоянно меняющейся моды на домашних любимцев, собаки остаются вне конкуренции, поскольку они идеально приспособлены для жизни рядом с человеком.

 Собак практически всех пород можно содержать в городских квартирах, однако очень важно правильно воспитать животное, т. е. развить желательные для владельца качества, а это нелегкая задача.

Поэтому во время обучения темперамент собаки учитывать просто необходимо: холерикам труднее даются упражнения на выдержку, зато они с восторгом работают на снарядах. Для подвижной собаки основным положительным подкреплением может служить игра, апортировка, работа в движении. «Пищевики» встречаются среди собак любого темперамента, особенно это удобно с флегматиками, которые за вкусный кусочек готовы сделать все, что угодно. Пытаться заинтересовать флегматика брошенной палочкой это, как правило, пустая трата времени, а холерик-пищевик будет хватать лакомство второпях, лишь бы успеть еще побегать и попрыгать.

Как говориться «что подойдет одному, совсем не подойдет другому»

Актуальность:  Приобретая собаку человек, не совсем понимает, с чем ему придется столкнуться, ведь содержать и воспитать её не простая задача. Начиная дрессировку  иногда человек не может понять в чем же дело - вроде всё делаю как в книжке, а собака не слушается. И что итоге,  собака становится не управляемой и отправляется на улицу. Какую же ошибку допускает человек?  В первую очередь, он не учитывает темперамент своего любимца и действует по общей методике. Но нужно подбирать метод дрессировки подходящий именно вашей собаке. Так вот  мы решили провести эксперимент и взять 2-е абсолютно разные по темпераменту собаки и обучить их командам сидеть и лежать.

Цель: Обучить разных по темпераменту  собак  командам сидеть и лежать.

Задачи

1.Познакомиться с темпераментами собак.

2.Определить к каким темпераментам относятся наши собаки.

3.познакомиться с методами дрессировки собак.

4.Подобрать метод дрессировки подходящий именно для наших собак.

5.Научить выполнению команд сидеть и лежать.

Объект. Собаки

Предмет. Дрессировка собак с разным темпераментом.

Гипотеза: Мы считаем, что неуправляемых и  необучаемых собак не существует, можно дрессировать любую собаку главное правильно подойти к дрессировке.

Глава 1. Теоретическое описание темпераментов и методов дрессировки собак.

1.1.Неврологическая теория типов темперамента И.П. Павлова.
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей . 

И.П. Павлов, изучая особенности выработки условных рефлексов у собак, обратил внимание на индивидуальные различия в их поведении и в протекании условно-рефлекторной деятельности. Эти различия проявлялись, прежде всего, в таких аспектах поведения, как скорость и точность образования условных рефлексов, а также в особенностях их затихания. Это обстоятельство дало возможность выдвинуть гипотезу о том, что указанные различия не могут быть объяснены только разнообразием экспериментальных ситуаций и что в их основе лежат некоторые фундаментальные свойства нервных процессов. По мнению Павлова, к этим свойствам относятся сила возбуждения, торможения, их уравновешенность и подвижность.

Павлов различал силу возбуждения и силу торможения, считая их двумя независимыми свойствами нервной системы. Сила возбуждения отражает работоспособность нервной клетки. Она проявляется в функциональной выносливости, т.е. в способности нервной системы выдерживать длительное (или кратковременное, но сильное) возбуждение, не переходя при этом в противоположное состояние торможения. Сила торможения понимается как работоспособность нервной системы при реализации торможения и проявляется в способности к образованию различных тормозных реакций, таких, как угасание и дифференцировка.

Типы темперамента И.П. Павлова строятся на основе типов нервной системы. И.П. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа:
 — сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип высшей
нервной деятельности;

— холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип высшей нервной
деятельности;
 — флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип высшей нервной
деятельности;
 — меланхолик - слабый, неуравновешенный, инертный тип высшей нервной деятельности.

Итак, более активный темперамент имеют холерики и сангвиники, а меланхолики и флегматики отличаются некоторой пассивностью. Наиболее живые и подвижные собаки - холерики и сангвиники. Причем холерик - самый неуравновешенный из них, и это хорошо заметно по тому, что он неуравновешен и внешне, и внутренне. Сангвиник внутренне уравновешен, хотя внешне может быть очень эмоциональным. Меланхолик, наоборот, неуравновешен внутренне, хотя внешне это не всегда проявляется. Принадлежность к одному из четырех темпераментных групп, можно определить по той реакции, которая проявляется у него на возникшее, на его пути препятствие:

 •холерик препятствие сметает;

 • сангвиник обходит;

 • флегматик часто даже не замечает;

 • меланхолик перед препятствием останавливается.

Обычно, чистых темпераментов практически не бывает. Каждая собака имеет сочетание двух темпераментов, один из которых - основной, а другой дополнительный. Но постоянное проявление только основного и дополнительного темперамента - скорее исключение, чем правило

1.2.Типы темпераментов собак

Подвижность выражается в том, как быстро в клетках коры мозга процесс возбуждения сменяется процессом торможения, и наоборот. Различные сочетания свойств обуславливают наличие разных типов высшей нервной деятельности. Академик И. П. Павлов установил четыре типа высшей нервной деятельности:

 ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СОБАК
Условные рефлексы вырабатываются у собак с различной быстротой и легкостью. Наряду с этим выработанные рефлексы у одних животных очень прочны, у других легко нарушаются. Все это во многом зависит от типа высшей нервной деятельности собак, который определяется соотношением силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения.
Различают четыре основных типа высшей нервной деятельности.
1.    Сильный неуравновешенный тип (холерик) характеризуется сильным возбудительным процессом и отстающим по силе тормозным. Собаки этого типа смелые, отличаются большой энергией и подвижностью. У них быстро образуются и прочно закрепляются условные рефлексы, но с трудом вырабатываются дифференцировки и выдержки в различных положениях. Выдрессированные собаки проявляют хорошую работоспособность, у них
тренируется и значительно улучшается недостающее торможение.
2.    Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвиник) имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения. Они достаточно подвижны, что обеспечивает высокую приспособляемость и устойчивость в трудных условиях. Быстро образуются  и  прочно сохраняются условные рефлексы   (сила), легко осуществляется переделка динамического стереотипа (подвижность), хорошо вырабатывается дифференцировка   (уравновешенность).

3. Сильный уравновешенный инертный тип (флегматик) характерен сильными процессами возбуждения и торможения и плохой их подвижностью, всегда испытываемыми затруднениями при переключении с одного вида деятельности на другой. Этот тип обладает малой подвижностью нервных процессов. У флегматиков образуются прочные условные рефлексы (сила) и прочные дифференцировки (уравновешенность).
4. Слабый тип (меланхолик) характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, избегает сильных раздражений, так как они вызывают общее угнетение ввиду запредельного торможения. Условные рефлексы являются нестойкими при их выработке, легко подвергаются внешнему торможению.

Собаки этого типа обладают высокой чувствительностью, но слабой выносливостью. Лучшие из них могут дрессироваться и использоваться на службе. Собаки с чрезмерной слабостью нервных процессов к дрессировке непригодны.

1.3.общие методы дрессировки.

 Под методом дрессировки собак следует понимать воздействие на собаку определенными раздражителями с целью выработки у нее определенных условных рефлексов. При дрессировке собак мы пользуемся четырьмя основными методами:

-вкусопоощрительный;
-механический;
- контрастный;

- подражательный.

Вкусопоощрительный метод.

Это такой метод, при котором для выработки определенного условного рефлекса пользуются только пищевыми раздражителями (лакомством). При этом лакомство служит раздражителем, заставляющим собаку совершать нужное для нас действие, так и подкрепляющим воздействие раздражителя (условного). Вкусопоощительным методом дрессировки могут быть выработаны и закреплены многие условные рефлексы у собаки. Например, подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление препятствий и т.д. Вкусопоощрительный метод применяется для отдельных собак при обучении их работе по следу: когда в качестве безусловного раздражителя применяется пища. Или при приучении собаки хождению по лестнице, когда дрессировщик, зная, что у собаки преобладает пищевая реакция, раскладывает на ступеньки лестницы кусочки мяса и собака, поедая кусочки мяса, поднимается по лестнице.

Механический метод.

Механический метод - это такой метод, при котором для отработки отдельных приемов дрессировки условный раздражитель подкрепляется механическим раздражителем, вызывающим у собаки защитный оборонительный рефлекс. Характерная особенность механического метода дрессировки заключается в том, что собака при этом методе работает по принуждению.

Пример: При запрещении положительного действия собаки дрессировщик дает команду "Фу" и делает рывок поводком или наносит удар хлыстом, чем приостанавливает ее действия. Механический метод имеет большое значение и при выработке навыков (в большинстве случаев для тех собак) специального цикла: "следовая работа", "развитие злобы". Действия помощника связаны с обязательным применением хлыста нанесением собаке ударов. Применение механических раздражителей помощником рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активной форме, т.е. стремление собаки нападающего человека. Механический метод имеет положительные и отрицательные стороны.

Контрастный метод.

Это такой метод, при котором для выработки большинства условных рефлексов пользуется сочетанием механического и вкусопоощрительного методов. Механический или болевой раздражитель используется как средство принуждения к выполнению действий, а пищевой раздражитель для закрепления, выполняемого собакой действия. Контрастный метод является основным методом дрессировки собак. Контрастный метод - это сочетание благоприятного с неблагоприятным. Если собака выполнила команду, то дрессировщик поощряет ее лакомством, а если не выполнила, то наоборот, лакомство не дает, а применяется воздействие механического безусловного раздражителя.

Например: чтобы приучить собаку выполнить команду "Лежать" необходимо нажать ей на холку и одновременно оттягивать вперед передние ноги, при приеме "посадка" нажим на область между крупом и поясницей, заставляя сесть. Как только собака ляжет или сядет, следует дать ей лакомство, т.е. поощрить ее. Поощрение лакомством сопровождается восклицанием "хорошо". Опыт дрессировки показывает, что контрастный метод ускоряет дрессировку собак и обеспечивает безотказность работы их в разнообразных условиях окружающей среды. В этом основное достоинство этого метода, широко применяемого при дрессировке собак.

                                              Подражательный метод.

Этот метод дрессировки имеет только вспомогательное значение. При этом методе действия ранее выдрессированной собаки используется для пробуждения дрессируемой собаки к поддержанию, т.е. к совершению подобных же действий. В основе этих реакций лежат физиологические механизмы в деятельности нервной системы, которые имели место при стадном образе жизни предков этих животных и наблюдается в тот период, когда сука обучает свих щенят. Подражательным методом можно приучить собаку только к некоторым действиям, которые вырабатываются на базе условных рефлексов и связаны с общей возбудимостью и движением. Этот метод в большинстве случаев используется в приемах "преодоление препятствий", "вызов лая", "развитие злобы".
Подражательный метод нужно широко использовать при воспитательной дрессировке щенков.

1.4. Индивидуальный подход при дрессировке

Изложить все возможные способы индивидуального подхода к собакам при дрессировке совершенно невозможно, так как здесь наибольшее значение должна иметь творческая инициатива самого дрессировщика применительно к особенностям поведения дрессируемой им собаки. Но, проявляя творческую инициативу, дрессировщик должен исходить из определенных положений.

Сущность индивидуального подхода состоит в следующем.

При проработке общих и специальных приемов следует придерживаться того метода дрессировки, который в наибольшей степени соответствует особенностям поведения дрессируемой собаки. Так, например, если у собаки стойко проявляется пищевая возбудимость и собака проявляет большую "заинтересованность" в получении лакомства, установление первоначально условного рефлекса следует производить вкусопоощрительным методом, избегая применения механических раздражителей. Факторы "принуждения" к этим собакам в основном следует вводить лишь при закреплении навыков.

В случае если пищевая реакция у собаки проявляется слабо и собака проявляет малую заинтересованность в получении лакомства, следует больше ориентироваться на механический метод дрессировки, используя в качестве поощрения тактильно-кожные раздражения (оглаживание).

Однако и в первом и во втором случае следует помнить, что основным методом дрессировки является метод контрастного бездействия на собаку.

Индивидуальный подход при дрессировке должен быть построен с учетом типа высшей нервной деятельности собаки. При дрессировке собак возбудимого типа следует помнить, что процесс торможения у этих собак по сравнению с процессом возбуждения значительно ослаблен, поэтому при отработке навыков, в состав которых входят тормозные условные рефлексы, надо соблюдать строгую постепенность и последовательность. Так, например, при отработке выдержки в каком-либо положении (посадке, укладке и т. д.) не следует сразу слишком перенапрягать процесс торможения у этих собак, т. е. поспешно добиваться длительной выдержки. У собак этого типа выдержку следует отрабатывать постепенно, как бы тренируя и накапливая процесс торможения, и начинать выдержку с 3-5 секунд, медленно доводя ее до нескольких минут.

В случае перенапряжения тормозного процесса у собак возбудимого типа легко можно получить срыв, в результате которого собака становится еще более возбудимой.

Особенно трудно у собак возбудимого типа отрабатывать навыки, основанные на использовании дифференцированного торможения, например выборка вещи по запаху, выборка человека со следа, усложненно-следовая работа и т. д. Практический опыт показывает, что собаки возбудимого типа легко срывают "дифференцировку", в результате чего могут совершать ошибочное действие. Для отработки "дифференцировки" у собак этого типа следует также строго придерживаться последовательности в усложнении отрабатываемого приема. Так, при первоначальной дрессировке на выборку вещи, выборку человека со следа и т. д. посыл собаки на выборку не следует производить более одного-двух раз, увеличивая затем постепенно количество посылов. Также к усложнению следа путем ввода посторонних следов и углов можно переходить лишь после того, как собака четко будет выполнять более простой элемент работы.

Следовательно, при дрессировке собак возбудимого типа основная задача должна состоять в укреплении и развитии тормозного процесса и в приведении его в соответствие с процессом возбуждения. В процессе дрессировки к некоторым собакам возбудимого типа при прохождении общих приемов дрессировки приходится применять механические раздражители более значительной силы, чем к другим собакам. Так, при движении собаки у ноги дрессировщика рывок поводком средней силы для собаки возбудимого типа как раздражитель, побуждающий к движению рядом с дрессировщиком, может оказаться недостаточным и силу рывка приходится сильно увеличивать. При отработке движения по бревну возбудимые собаки, часто проявляя излишнюю "поспешность", теряют равновесие и соскакивают с бревна, не пройдя положенного расстояния. В этом случае весьма эффективным является сильный рывок поводком в момент преждевременного соскакивания собаки с бревна. Этот рывок ие только затормаживает преждевременный прыжок с бревна, но и содействует выработке более замедленного темпа движения по бревну и т. д.

Собаки возбудимого типа в большинстве случаев легко переносят воздействие различных сильных раздражителей, но "принуждение" как фактор воздействия и к этим собакам надо применять вполне разумно, без всякого злоупотребления.

Дрессировка собак уравновешенного подвижного типа каких-либо специальных указаний не требует. Собаки этого типа легко поддаются дрессировке. Однако, в зависимости от особенностей этих собак (например, степени развития той или другой реакции - ориентировочной, пищевой, оборонительной и т. д.), следует соблюдать к этим собакам индивидуальный подход.

Дрессировка собак уравновешенно-спокойного типа нуждается в более подробном рассмотрении. Характерная особенность высшей нервной деятельности этих собак - это малая подвижность нервных процессов - возбуждения и торможения. Собаки этого типа весьма трудно переносят быструю смену процесса возбуждения на торможение, и обратно, поэтому при первоначальной их дрессировке следует избегать быстрой подачи друг за другом команд противоположного значения - "фас" и "фу". Также затруднителен для этих собак быстрый переход от одного действия к другому, так как собаки этого типа не всегда сразу выполняют команды дрессировщика, а нередко требуют повторения команд. Поэтому, особенно в первоначальный г период дрессировки, команды для этих собак следует подавать с таким расчетом, чтобы между различными командами и выполняемыми действиями был достаточный промежуток времени (интервал). При этом дрессировщик должен проявлять выдержку и спокойствие, если собака замедленно выполняет команды дрессировщика. Недостаточная подвижность нервных процессов отражается и на проявлении оборонительной реакции. Так, при развитии недоверия и злобы на помощника собаки этого типа возбуждаются очень медленно. В большинстве случаев они ожидают активного нападения помощника и злобу (активно-оборонительную реакцию) проявляют лишь в том случае, если помощник находится в непосредственной близости или наносит собаке раздражение, возбуждающее ее на проявление оборонительной реакции. В этом случае бывает весьма полезным прибегнуть к методу подражательной дрессировки, для чего можно использовать злобную и хорошо возбудимую собаку, посредством которой следует повышать активность у собаки спокойного типа.

Поведение помощника также имеет большое значение. Для дрессировки собак этого типа следует брать наиболее подвижных и активных помощников. Собаки этого типа "дифференцировку" отрабатывают также замедленно, и всякая поспешность здесь будет ошибкой. При отработке некоторых приемов дрессировки они требуют более значительных мер принудительного воздействия, чем другие собаки. Так, у многих собак этого тина подача предмета вырабатывается только на принуждение.

Отработка посадки, укладки достигается успешно путем механического метода дрессировки. Применение сильных раздражителей собаки этого типа переносят легко, но и здесь, конечно, также не следует злоупотреблять принуждением, применяя его лишь в тех случаях, если другие методы воздействия не дают желаемых результатов.

Собак, проявляющих при дрессировке признаки слабого типа высшей нервной деятельности, следует выбраковывать, так как положительных результатов с ними достигнуть нельзя.

1.5.ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ САДИТЬСЯ

Навык садиться и оставаться в этом положении является исходным для многих действий и входит в более сложные и часто используемые навыки.
Условные раздражители — команда «Сидеть» и жест — быстрое поднимание правой руки в сторону на уровень плеча, сгибание в локте с приданием предплечью вертикального положения, ладонью вперед и опускание к бедру правой ноги.

Безусловные раздражители — лакомство, нажим на поясницу ближе к крестцу и легкий рывок поводком вверх и назад.
Упражнение начинают после выработки первоначальных условных рефлексов на команды «Гуляй», «Ко мне», «Рядом». При выработке условного рефлекса садиться можно пользоваться двумя способами: вкусопоощрительным и контрастным. Выбор способа зависит от индивидуальных особенностей собаки. Первый чаще применяется при дрессировке молодых собак, собак с преобладающей пищевой реакцией, чрезмерно злобных. При втором способе навык вырабатывается более стойким.

Первый способ. Собака находится на коротком поводке, дрессировщик держит его в левой руке в 20—25 см от ошейника. В правую руку он берет лакомство и встает справа от собаки. Дрессировщик произносит кличку и после небольшой паузы подает команду «Сидеть» с приказной интонацией, подносит руку с лакомством к морде собаки, давая его обнюхать, а затем плавно поднимает руку над головой собаки и отводит несколько назад по направлению к холке. Собака, пытаясь достать лакомство, поднимает голову, тянется за ним, а так как поводок удерживает ее от прыжка, то она запрокидывает голову и постепенно садится

Как только собака сядет, дрессировщик поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо».

Второй способ. Собака стоит около левой ноги дрессировщика на коротком поводке. Дрессировщик поворачивается к ней вполоборота и берет поводок в правую руку в 10—15 см от ошейника. Подав в приказной интонации команду «Сидеть», он накладывает на поясницу ближе к крестцу левую руку (ладонью вниз, большим пальцем к себе) и нажимает на нее, принуждая собаку сесть. Одновременно правой рукой дрессировщик натягивает поводок вверх и назад.

Как только собака сядет, дрессировщик, повторив команду «Сидеть», поощряет ее лакомством, поглаживанием и восклицанием «Хорошо». Выдержав собаку в положении сидя 5—10 секунд, дает команду «Гуляй». Упражнение повторяется через 5-6 минут.

1.6ПРИУЧЕНИЕ СОБАКИ ЛОЖИТЬСЯ


Навык ложиться, необходим при повседневной работе дрессировщика с собакой. Положение, лежа наиболее удобно для отдыха собаки и лучше всего обеспечивает ее маскировку.

Условные раздражители — команда «Лежать» и жест — поднимание правой руки ладонью вниз вперед на уровень плеча и быстрое опускание к бедру правой ноги.
Безусловные раздражители — лакомство, нажим на холку собаки, вытягивание вперед ее передних конечностей, рывок поводком.
Приемы приучения собаки ложиться отрабатываются после выработки первоначального условного рефлекса на команду «Сидеть».
Приучить собаку ложиться по команде можно тремя способами: Вкусопоощрительный; с помощью нажима на холку собаки и вытягивания ее передних конечностей вперед; рывком поводка. Выбор способа зависит от индивидуальных особенностей собаки.

Первый способ. Собака на коротком поводке находится около левой ноги дрессировщика. Посадив собаку, он делает пол-оборота налево и берет в левую руку поводок, придерживая его возле ошейника. Взяв в правую руку лакомство и нагнувшись, подносит его к морде собаки и подает команду «Лежать». Постепенно опуская руку вниз и несколько вперед, заставляет собаку лечь . Когда собака ляжет, поощряет ее лакомством, поглаживанием. Положение фиксируется в течение 10-—15 секунд, а затем собаке предоставляется свободное состояние.

Если собака попытается встать, дрессировщик вновь подает команду «Лежать», но уже с угрожающей интонацией, а на холку собаки нажимает левой рукой, не давая ей подняться.

Второй способ. Собака находится на коротком поводке у левой ноги дрессировщика. Он делает пол-оборота налево и, нагнувшись, кладет левую руку на холку собаки, а правой рукой обхватывает запястья ее передних конечностей. Затем подает команду «Лежать» и, одновременно нажимая левой рукой на холку собаки, правой тянет вперед ее передние конечности, что и заставляет собаку лечь. Как только собака ляжет, дрессировщик ее сразу поощряет и удерживает в положении лежа 10—15 секунд. Попытки собаки встать пресекает командой «Лежать», поданной с угрожающей интонацией с одновременным нажимом на холку.

Третий способ. Исходное положение то же, что и в предыдущем способе. Дрессировщик делает пол-оборота налево и в правую руку берет поводок в 15—20 см от ошейника (карабин должен быть внизу ошейника). Левая рука накладывается на холку собаки. Подав команду «Лежать», дрессировщик нажимает ладонью левой руки на холку собаки, а правой рукой в это же время делает затяжной рывок поводком вниз и несколько вперед. Когда собака ляжет, он ее поощряет. При попытках собаки встать дрессировщик подает команду «Лежать» с угрожающей интонацией и одновременно производит рывок поводком и нажим на холку. В положении лежа собаку, выдерживает в течение 10—15 секунд, поощряет и дает отдохнуть.

Когда первоначальный навык выработан, его усложняют: собака приучается сохранять положение, лежа при отходах дрессировщика, увеличивается время выдержки, устраняются недостатки в позе.

Глава 2. Определение темпераментов собак. Подбор дрессировки согласно темпераменту.

2.1.   Определение темперамента собак.

 У собак преобладание определенного вида эмоций зависит от типа нервной системы. Злоба преобладает у холериков, страх у меланхоликов, положительные эмоции — у сангвиников.

Внешний тип поведения определили по Зубкову см. Приложение 1.

Таблица наблюдений

Собака№1

Собака№ 2

Кличка Миша

Кличка Принцесса

Возраст 7мес

Возраст 7мес

Преобладают положительные эмоции

Преобладающая реакция страх

 возбудимый подвижный внешний тип поведения. см приложение 2 рис1

Пассивно трусливый внешний тип поведения.

Смотри приложение 2 рис 2

Собака общительная, ласковая.

Собака мало общительна, относится к нам настороженно, но приветливо.

 одинаково сильные процессы возбуждения и торможения. Сильная уравновешенная подвижная.

слабостью обоих нервных процессов  возбуждения и торможения. Слабая неуравновешенная инертная.

Сангвиник

Меланхолик

2.2.  Подбор метода дрессировки согласно темперамента.

Собака №1

Собака№2

Кличка Миша

Кличка Принцесса

При активно-оборонительной реакции в комплексе с пищевой наблюдается одинаковая степень развития оборонительных и пищевых рефлексов. Собака активно набрасывается на постороннего и одновременно при возможности стремится поедать пищу.

Собака с преобладанием пищевой реакции при подходе помощника ласкается, когда ее дразнят, огрызается. Корм ест с большой жадностью и на помощника при этом не реагирует.

Дрессировка собак уравновешенного подвижного типа каких-либо специальных указаний не требует. Собаки этого типа легко поддаются дрессировке.

Для команды сидеть второй способ.

Лежать первый способ.

у собаки стойко проявляется пищевая возбудимость и собака проявляет большую "заинтересованность" в получении лакомства, установление первоначально условного рефлекса следует производить Вкусопоощрительный методом, избегая применения механических раздражителей. Факторы "принуждения" к этим собакам в основном не применяются.

Для команды сидеть первый способ.

Лежать первый способ.

Метод дрессировки.

Контрастный

Метод дрессировки.

Вкусопоощрительный

2.3.    Приучение собак к командам сидеть и лежать.

В  течение месяца мы занимались с собаками отработкой команд сидеть и лежать.

Собака№1 Миша см. приложение3

 рис.1

Собака №2 Принцесса см. приложение3

Рис.2

Первые дни знакомство с собакой рис 3

Первые дни знакомство с собакой рис 3

1-я неделя Приучение к команде сидеть с собакой легко работать, она положительно реагирует на выбранный нами метод дрессировки. Механику закрепляем лакомством. Рис 4.

1я неделя приучение к команде сидеть

С собакой сложно работать  хоть она и является пищевиком, лакомство съедает но работать отказывается.

Рис 5.

2неделя закрепление команды  рис 6

2 неделя собака привыкнув к нам начала работать. И через 2 дня мы уже закрепили команду сидеть. Рис.7

3 неделя Приучение собаки ложиться

3 неделя Приучение собаки ложиться

4 неделя Закрепление и работа по жесту. Рис.8

4 неделя. Закрепление и работа по жесту. Рис.9

Подобранные нами методы подошли собакам. С меланхоликом пришлось труднее работать

Выводы

 Действительно собаки сангвиники дрессируются легко и быстро, а вот как описывают, что меланхолики практически не дрессируются с этим можно и поспорить.  Наша собака, которая оказалась меланхоликом в начале нашей работы просто отказывалась работать, но мы собаку «поуговаривали» попытались наладить с собакой контакт и у нас все получилось собака стала относиться к нам с доверием и начала работать.

Заключение.

В нашей работе мы познакомились с темпераментами собак, определили к какому темпераменту относятся наши собаки, разобрали какие методы дрессировки существуют, подобрали  дрессировку подходящую именно нашим собакам. И по тем методам которые  теоритически подходили нашим собакам мы  отработали их на практике и всё получилось. В начале мы упоминали, что неуправляемых и не дрессируемых собак не бывает лишь нужен правильный подход к собаке так оно и получилось. Собаки научились выполнять команды сидеть и лежать. А если развивать дрессировку и дальше то от сангвиника можно получить великолепные результаты и в какой ни будь службе. Самое главное это правильный подход к любой собаке.

Литература.

1.  Выращивание и дрессировка собак / И. Н. Ковриженко, Н. И. Козлов. – 2-е изд. испр. и доп. – Киев: Сельхозгиз, 1963. – 1999 с.

2. Воспитание щенка / Зубко, Валерьян Никитович. - М. : Арнадия, 1996. - 192с. :

3. Основы служебного собаководства / В. Н. Зубко. – М.: ДОСААФ, 1975.   286 с.

4.Кинология : учеб.пособие для вузов / Г. И. Блохин др.. - М. : Скрипторий, 2001. – 429 с.

Приложение

Приложение 1. http://sib-man.ru/images/ris42.jpg

        

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая работа "Роль СМИ в избирательной кампании".

Научно-практическая работа «Роль СМИ в избирательной кампании»Залилова Эльза, Гыстарова МадинаЯНАО город ГубкинскийМуниципальное общеобразовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа №...

Научно - практическая работа "Близнецы. Определение зиготности близнецов на примере близнецов МКОУ Верх - Чикская СОШ"

Текст научно - практической работы (без приложений). Работа получила сертификат за участие в районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" - 2012 год...

Научно - практическая работа Заргарян Микаел. "Демография. Демографические проблемы России на примере д. Верх - Чик"

Научно - практическая работа, выполненная учащимся 8 класса Заргарян Микаелом. Работа признана лучшей на районной научно - практической конференции "Первые шаги в науку" -2012 года...

Научно - практическая работа Энергетические напитки. Польза или вред. Выполнила Каратаева Настя

Научно - практическая работа "Энергетические напитки. Польза или вред." Учащейся 11 класса...