Научно-практическая работа "Роль СМИ в избирательной кампании".
творческая работа учащихся (обществознание , 11 класс) по теме

 

Научно-практическая работа «Роль СМИ в избирательной кампании»

Залилова Эльза, Гыстарова Мадина

ЯНАО город Губкинский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5,  11 класс.

Краткая аннотация

Научно-практическая работа - «Роль СМИ в избирательной кампании»

разработана учащимися 11 класса из МОУ СОШ №5 на актуальную и социально-значимую тему для нашего общества и городского социума. Определена цель работы, исследовать роль СМИ. Особое внимание сосредоточено на выявлении особенностей влияния СМИ на подростков в городе Губкинский.

Авторы проекта разработали анкету и провели социологический опрос  учащихся МОУ СОШ №5. Было опрошено 63 респондента (34 девушки ,29 юношей).  Ответы проанализированы и сделаны выводы.

Создана электронная версия защиты проекта в форме презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk._rol_smi_v_izbiratelnoy_kampanii..docx150.84 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление:

Краткая аннотация.......................................................................................................................2

Аннотация.....................................................................................................................................3

Основное содержание работы………………………………………………………………….5

  1. Инструменты воздействия на избирателей………………………………………………………………………………..7
  2.  Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты?……..…….….....................................................................................................11
  3. Методы предвыборной борьбы в  г. Губкинском (выборы местных органов власти 10 октября 2010 года)……………………………………………………………………….13
  4. Анализ тестирования населения города Губкинский и учащихся 10-11 классов МОУСОШ №5…………………………………………………………………………….15
  5. Список литературы……………………………………………………………………….19

Приложения…………………………………………………………………………………….20

Приложение I…………………………………………………………………………………...21

Приложение II………………………………………………………………………………….38

Приложение III…………………………………………………………………………………44


Научно-практическая работа «Роль СМИ в избирательной кампании»

Залилова Эльза, Гыстарова Мадина

ЯНАО город Губкинский

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5,  11 класс.

Краткая аннотация

Научно-практическая работа - «Роль СМИ в избирательной кампании»

разработана учащимися 11 класса из МОУ СОШ №5 на актуальную и социально-значимую тему для нашего общества и городского социума. Определена цель работы, исследовать роль СМИ. Особое внимание сосредоточено на выявлении особенностей влияния СМИ на подростков в городе Губкинский.

Авторы проекта разработали анкету и провели социологический опрос  учащихся МОУ СОШ №5. Было опрошено 63 респондента (34 девушки ,29 юношей).  Ответы проанализированы и сделаны выводы.

Создана электронная версия защиты проекта в форме презентации.

Аннотация.

Роль СМИ в избирательной кампании.

Залилова Э. И., Гыстарова М.А. Учащиеся 11 класса МОУ СОШ №5. ЯНАО г. Губкинский. 2011 год.

Сабаева Нэлли Фёдоровна. Учитель истории и обществознания МОУ СОШ №5.Научный руководитель.                              

E-mail S 5 sc@ yesnet.рurpe.Ru

Служебный телефон:  (34936)тел./ факс 3-05-04 

Домашний телефон: 34936  тел. 3-30-13.

Целью нашей работы являлось исследовать проблему «Роль СМИ в избирательной кампании» и выявить особенности влияния СМИ на избирателей.

Для реализации данной темы были поставлены следующие задачи:

  1. из различных источников узнать больше о роли СМИ в избирательной кампании;
  2. выяснить какое влияние оказывают СМИ на избирателя;
  3. провести социологический опрос населения города Губкинский;
  4. провести социологический опрос подростков 10-11 классов МОУ СОШ №5 о влиянии СМИ на них;                          
  5. на основании данных социологического опроса составить графики, диаграммы.
  6. проанализировать результаты социологического опроса;
  7. выявить особенности влияния СМИ на избирательную кампанию 2010-2011 в городе Губкинский;
  8. систематизировать иллюстративный материал для Приложений;
  9. подготовить презентацию работы «Роль СМИ в избирательной кампании» для защиты в электронном виде;

        Методы исследования следующие:

  1. Поисковой и аналитический:
  1. Изучение справочной литературы по вопросу;
  2. Поиск и систематизация информации о влиянии СМИ на подростков;
  3. Сравнение, анализ и обобщение полученной информации;
  1. Практический и экспериментальный:
  1. Разработать тесты для проведения социологического опроса (Тест №1 «Подростки и СМИ», Тест №2 «Источники информации населения», Тест №3 «Роль СМИ в период избирательной кампании»)
  2. Провести социологический опрос  населения и учащихся 10-11 классов МОУ СОШ №5 г. Губкинский  (Тест №1 «Подростки и СМИ», Тест №2 «Источники информации населения», Тест №3 «Роль СМИ в период избирательной кампании»)
  3. Провести анализ результатов социологического опроса при помощи  графического  метода изображения.

Объект исследования:  население города Губкинский, учащиеся  10-11 классов МОУ СОШ №5.

Предмет исследования: влияние СМИ на избирателя в период предвыборной агитации.

Практическая значимость: данный материал можно использовать на уроках обществознания, правоведения, на классных часах, родительских собраниях.

В работе рассмотрена роль СМИ во время избирательной кампании 2010-2011 года в городе Губкинском.

Охарактеризованы инструменты воздействия на избирателей в процессе предвыборной кампании.

Выявлены методы предвыборной борьбы в  г. Губкинском (Выборы местных органов власти 10 октября 2010 года).

Проведено тестирование населения города Губкинского и учащихся 10-11 классов  МОУ СОШ №5 в возрасте 15-18 лет, построены графики, результаты   проанализированы, выявлены особенности.

Создана электронная версия защиты работы в форме презентации.

Работа адресована всем, кто интересуется краеведением, историей и политической жизнью города Губкинского, а также учителям и учащимся средних учебных заведений при изучении курсов обществознания, права и региональной истории.

Актуальность: В настоящее время  СМИ играет большую роль в избирательной кампании, так как оно позволяет населению ознакомиться с ситуацией, чтобы указывать обществу, о чем следует задуматься и сделать правильный выбор в пользу достойного кандидата.

 

Основное содержание

«СМИ» и  «Избирательная кампания»

Понятие «Избирательная кампания» :

«Избирательная кампания» - система агитационных мероприятий, проводимых политическими партиями и независимыми кандидатами с целью обеспечить себе максимальную поддержку избирателей на предстоящих выборах. В избирательных кампаниях также участвуют различного рода группы поддержки, общественные организации, средства массовой информации и т.д.

Понятие «СМИ» :

«Средство массовой информации (СМИ)»— средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

Печатные издания (пресса): газеты, журналы

Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. В связи с этим СМИ в социологии именуются как «средства массовой коммуникации».

Первопроходцами изучения СМИ как явления считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

Как взаимосвязаны СМИ и Избирательная кампания?

Одно из самых важных мест в избирательной кампании занимает реклама кандидата, партии или блока в средствах массовой коммуникации. Реклама как средство убеждения избирателя проголосовать за того или иного кандидата, партию или блок бывает нескольких типов: информирующая, убеждающая, создающая образ желаемого или потребного будущего. Также реклама классифицируется по силе и продолжительности воздействия, жесткости и мягкости. Существует и так называемая жанровая классификация рекламы: примитивная реклама, «говорящая голова», концептуальная реклама, «правдивое кино», личное свидетельство, отзыв о кандидате авторитетных лиц, нейтральный репортаж, кандидат в действии. Реклама играет важную роль в избирательной компании. Главной проблемой для кандидата, партии или блока является донесение ее до избирателя. А так как из всех СМИ на избирателя более всего влияет телевидение (более 63% избирателей заявляют о том, что именно на телевидение они более всего полагаются, принимая решение о голосовании).[1]

Безусловно, роль СМИ в избирательных компаниях очень велика, что и доказали последние парламентские выборы. Но, возможно, уже в недалеком будущем политтехнологам придется искать другие каналы для манипулятивных технологий. Наиболее вероятный путь развития — увеличение роли Интернета.

  1. Инструменты воздействия на избирателей

Около 15 лет тому назад, когда самым сильным средством воздействия на общественное мнение были печатные средства массовой информации. Но газетная акция была привязана к тому времени, когда газеты читали «от корки до корки». Сейчас другие времена, другие более разнообразные инструменты воздействия.

В регионах основными инструментами по-прежнему остаются телевидение, радио, газеты. Роль телевидения очевидна и, безусловно, надо пользоваться любой возможностью выступить с экрана. Формируют общественное мнение газеты общественно-политических моделей. Например, в городе Губкинский основными инструментами являются телевидение (Вектор +), радио (Вектор), газеты (Губкинская неделя, Час пик и т.д.)

Газеты

Газеты все еще остаются источником информации для многих слоев населения. Появление статьи кандидата или статьи о кандидате в газете и, тем более, в центральной, несомненно, является дополнительным в борьбе за голоса избирателей. В последнее время в предвыборной гонке широко стали использовать рекламные газеты. Некоторые, “вперед смотрящие” политики, заранее обзаводятся такими газетами, которые, получив широкое распространение как неполитические, в нужное время очень эффективно “выстреливают” в нужных направлениях. Примером такой рекламной газеты является популярная московская “Центр плюс”. Широкое распространение получил выпуск специальных бесплатных “предвыборных газет”. Вместе с тем, необходимо помнить. Что надо не только появиться в газете, или издать ее, но и во время доставить эту газету до каждого избирателя. Важную роль в этом играют хорошо отлаженные избирательные технологии.

Поскольку в реальной практике СМИ довольно часто используются в качестве инструмента манипулирования общественным мнением, постольку другая важная задача социально ответственных журналистов – противодействие любым попыткам ввести избирателей в заблуждение по поводу подлинного облика кандидата или подлинного смысла предлагаемых им реформ. Для этого журналист должен уметь четко различать две основные технологии “делания” народных избранников. Первая, традиционная технология условно именуется “имиджевой”, вторая обозначается некоторыми специалистами как “культурно-деятельностная”. Имиджевая – технология ориентирована на создание завлекательного для избирателей имиджа кандидата, вторая – на выработку реальной культурно-деятельностной позиции кандидата. В имиджевой технологии программа, по сути, – набор броских конъюнктурных лозунгов, не предполагающих реализации. В культурно-деятельностной технологии программа является стержнем кампании и создается как реальная программа действий кандидата. В культурно-деятельностной технологии используются средства, направленные на создание условий для самоопределения избирателя, предоставления ему возможности сделать свой выбор осознанно, соотнося свою позицию с позицией кандидата. В этом случае избирателям прежде всего сообщается информации о позиции кандидата, столкновение с которой побуждает избирателей к самоопределению относительно предъявленной позиции. Возникает диалог кандидата и избирателя, в котором у каждой стороны есть собственная позиция, но существует и возможность их кооперации для решения общих проблем. Что касается имиджевой технологии, то она активно использует различные приемы манипулирования сознанием и поведением избирателей, которые журналисты должны знать и умело разоблачать.

 Но государство подмяло общественно-политические газеты в регионах под себя и экономически задушило. В результате они превратились в придатки администраций, утратили свои возможности. Независимых общественно-политических газет в регионах практически не осталось, единицы из них влачат жалкое существование. Размножившиеся таблоидные газеты, к сожалению, развлекают на политике, но в силу своей модельной специфики не могут формировать общественное мнение. В данной ситуации следует присмотреться к специализированным газетам, рассчитанным на конкретные категории. Если данные опроса свидетельствуют, например, о необходимости работать с пожилыми людьми, а в городке выпускается газета для пенсионеров, то надо обязательно воспользоваться этим инструментом.

В последние годы пользуются особой популярностью листовки и плакаты.  Это очень эффективное оружие, но, подчеркнем, при правильном изготовлении.

Листовки. 

Вспомним исторический опыт. Какие основные инструменты воздействия на массы применяли большевики? - Газета «Искра», митинги и листовки. «Искра» была ограничена тиражами, митинги воздействовали только на слушающих, а листовки – проникали всюду и являлись по сути самым эффективным и распространенным инструментом воздействия. Сейчас они переживают второе рождение. На мэрских выборах 2004 года в Астрахани штаб одного из кандидатов явно недооценил их роль, сделав ставку лишь на свои газеты. А листовки соперников специальная команда сдирала со стен и заборов. Однако подобная борьба с листовками оказалась бессмысленной, так как их еще активнее стали распространять по почтовым ящикам и давать в руки в общественных местах. Одной из причин поражения кандидата в мэры, несомненно, явилось пренебрежительное отношение к листовкам.

Листовка в полной мере «сработает» в том случае, если избавитесь от иллюзии, что в любом случае её обязательно прочитают, лишь бы она попала в руки. Надо листовку таким образом составить и скомпоновать, чтобы человек с первого взгляда «оказался в плену»[2] 

Согласно исследованиям, взгляд читателя начинает просмотр печатной продукции с левого верхнего угла. Значит, там должен начинаться «гвоздь» - лозунг, фото, фамилия. Если в левом верхнем углу удалось привлечь внимание, следует далее так выстраивать материал, чтобы внимание удерживалось при дальнейшем просмотре. Как правило, листовка бывает двусторонней. Надо ли на обороте придерживаться этого правила? Да, ведь листовка может оказаться в руках оборотной стороной. Нередко на обороте размещают полезную и привлекательную для избирателя информацию – календарь, расписание автобусов из райцентра, телефоны руководителей, служб и так далее. Благодаря такой информации листовка не выбрасывается после прочтения, а «работает» многократно.

Современный человек приручен телевидением, его видеорядами. Поэтому роль фото на листовке и плакате очень важна. Обыкновенный портрет кандидата на листовке вряд ли привлечет внимание. Постарайтесь найти фотографию в движении. В окружении людей, но чтобы кандидат был на первом плане. С живым выражением лица. Настоящая фотография требует много времени и хорошего фотомастера. К сожалению, на местных выборах это не всегда возможно. Поэтому работу с поиска подходящей фотографии, как правило, начинаю с предложения кандидату покопаться в семейном архиве и найти те снимки, которые показывают его в другой ипостаси. Даже если снимки старые или некачественные, все равно в них можно увидеть идею и сделать постановочное фото заново, но по старым мотивам. Старшее поколение помнит классические фотографии и открытки Сталина с девочкой в руках, Ленина с детьми. В них обыгрывается идея сильного доброго человека, который бережет, защищает слабых. Идея сопоставления сильного-слабого не теряет своей актуальности. Можно подумать о фотографии кандидата на фоне, допустим, пенсионеров, больных, молодежи или внимательно слушающего на приеме в сельсовете и так далее.

Повезло, если в вашем селе или райцентре родился очень известный и, безусловно уважаемый человек российского или мирового уровня. Совместная фотография с известным человеком автоматически поднимает кандидата в депутаты в глазах избирателя до уровня этой личности. Не меньшее значение имеет броский предвыборный лозунг. К сожалению, большинство лозунгов банальны. Практически 90 процентов встречающихся на местных выборах лозунгов содержат штампованные слова и словосочетания наподобие «за достойную жизнь», «стабильность», «благосостояние», «новое время»… Например, «Политика реальных дел», как будто дела бывают не реальные. Конечно, придумать короткий броский и не заезженный лозунг трудно. Конечно, хочется программу кандидата обобщить до уровня нескольких слов. И, конечно же, легко скатиться на штампы. Но овчинка стоит выделки, так как свежий и запоминающийся лозунг – отличительный знак кандидата и составная часть его имиджа.  Вполне допустимым увеличение количества слов в лозунге до 10 и более, лишь бы сохранялся ритм предложения. Например, в городе Губкинский при выборах депутатов Городской Думы IV созыва звучали такие лозунги: «Губкинскому-народную программу!», "Мыза Губкинский!», «Время решать! Твой выбор! Счастья и процветания! С любовью!», «Свобода! Порядок! Закон!», а некоторые использовали как лозунг цитаты французских мыслителей, например, таких как Жан-Жак Руссо «Кто осторожен в своих обещаниях, тот более точен в их исполнении»

Телевидение.

Телевидение сейчас — самое мощное средство воздействия на избирателей. Недаром современные выборы часто называют телевыборами. Часто от работы на телевидении решается исход выборов. Работа с телевидением требует особого профессионализма, и только опыт хороших менеджеров, имиджмейкеров, пресс-секретарей, режиссеров, их искусство владения “телевизионным окружением “, позволит кандидату максимально эффективно использовать время и затраченные средства. Вложенные в телевидение. Без активного вмешательства опытного менеджера или имиджмейкера выступление на телевидении может принести даже вред ничего не подозревающему кандидату. На телевидении важно все: тема, форма и время выступления, язык и психологический настрой, внешний вид, жесты, одежда и ее цвет, другие тонкости. Не всегда даже опытный телережиссер может правильно и эффективно организовать предвыборное выступление. Кроме того, иногда правящая в округе элита не допускает своих оппонентов к нормальному и достаточному использованию телевидения . В этом случае необходимо заранее договориться о платных выступлениях на независимых телеканалах, либо эффективно использовать подобные запреты в свою пользу и грамотно заменить их другими формами агитации. В настоящее время многие штабы кандидатов используют самые разнообразные формы телевизионной работы: это и личные выступления кандидата по телевидению, и выступления на нем влиятельных лиц, и теледебаты, и прокрутка заранее заготовленных роликов, и роликов, созданных в ходе избирательной кампании, и репортажи о встречах кандидата с избирателями, экспресс-опросы на улицах и многие другие. В городе Губкинский прокат 1 секунды ролика с кандидатом по телевидению обойдется ему в 165 рублей + 18% НДС. А изготовление ролика с кандидатом-150 руб./сек. + 18%НДС.[3]

Радио.

Радио после телевидения является также эффективным средством информационного воздействия на избирателей. Особенно хороши радиоматериалы, направленные на пенсионеров и домохозяек, а также вахтеров и представителей других профессий, которые во время работы не выключают радио. Как и телевидение, радиопропаганда имеет свои существенные специфические особенности, которые обязан знать каждый профессиональных менеджер и имиджмейкер. На радио важно тема, форма, время, язык и другие тонкости. Точно так же, как и по телевидению, прокат рекламы по радио обойдется кандидату в 120 рублей за секунду 18% НДС, а изготовление рекламы – в 100 рублей за секунду + 18% НДС.[4] 

II. Какими качествами должен обладать кандидат в депутаты?

Идеальный кандидат на выборах должен поддерживать власть и, главным образом, обещать бороться с преступностью. К такому выводу пришли социологи ВЦИОМ, спросившие у граждан, какими качествами прежде всего должен обладать кандидат в депутаты. Впрочем, эксперты раскритиковали излишне односторонний подход исследования. Накануне единого дня голосования в ряде российских субъектов социологи опросили россиян, какие качества наиболее ценны для кандидата в депутаты. Гражданам был предложен закрытый перечень таких качеств, который вызвал критику ряда экспертов, но, если верить результатам, избиратели уверенно сориентировались в нем. Идеальный кандидат получился следующим.

Во-первых, самый лучший депутат должен показать, что намерен активно искоренять преступность любыми методами. Две трети россиян (67%) считают наиболее положительным качеством кандидата в депутаты - его намерение ужесточить законодательство по борьбе с преступностью. Стоит отметить, что 15 лет назад таких было еще больше – 78%. Особенно высоко это качество ценят сельские жители (75%). Только 3% опрошенных негативно воспринимают такое качество.

Во-вторых, идеальный кандидат обязательно должен поддерживать Дмитрия Медведева и Владимира Путина. За такого кандидата готовы голосовать 52% опрошенных. Чаще прочих такое мнение высказали сторонники «Единой России» (66%). Это качество явно приобрело ценность в последнее время. На третьем месте по важности для российских избирателей стоит готовность кандидата выступать за расширение экономического сотрудничества со странами СНГ. Около половины россиян (45%) положительно оценивают намерение кандидата расширять единое экономическое пространство СНГ. Если кандидат в депутаты вдобавок положительно отзывается о сотрудничестве с Западом, говорит о необходимости экономических реформ и расширении власти на местах, а также докажет, что никогда не был коммунистом, то место в законодательном собрании ему обеспечено.

Четверть россиян готовы голосовать за кандидата, агитирующего за сближение России с Западом (24%),Чаще других одобряют намерение расширять связи с Западом сторонники «Справедливой России» (36%), противоположное мнение высказывают респонденты, поддерживающие КПРФ (34%).Для трети россиян (32%) важно, чтобы кандидат в депутаты поддерживал ускоренное проведение экономических реформ. Мнения россиян разделились примерно поровну по поводу отношения к такому качеству кандидата, как намерение расширять полномочия местной власти: 26% заявляют, что для них это не имеет значения, 25% положительно оценивают такую установку. Для 36% россиян бывшая принадлежность кандидата к КПСС никак не повлияет на их намерение голосовать «за» или «против» него. 13% россиян оценивают отсутствие принадлежности к этой партии как положительное качество. В 1993 некоммунистическое прошлое импонировало 30% избирателя. В наше время большинство подростков проголосуют за кандидата, который «знает, о чем он говорит, который приводит веские и четкие аргументы, и может, выглядит немного неряшливого, но естественно»[5]

III. Методы предвыборной борьбы в  г. Губкинский

(Выборы местных органов власти 10 октября 2010 года)

В октябре 2010 года на муниципальных выборах в Губкинском наблюдалось  значительно большее разнообразие агитационных приемов, нежели на предыдущих выборах 2005 года. Распространялись агитационные газеты-однодневки, а почтовые ящики вкладывались складные листовки, была и печатная продукция для расклейки в установленных местах, причем все это имело весьма высокое качество. Применялся метод агитации «из двери в дверь», то есть поквартирного обхода. Активно использовались  и средства наружной рекламы, в том числе недавно установленное световое табло. В актив бралось все, что могло принести результат. Разумеется, каждый кандидат этим пользовался в меру наличия финансовых средств. Но гораздо скромнее проходили встречи с избирателями. Были беседы в трудовых коллективах, но эта форма агитации применялась в основном кандидатами на должность главы города, поскольку первое лицо исполнительной власти избиралось всем городом. И совершенно не использовались организованные встречи с горожанами в свободное о работы время. Была предпринята единственная попытка одним из кандидатов на должность главы города встретиться с избирателями в выходной день, но количество пришедших на встречу едва достигло двух десятков. Видя такой результат, кандидаты в депутаты даже не пытались организовать подобные встречи, решив не тратить попусту средства на аренду помещений. И тем более не могли иметь успеха встречи с избирателями по месту жительства. В этом  видится определенная пассивность губкинцев - для многих муниципальные выборы не станут важным событием, определяющим дальнейшую жизнь. На вопрос, в чем причины этого явления, ответят социологи. Может быть, кандидатам не удалось заинтересовать избирателей своими программами и платформами - и это действительно сложно при краткости списка проблемных вопросов: подавляющее большинство кандидатов в своих агитационных материалах почти одинаково обещают решить одни и те же проблемы в разных сферах общественной жизни. Но следует отметить, что при всей относительно аполитичности жителей Губкинского на муниципальных выборах 10 октября оглушительную победу одержала «Единая Россия» -14 кандидатов, ставших депутатами Думы нового созыва, выдвигались единороссами, лишь один из 15-и избранных шел на выборы самовыдвижением, а другие политические силы признания электората не получили. И после выборов состав Думы по социально-профессиональному признаку выглядит так: ведущие отрасли промышленности региона - нефтяники и газовики - представлены поровну, по 3 депутата; предприятия муниципальной сферы-2; медицина-2; образование-2; культура-2. [6]

10 октября 2010 года на территории муниципального образования города Губкинского состоялись выборы депутатов Городской Думы 4-го созыва.

Депутатами Городской Думы 4-го созыва  были избраны 15 депутатов:

1. Агаркова Таисия Ивановна – директор МОУ ДОД «Губкинская детская школа искусств»;

2. Бедрин Валерий Геннадьевич – заместитель генерального директора по развитию производства ООО «РН-Пурнефтегаз»;

3. Боровкова Светлана Николаевна – главный врач МУЗ «Городская больница»;

4. Гулак Александр Иванович – директор Школы народного танца;

5. Гусамов Ринат Раисович – заведующий психоневрологической службы – врач-психиатр МУЗ «Городская больница»

6. Зайцев Юрий Анатольевич – начальник Губкинского газового промысла ООО "Газпром добыча Ноябрьск"

7. Колташев Эдуард Николаевич – главный специалист по медицинскому обслуживанию ООО «РН – Пурнефтегаз»;

8. Коляда Сергей Геннадиевич – директор МУ «Городской дом культуры «Олимп»;

9. Логвись Иван Андреевич – генеральный директор ООО «Пурсатком»;

10. Нигматуллин Фанис Миргалиевич – директор МУП «ГГЭС»;

11. Полякова Тамара Юрьевна – директор МОУ «СОШ № 4»;

12. Скоропад Василий Васильевич – начальник управления делами ООО «РН-Пурнефтегаз»;

13. Стецюкевич Святослав Петрович – заместитель генерального директора по общим вопросам ООО «Газпром добыча Ноябрьск»;

14. Шевчук Николай Викторович – директор МУП «Автодорсервис»;

15. Халеев Виктор Иванович – начальник Комсомольского газового промысла ООО "Газпром добыча Ноябрьск"[7]

IV. Анализ  тестирования учащихся 10-11 классов МОУ СОШ №5 города Губкинский и населения города Губкинский.

Этот тест состоит  из 10 вопросов  с выбором ответа. Было опрошено  63 респондента (34 девушки ,29 юношей). Проанализировав тест, было установлено, что:

  1. Глубоко задумываются над полученной информацией  15% девушек  и 11% юношей.
  2. Принимают информацию без особого осмысления  6% девушек и 6% юношей.
  3. Важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ приводились факты, статистика и логическая   аргументация 16%девушкам и 15% юношей.
  4. Важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ, материал подавался легко 5%девушкам и 4%юношей.
  5. Склоны доверять человеку известному и популярному  9%  девушек и 3%юношей.
  6. Склоны доверять специалисту, приводящему веские аргументы,11% девушек и 9 % юношей.
  7. Нравится, когда в рекламе товаров и услуг хвалят товар 1% девушек и 2% юношей.
  8. Нравится, когда в рекламе товаров и услуг сообщают конкретную информацию о товаре 16% девушек и 9%юношей.
  9. Считают. Что на телевидении должно быть побольше красивых и привлекательных людей 8%девушек и 11% юношей.
  10. Считают. Что на телевидении должно быть побольше экспертов в своем деле, людей, знающих о чем они говорят  11%девушек и 9% юношей.
  11. Поверят аргументам солидного и одетого в хороший костюм человека  9% девушек и 8% юношей.
  12. Поверят аргументам немного неряшливого, но естественного человека 10% девушек и 7% юношей.
  13. При выборе бытовой техники предпочтут информацию о товаре из СМИ и рекламных буклетов 11% девушек  9% юношей.
  14. При выборе бытовой техники предпочтут информацию о товаре из уст знакомых  и личных рассказов 12% девушек и  7% юношей.
  15. Запомнят, слушая дискуссию двух специалистов, мнение эксперта выступающего первым 10%девушек и 13% юношей.
  16. запомнят, слушая дискуссию двух специалистов, мнение эксперта выступающего вторым 10%девушек и 39% юношей.
  17. Услышав новый довод по поводу интересующего их вопроса, продолжат отстаивать свою точку зрения и меняют ее довольно тяжело 9% девушек 14% юношей.
  18. Услышав новый довод по поводу интересующего вопроса,  легко меняют свою точку зрения и принимают новые доводы 11% девушек и 5% юношей.
  19. Могут сказать, что они собраны, в тонусе  и их» голыми руками не возьмешь»  12%девушек и14% юношей.
  20. Могут сказать, что сыты, расслаблены и довольны жизнью 8% девушек и 5% юношей.

Несмотря на разность ответов, около двух третей респондентов зафиксировали то или иное воздействие СМИ на свое электоральное поведение, а от 10% до 20% из них признали это воздействие определяющим (даже изменяющим первоначальные электоральные ориентации), что может являться одной из многих косвенных оценок степени влияния СМИ на электоральное поведение населения города Губкинский .

Одиннадцатиклассники МОУ СОШ №5, выбрали тему «Роль СМИ в избирательных кампаниях». Для работы определили цели, задачи, методы исследования и структуру. Во время поиска необходимой информации ознакомились с соответствующими печатными изданиями, избирательными технологиями, статьями Интернет-сайтов, статьями городских газет. Обратились с вопросами на ГТРК « Вектор +». Для социологического опроса определили экспериментальные площадки.

При исследовании  данной проблемы получены следующие результаты:

  1. Для проведения социологического опроса разработаны тесты: №1 «СМИ и Подростки» , №2 «Источники политической информации» и №3 «Роль СМИ в период избирательной кампании». Проведен социологический опрос учащихся 10-11 классов МОУ СОШ №5.
  2. Результаты социологических опросов были обработаны и проанализированы.
  3. Подготовлена электронная защита работы в форме презентации.

При исследовании проблемы влияния СМИ в избирательных кампаниях сделаны выводы:

  1. Тема данной работы актуальна и социально значима как для общества, так и для социума нашего города.
  2. Мужчины более политизированы, чем женщины.
  3. Люди в большинстве своем подвержены влиянию всего информационного поля, а не только одного конкретного СМИ. И чем более согласованными оказываются сообщения, получаемые индивидуумом из различных источников, тем большего эффекта достигает воздействие.

Информационная чувствительность электората повышается по мере приближения даты выборов. В предвыборной ситуации, когда от респондента требуется принятие определенного политического решения, он чаще обращается к различным источникам политической информации (в т.ч. СМИ), и, следовательно, в большей степени становится открытым для информационного воздействия.

Исследовав проблему «Роль СМИ в избирательных кампаниях», выявлены следующие особенности влияния СМИ на избирателей в городе Губкинский:

  1. В нашем городе избирательными технологиями занимается ГТРК «Вектор +», она готовит ролики кандидатам для трансляции по телевидению (телеканал «Вектор+») и рекламы для «прокрутки» в радиоэфире (радио «Вектор+»).
  2. Следует отметить, что нет конкуренции среди городских СМИ  (в городе Губкинский одна телерадиокомпания  ГТРК «Вектор+»), и поэтому у электората нет  альтернативы.
  3.  Подростки города Губкинский заинтересованы в выборах, особенно девушки, и не подвержены манипуляции СМИ.
  4. Подростки города Губкинский разделились поровну на тех, кто подвержен влиянию СМИ и тех, кто продолжает придерживаться своей точки зрения.
  5. Самым распространенным инструментом воздействия на избирателей в городе Губкинский являются телевидение и газеты.
  6. 73%  населения города Губкинский, СМИ привлекло внимание  к предстоящим выборам.
  7. Многие жители города Губкинский готовы потреблять политическую информацию СМИ, заведомо воспринимая ее как необъективную.

В наше время роль СМИ очень велика. Знания о возможностях современных СМИ, их «плюсах» и «минусах» помогают каждому определить собственную политическую позицию. Подростки города Губкинский прекрасно знают об этих «плюсах» и «минусах»,  поэтому половина опрошенных не подвержена манипуляциям, а другая половина - легко меняет свое мнение. Мы можем  считать, что на сегодняшний день в городе Губкинский  СМИ всё же являются «четвертой ветвью власти».

Список Литературы:

www.wikipedia.ru

www.adm.purpe.ru

www.natoinalism.ru

Городская газета «Губкинская неделя» №15,№21,№23 2010-2011год

Прейскурант на предвыборную агитацию на ТРК «Вектор+» (из архива ТРК «Вектор+»).

Учебник 11 класса под редакцией Л.Н. Боголюбова «Обществознание» профильный уровень (параграф 19 « Роль СМИ  в политической жизни»)


Приложения.

Приложение I

Тест «Подростки и СМИ».

  1. Когда я смотрю телевизионные программы или читаю статьи, я:

А) глубоко задумываюсь над полученной информацией;

Б) принимаю информацию без особого осмысления;

       

  1. Для меня важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ:

                     А) приводились факты, статистика и логическая аргументация;

                     Б) материал подавался легко;

  1. Я склонен больше доверять человеку:

                     А) известному и популярному;

                     Б) специалисту, приводящему веские и четкие аргументы;

  1. Мне нравится, когда в рекламе товаров и услуг:

                     А) меня хвалят и говорят: «Ты этого достоин!»;

                     Б) мне сообщают конкретную информацию о свойствах товара;

  1. На телевидении должно быть побольше:

                             А) красивых, привлекательных и «прикольных людей»;

                             Б) экспертов в своем деле, людей знающих ,о чем они говорят;

  1. Я скорее поверю аргументам человека:

              А) солидного, аккуратного и одетого в хороший костюм;

              Б) немного неряшливого, но естественного;    

       

  1. При выборе новой бытовой техники вы предпочитаете информацию о товаре:

                             А) из СМИ  и рекламных буклетов;

                             Б) из уст знакомых, личных рассказов;

  1. Слушая дискуссию двух специалистов, я скорее запомню мнение эксперта:

                             А) выступающего первым;

                             Б) выступающего вторым;

   

  1. Услышав новый довод по поводу интересующего меня вопроса:

                             А) я продолжаю отстаивать свою позицию и меняю ее довольно тяжело;

                             Б) легко меняю свою точку зрения и принимаю новые доводы;

  1. При описании моего состояния можно сказать, что Я:

                             А) собран, в тонусе и меня «голыми руками не возьмешь!»;

                             Б) сыт, расслаблен и доволен жизнью.

Тест среди девушек (15-18 лет)

Ответ «А»

Ответ «Б»

Итого

1.Когда я смотрю телевизионные программы или читаю статьи, я:

34

А) глубоко задумываюсь над полученной информацией

21

Б) принимаю  информацию без особого осмысления

13

2.Для меня важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ:

34

А) приводились факты, статистика и логическая аргументация

23

Б) материал подавался легко

11

3. Я склонен больше доверять человеку:

34

А) известному и популярному

12

Б) специалисту, приводящему веские и четкие аргументы

22

4.Мне нравится, когда в рекламе товаров и услуг

34

А) меня хвалят и говорят: «Ты этого достоин»

2

Б) мне сообщают конкретную информацию о свойствах товара

32

5.На телевидении должно быть побольше:

34

А) красивых, привлекательных и «прикольных» людей

11

Б)экспертов в своем деле, людей знающих, о чем они говорят

23

6.Я скорее поверю аргументам человека:

34

А) солидного, аккуратного и одетого в хороший костюм

13

Б) немного неряшливого, но естественного

21

7.При выборе новой бытовой техники вы предпочитаете информацию о товаре

34

А) из СМИ  и рекламных буклетов

16

Б) из уст знакомых, личных рассказов

24

8.Слушая дискуссию двух специалистов, я скорее запомню мнение эксперта:

34

А)выступающего первым

14

Б) выступающего вторым

20

9.Услышав новый довод по поводу интересующего меня вопроса:

34

А) я продолжаю отстаивать свою позицию и меняю ее довольно тяжело

12

Б) легко меняю свою точку зрения и принимаю новые доводы

22

10.При описании моего состояния можно сказать, что я:

34

А) собран, в тонусе и меня «голыми руками не возьмешь!»

17

Б) сыт, расслаблен и доволен жизнью.

16

Тест среди юношей(15-18 лет)

Ответ «А»

Ответ «Б»

Итого

1.Когда я смотрю телевизионные программы или читаю статьи, я:

29

А)глубоко задумываюсь над полученной информацией

12

Б) принимаю  информацию без особого осмысления

17

2.Для меня важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ:

29

А) приводились факты, статистика и логическая аргументация

17

Б) материал подавался легко

12

3. Я склонен больше доверять человеку:

29

А) известному и популярному

3

Б) специалисту, приводящему веские и четкие аргументы

26

4.Мне нравится, когда в рекламе товаров и услуг

29

А) меня хвалят и говорят: «Ты этого достоин»

2

Б) мне сообщают конкретную информацию о свойствах товара

27

5.На телевидении должно быть побольше:

29

А) красивых, привлекательных и «прикольных» людей

12

Б) экспертов в своем деле, людей знающих, о чем они говорят

27

6.Я скорее поверю аргументам человека:

29

А) солидного, аккуратного и одетого в хороший костюм

9

Б) немного неряшливого, но естественного

20

7.При выборе новой бытовой техники вы предпочитаете информацию о товаре

29

А) из СМИ  и рекламных буклетов

10

Б) из уст знакомых, личных рассказов

19

8.Слушая дискуссию двух специалистов, я скорее запомню мнение эксперта:

29

А) выступающего первым

14

Б) выступающего вторым

15

9.Услышав новый довод по поводу интересующего меня вопроса:

29

А) я продолжаю отстаивать свою позицию и меняю ее довольно тяжело

15

Б) легко меняю свою точку зрения и принимаю новые доводы

14

10.При описании моего состояния можно сказать, что я:

29

А) собран, в тонусе и меня «голыми руками не возьмешь!»

15

Б) сыт, расслаблен и доволен жизнью.

14

Тест среди учащихся 10-х классов (15-18 лет)

Ответ «А»

Ответ «Б»

Итого

1.Когда я смотрю телевизионные программы или читаю статьи, я:

34

А) глубоко задумываюсь над полученной информацией

19

Б) принимаю  информацию без особого осмысления

15

2.Для меня важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ:

34

А) приводились факты, статистика и логическая аргументация

18

Б) материал подавался легко

16

3. Я склонен больше доверять человеку:

34

А) известному и популярному

13

Б) специалисту, приводящему веские и четкие аргументы

21

4.Мне нравится, когда в рекламе товаров и услуг

34

А) меня хвалят и говорят: «Ты этого достоин»

2

Б) мне сообщают конкретную информацию о свойствах товара

32

5.На телевидении должно быть побольше:

34

А) красивых, привлекательных и «прикольных» людей

10

Б) экспертов в своем деле, людей знающих, о чем они говорят

24

6.Я скорее поверю аргументам человека:

34

А) солидного, аккуратного и одетого в хороший костюм

11

Б) немного неряшливого, но естественного

23

7.При выборе новой бытовой техники вы предпочитаете информацию о товаре

34

А) из СМИ  и рекламных буклетов

7

Б) из уст знакомых, личных рассказов

27

8.Слушая дискуссию двух специалистов, я скорее запомню мнение эксперта:

34

А) выступающего первым

14

Б) выступающего вторым

20

9.Услышав новый довод по поводу интересующего меня вопроса:

34

А) я продолжаю отстаивать свою позицию и меняю ее довольно тяжело

15

Б) легко меняю свою точку зрения и принимаю новые доводы

19

10.При описании моего состояния можно сказать, что я:

34

А) собран, в тонусе и меня «голыми руками не возьмешь!»

18

Б) сыт, расслаблен и доволен жизнью.

17

Тест среди учащихся 11-х классов (15-18 лет)

Ответ «А»

Ответ «Б»

Итого

1.Когда я смотрю телевизионные программы или читаю статьи, я:

27

А) глубоко задумываюсь над полученной информацией

14

Б) принимаю  информацию без особого осмысления

15

2.Для меня важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ:

27

А) приводились факты, статистика и логическая аргументация

22

Б) материал подавался легко

7

3. Я склонен больше доверять человеку:

27

А) известному и популярному

2

Б) специалисту, приводящему веские и четкие аргументы

27

4.Мне нравится, когда в рекламе товаров и услуг

27

А) меня хвалят и говорят: «Ты этого достоин»

2

Б) мне сообщают конкретную информацию о свойствах товара

27

5.На телевидении должно быть побольше:

27

А) красивых, привлекательных и «прикольных» людей

13

Б) экспертов в своем деле, людей знающих, о чем они говорят

17

6.Я скорее поверю аргументам человека:

27

А) солидного, аккуратного и одетого в хороший костюм

11

Б) немного неряшливого, но естественного

18

7.При выборе новой бытовой техники вы предпочитаете информацию о товаре

27

А) из СМИ  и рекламных буклетов

16

Б) из уст знакомых, личных рассказов

13

8.Слушая дискуссию двух специалистов, я скорее запомню мнение эксперта:

27

А) выступающего первым

14

Б) выступающего вторым

15

9.Услышав новый довод по поводу интересующего меня вопроса:

27

А) я продолжаю отстаивать свою позицию и меняю ее довольно тяжело

12

Б) легко меняю свою точку зрения и принимаю новые доводы

17

10.При описании моего состояния можно сказать, что я:

27

А) собран, в тонусе и меня «голыми руками не возьмешь!»

14

Б) сыт, расслаблен и доволен жизнью.

13

№ п.п

Всего

Ответов "А"

Ответов "В"

1

33

30

2

40

23

3

15

48

4

4

59

5

23

41

6

22

41

7

23

40

8

28

35

9

27

36

10

32

30

Вопрос №1: Когда я смотрю телевизионные программы или читаю статьи, я:
А) глубоко задумываюсь над полученной информацией;
Б) принимаю информацию без особого осмысления;

 

Вопрос №1

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

19

15

21

12

Ответы "Б"

15

15

13

17

                               

Вопрос №2: Для меня важно, чтобы при рассмотрении темы в СМИ:                     А) приводились факты, статистика и логическая аргументация;                                  Б) материал подавался легко;

 

Вопрос №2

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

18

7

23

17

Ответы "Б"

16

7

11

12

Вопрос №3:Я склонен больше доверять человеку:                                                 А) известному и популярному;                                                                                   Б) специалисту, приводящему веские и четкие аргументы;

 

Вопрос №3

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

13

27

12

3

Ответы "Б"

21

27

22

26

Вопрос №4: Мне нравится, когда в рекламе товаров и услуг:
А) меня хвалят и говорят: «Ты этого достоин!»;
Б) мне сообщают конкретную информацию о свойствах товара;

 

Вопрос №4

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

2

27

2

2

Ответы "Б"

32

27

32

27

Вопрос №5:На телевидении должно быть больше:
А) красивых, привлекательных и «прикольных людей»;
Б) экспертов в своем деле, людей знающих, о чем они говорят;

 

Вопрос №5

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

10

17

11

12

Ответы "Б"

24

17

23

27

Вопрос №6:Я скорее поверю аргументам человека:
А) солидного, аккуратного и одетого в хороший костюм;
Б) немного неряшливого, но естественного;    

 

Вопрос №6

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

11

18

13

9

Ответы "Б"

23

18

21

20

Вопрос №7:При выборе новой бытовой техники вы предпочитаете информацию о товаре:
А) из СМИ  и рекламных буклетов;
Б) из уст знакомых, личных рассказов;

 

Вопрос №7

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

7

13

16

10

Ответы "Б"

27

13

24

19

Вопрос №8:Слушая дискуссию двух специалистов, я скорее запомню мнение эксперта:

А) выступающего первым;
Б) выступающего вторым;

 

Вопрос №8

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

14

15

14

14

Ответы "Б"

20

15

20

115

Вопрос №9:Услышав новый довод по поводу интересующего меня вопроса:
А) я продолжаю отстаивать свою позицию и меняю ее довольно тяжело;

Б) легко меняю свою точку зрения и принимаю новые доводы;

 

Вопрос №9

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

15

17

12

15

Ответы "Б"

19

17

22

14

Вопрос №10: При описании моего состояния можно сказать, что Я:
                             А) собран, в тонусе и меня «голыми руками не возьмешь!

Б) сыт, расслаблен и доволен жизнью.

 

Вопрос №10

10 класс

11 класс

Девушки

Юноши

Ответы "А"

18

13

17

15

Ответы "Б"

17

13

16

14

Приложение II

Тест 2

«Источники информации населения»

Какие источники информации об избирательных объединениях и кандидатах в депутаты Госдумы наиболее важны для Вас? (Не более трех ответов).

1.сообщения центрального телевидения и радио

2.сообщения местного телевидения и радио         

3.сообщений центральных газет, журналов

4.сообщения местных газет, журналов

5.информационные материалы самих избирательных объединений /листовки, плакаты, брошюры, газеты и т.п.

6.выступления кандидатов в депутаты по телевидению и радио

7.личные встречи с кандидатами в депутаты и представителями избирательных объединений

8.высказывания родственников, товарищей по работе и знакомых, которым я доверяю

9.никакие

10.затрудняюсь ответить

11.Нет ответа

Скажите, из каких источников Вы получали больше всего информации о партиях (избирательных объединениях) и кандидатах в депутаты Госдумы?

1.из передач центрального телевидения и радио

2.из передач местного телевидения и радио

3.из публикаций центральных газет, журналов

4.из публикаций местных газет, журналов

5.из информационных и рекламных материалов самих партий, избирательных объединений (листовки, плакаты, брошюры и т.п.)

6.из выступлений кандидатов в депутаты по телевидению и радио

7.из личных встреч с кандидатами в депутаты и представителями партий (избирательных объединений)

8.из высказываний родственников, товарищей по работе и знакомых, которым я доверяю

9.другие источники информации

10.я до голосования ничего не знал(-а) о кандидатах в депутаты и партиях (избирательных объединениях) и не использовал(-а) никаких источников информации

11.я вообще не хотел(-а) ничего знать о кандидатах в депутаты и партиях (избирательных объединениях)

12.затрудняюсь ответить

13.Нет ответа

 

Какие источники информации об избирательных объединениях и кандидатах в депутаты Госдумы наиболее важны для Вас?

%

1

сообщения центрального телевидения и радио

61

2

сообщения местного телевидения и радио

20

3

сообщения центральных газет, журналов

23,4

4

собщения местных газет, журналов

10,1

5

иформационные материалы самих избирательных объединений / листовки, плакаты, брошюры, газеты и т.п.

80,2

6

выступления кандидатов в депутаты по телевидению и радио

26

7

личные встречи с кандидатами в депутаты,  представителями избирательных объединений

14,8

8

высказывания родственников, товарищей по работе и знакомых, которым я доверяю 

12

9

никакие

8,9

10

затрудняюсь ответить

5,4

11

нет ответа

0,7

Скажите,из каких источников Вы получали больше всего информации о партиях (избирательных объединениях) и кандидатах в депутаты Госдумы?

%

из передач центрального телевидения и радио

79,7

из передач местного телевидения и радио

26,4

из публикаций центральных газет, журналов

17,2

из публикаций местных газет, журналов

12,5

из иформационных и рекламных материалов самих избирательных объединений ( листовки, плакаты, брошюры, газеты и т.п.)

15,1

из выступлений кандидатов в депутаты по телевидению и радио

9,6

из личных встреч с кандидатами в депутаты,  представителями избирательных объединений

1,6

из высказываний родственников, товарищей по работе и знакомых, которым я доверяю

7,2

другие источники информации

1,9

я до голосования ничего не знал (-а) о кандидатах в депутаты  партиях (избирательных объединениях) и не использовал(-а) никаких источников информации

0,3

я вообще ничего не хотел (-а) ничего знать о кандидатах и партиях (избирательных объединениях)

4,7

затрудняюсь ответить

2,5

нет ответа

0,3

Приложение III

Тест 3

Вопрос: Что бы Вы могли сказать о работе телевидения, газет, радио накануне выборов? (не более трех ответов).

Варианты ответа:

1.СМИ привлекали мое внимание к предстоящим выборам

2.СМИ проясняли для меня предвыборную ситуацию

3.СМИ изменяли мои намерения относительно участия в выборах и намерения голосовать за ту или иную партию

4.СМИ только запутывали, мешали принять решение

5.СМИ не оказывали влияния на мои политические предпочтения

6.я не интересуюсь политическими сообщениями СМИ        

7.другое

8.затрудняюсь ответить

Роль СМИ в период избирательной кампании

Варианты ответа:

Опрос населения Губкинский (%)

1

СМИ привлекали мое внимание к предстоящим выборам

43%

2

СМИ проясняли для меня предвыборную ситуацию

25%

3

СМИ изменяли мои намерения относительно участия в выборах и намерения голосовать за ту или иную партию

18%

4

СМИ только запутывали, мешали принять решение

25%

5

СМИ не оказывали влияния на мои политические предпочтения

22%

6

Я не интересуюсь политическими сообщениями СМИ

11%

7

Другое

3%

8

Затрудняюсь ответить

8%


[1] www.sociology.ru

[2] www.wikipedia.ru

[3] Информация предоставлена телеканалом «Вектор+» (архив телеканала «Вектор+»).

[4] Информация предоставлена телеканалом «Вектор+» (архив телеканалом «Вектор+»).

[5] Данные социологического опроса «СМИ и Подростки» (см. Приложения)

[6] Городская газета «Губкинская Неделя» №15 2010год.

[7] www.adm.purpe.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Избирательная кампания

Избирательная кампания проводится с целью выбора главы Ученического совета....

Деловая игра "Избирательная кампания"

Важнейшим условием развития общества является воспитание граждан, уважающих права и свободы личности, принимающих активное участие в жизни государства, своего родного города, села. Формирование у школ...

Методическая разработка урока по праву в 10 классе профильной школы .Тема: Избирательная кампания.

Урок был  проведён в 11 классе как открытое мероприятие городского уровня.Предусматривает самостоятельную творческую работу учащихся.Проведён  Сурковой Людмилой Сергеевной.учителем высшей ка...

Учебная игра по обществознанию. Избирательная кампания.

Учебная игра по обществознанию "Избирательная кампания"  может быть использована как в полном объеме, так и в учебный про­цесс могут быть включены только отдельные элементы игры. На проведение иг...

Деловая игра "Избирательная кампания"

Урок-деловая игра с элементами ролевой игры. Цель: выработка умения отстаивать собственную точку зрения по политическим вопросам, воспитание толерантности к иной точке зрения. После проведения игры об...

Урок-деловая игра "Избирательная кампания"

Урок-деловая игра "Избирательная кампания"...

Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ» Обществознание. 11 класс

Технологическая карта урока «Избирательные системы и избирательная кампания в РФ»  Обществознание.  11 класс...