учебно-тематическое планирование по ОЗОЖ, 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему

Степанова Вера Евгеньевна

работа предназначена учителям ОЗОЖ, 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl._ozozh.docx33.86 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

по основам здорового образа жизни

     

Класс:  8

Учитель:    Степанова В.Е.

Количество часов:

Всего:  34 часа;    в неделю 1  час.

.

Планирование составлено на основе  программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.  

Дополнительная литература:

Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.

Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

Харчев А.Г. Быт, семья, досуг. М.: Просвещение, 1969.

Шварцман К.А. Философия воспитания. М., 1989.

Шнайдер К. Как снять стресс. М., 1993.

Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: 1996..

Энциклопедия молодой женщины. 1991.

Яикова З.А. Городская семья М.: Наука. 1979.

Литература   для учащихся:

Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 классов. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008. – 48 с.

                                                           ОЗОЖ

8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование составлено на основе: программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.  

                    В  рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.

Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Задачи: Программа предусматривает:

 -получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование  навыков гигиены и профилактики заболеваний;

- формирование навыков ухода за больными;

- формирование навыков  рационального питания и других способов самосовершенствования.

  На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.

  Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.

 Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»

Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:

1. Этический блок (4 часов)

Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви.

Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.

2. Психологический блок (9 часов)

Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.

Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

4. Правовой блок (5 часов)

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.

3. Семьеведческий блок (6 часов)

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность,  принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

5. Медико-гигиенический блок (8 часов)

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.

Биология пола и половое поведение.

Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.

Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.

Программа курса рассчитана на учащихся 8  класса общеобразовательных школ.  

 Всего 34 часа, 1 час в неделю.

Промежуточный контроль проводится в виде  тестов.

Условные обозначения:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

 УПЗУ - урок применения знаний и умений

КУ - комбинированный урок

К - урок контроля

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

8 КЛАССА

ПО КУРСУ «ОЗОЖ»

Раздел «Все начинается с любви»

Знать:

- что такое симпатия, дружба

-определения понятия любви, влюбленности.

- определения понятия любви

- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения

- мировые религии

- что такое христианство

- мотивы межличностных отношений

-  способы расслабления

- что такое вина и стыд

- что такое тревога, страх

- что такое агрессия; виды агрессии

- понятие здоровье,  стресс, фазы стресса

- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения

-  наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем  инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие  проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной  ответственности (соответствующие статьи УК РФ)

- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об  ответственности  за принуждение

- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов

- понятие семейного договора; формы обсуждения договора

- о последствиях ранних половых связей

- об особенностях полового влечения юноши и девушки

-  о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления

Уметь:

- характеризовать  

- характеризовать  

-  отличать симпатию от дружбы.

- отличать любовь от влюбленности

- объяснять понятие любви

- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий

- объяснять христианское понимание любви

- характеризовать  проблемы в отношениях с людьми

- слушать собеседника

- характеризовать  эмоции человека

- характеризовать  формы проявления агрессии

- выходить из сложных ситуаций

- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания

- противостоять принуждению

- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций

- заключать различные  формы согласия

- характеризовать взаимоотношения полов

- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей

- правильно организовать свой режим дня.


Наименование разделов

 и тем

Ко

личе

ст

во

ча

сов

Вид

 Заня

 тия

Содержание тем

 учебного курса

Требования

 к уровню подготовки

 учащихся

Время проведения

план

факт

1.

Вводный урок

1

7.09

                                                                    1. Этический блок (4 часов)

2

Понятие любви, бружбы

1

УОНМ

Понятие любви. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.

любовь, как этическое понятие.

Знать: что такое симпатия, дружба.

Уметь:

Отличать симпатию от дружбы.

14.09

3

Влюбленность. Любовь.

1

КУ

дискуссия

Любовь, как этическое понятие

Знать: определения понятия любви, влюбленности.

Уметь: отличать любовь от влюбленности

21.09

4

Религиозные учения о сущности любви.

1

КУ

Религиозные учения о сущности любви

мировые религии;

Знать: определение сущности любви с точки зрения религиозного учения

28.09

5

Мировые религии.

1

КУ

Религиозные учения о сущности любви

мировые религии;

Знать: Мировые религии.

Уметь: объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий.

4.10

2. Психологический блок (9 часов)

6

Знакомство и установление взаимоотношений

11.10

7-8

Эмоции и чувства

2

УОНМ

КУ

Мотивы межличностных отношений. Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах.

Эмоции человека..

Знать: Мотивы межличностных отношений. Способы расслабления

Уметь: слушать собеседника

19.10

26.10

9

Эмоции «полезные и вредные для здоровья»

1

КУ

КУ

Проблемы в отношениях с людьми.

Знать: что такое вина и стыд

Уметь: характеризовать проблемы в отношениях с людьми.

9.11

10

Тревога и страх

1

КУ

Эмоции человека.

Знать: что такое тревога, страх

Уметь: характеризовать эмоции человека

16.11

11

Злость и агрессия

1

КУ

Эмоции человека.

Знать: что такое агрессия; виды агрессии

Уметь: характеризовать формы проявления агрессии с. 40-41

30.11

12

Вина и стыд

1

КУ

Эмоции человека.

Знать: Эмоции человека.

Уметь:  характеризовать эмоции человека.

7.12

13

Здоровье и стресс  

1

К

тесты

Эмоции человека.

Знать: понятие здоровье, стресс, фазы стресса

Уметь: характеризовать эмоции человека.

14.12

14

Мой внутренний мир. Анкетирование

21.12

3. Семьеведческий блок (6 часов)

15

16

17

Конфликты .

Причины. Пути разрешения конфликта

3

УОНМ

КУ

КУ

Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-

брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.

Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность,  принципиальность, уступчивость.

Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.

Знать: что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов.

Основные понятия: конфликт; семейный конфликт; профилактика конфликта разрешение конфликтов.

Уметь: характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций.

11.01

18.01

25.01

18

19

20

Семейный договор и другие пути согласия

3

УОНМ

КУ

К

тесты

Понятие семейного договора. Формы обсуждения договора. Разыгрывание ситуаций в рамках семейного договора (обсуждение пунктов договора в парах). Установление согласия через изменение установок в отношении конфликтной ситуации. Анализ ложных установок, мешающих прийти к согласию. Установление согласия через проявление мудрости и доброжелательности одного из супругов. Установление согласия через сотрудничество, проявление безусловной любви, понимания и принятия чувств партнера и т.д.

Знать: понятие семейного договора; формы обсуждения договора.

Уметь:  заключать различные  формы согласия.

8.02

15.02

22.02

4. Правовой блок (5 часов)

21

22

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

2

УОНМ

КУ

Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).

Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.

Знать: Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). Способы защиты, приемы самообороны Телефоны служб срочной помощи милиция, скорая помощь, городской телефон спасения.

Уметь: выходить из сложных ситуаций.

1.03

15.03

22.03

23

Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.)

1

УОНЗ

Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями

Знать: наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия) Носитель инфекции Правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ) Проституция, беспорядочные сексуальные связи Уголовная ответственность (соответствующие статьи УК РФ)

Уметь: характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания.

5.04

24

Уголовный кодекс РФ.

3

УОНМ

Лекция

Тестирование

 Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации.

Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение.

Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства.

Способы противостояния принуждению. Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения.

Знать: Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение.

Уметь: противостоять принуждению.

12.04

                                                                   5. Медико-гигиенический блок

25

26

27

Гигиена физического развития подростков.  Проблема акселерации.

3

УОНМ

КУ

диспут

Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.

Биология пола и половое поведение.

Знать: о

последствиях ранних половых связей.

Уметь: характеризовать взаимоотношения полов.

19.04

26.04

28

Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей.

2

КУ

КУ

Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.

Знать: об особенностях полового влечения юноши и девушки.

Уметь: характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей.

3.05

29

30

31

Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков.

3

УОНМ

КУ

К

тесты

Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом. Основные понятия: гигиена учебного процесса; утомление; профилактика переутомления, цели трудового обучения школьника; гигиенические требования

Знать: о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления

Уметь: правильно организовать свой режим дня.

10.05

17.05

24.05

32

Итоговое занятие

31.05



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно тематический план по математике 9 класс

Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса. Учебники:Мордкович А.Г. «Алгебра» (базовый уровень), 9 класс, Атанасян Л.С. «Геометрия 7- 9»....

Учебно-тематическое по биологии для 8 класса

часть моей рабочей программы...