учебно-тематическое планирование по ОЗОЖ, 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по основам здорового образа жизни
Класс: 8
Учитель: Степанова В.Е.
Количество часов:
Всего: 34 часа; в неделю 1 час.
.
Планирование составлено на основе программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.
Дополнительная литература:
Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. Учебн.-метод. пособие. ВНМУ, 1991.
Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1982.Анохина Т. Сделать свою жизнь // Анохина Т.Б., Крылова Н.Б.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
Харчев А.Г. Быт, семья, досуг. М.: Просвещение, 1969.
Шварцман К.А. Философия воспитания. М., 1989.
Шнайдер К. Как снять стресс. М., 1993.
Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. Смоленск: 1996..
Энциклопедия молодой женщины. 1991.
Яикова З.А. Городская семья М.: Наука. 1979.
Литература для учащихся:
Михайлина М.Ю., Лысогорская М.В., Павлова М.А. Здоровый образ жизни . Рабочая тетрадь для учащихся 8 классов. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея» , 2008. – 48 с.
ОЗОЖ
8 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Планирование составлено на основе: программы Министерства образования Саратовской области и Министерства здравоохранения Саратовской области, Примерной программы для средних классов общеобразовательного учреждения, авторов М.В.Лысогорской, М.М. Орловой, М.А.Павловой, Т.В.Парсиковой, М.А.Тяпкиной, Л.Е.Федкулиной. Изд. 2-е, доп. и перераб. Саратов: Слово, 2001.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения основ здорового образа жизни на ступени основного общего образования.
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
Задачи: Программа предусматривает:
-получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- формирование навыков гигиены и профилактики заболеваний;
- формирование навыков ухода за больными;
- формирование навыков рационального питания и других способов самосовершенствования.
На основании примерной программы, содержащих требования к минимальному объему содержания по ОЗОЖ в 8-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся.
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий.
Раздел программы изучаемый в 8 классе называется: «Все начинается с любви»
Рабочая программа для 8 класса предполагает блочный принцип построения курса, состоит из 5 блоков:
1. Этический блок (4 часов)
Понятие любви. Любовь, как этическое понятие. Религиозные учения о сущности любви.
Христианство, как основа русской культуры. Христианское понимание любви.
2. Психологический блок (9 часов)
Мотивы межличностных отношений, Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Проблемы в отношениях с людьми.
Эмоции человека. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь.
4. Правовой блок (5 часов)
Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.).
Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения.
Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями.
3. Семьеведческий блок (6 часов)
Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно-брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство.
Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость.
Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи.
5. Медико-гигиенический блок (8 часов)
Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации.
Биология пола и половое поведение.
Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье.
Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Программа курса рассчитана на учащихся 8 класса общеобразовательных школ.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
Промежуточный контроль проводится в виде тестов.
Условные обозначения:
УОНМ - урок ознакомления с новым материалом
УПЗУ - урок применения знаний и умений
КУ - комбинированный урок
К - урок контроля
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
8 КЛАССА
ПО КУРСУ «ОЗОЖ»
Раздел «Все начинается с любви»
Знать:
- что такое симпатия, дружба
-определения понятия любви, влюбленности.
- определения понятия любви
- определение сущности любви с точки зрения религиозного учения
- мировые религии
- что такое христианство
- мотивы межличностных отношений
- способы расслабления
- что такое вина и стыд
- что такое тревога, страх
- что такое агрессия; виды агрессии
- понятие здоровье, стресс, фазы стресса
- правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.); способы защиты, приемы самообороны; телефоны служб срочной помощи: милиция, скорая помощь, городской телефон спасения
- наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия); что является носителем инфекции; правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ); понятие проституция, беспорядочные сексуальные связи; об уголовной ответственности (соответствующие статьи УК РФ)
- cпособы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д.; об ответственности за принуждение
- что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов
- понятие семейного договора; формы обсуждения договора
- о последствиях ранних половых связей
- об особенностях полового влечения юноши и девушки
- о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления
Уметь:
- характеризовать
- характеризовать
- отличать симпатию от дружбы.
- отличать любовь от влюбленности
- объяснять понятие любви
- объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий
- объяснять христианское понимание любви
- характеризовать проблемы в отношениях с людьми
- слушать собеседника
- характеризовать эмоции человека
- характеризовать формы проявления агрессии
- выходить из сложных ситуаций
- характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания
- противостоять принуждению
- характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций
- заключать различные формы согласия
- характеризовать взаимоотношения полов
- характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей
- правильно организовать свой режим дня.
№ | Наименование разделов и тем | Ко личе ст во ча сов | Вид Заня тия | Содержание тем учебного курса | Требования к уровню подготовки учащихся | Время проведения | |||||||||
план | факт | ||||||||||||||
1. | Вводный урок | 1 | 7.09 | ||||||||||||
1. Этический блок (4 часов) | |||||||||||||||
2 | Понятие любви, бружбы | 1 | УОНМ | Понятие любви. Симпатия, дружба, влюбленность, любовь. любовь, как этическое понятие. | Знать: что такое симпатия, дружба. Уметь: Отличать симпатию от дружбы. | 14.09 | |||||||||
3 | Влюбленность. Любовь. | 1 | КУ дискуссия | Любовь, как этическое понятие | Знать: определения понятия любви, влюбленности. Уметь: отличать любовь от влюбленности | 21.09 | |||||||||
4 | Религиозные учения о сущности любви. | 1 | КУ | Религиозные учения о сущности любви мировые религии; | Знать: определение сущности любви с точки зрения религиозного учения | 28.09 | |||||||||
5 | Мировые религии. | 1 | КУ | Религиозные учения о сущности любви мировые религии; | Знать: Мировые религии. Уметь: объяснять понятие любви с точки зрения мировых религий. | 4.10 | |||||||||
2. Психологический блок (9 часов) | |||||||||||||||
6 | Знакомство и установление взаимоотношений | 11.10 | |||||||||||||
7-8 | Эмоции и чувства | 2 | УОНМ КУ | Мотивы межличностных отношений. Свобода выражения чувств. Способы расслабления. Умение слушать собеседника. Представление об идеалах. Эмоции человека.. | Знать: Мотивы межличностных отношений. Способы расслабления Уметь: слушать собеседника | 19.10 26.10 | |||||||||
9 | Эмоции «полезные и вредные для здоровья» | 1 | КУ КУ | Проблемы в отношениях с людьми. | Знать: что такое вина и стыд Уметь: характеризовать проблемы в отношениях с людьми. | 9.11 | |||||||||
10 | Тревога и страх | 1 | КУ | Эмоции человека. | Знать: что такое тревога, страх Уметь: характеризовать эмоции человека | 16.11 | |||||||||
11 | Злость и агрессия | 1 | КУ | Эмоции человека. | Знать: что такое агрессия; виды агрессии Уметь: характеризовать формы проявления агрессии с. 40-41 | 30.11 | |||||||||
12 | Вина и стыд | 1 | КУ | Эмоции человека. | Знать: Эмоции человека. Уметь: характеризовать эмоции человека. | 7.12 | |||||||||
13 | Здоровье и стресс | 1 | К тесты | Эмоции человека. | Знать: понятие здоровье, стресс, фазы стресса Уметь: характеризовать эмоции человека. | 14.12 | |||||||||
14 | Мой внутренний мир. Анкетирование | 21.12 | |||||||||||||
3. Семьеведческий блок (6 часов) | |||||||||||||||
15 16 17 | Конфликты . Причины. Пути разрешения конфликта | 3 | УОНМ КУ КУ | Понятие конфликта, особенности семейных конфликтов. Объективные и субъективные предпосылки конфликтов в семье: изменение общественных процессов и их влияние на характер семейно- брачных отношений; проблемы соотношения домашнего и общественного труда; изменение положения женщин в обществе; жилищные и материальные трудности; уровень притязаний супругов и их реализация в браке. Причины возникновения конфликтных ситуаций: недостаток культуры общения, эмоциональная отчужденность, интимная дисгармония, вредные привычки, различие установок супругов на разделение домашних обязанностей; бытовые неурядицы; различие взглядов и убеждений супругов; борьба за лидерство. Пути разрешения конфликтов: взаимопонимание; компромисс; сопереживание; обоюдная забота; единство целей и средств в воспитании детей; эмоциональное переключение, тактичность, принципиальность, уступчивость. Помощь семье: факультеты семейно-бытовой культуры, консультации «Брак и семья», телефоны доверия, центры планирования семьи. | Знать: что такое конфликт, причины возникновения конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов. Научить способам профилактики и разрешения семейных конфликтов. Основные понятия: конфликт; семейный конфликт; профилактика конфликта разрешение конфликтов. Уметь: характеризовать причины конфликтов в семье. Находить выход из конфликтных ситуаций. | 11.01 18.01 25.01 | |||||||||
18 19 20 | Семейный договор и другие пути согласия | 3 | УОНМ КУ К тесты | Понятие семейного договора. Формы обсуждения договора. Разыгрывание ситуаций в рамках семейного договора (обсуждение пунктов договора в парах). Установление согласия через изменение установок в отношении конфликтной ситуации. Анализ ложных установок, мешающих прийти к согласию. Установление согласия через проявление мудрости и доброжелательности одного из супругов. Установление согласия через сотрудничество, проявление безусловной любви, понимания и принятия чувств партнера и т.д. Знать: понятие семейного договора; формы обсуждения договора. Уметь: заключать различные формы согласия. | 8.02 15.02 22.02 | ||||||||||
4. Правовой блок (5 часов) | |||||||||||||||
21 22 | Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). | 2 | УОНМ КУ | Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). Способы защиты. Приемы самообороны. Службы срочной помощи: милиция, скорая помощь, служба спасения. | Знать: Правила поведения в опасных для жизни ситуациях (драка, разбойное нападение, изнасилование и т.д.). Способы защиты, приемы самообороны Телефоны служб срочной помощи милиция, скорая помощь, городской телефон спасения. Уметь: выходить из сложных ситуаций. | 1.03 15.03 22.03 | |||||||||
23 | Ответственность за заражение заболеваниями (сифилис, СПИД и т.д.) | 1 | УОНЗ | Болезнь, как опасная для жизни ситуация. Ответственное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Инфекционные заболевания. Ответственность за заражение заболеваниями | Знать: наиболее опасные инфекционные заболевания, их эпидемиологию (симптоматику , пути заражения, инкубационный период, течение болезни, ее последствия) Носитель инфекции Правила безопасности в общении с больными (дезинфекция, безопасный секс ) Проституция, беспорядочные сексуальные связи Уголовная ответственность (соответствующие статьи УК РФ) Уметь: характеризовать наиболее опасные инфекционные заболевания. | 5.04 | |||||||||
24 | Уголовный кодекс РФ. | 3 | УОНМ Лекция Тестирование | Знакомство со статьями из Уголовного кодекса Российской Федерации. Понятие принуждения, т.е. действия, к которым могут принудить человека. Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение. Склонение к преступлению. Отягчающие вину обстоятельства. Способы противостояния принуждению. Повышение личностной самоценности и развитие навыков уверенного поведения. | Знать: Способы принуждения: угроза, шантаж, вымогательство, обман, психологическое или физическое давление и т.д. Ответственность за принуждение. Уметь: противостоять принуждению. | 12.04 | |||||||||
5. Медико-гигиенический блок | |||||||||||||||
25 26 27 | Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. | 3 | УОНМ КУ диспут | Гигиена физического развития подростков. Проблема акселерации. Биология пола и половое поведение. | Знать: о последствиях ранних половых связей. Уметь: характеризовать взаимоотношения полов. | 19.04 26.04 | |||||||||
28 | Половые отношения и стиль жизни. Последствия ранних половых связей. | 2 | КУ КУ | Компоненты полового влечения. Особенности полового влечения юноши и девушки. Половые отношения и стиль жизни. Ранние половые связи и их влияние на здоровье. | Знать: об особенностях полового влечения юноши и девушки. Уметь: характеризовать влияние на здоровье ранних половых связей. | 3.05 | |||||||||
29 30 31 | Гигиена учебного процесса восьмиклассника. Утомление и переутомление. Гигиена труда подростков. | 3 | УОНМ КУ К тесты | Утомление и переутомление. Нетрадиционные методы оздоровления. Лечение музыкой, камнем, цветом. Основные понятия: гигиена учебного процесса; утомление; профилактика переутомления, цели трудового обучения школьника; гигиенические требования | Знать: о правильной организации учебного процесса, о профилактике переутомления Уметь: правильно организовать свой режим дня. | 10.05 17.05 24.05 | |||||||||
32 | Итоговое занятие | 31.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематический план по географии 6 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 6 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 7 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 8 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно-тематический план по географии 9 класс
Коррекционная школа VIII вида...
Учебно тематический план по математике 9 класс
Рабочая программа по математике (базовый уровень) для 9 класса. Учебники:Мордкович А.Г. «Алгебра» (базовый уровень), 9 класс, Атанасян Л.С. «Геометрия 7- 9»....
Учебно-тематическое по биологии для 8 класса
часть моей рабочей программы...