Учебно-тематическое по биологии для 8 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) по теме

Смертина Валентина Николаевна

часть моей рабочей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie.docx69.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-тематическое планирование

Тема урока

Планируемый

результат

Виды

деятельности

Страницы

в учебнике

Кол-во

часов

Дата

ВВЕДЕНИЕ (2 ЧАСА)

1.

Науки, изучающие организм человека

Воспроизведение 

Описывать

методы изучения человека.

Интеллектуальный уровень
Различать предметы изучения наук о человеке.

Участие в беседе.

Анализ содержания определений наук о человеке

6-9

1

2.

Становление наук о человеке

Воспроизведение
Приводить примеры научных открытий на этапах становления наук о человеке.

Интеллектуальный уровень

Характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке.  Анализировать содержание рисунков.

Творческий уровень
Пользоваться ИНТЕРНЕТ для поиска учебной информации о лауреатах нобелевской премии в области медицины.

Участие в беседе

Поиск информации на основе анализа рисунков.

Подготовка сообщений по данной теме

9-13

1

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ЧАСА)

3.

Систематическое положение человека.

Воспроизведение
Приводить примеры рудиментов и атавизмов человека.

Интеллектуальный уровень
Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к классу Млекопитающие; к отряду Приматы. 

Находить черты сходства зародыша человека и животных

Анализировать содержание рисунков учебника.

Поиск информации на основе анализа рисунка учебника.

Участие в беседе

Беседа по таблице

Анализ содержания рисунков учебника.

14-18

1

4.

Историческое прошлое людей

Воспроизведение
Перечислять характерные особенности предшественников современного человека. Узнавать по рисункам предшественников человека.

 Называть факторы, способствующие развитию прямохождения. 

Интеллектуальный уровень
Объяснять влияние факторов на эволюцию человека. 

Творческий уровень

Аргументировать собственную точку зрения о переходе от присваивающего хозяйства к производящему

Обсуждение вопроса 1 на с.21 после §4 

Выполнение упражнения 7.

Участие в беседе

Обсуждение вопроса 5 на с.21 после §4

18-21

1

5.

Расы человека

Воспроизведение
Узнавать по рисункам представителей рас человека.

Интеллектуальный уровень
Доказывать, что все представители человечества относятся к одному виду.

Выполнение упражнения 11 на с.8 

Участие в эвристической беседе.

21-26

1

  1. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (57 ЧАСОВ)

Общий обзор организма (1 час)

6.

Общий обзор организма

Воспроизведение
Давать определение терминам

Узнавать по рисункам

расположение органов и систем органов.

 Называть органы человека, относящиеся к определенным системам.

 Находить у себя грудную и брюшную полости.

Называть факторы сохранения постоянства внутренней среды организма. 

Интеллектуальный уровень
Раскрывать суть понятий молекулярный, клеточный, тканевой и организменный уровни организации. 

Анализировать содержание основных понятий.

Участие в беседе

Анализ содержания рис. 4 учебника

Выполнение задания после .§6  на с.27

Участие в беседе

Обсуждение вопроса 1 на с.27.

Анализ текста учебника

26-27

1

Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)

7.

Клеточное строение организма человека

Воспроизведение
Называть органоиды клетки и их функции.

Узнавать

органоиды на немых рисунках

Интеллектуальный уровень
Находить соответствие между органоидами и их функциями.

Анализировать содержание определений основных понятий 

Беседа по демонстрационной таблице.

Беседа на основе демонстрационного материала.

Выполнение задания 2 после § 7 на с.33.

Анализ текста учебника.

27-30

1

8.

Физиология клеток

Воспроизведение
Описывать и узнавать этапы деления клетки.

Характеризовать механизм действие фермента 

Творческий уровень
Прогнозировать последствия для жизнедеятельности клетки при повреждении или отсутствии органоида.

Участие в беседе

30-33

1

9.

Ткани. Лабораторная работа №1«Ткани организма человека». 

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определений основных понятий.

Характеризовать основные виды тканей

Различать функции дендритов и аксонов. 

 Объяснять механизм проведения нервного импульса.

Творческий уровень
 Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов.

Анализ текста учебника

Участие в беседе, с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Обсуждение вопроса 8 на с.39 после §8..

Участие в беседе по рисунку учебника

Выполнение лабораторной работы «Ткани организма человека»

33-39

1

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)

10.

Рефлекторная регуляция.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определений основных понятий.

Характеризовать основные виды тканей

 Различать функции дендритов и аксонов. 

Объяснять механизм проведения нервного импульса.

Творческий уровень
 Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа микропрепаратов.

Анализ текста учебника

Участие в беседе, с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Обсуждение вопроса 8 на с.39 после §8..

Участие в беседе по рисунку учебника

40-43

1

Опорно-двигательная система  (8 часов)

11.

Значение опорно-двигательной системы ее состав. Строение костей.  

Лабораторная работа №2 «Микроскопическое строение кости».

Воспроизведение
Называть функции опорно-двигательной системы.

 Описывать химический состав костей.

Интеллектуальный уровень
Раскрывать сущность функций опорно-двигательной системы.

Объяснять зависимость характера повреждения  костей от химического состава.

Анализировать содержание рисунков

Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе.

Творческий уровень
 Извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа натуральных биологических объектов.

Обсуждение вопроса 3 на с.49 после §10..

Обсуждение вопроса 2 на с.49 после §10..

Обсуждение вопроса 4 на с.49 после §10..

Поиск информации о строении костей

Участие в беседе по рисункам учебника

Обсуждение вопроса 1 на с.49 после §10..

Выполнение лабораторной работы Микроскопическое строение кости.

46-50

1

12.

Скелет человека.

Воспроизведение
Давать определение терминам

Называть компоненты осевого и добавочного скелета.

Узнавать по немому рисунку строение отделов скелета

Интеллектуальный уровень
Показывать взаимосвязь между строением осевого скелета и функциями, черепа, поясов конечностей.

Анализировать содержание рисунков

Творческий уровень
Проводить эксперимент и осуществлять функциональные пробы

Участие в водной беседе.

Обсуждение вопроса 1 на с.55 после §11..

Обсуждение вопроса 1 на с.61 после §12..

Поиск информации о строении черепа, позвоночника

Выполнение задания на с.62 после .§12

50-56

1

13.

Соединение костей

Интеллектуальный уровень

Характеризовать типы соединения костей

Сравнивать строение поясов верхней и нижней конечности.

Участие в беседе

56-61

1

14.

Строение мышц. Обзор основных групп мышц человеческого организма

Воспроизведение
Описывать строение: мышечного пучка,

поперечнополосатой мышечной ткани.

Узнавать расположение скелетных мышц.

Приводить примеры мышц- антагонистов и синергистов

Интеллектуальный уровень
Выделять особенности поперечнополосатой скелетной мышечной ткани.

Анализировать содержание рисунков.

Описание по рисунку учебника

Просмотр микропрепарата «Поперечнополосатая скелетная мышечная ткань»

Участие в беседе по демонстрационной таблице.

Поиск информации о расположении скелетных мышц человека.

62-69

1

15.

Работа скелетных мышц и их регуляция

Воспроизведение
Называть последствия гиподинамии.

Описывать энергетику мышечного сокращения.

Интеллектуальный уровень
Различать механизм статической и динамической работы.

Обосновывать улучшение спортивных результатов в начале тренировок.

Анализировать содержание рисунка.

Характеризовать механизм регуляции работы мышц

Участие в беседе

Поиск информации для описания в тексте учебника.

Обсуждение вопроса 3 на с. 72 после .§13

Обсуждение вопроса 1 на с. 72 после .§13

Участие в беседе по рисунку учебника
Обсуждение результатов работы

69-73

1

16.

Осанка

Воспроизведение
Описывать нарушения осанки различных степеней, работы внутренних органов при нарушении осанки.

Называть причины:

искривления позвоночника.

Факторы развития плоскостопия.

Интеллектуальный уровень
Проанализировать правильности положения тела при чтении, письме, переносе тяжелых предметов.

Творческий уровень
Прогнозировать последствия результатов нарушения осанки тела.

Обсуждение вопр. 1 и 2 на с. 41 после .§15.

Анализ содержания рисунка

Участие в беседе

73-76

1

17.

Первая помощь при переломах, вывихах, ушибах

Воспроизведение
Перечислять повреждения опорно-двигательной системы

Описывать приемы оказания первой помощи при переломах позвоночника конечностей.

Интеллектуальный уровень
Определять по рисунку вид травм

Анализировать содержание рисунков.

Отбирать информацию для заполнения таблицы.

 Участие в беседе.

Анализ содержания рисунка учебника.

Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи

76-79

1

18.

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

Разноуровневое тестирование по теме Опорно-двигательная система

1

Внутренняя среда организма (5 часа)

19.

Компоненты внутренней среды

Воспроизведение
Перечислять компоненты внутренней среды и функции.

Интеллектуальный уровень
Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней среды.

 Объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах.

Начертить схему по опорным словам

 Анализировать содержание рисунков

Характеризовать процесс свертываемости крови.

 

Обсуждение вопр. 3 на с. 89 после .§17.

Обсуждение вопр. 2 на с. 89 после .§17.

Обсуждение вопр. 4 на с. 89 после .§17.

Выполнение задания 1 на с.89 после §18.

Поиск информации об этапах свертывания крови

Выполнение задания 3 на с.89 после §17.

82-84

1

20.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды


Воспроизведение
Называть функции лейкоцитов; группы крови человека.

Перечислять органы кроветворения.

Описывать проявление транспортной функции эритроцитов.

Интеллектуальный уровень
Показывать взаимосвязьмежду строением и функциями клеток крови.

Объяснять механизм действия лимфоцитов.

Анализировать содержание определений  основных понятий.

Анализировать содержание рисунков

Творческий уровень
Прогнозироватьпоследствия для человека при нарушении состава крови и процессов, происходящих в ней.

Обсуждение вопр. 5 на с. 89 после §17.

Участие в беседе.

Обсуждение вопр. 5 на с. 89 после §17.

Анализ текста учебника на с.86 и с.88

84-89

1

21.

Борьба организма с инфекцией.

Воспроизведение

Приводить примеры инфекционных заболеваний

Называть органы иммунной системы.

Давать определение термину – иммунитет.

 Интеллектуальный уровень
Объяснять механизм различных видов иммунитета; причины нарушений иммунитета.

Характеризовать периоды болезни

 Анализировать содержание рисунков.

Участие в беседе.

Обсуждение вопросов 2, 3, 4, 5 после §18 на с.93.

89-93

1

22.

Иммунология на службе здоровья.

Воспроизведение

Называть виды иммунитета.

Давать определение термину – иммунология.

Интеллектуальный уровень

Объяснять проявление тканевой несовместимости.

Различать механизм действия вакцин и лечебных сывороток.

Обсуждение вопр.1 на с.99 после §19

94-99

23.

Контрольно- обобщающий урок

Контрольная работа по теме «Внутренняя среда организма»

1

Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)

24.

Транспортные системы организма.

Воспроизведение
Давать определение термину – замкнутая кровеносная система.

Называть транспортные системы человека и их органы.

Описывать образование тканевой жидкости и лимфы.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определений основных понятий.

Сравнивать строение кровеносных сосудов.

Анализировать содержание рисунков.

 

Участие во вводной беседе.

Обсуждение вопросов на с.102 перед §20

Обсуждение вопр.2 на с.105 после §20.

Анализ текста учебника

Поиск информации для составления таблицы.

Обсуждение содержания таблицы

Поиск информации об органах лимфатической системы.

102-105

1

25.

Круги кровообращения

Воспроизведение
Описывать движение крови по большому и малому кругам кровообращения.

Давать определение терминам

Интеллектуальный уровень
Различать малый и большой круги кровообращения.

 Анализировать содержание рисунка.

Творческий уровень
Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

 

 

Описание рисунка учебника.

Участие во вводной беседе.

Обсуждение вопр.2 на с.108 после §21.

Поиск информации для объяснения результатов лабораторной работы.

 Выполнение лабораторной работы «Функции венозных клапанов».

105-109

26.

Строение и работа сердца

Воспроизведение
Называть гормоны, влияющие на работу сердца; свойства сердечной мышцы.

Описывать расположение сердца в организме, строение сердца.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты строения сердца.

Интеллектуальный уровень
Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и механизмом сердечного цикла.

Характеризовать механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца.

 Анализировать содержание рисунков

Участие в беседе.

Обсуждение вопр.1 и 2 на с.114 после §22

Обсуждение вопр.5 на с.114 после §22.

Поиск информации для характеристики сердечного цикла

110-114

27.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения

Воспроизведение
Называть факторы, влияющие на движение крови.

Описывать механизм измерения артериального давления.

Интеллектуальный уровень
Выявлять причины изменения давления в артериях, венах, капиллярах.

Объяснять опасность повышения артериального давления.

Анализировать содержание рисунков

Творческий уровень
Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

Участие в беседе

Описание рисунка учебника.

Обсуждение вопр.2 на с.120 на с.120.

Поиск информации для объяснения результатов опыта Моссо.

Выполнение лабораторной работы

«Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»;

Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови.

115-120

28.

Гигиена сердечнососудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

Воспроизведение

 Называть причины юношеской гипертонии.

Описывать приемы первой помощи при стенокардии, гипертоническом кризе.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять причины появления заболеваний.

Анализ текста учебника

Участие в беседе.

121-125

29.

Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторная работа №3 «Реакция сердечно- сосудистой системы на дозированную нагрузку».

Воспроизведение

 Перечислять последовательность действий при лечении раны.

Описывать и применять действия для оказания первой доврачебной помощи при кровотечениях; приемы остановки носового кровотечения; правила применения жгута.

Интеллектуальный уровень
Различать артериальное, венозное и капиллярное кровотечения; внешнее и внутреннее.

Характеризовать внешние кровотечения и внутренние.

Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при лечении раны.

Анализировать содержание рисунков.

Участие в беседе

Решение учебно-познавательных задач практического содержания.

Обсуждение вопр1, 3 на с.129 после §25

Выполнение упр.№99 и упр.100 на с. 42

125-129

30.

Контрольная работа

Разноуровневое тестирование по темам Внутренняя среда организма
  Кровеносная и лимфатическая системы организма

Дыхательная система (4 часа)

31.

Строение дыхательной системы.
Заболевания органов дыхания

Воспроизведение
Узнавать по немым рисункам органы дыхания.

Называть этапы дыхания.

Интеллектуальный уровень

Устанавливать взаимосвязь между строением органов дыхания и функциями.

Объяснять преимущества носового дыхания для сохранения здоровья.

Объяснять действие защитных барьеров, преграждающих вход инфекции в легкие; целесообразность вакцинации против дифтерии. Анализировать содержание рисунков учебника.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником.

Обсуждение вопр.2 на с.138 после §26.

Обсуждение вопр.3 на с.138 после §26.

Поиск информации о строении и  функциях голосовых связок

32.

Значение и механизм дыхания.

Воспроизведение
 Описывать механизм газообмена легких и тканевого дыхания.

 Называть расположение центров дыхательной системы.

 Называть причины горной болезни.

Давать определение термину – дыхание.

Интеллектуальный уровень
Рисовать схемы рефлекторных дуг дыхательных рефлексов.

 Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе.

Обсуждение вопр.4 на с.146 после §28.

Обсуждение вопр.1 на с.68 после §15 учебника 

33.

Регуляция дыхания

Сравнивать газообмен в легких и тканях.

 Объяснять действие факторов окружающей среды на процесс дыхания человека;

 Анализировать значение носового дыхания; роль кашля и чихания.

Обсуждение вопр.4 на с.141 после §27.

Обсуждение вопр.7, 10, 11 на с.146 после §28.

Обсуждение вопр.6 на с.146 после §28.

34.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья
Болезни и травмы органов дыхания.
 

Воспроизведение

Описывать приемы реанимации, первой помощи утопающему, при электротравме, при удушении заваливании землей.

Интеллектуальный уровень
 Объяснять целесообразность мер профилактики заболеваний дыхательной системы.

Характеризовать инфекционные и хронические заболевания верхних дыхательных путей.

 Анализировать содержание рисунков 

Описание содержания рисунков.

Участие в беседе

Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы

Выполнение л/р «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Пищеварительная система ( 7 часов)

35.

Питание и пищеварение

Воспроизведение
 Приводить примеры пищи животного и растительного происхождения.

Называть этапы пищеварения; значение кулинарной обработки пищи..

 Перечислять функции пищи.

 Приводить примеры питательных и балластных веществ в продуктах питания.

 Описывать этапы пищеварения.

Участие в беседе.

Обсуждение вопр.2 после §30.

Обсуждение вопр.4 и вопр.5 после §30.

36.

Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

Воспроизведение
 Узнавать на немых рисунках органы пищеварительной системы

 Описывать строение зубов; проявление функций органов ротовой полости.

Интеллектуальный уровень

 Устанавливать взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми функциями.

Объяснять правила ухода за зубами.

Обсуждение вопр.3 и вопр.4 после §30. 

Выполнение задания 2 на с.165.

Обсуждение вопр.6 

37.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке

Воспроизведение
 Описывать строение и расположение желудка и двенадцати перстной кишки; механизм действия ферментов.

Описывать состав желудочного сока.

Интеллектуальный уровень
 Устанавливать взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной кишки и выполняемыми функциями.    

Анализировать содержание рисунков  

Обсуждение вопр.2 на с.169.

Участие в беседе.

Обсуждение вопр.3, 4, 5,7, 8 на с.169.

Поиск информации о расположении пищеварительных желез.

38.

Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

Воспроизведение
Описывать механизм всасывания; роль печени в организме человека.

 Перечислять функции тонкого и толстого кишечника

 Называть и показывать по таблице расположение органов пищ. системы.

Называть симптомы аппендицита.

 Перечислять, чего нельзя делать при подозрении на аппендицит.

Интеллектуальный уровень
 Устанавливать взаимосвязь между строением тонкого и толстого кишечника и выполняемыми ими функциями.

 Анализировать содержание определение понятия - дисбактериоз

 Объяснять проявление функций печени.

Обсуждение вопр.1 на с.174.

Участие в беседе по таблице.

Выполнение задания после §33 на с.174.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Анализ текста учебника.

Обсуждение вопр.3 на с.174.

 

 

39.

Регуляция пищеварения

Воспроизведение
Приводить примеры безусловных и условных пищеварительных рефлексов.

 Описывать механизм выработки условных рефлексов.

Давать определение основным понятиям.

Интеллектуальный уровень
 Составлять схемы рефлекторных дуг пищевых рефлексов; механизмов гуморальной регуляции.

 Объяснять механизм возникновения ощущения голода и насыщения.

 Находить различия между условными и безусловными пищевыми рефлексами.

Характеризовать методы изучения пищеварения, разработанные И. П. Павловым.

Беседа по рисунку учебника.

Описание рисунка учебника.

Участие в беседе.

Обсуждение вопр.2 на с.177.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Участие в беседе

Поиск информации в энциклопедии.

40.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Воспроизведение
 Описывать условия, способствующие и затрудняющие пищеварение.

 Называть правила приема пищи.

Интеллектуальный уровень
Объяснять меры предосторожности заражения желудочно-кишечными инфекциями.

Характеризовать возбудителей желудочно-кишечных инфекционных заболеваний

Творческий уровень
Составлять рекомендации по использованию информации о продуктах питания.

Обсуждение вопр.2 на с.181 после §35.

Обсуждение вопр.1 на с.181 после §35.

Обсуждение вопр.6, 7, 8 на с.181. после §35

41.

Контрольно – обобщающий урок

Многоуровневое тестирование по темам:
Пищеварительная система. Дыхательная система.

Выделительная система (1 час)

42.

Выделение

Воспроизведение
Называть функции системы мочевыделения; факторы, влияющие на работу почек; меры профилактики болезней почек.

 Называть и показывать по таблице органы выделительной системы.

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки

Описывать строение и работу нефрона.

Интеллектуальный уровень
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями системы мочевыделения.

 Анализировать содержание рисунков.

 Находить отличия в составе крови, поступающей в почки и выходящей из почек.

Обсуждение вопр.1 на с.217 после §42

Обсуждение вопр.3 на с.217 после §42

Обсуждение вопр.2 на с.217 после §42

Поиск информации на основе анализа рисунка учебника.

Обсуждение вопр.4 на с.217 после §42

Обмен веществ и энергии (3 часа)

43.

Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни

Воспроизведение
Называть основные этапы обмена веществ.

 Перечислять функции белков, жиров и углеводов.

Интеллектуальный уровень
 Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды в организме человека.

 Анализировать содержание определений основных понятий.

Обсуждение вопр.3, 4, 5 на с.187 после §36

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Анализ текста учебника § 36 на с.184-185.

Выполнение упр. №145 и на с.60. 

44.

Витамины

Воспроизведение
Называть группы витаминов; продукты питания, в которых находятся витамины.

 Перечислять значение витаминов в организме.

Интеллектуальный уровень
 Пояснять разницу в понятиях гиповитаминоз и авитаминоз.

 Анализировать содержание рисунков учебника.

 Характеризовать группы витаминов.

Обсуждение вопр.1 на с.192 после §37.

Анализ содержания определений.

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка

Поиск информации для составления таблицы.

45.

Энерготраты человека и пищевой рацион

Воспроизведение 

Приводить примеры продуктов, содержащих незаменимые аминокислоты, нена-ые жирные кислоты.

Интеллектуальный уровень
 Выделять преимущества смешанного рациона.

 Различать основной и общий обмены веществ.

 Устанавливать зависимость между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

 Рассчитывать нормы питания.

Творческий уровень
 Аргументировать полученные результаты после оценки собственного режима питания.

Обсуждение вопр.3 на с.196 после §38. Обсуждение в.4 на с.196

Обсуждение вопр.1 на с.196 после §38.

Анализ самонаблюдений и расчета дневного рациона питания.

Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)

46.

Кожа - наружный покровный орган

Воспроизведение
 Описывать строение кожи.

 Перечислять функции кожи.

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты кожи.

Интеллектуальный уровень Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи.

 Анализировать содержание рисунков

Описание рисунка учебника.

Обсуждение вопр.1. 3, 4 на с.204 после §39.

Выполнение упр. №155 и на с.64

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

47.

Терморегуляция. Закаливание.

Воспроизведение
 Перечислять признаки теплового и солнечного ударов.

 Описывать изменения кожи при действии тепловых и холодовых рецепторов 

 Характеризовать приемы оказания доврачебной помощи.

 Анализировать содержание рисунков

Обсуждение вопр.1. 3, 4 на с.212 после §41.

Заполнение таблицы на с.213 учебника.

Поиск информации на основе анализа рисунка учебника.

 

 

48.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Воспроизведение
 Называть возбудителей, причины заболеваний кожи, гормональные нарушения.

 Называть меры помощи при химическом и термическом ожогах.

 Интеллектуальный уровень
Объяснять гигиенические требования к одежде и обуви.

 Определять тип кожи у себя и качество шампуня для воды определенной жесткости.

 Определять целесообразность применения приемов первой доврачебной помощи.

 Отбирать информацию для заполнения таблицы.

Обсуждение вопр. 6. 8 на с.208 после §40.

Обсуждение задания  №2 на с. 209 после §40

Обсуждение вопр. 4 на с.208 после §40.

Выполнение практического задания №2 и №3 на с.209.

Нервная система человека (5 часов)

49.

Значение и строение нервной системы.

Воспроизведение
 Описывать проявление функций нервной системы.

Интеллектуальный уровень
Структурировать содержание изуч. темы

 Анализировать содержание рисунков.

Творческий уровень
 Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное отражение объективного мира» 

Обсуждение вопр. 1-5 на с.208 после §40.

Выполнение упр. №166 на с.70 

Составление опорной схемы по ходу беседы.

Вып. упр. №168 на с.70 

Поиск информации на основе анализа рисунка

Обсуждение задания ! №1 на с. 222 после §41

50.

Спинной мозг.

Воспроизведение
Описать по рисунку и микропрепарату строение и функции спинного мозга.

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты спинного мозга.

Интеллектуальный уровень
 Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от горячего предмета.

 Показывать взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга.

Творческий уровень Прогнозировать последствия для человека при нарушении функций спинного мозга.

Описание рисунка учебника.

Выполнение упр. №173 на с.72

Выполнение упр. №170 на с.71.

Выполнение упр. №171 и №172 на с.71-с.72.

Участие в беседе

51.

Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок.

Воспроизведение
 Описать по рисунку строение головного мозга.

 Узнавать по немому рисунку структурные компоненты головного мозга 

Называть функции отделов головного мозга; долей коры больших полушарий.

Описание рисунка учебника.

Выполнение упр. №175 на с.73.

Обсуждение вопр.5-6 на с.234.

Выполнение упр. №177 на с.73 и №178 на с.74.

52.

Передний мозг.

Интеллектуальный уровень
 Сравнивать строение головного и спинного мозга.

 Отличать прямые  и обратные связи.

 Показывать взаимосвязь между строением и функциями отделов головного мозга.

 Анализировать содержание рисунков.

Творческий уровень
Прогнозировать последствия для организма при нарушении функций головного мозга.

  Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений;.

Выполнение задания ! №1 на с.230 после .§45

Обсуждение вопр.7 на с.234.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.

Выполнение задания  №1 на с.235 после .§46.

53.

Соматический и автономный отделы нервной системы.

Воспроизведение
Узнавать на рисунках расположение отделов автономной нервной системы.

 Описывать проявление функций симпатической и парасимпатической нервных систем.

Интеллектуальный уровень
 Объяснять механизм совместной работы симпатического и парасимпатического отделов (принцип дополнительности).

 Анализировать содержание рисунков

Интеллектуальный уровень
 Объяснять действие факторов на функциональное состояние нервной системы.

.Творческий уровень
 Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений

Описание рисунка учебника.

Участие беседе по рисунку учебника.

Выполнение упр. №180,  №181 и №182 на с.75..

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.

Выполнение лабораторной работы «Развитие утомления»

Анализаторы (4 часов)

54.

Анализаторы

Воспроизведение
Называть структурные компоненты анализатора.

Интеллектуальный уровень
Определять вид иллюзий.

 Объяснять значение анализаторов.

 Находить соответствие между функциями и частями анализатора.

 Выделять роль галлюцинаций для поведения человека.

 Отличать иллюзии от галлюцинаций.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Обсуждение вопр.2 на с.244.

Участие в беседе.

Анализ текста учебника.

55.

Зрительный анализатор
Предупреждение глазных болезней.
 

Воспроизведение
Описывать строение глаза, сетчатки, зрительного анализатора; механизм бинокулярного зрения.

Называть функции структур глаза.

 Узнавать по немым рисункам структурные компоненты глаза.

 Нарисовать ход лучей через прозрачную среду глаза.

Интеллектуальный уровень
 Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им функцией.

Различать близорукое и дальнозоркое зрение. 

 Объяснять целесообразность профилактических мер сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах глаза.

 Анализировать содержание рисунков.

 Подбирать информацию для заполнения таблицы из различных источников.

Описание содержания рисунка.

Обсуждение вопр.1-3 на с.248.

Выполнение задания 2 на с.248 после §49.

Участие в беседе.

Обсуждение вопр.1-3 на с.252 после §50

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Поиск информации о фокусировке лучей света при дальнозоркости и близорукости.

56.

Слуховой анализатор.

Воспроизведение
 Описывать строение органа слуха, механизма передачи звуковых сигналов.

 Узнавать по немым рисункам структурные компоненты органа слуха.

 Называть значение слуха для жизни человека.

Интеллектуальный уровень
Показывать взаимосвязь строения органа слуха и выполняемой им функцией.

 Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор».

 Анализировать содержание рисунков.

 Объяснять влияние на орган слуха и ЦНС громкой музыки.

 Определять остроту слуха на основе самонаблюдения.

   Характеризовать основные заболевания органа слуха.

Обсуждение вопр.3 на с.257 после §51.

Выполнение упр. №191 на с.79

Выполнение упр. №190 на с.79 в рабочей тетради.

Обсуждение вопр.1 на с.257 после §51.

Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника.

Обсуждение вопр.2 на с.257 после §51.

Поиск информации об источниках шума различной интенсивности

Обсуждение вопр.4 на с.257 после §51.

Выполнение задания !  на с.257 после §51.

Выполнение упр. №194 на с.79 в рабочей тетради.

 

57.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

Воспроизведение
 Называть расположение зон чувствительности в коре больших полушарий.

  Описывать строение и расположение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, органа вкуса.

  Узнавать по немым рисункам структурные компоненты вестибулярного аппарата.

Интеллектуальный уровень
 Объяснять механизм взаимодействия органов чувств, формирования чувств.

   Объяснять способы тренировки выносливости вестибулярного аппарата. 

    Объяснять влияние факторов внешней среды. 

Творческий уровень  Использовать несложный эксперимент для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

  Высказывать свою точку зрения о проявлении иллюзий.

Участие в беседе.

Описание содержание рисунка учебника.

Выполнение упр. №195 на с.81 в рабочей тетради.

Обсуждение вопр.6 на с.263 после §52.

Обсуждение вопр.3 на с.263 после §52.

Выполнение упр. №196 на с.81

Выполнение задания !  №2 на с.263 после §52.

Обсуждение вопр.2 на с.263 после §52.

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. (5 часов)

58.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Воспроизведение
Приводить примеры торможения рефлексов.

Интеллектуальный уровень
Характеризовать механизм выработки условных рефлексов.

 Анализировать содержание рисунков

Выполнение задания !  №1 и №2 на с.273 после §53

 

Поиск информации о проявлении индукции

59.

Врожденные и приобретенные программы поведения

Воспроизведение
 Приводить примеры врожденных и приобретенных программ поведения.

Интеллектуальный уровень
Объяснять механизм формирования динамического стереотипа.

  Анализировать содержание рисунков.

  Анализировать содержание основных определений.

  Характеризовать формы поведения человека

Творческий уровень  Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений;

Участие в беседе.

Выполнение задания !  на с.278 после §54.

Поиск информации на основе анализа содержания рисунка.

Анализ текста учебника.

Выполнение лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма»

60.

Сон и сновидения.

Воспроизведение
Описывать фазы сна

Интеллектуальный уровень
 Объяснять правила гигиены сна; влияние на организм нарушений сна.

Описание рисунка учебника

Экология человека.

61.

Речь и сознание.
Познавательные процессы.

Воспроизведение
Называть познавательные процессы человека; качества ума.

 Приводить примеры факторов, влияющих на формирование потребностей;

Интеллектуальный уровень
Различать потребности человека и животных.

 Объяснять разницу между активным воображением и пассивным; краткосрочной памяти и долгосрочной.

 Определять по описанию тип восприятия.

 Различать базовые потребности от вторичных; мышление от интуиции.

Обсуждение вопр.6, 14 на с.287 после §56.

Участие в беседе.

Обсуждение вопр.1 на с.287 после §56.

Обсуждение вопр.10, 12 на с.287 после §56.

Выполнение задания !  №2 на с.278 после §54.

62.

Воля, эмоции, внимание.

Воспроизведение
 Приводить примеры ситуаций проявления функций воли; аффекта.

Описывать физиологические основы внимания.

Называть этапы волевого действия.

Приводить примеры эмоций.

Интеллектуальный уровень
Анализировать содержания определений основных понятий

 Характеризовать основные виды внимания.

 Объяснять причины рассеянности на примерах жизненных ситуаций.

 Отличать проявление произвольного и непроизвольного внимания.

 Сравнивать понятия внушаемость и негативизм

 Сравнивать по самостоятельно выбранным критериям непроизвольное и произвольное внимание

Творческий уровень Использовать лабораторную работу, для доказательства выдвигаемых предположений. 

Обсуждение вопр.2 и 5 на с.292 после §57.

Обсуждение вопр.8 и 9 на с.293 после §57.

Анализ текста учебника §57

Выполнение задания  №1 на с.293 после §57.

Выполнение задания  №2 на с.293 после §57.

Участие в беседе.

Выполнение лабораторной работы «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

Железы внутренней секреции (2 часа)

63.

Роль эндокринной регуляции

Воспроизведение
 Называть органы эндокринной системы.

  Приводить органов эндокринной системы.

 Узнавать по рисункам органы эндокринной системы.

Интеллектуальный уровень
 Различать железы внешней и внутренней секреции; действие гормонов, витаминов.

 Доказывать единство нервной и гуморальной регуляций.

 Объяснять проявление свойств гормонов.

Обсуждение вопр.1 на с.301 после §58.

64.

Функции желез

Воспроизведение
Называть причины сахарного диабета.

Описывать симптомы нарушений функций желез внутренней секреции.

Интеллектуальный уровень
Доказывать принадлежность поджелудочной железы к железам смешанной секреции.

Характеризовать нарушения функций желез внутренней секреции.

Обсуждение вопр.9 на с.306 после §59.

Обсуждение вопр.11 на с.306 после §59.

Обсуждение вопр.2-3 на с.305 после §59.

III. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

65.

Жизненные циклы. Размножение.

Воспроизведение
Перечислять этапы жизненного цикла особи

  Узнавать по рисункам органы размножения

Интеллектуальный уровень
  Сравнивать  бесполое и половое размножение

   Характеризовать процесс оплодотворения

Обсуждение вопр.3 на с.306 после §60.

66.

Развитие зародыша и плода.

Воспроизведение
 Называть функции плаценты.

 Перечислять рефлексы новорожденных.

 Описывать режим беременной.

Интеллектуальный уровень         

 Доказывать справедливость биогенетического закона.

 Анализировать содержание основных понятий

 Анализировать содержание рисунков.

Обсуждение вопр.3 на с.317 после §61.

Обсуждение задания ! на с.317 после §61.

Обсуждение вопр.3 на с.306 после §60.

Анализ текста учебника.

Поиск информации о строении зародыша человека.

67.

Наследственные и врожденные заболевания.

Воспроизведение
 Называть меры профилактики заболеваний передаваемых половых путем.

 Описывать нарушения в организме при сифилисе.

Интеллектуальный уровень
 Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа

   Характеризовать наследственные и врожденные заболевания человека. 

   Выделять особенности заболеваний передаваемых половым путем.

Обсуждение вопр.5 на с.320 после §62.

Обсуждение вопр.3 на с.320 после §62.

Обсуждение вопр.4 на с.320 после §62.

Обсуждение вопр.1 на с.320 после §62.

68.

Развитие ребенка после рождения.

Воспроизведение
Называть типы темперамента

    Описывать изменения с юношами и девушками в процессе развития.

Сопоставлять понятия темперамент и характер 

Интеллектуальный уровень
 Анализировать содержание определений основных понятий.

   Различать понятия индивид и личность

   Характеризовать типы темперамента.

Обсуждение вопр.3 на с.324 после §63.

Обсуждение вопр.2 на с.324 после §63.

Выполнение упр.231 на с.93

Анализ текста §63

Выполнение упр.234 на с.93

Обсуждение вопр.5 на с.324 после §63.

69. – 70.

Интересы и склонности

Урок обобщения и систематизации знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – тематический план по биологии для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии, раздел "Неживая природа"  для 6 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....

Учебно – тематический план по биологии для 7 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии  для 7 класса, раздел "Растения. Грибы. Бактерии" в специальной  коррекционной школы VIII вида....

Учебно – тематический план по биологии для 8 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии, раздел "Животные" для 8 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....

Учебно – тематический план по биологии для 9 класса в специальной коррекционной школы VIII вида.

Учебно – тематический план по биологии, раздел "Человек"  для 9 класса в специальной коррекционной школы VIII вида....

Учебно-тематическое планирование по биологии 7 класс

Учебно -тематическое планирование к учебнику В.М.Константинова, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко "Биология" 7 класс...

Учебно- тематическое планирование по биологии

Материал содержит учебно - тематическое планирование по биологии по УМК под редакцией Пономарёвой И.Н. для 6-11 классов...

Учебно- тематическая карта по биологии

Самостоятельная работа учащихся по учебно - тематической карте. Тема "Углеводы"...