урок по Основам православной культуры "Икона как окно в вечность"
план-конспект урока на тему

разработка урока с использованием метода самостоятельного поиска знаний по новому материалу на тему "Икона как окно в вечность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primer_uroka_v_predst.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по предмету «Основы православной культуры»

Тема урока: Икона как «окно в вечность»

Тип урока: урок изучения нового материала

Средства обучения: текст учебника «Основы православной культуры», стр.37-43;

иллюстрации в учебнике;

 слайд-фильм по данной теме;

составленные учителем вопросы;

 вопросы к теме, данные в учебнике

Цель урока: понять назначение иконы, знать ее отличия от других изображений, расширить знания по основам православной культуры

Ход урока

Вступительная часть нового материала.  Работа с вопросами по тексту учебника.

 

Найдите в тексте учебника:

1. Что означало слово «икона» в далеком прошлом и

что означает сейчас? - (стр. 37). В чем вы видите различия?

2. Какими изобразительными знаками-символами пользовались первые христиане?      (стр.37-38)

3. Каково было назначение римских катакомб? (стр. 37)

Основная часть материала. Деление класса на группы. Задания по группам.

Задание № 1 (первая группа)

Задание № 2 (вторая группа)

Задание № 3 (третья группа)

Чем отличается икона от картины? (Стр.39 учебника.)

Какие правила иконописания существовали в древности? (стр.39, 43)

Чем различаются понятия «лик» и «лицо»? (стр.42-43)

Выслушиваются ответы учащихся из каждой группы.

Практическая часть материала. Рассмотрим иллюстрации на стр. 38 учебника. Какие подтверждения сказанному вами об иконе вы в них находите?

Что символизирует образ Богородицы в русском православии? - Беседа на основе прочитанного вслух текста учебника на стр. 40-42.  Демонстрация слайд-фильма «Иконы Божией Матери». Содержание слайдов.

Слайд 1

Образ Богородицы в русском искусстве занимает особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник - Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. В XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва. Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии. Икона «Покров Богородицы» 15в. Псков.

Слайд 2

 Православная иконография Богоматери. Иконография-совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения. В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования. Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божией Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи. Основные типы икон Богоматери: «Оранта», «Одигитрия», «Умиление» и «Акафистный».

Слайд 3

 Сюжеты, включавшие в себя изображение Богородицы, в христианском искусстве появляются довольно рано: уже в живописи катакомб мы находим сцены Благовещения (катакомбы Прискилы II в.) Первые иконы Богоматери появляются, по всей видимости, после Эфесского собора 431 года. Собор догматически утвердил за Марией право называться Богородицей т.к. через рождение Иисуса от Св. Духа Мария участвует в тайне Боговоплощения. Одним из ранних и наиболее распространенных в восточнохристианском искусстве был иконографический тип Богоматери на троне - Царицы Небесной. Икона «Богоматерь со святыми мучениками» 6 в. Синай.

Слайд 4

 Тип иконы «Оранта» ( от лат. orans молящийся) один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование «Знамение». Знамение это образ Благовещения

предзнаменование Рождества.

Слайд 5

 Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой держит свиток, реже книгу. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты или изображения в рост. Центром композиции является Христос, обращённый к зрителю, Богородица же, также изображённая фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. Основной смысл этого образа явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. Тип иконы «Одигитрия» К типу «Одигитрия» относятся такие, особо чтимые иконы, как Смоленская икона Божией матери, Тихвинская,

Иверская, Казанская.

Слайд 6

 Елеу́са (греч. милующая сострадающая), Умиление один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. На иконах Богородицы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона символизирует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. К типу «Умиление» относятся иконы Владимирской Божией Матери, Донской, ярославской и других. Тип иконы «Умиление»

                                           

 

Слайд 7

 Акафистный тип иконы Иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного свойства. Основный смысл икон этого типа - прославление Матери Божьей, основной акцент изображений - показать Матерь Божью как Царицу Небесную. « О тебе радуется». 17в. В основе иконы лежит идея космического прославления Богоматери "Богоматерь - Живоносный Источник." Включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника.

Слайд 8

 До сих пор православные люди считают, что иконы стоят на страже нашей земли. «Тихвинская икона хранит и благословляет северные пределы, - пишет и иеромонах Филадельф, - Иверская икона – южные. Смоленская ограждают Землю Русскую с запада. На востоке до края земли сияет лучами благодати, ограждая Российские Земли, Казанская икона Божией Матери. А в центре сияет образ Божией Матери Владимирской, написанной евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовало святое семейство».

Слайд 9

 Икона Смоленской Божьей матери Легенда гласит, что в Россию икона попала в середине XI века (в 1046 году), когда византийский император Константин IX Мономах благословил ею в дорогу свою дочь царевну Анну, ставшую женою князя Всеволода Ярославича. Икона стала родовой святыней русских князей, символом преемственности и династической близости Константинополя и Руси. Во время Отечественной войны 1812 г. икону из Смоленска привезли в Москву и в день Бородинского сражения вместе чудотворными иконами Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белого города и Кремля. Икона хранилась в Успенском соборе Смоленска. В 1941 году Смоленск захватили немецко-фашистские войска, икона была вывезена вместе с другими святынями. После освобождения города от оккупантов в 1943 г. икона найдена не была.

                                                              

Слайд 10

 В Казани в 1579 году, после пожара, уничтожившего часть города, десятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. День явления Казанской иконы 8 июля ныне общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона принявшая имя Мавра

Слайд 11

 Тихвинская икона имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий благословил им в день инаугурации В. В. Путина, когда 16 июля 2004 г. Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, куда 9 июля после 60 лет странствий за рубежом вернулась чудотворная Тихвинская икона. Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею». Тихвинская икона Божьей Матери.

Слайд 12

 Икона Владимирской Божьей Матери По церковному преданию, икону написал евангелист Лука на доске стола, за которым ел Иисус с Марией и Иосифом. Согласно легенде, попала она в Константинополь из Иерусалима в V веке. На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре, недалеко от Киева. Андрей Боголюбский перевёз икону Богоматери во Владимир, в 1155 году, где она хранилась в Успенском соборе.

Слайд 13

 Врата́рница - почитается как чудотворная. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно православному преданию. Написана она евангелистом Лукой. В IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен женщиной, проживавшей около города Никея, в море. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес ее, а утром она была обнаружена над воротами обители. Иверская икона Божьей Матери.

Слайд 14

Задача иконы. - Подведение итогов урока. В качестве вывода зачитывается второй абзац на стр.42 учебника. Высказывания учащихся о новом, полученном ими на уроке. Оценка их работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССАЦели урока:1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.2. Познакомить с христианским пониманием выражения...

Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"

Урок по основам православной культуры "Апостол Павел"...

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"

Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...