«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА
методическая разработка (7 класс) на тему

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

Цели урока:

1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.

2. Познакомить с христианским пониманием выражения «нести крест».

3. Воспитывать благоговейное отношение к Кресту как знаку исповедания веры в Христа                                 Спасителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

Цели урока:

1. Раскрыть смысл Креста как символа православной веры.

2. Познакомить с христианским пониманием выражения «нести крест».

3. Воспитывать благоговейное отношение к Кресту как знаку исповедания веры в Христа                                 Спасителя.

I. Вступительное слово учителя к теме.

Ребята, крест в качестве обозначения чего-либо известен людям давно, задолго до Рождества Христова. Древние люди использовали крест как символ космоса, одно время он заменял значения цифр, символизировал такие понятия, как земля - небо, пространство - время. Но только после пришествия на землю Спасителя, после Его крестной смерти крест возымел совершенно иное значение. Он стал символом христианства.

Крест – орудие казни, связанное с тяжкими страданиями Спасителя, но в то же время это цена и знамение нашей свободы, за которую оплачено муками, позором, кровью, смертью. Вот какова цена свободы человека от греха и вечной смерти.

II. Прослушивание баллады иеромонаха Романа «Ликует Рим».

III. Беседа на выявление восприятия.

- О чем вы узнали из песни?

- О силе креста.

- Какой силой он обладает?

- Оружие против зла.

- Что выражено в кресте для православных христиан?

- Преданность Господу, потому что Он был распят за грехи людей. Глядя на крест сердечными очами, мы видим на нем Сына Божия и понимаем, какой ценой прощены наши грехи.

- Почему же крещеные, верующие носят крест на груди?

- Он освящает сердце и открывает его Господу.

- Давайте вспомним, что такое крестное знамение?

- Осенение себя крестом правой рукой с призыванием имени Божьего.

- Как правильно совершать крестное знамение?

- Не торопясь, мысленно произнося: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа».

- А что оно означает?

- Троица, две природы Сына Божия, освящает ум, внутренние чувства и телесные силы.

- Когда, помимо храма и домашней молитвы, верующие осеняют себя крестом?

- Чтобы уходили болезни, для борьбы с демоническими силами. Осеняя себя крестом, православные люди призывают благодать Божию. Например, мать успокаивает свое дитя и благословляет его.

IV. Чудеса с крестами. Показ фотографий и краткий комментарий учителя к ним.

1. Во время освящения храма Христа Спасителя в Москве тысячи людей стали свидетелями чуда: облака, собравшиеся крестом, осеняли с неба купол восстановленного храма. Возрождение храма, претерпевшего страдания за веру, как и вся Православная Церковь, было ознаменовано чудом небесным.

2. Много-много лет назад крестьяне Ярославской губернии стали свидетелями явления с неба необычайно яркого света, уходившего в болото. Смельчаки решили посмотреть, откуда взялся светящийся столб. Подойдя ближе, они увидели крест с распятием. И было им указано построить на этом месте храм. Но место было не очень удобное, поэтому решено было воздвигнуть храм на сухом и высоком холме близ села. Начатые первые венцы сгорели в ту же ночь. Пришлось исполнить волю Божию. Десятки лет приходили в этот храм люди к распятию с поклонами и молитвами, и Животворящий Крест помогал им. При наступивших гонениях безбожники пытались уничтожить его: распилить, сжечь и т.д. Но сделать этого им не удалось. Ученые не могли определить, из какого материала сотворен этот крест. С виду – дерево, а по прочности – никакому металлу не уступит. И сейчас этот крест находится в селе Годеново Ярославской области, являя собой крепость веры Христовой тех, кто идет поклониться ему с надеждой на помощь Господа.

3.На Соловецком архипелаге есть живописный остров Анзер, известный своими великими подвижниками. По откровению Божией Матери гора на этом острове была названа Голгофой, а храм на ней – Распятия Господня. Иноки не могли предположить, что через два столетия эта гора действительно станет Голгофой для тысяч новомучеников: русских священников, монахов, иерархов нашей Церкви. Храм Распятия был превращен в тюремный «госпиталь», где от голода и жестокости мучителей погибали лучшие сыны России. И вот какое чудо явил Господь: Он Сам поставил крест над безымянными могилами. Это береза в форме креста. Посмотрите, вверх уходит высокий прямой ствол, а две крепкие ветки раскинуты в стороны. Этот нерукотворный крест воздвигся по Промыслу Божию, и мы можем видеть, как Господь любит тех, кто предан Ему, кто не отрекся от Него, кто с Ним нес крест свой.

V. Беседа по теме «Неси крест свой».

- Как вы понимаете выражение «нести крест свой»?

- Это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби. Это значит не роптать, а смиренно и терпеливо исполнять волю Божию.

- А легко ли нести свой крест?

- Нет. Надо готовить себя к труду, испытаниям болезнями, скорбями.

- Как нужно относиться к труду другого человека, который тоже несет свою ношу, – учителей, родителей?

- Бережно, помогать им, молиться за них.

VI. Иллюстрация «Неси крест свой». Демонстрация.

Господь и Ангел-хранитель всегда рядом с теми, кто несет свой крест. Разные труды и испытания посылает Господь, но главное – победить грехи и войти в Царствие Небесное. Врата в него узкие, и крест тяжел. Но как велика награда тому, кто, выдержав все испытания, не оставив своего креста, войдет в Небесный Иерусалим.

VII. Чтение учеником стихотворения М. Арбекова "Крест Христов":


Среди житейских треволнений,
Средь грозных бурь, среди невзгод,
Средь многочисленных сомнений
Есть светоч нам, есть нам оплот.


Красой он чудною сияет,
Где жизни цель, конец пути, –
То крест Христов; он озаряет,
Чтоб не во мраке нам идти,


Искать в нем сил и веры чистой,
И утешенья себе ждать,
И путь житейский, путь тернистый
Чтоб нам без ропота свершать.


К той цели нужно нам стремиться,
Терпенья, сил себе просить,
Чтоб и с усердием молиться,
И труд в пути переносить,


Чтоб о кресте воспоминанье
Тропой нас трудною вело
И чтоб ни горе, ни страданье
Надежды в нас не отняло:


И с христианскою любовью
Могли б мы ближним помогать,
За них, пожертвовавши кровью,
Могли отраду в том искать.

VIII. Рассказ учителя о новомучениках, сопровождаемый показом икон и портретов.

- А знаете ли вы, ребята, что самый высокий и тяжелый крест – это страдание за веру и Отечество? Принять такой крест Господь удостаивает немногих. Кого из таких людей вы знаете?

1. К новомученикам, за веру и Отечество пострадавшим, относятся святой царь-страстотерпец Николай II и члены его семьи. У них была возможность покинуть Россию и спасти свои жизни, но они решили остаться вместе со своей Родиной и народом, испить всю чашу страданий, им предназначенных. Царская семья безропотно переносила издевательства и благословляла своих мучителей.

2. В наше непростое время совсем еще юные, недавно крестившиеся православные воины тоже оказались мучениками за Христа, так как отказались снять свой нательный крестик и принять магометанство. Три месяца издевались враги над Женей Родионовым, заставляя отречься от своей Веры, но никакие пытки, никакие мучения не могли заставить воина Евгения отказаться от Бога. Он выбрал крест как символ непредательства, верности Господу. Его крестик так и остался на нем, и по нему узнала его мать.

При крещении каждому православному человеку надевают нательный крестик (неси крест свой), после ухода в мир иной водружают поминальный крест, который напоминает о том, что под ним лежит православный христианин.

3. Вспомните о священномученике Константине Богородском, который кровью своей запечатлел верность Богу. Враги Веры Христовой живьем закопали раненного священника, а он просил за них у Господа прощенья, «ибо не ведают, что творят». В течение нескольких десятилетий силы зла сравнивали его могилу с землей и уничтожали крест на ней, но находились люди, которые снова и снова восстанавливали могилу о. Константина и возжигали на ней неугасимую лампаду.

IX. Просмотр фрагмента из видеофильма об освящении креста, установке креста на купол храма и т.п.

X. Беседа по картине М. Нестерова «Русь на кресте».

- Ребята, не только каждый из нас несет свой крест, но и все мы вместе, весь наш народ. Есть народы и страны, жизнь которых проходит в довольстве и благополучии. Россия – это страна особенная, потому что взяла она крест свой тысячу лет назад. Много горя и страданий выпало на долю нашей Родины, но во время тяжких испытаний весь народ падал на колени пред Богом, каялся, постился, молился. И Господь миловал Россию. Помилует Он ее и сейчас, если сегодня наш народ снова обратится к Нему и поймет, что без Бога будущего у России нет. Посмотрите на эту картину. Такая неброская, скорее бедная красками природа средней полосы. Тихая речка, застывшая в своем течении, как Русь в годы безбожного лихолетья. На фоне знакомой каждому русскому человеку природы воздвигнуто Распятие Спасителя. Страна мучится на Кресте, как Сын Божий. И именно в этот страшный миг Господь ждет от нас покаяния. Идут русские люди к Кресту Господню, плачут, скорбят и просят у Него прощенья: и крестьянин в лаптях, и священник, и обезумевший отец с погибшим дитятею, и женщина-мать, и писатель Н.В. Гоголь – все, кто любит Россию и русский народ. Именно к народу русскому обращается из глубины XIX века поэт А. Майков:


Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог.

XI. Обобщение и заключение урока.

- Итак, что же это за слово – «крест»?

- Это – оружие, это – преданность Богу, это – любовь к Нему.

- Я хочу, ребята, чтобы каждый из вас понял, что крест – это не только защита, но и надежда на то, что вы понесете свой жизненный крест терпеливо, смиренно и мужественно.

Ученик читает стихотворение К. Романова:


Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем,
Мы Божью милость и любовь?

Домашнее задание (по желанию учащихся): сочинение-миниатюра «Мой нательный крестик».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ДЛЯ 7-ГО КЛАССА

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ключникова И.В.

г.Гуково. 2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по основам православной культуры "Православный храм. Икона"

урок проведён в рамках недели духовно - нравственного воспитания...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ ( «Основы православной культуры») для 5-го класса. Тема «Православный монастырь».

Тема разработанного мною урока есть  в программе А. Я.  Данилюк «Основы религиозных культур и светской этики». Предполагается  использование на уроке учебника А.В. Кураева «Основы...

Конспект урока по основам православной культуры на тему: "Христианская семья".

Открытый урок по ОПК в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по «Основам православной культуры»

Конспект  урока по «Основам православной культуры»     ...

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры.

Православные праздники. Презентация к уроку МХК, Основы православной культуры....

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Разработка урока по Основам православной культуры "Православная молитва"

Материал содержит разработку урока для 4 класса "православная молитва"...