информационная карта актуального педагогического опыта учителя
материал на тему
Информационная карта содержит описание опыта по теме «Использование технологии развития критического мышления для развития интеллектуальных способностей школьников в процессе обучения химии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ | ||||
I. Общие сведения | ||||
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности | |
Якунина Ирина Ивановна | МАОУ «СОШ № 17» города Губкина Белгородской области, 309183, Белгородская область, город Губкин, улица Королёва, дом №12а, (47241) 4 - 17 - 05 | Учитель химии, высшая квалификационная категория | 19 лет | |
II. Сущностные характеристики опыта | ||||
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Использование технологии развития критического мышления для развития интеллектуальных способностей школьников в процессе обучения химии». | |||
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Деятельность учащихся и учителя связаны с противоречиями: - между объемом информационного потока и отсутствием оптимальных инструментов для его усвоения; - между фронтальной формой обучения и индивидуальным характером познавательной деятельности учеников; - между ожидаемыми результатами деятельности учащихся и реальным уровнем подготовки выпускников; -между потребностью общества в творческой, саморазвивающейся личности и существующими методами обучения. | |||
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность опыта заключается: - в создании ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы); - в создании благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят); - в формировании положительной я – концепции личности (видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить); - в возможности поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, участие во внеклассных мероприятиях - в возможности каждого ученика видеть свой рост, то есть движение вперед в плане совершенствования. Обучение становится развивающим, формирует личные качества учащихся, при этом оно демократичное, гуманное, основано на сотрудничестве. | |||
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Технология развития критического мышления позволяет педагогу, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, создать на своем занятии атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. В психолого - педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательной технологии характеризуются переходом: - обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; | |||
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Эффективность процесса обучения зависит от самостоятельной активности учащихся: ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать и контролировать. Образовательный процесс строится на диалоге ученика и учителя, направлен на совместное конструирование учебной деятельности. Педагог должен знать индивидуальные психофизиологические особенности учащихся среднего и старшего возраста, сочетать разумную требовательность и строгость с глубоким терпением и уважением к личности каждого ребёнка, его мнению, точки зрения. Учитель должен располагать системой педагогической диагностики, с целью установления уровня интеллектуального развития ребенка. | |||
6.Результат изменений | Проведение диагностики по методике ШТУР показала, что у 20 % учащихся уровень развития интеллектуальных способностей повысился с низкого до нормального, у 26 % – с нормального до высокого уровня. На протяжении трёх лет качество обученности составляет 100 %, качество знаний по химии возросло от 59 % до 67 %. Учащиеся занимают призовые места в олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, конкурсах исследовательских работ муниципального, регионального и всероссийского уровней. | |||
7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Сдана в печать |
III. Описание инновационного опыта учителя
Ведущая педагогическая идея состоит в эффективности процесса обучения химии посредством внедрения в учебный процесс технологии развития критического мышления, которая позволит учащимся получить возможность индивидуального продвижения в обучении и создаст максимально благоприятные условия для развития интеллектуальных способностей учащихся.
Цель педагогической деятельности: формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- создание условий для развития аналитического мышления школьников;
- стимулирование самостоятельной поисковой, творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Урок учитель разбивает на этапы:
1. Вызов:
- актуализирует и обобщает имеющиеся у учащихся знания по данной теме;
- пробуждает интерес к изучаемой теме;
- побуждает ученика к активной деятельности.
2. Осмысление или реализация смысла:
- получение новой информации;
- осмысление новой информации;
- соотнесение новой информации с собственными знаниями.
3. Размышления или рефлексия:
- целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление еще непознанного – тем и проблем для дальнейшей работы (новый вызов);
- анализ всего процесса изучения материала.
Задачей первой стадии занятия является пробуждение интереса к изучаемой теме, актуализация знаний по теме и определение направления дальнейшего изучения или целеполагание. Для этого учитель использует целый ряд методических приемов: «Мозговой штурм», прогнозирование по ключевым словам, альтернативный тест (правильные или неправильные высказывания), кластер, таблица «Знаю–хочу узнать – узнал», гирлянда ассоциаций, загадки, ребусы, шарады, слайды презентации, видеофрагменты.
На стадии осмысления происходит знакомство с новой информацией. Важно на этом этапе организовать работу с новым материалом таким образом, чтобы ученики отслеживали собственное понимание новой информации, для этого используются: чтение текста с маркировкой и выделение ключевых слов подчёркиванием, «зигзаг», «продвинутая лекция», «тонкие и толстые вопросы», «ромашка Блума», «Фишбоун».
Задача стадии рефлексии - встроить новые знания в систему имеющихся сведений по теме, выработать отношение к ней и, если необходимо, наметить пути дальнейшего поиска по теме. Для реализации целей данной стадии используются различные методики рефлексии: маркировочная таблица, творческая работа – синквейн, возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждения, достраивание кластера из ключевых слов, перепутанные логические цепи, приём «Шесть шляп критического мышления».
Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.
IY. Экспертное заключение | |
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Распространение на уровне общеобразовательных учреждений школ города и района. Формы: мастер-классы, публикации, выступления на семинарах, конференциях, заседаниях ГМО учителей химии |
Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Щевцова Лариса Владимировна, тел. 4-17-05, seny65@rambler.ru, г. Губкин, улица Королёва, дом 12а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя
Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...
Информационный лист педагогического опыта по теме: «Воспитание патриотизма и готовности к защите Отечества у учащихся в средней общеобразовательной школе на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»
Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности преподавателя – организатора ОБЖ МБОУ «Староникольская СОШ» Красногвардейского района Оренбургской области»....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».
Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ права МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Саввиновой Елены Дмитриевны По теме: «Использование информационных технологий для повышения уровня п
Процесс формирования правовой культуры обучающихся осуществляется в условиях модернизации российского образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования,...