Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ права МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Саввиновой Елены Дмитриевны По теме: «Использование информационных технологий для повышения уровня п
материал по праву (10, 11 класс)

Саввинова Елена Дмитриевна

Процесс формирования правовой культуры обучающихся осуществляется в условиях модернизации российского образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в которых воспитанию обучающихся уделяется большое внимание.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Современный человек ориентирован на социальную успешность на ранних этапах социализации, когда формируются духовно-нравственные ценности, закладываются основы гражданско-правовой компетентности, приводящей к достижению поставленных целей в образовании и личной жизни. Это самый важный период становления личности, во время которого закладываются основы гражданско-правовой культуры, способствующей успешной социализации школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя  основ права

МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск»

Саввиновой Елены Дмитриевны

По теме:

 «Использование информационных технологий для повышения уровня правовой культуры обучающихся на уроках «Основы права»

  1. Актуальность и перспективность опыта для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Процесс формирования правовой культуры обучающихся осуществляется в условиях модернизации российского образования, реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в которых воспитанию обучающихся уделяется большое внимание.

Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Современный человек ориентирован на социальную успешность на ранних этапах социализации, когда формируются духовно-нравственные ценности, закладываются основы гражданско-правовой компетентности, приводящей к достижению поставленных целей в образовании и личной жизни. Это самый важный период становления личности, во время которого закладываются основы гражданско-правовой культуры, способствующей успешной социализации школьников.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования.

Повышение уровня правовой культуры обучающихся - одна из важнейших задач, которая сегодня стоит не только перед школой, но и перед всем обществом, так как формирование гражданского общества немыслимо без обеспечения в стране прав и свобод личности, а юридическая грамотность всего населения является необходимым условием существования правового государства.

Правовое образование должно стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством.

Актуальность проблемы повышения уровня правовой культуры обучающихся возрастает не только в связи с высоким динамизмом социальных процессов, происходящих в обществе, но и вследствие повышенных требований научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разобраться в разнообразной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, необходимы гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательная правовая позиция

Я считаю, что учитель должен ученику не только дать правовые знания, но и научить его пользоваться своими правами и свободами, грамотно защищать свои интересы, предупредить неправомерное поведение.

   Поэтому в своей работе я уделяю большое внимание именно активным и интерактивным формам обучения. Потому что именно активные методы это есть метод повышения мотивации ученика. Активные методы - активную позицию занимает ученик по отношению к учителю, другим обучающимся или индивидуальным средствам обучения (напр. компьютер, учебник, рабочая тетрадь). Интерактивные методы -ученик получает знание в результате взаимодействия с коллективом, группой.

Таким образом, интерактивные методы обучения представляют собой некоторую разновидность активных методов обучения. Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечение высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся,  их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной дисциплине.

И как современный учитель я широко использую на уроках ИКТ, т.е. информационно- коммуникационные технологии.

Таким образом, сегодня перед школой поставлены принципиально новые задачи, открылись творческие возможности. Получают широкое распространение многообразные эксперименты, создаются новые модели учебных планов, программ, идет апробация новых учебников. Все это определяет острую потребность более точных, объективных измерителей качества образования.

Особую роль в этом приобретают инновационные технологии, способствующие максимальной реализации познавательной и творческой активности школьника.  Применение компьютерных технологий обусловлено необходимостью поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Это направление, способствующее повышению активности учеников, формированию их творческого потенциала,    очень актуально на современном этапе.

Образованный человек, легко ориентирующийся в изменяющемся обществе, быстро осваивающий новые сферы деятельности, обладающий высоким уровнем толерантности, способный проанализировать любую ситуацию, оценить ее и принять соответствующее решение - это гражданин современного общества. Уровень развития общества, на сегодня, требует высокообразованных специалистов, людей творческих, способных к свободному мышлению. Это ставит перед педагогикой задачу выработать методы для развития такой конкурентно-способной личности. В последнее время эта задача успешно решается с помощью разработки и внедрения в образовательный процесс различных информационных технологий.

2.     Условия формирования ведущей идеи опыта

(возникновение и становление педагогического опыта)

Сегодня трудно жить в обществе, не зная юридических правил, призванных регулировать поведение людей. Почти каждый наш поступок, так или иначе, обусловлен правом и связан с ним. Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право, как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечить организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. И чем раньше школьники начнут изучать вопросы, связанные с правом, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.

    Непосредственной целью правового образования обучающихся является формирование их правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

    Формирование человека, обладающего правовой культурой – одна из важнейших граней моей педагогической деятельности. Чтобы понять, зачем юному жителю нашей страны знать правовые понятия и юридические термины, необходимо помочь ему осознать себя гражданином, каковым он является с момента рождения. Привлечь личность к осознанию самого себя гражданином можно только путем увлекательных урочных и внеурочных видов деятельности.

Значимым приоритетом в образовании на современном этапе является обучение и воспитание человека, гражданина, умеющего осуществлять устойчивый ценностный выбор, признающего окружающую данность, которая не подавляет интересов других людей, принимающий на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих. В этих условиях важно не только дать знания и научить детей применять их в жизненных ситуациях, но также необходимо научить их думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, содействующих раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика посредством использования ИКТ на уроках «Основы права», которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и воспитания.

В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные познавательные задачи. 

Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках «основы права» применять различные информационные технологии и электронные ресурсы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств. Это поможет реализовать идею повышения мотивации к обучению, и компьютер станет важным инструментом исследования, источником дополнительной информации, способом самоорганизации труда и самообразования, способом расширения зоны индивидуальной активности ученика.

Концептуальной основой инновационного подхода  является применение компьютерных технологий в работе с учениками, как в урочное, так и внеурочное время.

Использование компьютерных технологий  имеет целый ряд преимуществ перед традиционными уроками:

  • разнообразие форм подачи учебного материала;
  • автоматизация контроля знаний;
  • большая степень наглядности;
  • открытость для внесения изменений в процессе эксплуатации.
  • создание условий для более глубокого и качественного усвоения учащимися;
  • участие в конкурсах различного уровня.

Использование компьютерных технологий на уроках:

  • усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся; 
  • позволяет проводить уроки на высоком эмоциональном и эстетическом уровнях, обеспечивает наглядность, позволяет привлекать большое количества дидактического материала; 
  • в 1,5-2 раза повышает объем выполняемой на уроке работы;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (фактически индивидуализацию);
  • расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует потенциал и навыки исследовательской работы;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В целом все это способствует повышению, как качества образования, так и эффективности научно-исследовательской работы школьников.

Новизна опыта:

Новизна проявляется:

  • в применении на практике эффективных методик правового обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе.
  • в ориентации на конкретный результатсодержание гражданско-патриотического воспитания направлено на подготовку в воспитательно-образовательном процессе школьников, к формированию гражданских ценностей и компетенций, осознанного отношения к востребованности обществом и государством проявления их гражданских и патриотических качеств.

  1. Теоретическая база опыта

         Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечение гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.

Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение компьютерных технологий. Такой способ организации учебной деятельности позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность.

Современный урок требует от учителя владения техническими средствами обучения — использование на уроках компьютера, создание  мультимедийных презентаций — всё это позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным.

В нашей школе созданы комфортные условия для внедрения ИКТ  в учебно-воспитательный процесс кабинеты оснащены:

  • компьютерами, подключенными к локальной сети с выходом в Интернет,
  • мультимедийными проекторами,
  • установлены интерактивные доски.  
  • мобильный класс

         Ресурсы кабинетов используются учителями  и обучающимися  в следующих направлениях: - подготовка к урокам с использованием современных инновационных методов представления информации; - проведение интегрированных уроков, тестов, практикумов; - использование ресурсов Интернет для поиска информации, ориентированной на запросы учащихся. В своей работе я использую готовые программные продукты: «Консультант плюс»,  интернет-ресурсы (коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/, видео-урокиhttp://interneturok.ru/ru  ), текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала. 

  • Конституция Российской Федерации – основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан и др.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  • Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.
  • Закон РФ «Об образовании»;
  • Конвенция ООН «О правах ребенка»

4. Технология опыта

Главная задача учителя, на мой взгляд, сегодня состоит в том, чтобы создать необходимые психолого-педагогические условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение информационных технологий на уроках позволяет повысить интерес обучающихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, что использование информационных технологий на уроках отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан.

В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет внедрения интерактивных педагогических технологий, постоянного использования межпредметных связей, повышающих научный уровень образования; использования информационно - коммуникационных технологий, организации процесса личностного осмысления исторического опыта.

Свою педагогическую работу   я строю на принципах:

  • Принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую тему или событие, общественное явление)
  • Принцип научности (материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного юридического понятия, не должен носить только развлекательный характер)
  • Принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой обучающихся)

Я отбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности школьников. Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

  • Личностно-ориентированному обучению, так как в основе этого метода обучения лежит признание неповторимости, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика;
  • Проблемно-поисковому методу обучения, который  способствует обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
  • Использованию компьютерных технологий на всех этапах деятельности. Они повышают уровень учебной мотивации, развивают навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание обучающихся. В старших классах дети с удовольствием сами участвуют в этом процессе, составляя презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу.

Условия, способствующие эффективному осуществлению повышению уровня правовой культуры  обучающихся:

1. Интегративный подход:

  • метапредметная интеграция,
  • интеграция учебного и воспитательного процесса.

2. Взаимосвязанность и взаимодополнение традиционных и нетрадиционных форм работы.

Основными направлениями деятельности учителя «Основ права» в правовом воспитании являются:

  • урочная деятельность,
  • внеурочная деятельность,
  • работа с родителями.

Создание  развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. А именно:

  • создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
  • деятельностный характер обучения, т.е. включение обучающихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;
  • ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • организация продуктивной групповой работы;
  • обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;
  • усиление практической направленности школьного образования.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т.е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей. Наряду с традиционными способами повышения мотивации я отдаю предпочтение тем приемам, которые повышают внутреннюю мотивацию ребенка. При этом использую шесть правил:

  1. Стараться не навязывать учебных целей "сверху". Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  2. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка.
  3. Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  4. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.
  5. Как можно реже использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию соревнования можно переключить на игровые виды деятельности.
  6. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.

Эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности. В этом я убедилась при проведении собственных уроков истории и обществознания.

Уроки «Основы права» имеют большой воспитательный потенциал. Образовательный процесс организуется таким образом, что обучающийся постоянно ставится в ситуацию решения вопроса о том, как отнестись к данному юридическому термину. При этом он проводит фактический анализ и ценностно-оценочный анализ, определяя значение данного термина для развития общества, личности и т.д. Таким образом, учителем ставится цель выработать умение использовать при оценках систему общечеловеческих, социально значимых и личных ценностей, соотносить их, чтобы выработать ответственность за принятое решение.

При организации учебной деятельности с целью создания положительной мотивации обычно используются ценностно-проблемные ситуации, в которых ученик должен осуществить выбор. Обязательным этапом при ценностно-деятельностном подходе является этап коллективной познавательной деятельности, в ходе которого отрабатывается умение самостоятельно формулировать свою позицию, аргументировано защищать и обосновывать ее. При этом ученики должны иметь право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений. Причем мнение ученика не всегда совпадает с мнением учителя, происходит так называемый «конфликт ценностей». Учитель, не навязывая своего мнения, корректирует этот процесс на основе деятельности самосознания ученика.

Повышение качества обучения учащихся «Основ права» с применением информационных технологий, развитие  познавательного интереса и логического мышления, развитие ученика как личности  за счет использования элементов компьютерных технологий  в учебном процессе.

 Формирование активной личности в образовательном поле ФГОС, способной к самоопределению и  самореализации в современном обществе. Формирование компетентности в сфере самостоятельной  познавательной деятельности; совершенствование навыков исследовательской деятельности и умения извлекать нужную информацию из различных источников.

Применение ИКТ на уроках «Основ права» дает возможность: представить более наглядно разнообразный биологический материал; работать с интерактивными таблицами;   выполнять тестовые задания разного уровня.  Демонстрация учебных фильмов способствует расширению кругозора учащихся.

Информационные  средства  обучения помогают в решении следующих дидактических задач:

- усвоить базовые знания по предмету;

 - систематизировать полученные знания;

 - сформировать навыки самостоятельной работы;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к обучению в целом и к биологии в частности;

 - обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

Анализ результативность опыта

Положительная динамика в развитии креативности личности отслеживается по следующим показателям:

1. Мотивированность обучающихся на познавательную деятельность.

2. Готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

3. Удовлетворенность обучающихся результатами своей деятельности.

При работе на уроках обучающиеся не боятся высказывать личное мнение, более уверенны в своих знаниях и способностях, умеют размышлять, решая проблему. Они способны анализировать и находить выходы из различных ситуаций. Дети самостоятельно мыслят, выдвигают гипотезы, аргументировано их доказывают, оценивают свои и чужие предположения. Эти дети способны сделать самооценку, проводя рефлексию.

1) положительная динамика результатов по предмету; процент качества знаний обучающихся по итогам внешнего мониторинга

2) использование ИКТ обучающимися при составлении докладов, рефератов, исследовательских работ, презентаций к урокам;

3) участие и победы в конкурсах исследовательских проектов различного уровня.

Возможность тиражирования.

С публикациями о представленном собственном  инновационном педагогическом опыте можно познакомиться на личном сайте учителя    http://nsportal.ru/savvinova-elena-dmitrievna

Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы  работы с учащимися

Основные формы и приемы работы с учащимися представлены на различных семинарах, научно – практических конференциях, показаны на открытых уроках ОУ и во время  выступление на республиканских семинарах и форумах вечерних школ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителягеографии МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск». Сергеевой Дарии григорьевны

Правильная организация учебного процесса находится в прямой зависимости от подготовленности каждого ученика к обучению географии, от уровня его обучаемости. Как правило, учащиеся неодинаково подготовл...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».1.     Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденци...

Представление собственного инновационного педагогического опыта учителя основ безопасности жизнедеятельности МОБУ «Центр образования» Городского Округа «город Якутск» Соловьева Петра Владимировича

laquo;Использование методов обучения для повышения мотивации обучающихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» Метод обучения - это система регулятивных принципов и прави...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Технический лицей Н.А. Алексеевой» ГО «город Якутск» Тарасовой Надежды Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта: «Системно-деятельностный подход в обучении физики».Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития обр...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физики МОБУ «Центр образования» ГО «город Якутск» Титовой Натальи Аркадьевны.

На современном этапе развития промышленности и технологии страна испытывает необходимость в квалифицированных кадрах. Не только в инженерах, но и подготовленного к современным реалиям рабочего класса....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МОБУ «Центр образования» ГО«город Якутск» Семеновой Саргыланы Егоровны

Развитие современного общества ставит  перед образованием новые требования. Для того чтобы быть успешным молодым людям необходимо уметь развиваться, быть гибким, уметь добывать новые знания и уме...