РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В СВЕТЕ ФГОС
статья по теме
ФГОС, рефлексия, целепологание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pavlichenko_m.a._statya_v_vgpu_refleksiya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕФЛЕКСИЯ НА УРОКАХ В СВЕТЕ ФГОС
Павличенко М.А.
mipavl@mail.ru
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным учреждением отдельных предметов г.Россоши
Наша школа является участником РЕГИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «Создание и распространение инновационных образовательных моделей, способствующих эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов». С 1 сентября наши пятиклассники учатся соответственно нового государственного стандарта (ФГОС ООО). Учатся дети, а учим, их мы учителя, которые в 80%, составляют тех, чей стаж более 15 лет и это значит, что новые стандарты обучения и для нас являются новыми.
По словам руководителя проекта по разработке ФГОСов Александра Михайловича Кондакова «Стандарты второго поколения невозможны без учителя второго поколения»! В новых Стандартах сформулированы требования к современному учителю: во-первых, это профессионал, который:
- демонстрирует универсальные и предметные способы действий
- инициирует действия учащихся
- консультирует и корректирует их действия
- находит способы включения в работу каждого ученика
- создаёт условия для приобретения детьми жизненного опыта
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но при всём многообразии – урок остаётся главной формой организации учебного процесса. И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами второго поколения, урок должен стать новым, современным!
Современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока. Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Для меня, учителя преподающего информатику у трех 5 классов, это стало приоритетным. Один из этапов урока – рефлексия.
Рефлексия на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). Причем ее можно проводить в зависимости от типа урока в конце, в середине или же даже в самом начале. Используя рефлексию, учитель имеет возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учениками учебного материала, особенности их психологического состояния (степень усталости, утомляемости, заинтересованности), отношение к изучаемому материалу и уроку в целом с помощью обратной связи.
Рефлексия помогает создать условия для самовыражения учащихся, инициирует разнообразные виды деятельности.
При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
Классификация рефлексии:
1) По содержанию: устная и письменная.
2) По форме деятельности:: индивидуальная, групповая, коллективная.
3) По способам проведения: анкетирование, опрос, рисунок и т. д.
4) По функциям: физическая (успел - не успел, легко - тяжело), сенсорная (интересно-скучно, комфортно-дискомфортно), интеллектуальная (что понял -не понял, какие затруднения испытывал).
Любой учитель хочет заинтересовать учеников своим предметом в целом или же отдельными темами, заданиями выбор интересной рефлексии даст возможность оценить степень заинтересованности. Какие же типы и виды рефлексии можно использовать на уроке:
- Использование различных изображений;
- рефлексия, построенная по принципу незаконченного предложения;
- вариант небольшой анкеты (Я работал – активно-пассивно);
- в виде таблицы +, _-, могу, не могу, хочу, не хочу;
- синквейн на основе изученного материала;
- Оценочная лесенка;
- Если в классе есть интерактивная доска:
- то можно использовать маркер доски, выбрать понравившийся знак (солнце, флажок и т.д.);
- использовать принцип игры Дартс;
- поставить себя на определенную ступень;
- использовать тип интерактивной диаграммы.
Для себя я выделила и рефлексии на основе психологической составляющей. выбор цвета, выбор предмета, нарисовать какого либо животного и т.д.
Рефлексия позволяет учащемуся оценить свои знания сделать собственные выводы. Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче. В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки в свете ФГОС ООО
Примеры составления конспектов уроков, отвечающих требованиям ФГОС ООО....
Инновационные педагогические технологии. Современный урок в свете ФГОС.
Введение ФГОС второго поколения потребует использования индивидуально- (личностно-, субъективно-) ориентированных технологий с целью построения индивидуальной образовательной траектории учащегося.Как ...
Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Доклад «Современный урок в свете ФГОС»
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Урок в свете ФГОС
Предметно-тематические карты урока, технологические карты урока, методические рекомендации учителю, структура урока по ФГОС...