Школа молодого специалиста Контроль знаний
учебно-методический материал на тему

Мишина Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ШМС Контроль знаний40.5 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

Занятие №5

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Цель проведения занятия:

1 .Дать понятие методов контроля

2. Определить назначение контроля и предъявляемые к нему требования

3. Выделить основные формы контроля

Ход занятия

1. Теоретическая часть

1. Методы контроля

Методы контроля - это способы деятельности преподавателя и студентов, в ходе которых выявляются усвоение учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и навыками.

В средних специальных учебных заведениях основными методами контроля знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая проверки, стандартизированный контроль.

Цели контроля определяют выбор методов, при этом следует учитывать, что названные методы могут применяться во всех видах контроля.

Только правильное и педагогически целесообразное сочетание всех методов контроля способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса. Устный опрос - наиболее распространенный метод контроля знаний студентов. Устный опрос требует от преподавателя большой предварительной подготовки: тщательного отбора содержания, всестороннего продумывания вопросов, задач и примеров, которые будут предложены, путей активизации деятельности всех студентов группы в процессе проверки, создания на занятии деловой и доброжелательной обстановки. Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос.

Фронтальный опрос проводится в форме беседы преподавателя с группой. Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь всех студентов группы. Вопросы должны иметь преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к самостоятельной мыслительной деятельности.

Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Для того, чтобы группа слушала ответ своего товарища, опытные преподаватели используют разные приемы. Например, студентам предлагается составить план ответа, оценить (проанализировать) ответ (полноту и глубину, последовательность, самостоятельность, форму). Можно проводить подобную работу в виде рецензирования ответа товарища.

Заключительная часть устного опроса - подробный анализ ответов студентов. Устный опрос как метод контроля знаний, умений и навыков требует больших затрат времени, кроме того, по одному и тому же вопросу нельзя проверить всех студентов. Поэтому опытные преподаватели в целях рационального использования рабочего времени проводят комбинированный, уплотненный опрос, сочетая устный опрос с другими методами: с письменным опросом по карточкам, с самостоятельной работой. Письменная проверка наряду с устной является важнейшим метолом контроля знаний, умении и навыков студентов. Однородность работ, выполняемых студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, попытает объективность оценки результатов обучения.

Письменные работы по содержанию и форме в зависимости от дисциплины могут быть

самыми разнообразными: диктаты (математические, химические, чертежные, технологические и др.), сочинения, ответы на вопросы, решение задач и примеров, составление тезисов, выполнение различных чертежей и схем, подготовка рефератов. По продолжительности, письменные контрольные работы могут быть кратковременными (7-15 мин.), и более длительными, но не свыше одного академического часа (за исключением сочинений по литературе).

Для обеспечения большей самостоятельности в выполнении контрольных работ рекомендуется предлагать группе несколько вариантов проверочных заданий. Для проверки и оценки контрольных письменных работ проводится анализ результатов их выполнения, выявляются типичные ошибки, причины, их вызвавшие неудовлетворительные оценки.

Практическая проверка занимает особое место в системе контроля. Этот метод используют при изучении общеобразовательных и общетехнических дисциплин, но наиболее широко - специальных дисциплин, на лабораторных и практических занятиях, при выполнении курсовых и дипломных проектов, при прохождении производственной практики.

Для практической проверки предлагаются самые разнообразные задания: провести различные измерения, осуществить сборку, разборку, наладку машин и механизмов, определить причины неисправности, настроить прибор, разработать техническую документацию, изготовить конкретное издание, выполнить практическую работу, проанализировать производственную ситуацию, поставить эксперимент и т.д.

Широкое применение для контроля находят профессиональные задачи (технологические, диагностические, экономические, и др.), деловые игры.

Практическая проверка - это ведущий метод контроля в период производственной практики. Контроль, знаний, умений, навыков осуществляется как в ходе выполнения студентами конкретной производственной деятельности, так и по ее результатам. Стандартизированный контроль предусматривает разработку тестов. Тест состоит из двух частей - задания и эталона. Задание выдастся студентам для выполнения, эталон представляет собой образец правильного и последовательного выполнения задания. Сравнивая эталон с ответом студента, можно объективно судить о качестве усвоения учебного материала.

В педагогической практике тестовая проверка знаний осуществляется в форме ответов студентов на различные вопросы, записанные па специальных карточках-заданиях. Правильность ответа можно проверять двумя способами: с помощью машинного и безмашинного контроля.

При машинном контроле ответы кодируются и вводятся в контролирующее устройство, где они сравниваются с эталонами, и машина на основе заданного критерия выдает оценку.

При безмашинном контроле ответы студентов на вопросы задании тоже кодируются, но проверяет ответы преподаватель при помощи различных приспособлений - шаблонов. Тестовый контроль дает возможность при незначительных затратах аудиторного времени проверить всех студентов. Основной недостаток этого контроля - ограниченность применения: с его помощью можно проверить только репродуктивную деятельность студентов знакомство с учебным материалом и его воспроизведение, поэтому он наиболее применим в процессе текущего контроля.

2. Назначение контроля и предъявляемые к нему требования

Контроль знаний и умений студентов - один из важнейших элементов учебного процесса.

Контроль знаний и умений студентов выполняет в процессе обучения проверочную, обучающую, развивающую, воспитательную и методические функции, наиболее важная и

специфическая - проверочная функция.

Правильно организованный контроль знаний и умений служит как целям проверки, так и

целям обучения.

Поэтому обучающая функция - другое важное предназначение контроля. В ходе выполнения контрольных заданий происходит повторение и закрепление, совершенствование приобретенных ранее знаний путем их уточнения и дополнений, студенты переосмысливают и обобщают пройденный материал, используют знания в практической деятельности.

Развивающая функция контроля заключается в том, что он дает большие возможности для развития личности студента, формирования его познавательных способностей, так как в этом процессе происходит напряжение умственной деятельности. При любой проверке студентам необходимо воспроизводить усвоенное, перерабатывать и систематизировать имеющиеся знания, делать выводы, обобщения, приводить доказательства, что эффективно содействует развитию обучаемого.

Контроль знаний и умений решает и воспитательную функцию, т.к. он всегда глубоко затрагивает эмоциональную сферу личности. Контроль дисциплинирует студента, воспитывает у него чувство ответственности за свою работу, приучает к систематическому учебному труду, стимулирует регулярную активную учебную деятельность, серьезное и добросовестное отношение к ней.

Контроль знаний и умений выполняет методическую функцию. Его процесс и результаты очень важны для совершенствования работы самого преподавателя. Контроль позволяет оценить методы преподавания, увидеть его сильные и слабые стороны, выбрать оптимальные варианты обучающей деятельности.

Контроль дает необходимый учебный и воспитательный эффект при соблюдении ряда требований. Контроль должен быть:

-планомерным и систематическим, т.е. осуществляться в соответствии с запланированным ходом учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы обучения.

- объективным, позволяющим реально и сопоставимо оценивать успехи и недостатки учебной деятельности студентов, правильно установить степень овладения знаниями и умениями, исключающими субъективные оценочные суждения, основанные на недостаточном изучении студентов.

- всесторонним, т.е. наиболее полно выявлять фактический уровень усиления студентами учебной информации, охватывать все разделы программы, обеспечивать проверку не только предметных знаний, но и усвоение мировоззренческих идей, обще учебных и специальных умений и навыков

- педагогически тактичным, осуществляться в спокойной деловой обстановке.

7.   Формы контроля

Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений студентов: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые и переводные, а также государственные экзамены.

2. Практическая часть

Молодым специалистам предлагается методическая разработка урока информатики по теме «Основные понятия теории графов. Базовые сетевые топологии и комбинированные топологические решения» (методическая цель урока - показать применение на уроке различных форм контроля знаний; тип урока - урок контроля знаний) для проведения анализа применения различных форм контроля на соответствующих этапах урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы "Школы молодого специалиста"

Ежегодно на базе Алданского детского дома действует "Школа молодого специалиста", основной целью которой является оказание методической помощи начинающим педагогам и создание условий для их успешной а...

ПЛАН РАБОТЫ Школы молодого специалиста на 2018 – 2019 учебный год

Цель: организовать работу с молодыми учителями, оказать методическую помощь в их профессиональном становлении....

материалы работы в "Школе молодого специалиста"

Как стать профессионалом? Какие качества необходимо развивать? Что необходимо знать, чтобы быть уверенным в своей професии?...