Развитие детского творчества
статья на тему

Шершнева Елена Ивановна

Развитие детского творчества через рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_detskogo_tvorchestva.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие детского художественного творчества

                              в рисовании.

Изобразительная  деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. А для этого необходимо накопление и расширение личного опыта ребенка, полученного им непосредственным путем через органы чувств. Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми ее направлениями.    

Хотелось бы более подробно поговорить о рисовании. На занятиях необходимо развивать активность, самостоятельность и творчество детей. Следует побуждать их вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже рисовали, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.

 Дети каждый день открывают для себя окружающий мир.   Изобразительная деятельность  должна быть тесно связана с ознакомлением детей с окружающим  миром (Познание).  Необходимо обеспечение взаимосвязи рисования с разными  образовательными областями с целью обогащения впечатлений детей, расширения впечатлений о предметах и явлениях действительности. Побуждать передавать  в рисунках красоту окружающих предметов природы, например: голубое небо с белыми облаками; кружащиеся  на ветру и падающие на землю разноцветные листья или снежинка и т.п.  

   Важное  значение имеет взаимосвязь занятий по рисованию с работой по развитию речи  (коммуникация). На этих занятиях детям мы читаем сказки, рассказы, разучивают с ними стихи. У ребят развиваются речь, мыслительные способности, художественно-образные представления. Когда впоследствии дети рисуют, изображения на темы сказок, рассказов, стихотворений, активизируется их фантазия, стремление выразить своё отношение к тому, что узнали на занятиях по развитию речи, в изобразительной форме. Чтобы передать тему сказки, стихотворения, дети должны вспомнить содержание; с целью активизации речи в начале занятия можно предложить им объяснить, что и как они нарисуют, а по окончании работы - рассказать о своих произведениях и о работах товарищей, оценивая их и мотивируя свою оценку. Например: малыши с удовольствием читают стихотворение А. Барто «Флажок». А затем рисуют этот яркий флажок или много флажков.  Дети знакомятся с детской книгой, её созданием. Воспитатель рассказывает о том, как возникает детская книга, кто над ней работает (писатель, редактор, художник, рабочие-печатники)  и др., устраивается выставка детских книг. После этого детям предлагается игровая ситуация: каждый ребёнок- художник и должен нарисовать обложку к своей любимой сказке (книге). Результаты получаются интересными, дети проявили выдумку и фантазию. Выставку оставляют на несколько дней в группе  и дети часто обсуждают и рассматривают рисунки.

Особенно важное  значение  для воспитания и развития ребенка имеет связь занятий рисованием с игрой. Разносторонняя связь повышает интерес детей и к изобразительной деятельности, и к игре. Так как игра (социализация) – ведущий вид деятельности дошкольников.  И в игре, и в изобразительной деятельности дети отражают впечатления об окружающей жизни. Используются разнообразные формы связи изобразительной деятельности с игрой: игровые ситуации, игровые приёмы; дети создавали рисунки,  которые затем можно использовать  в разных играх (например красивая салфетка в кукольный уголок  и другие украшение для кукольной комнаты),  декорации и маски для игр-драматизаций и др., рисовали игрушки.

Осуществляется связь рисования с дидактическими играми, в процессе которых дети приобретают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, величине, необходимые для того, чтобы изобразить эти предметы в художественном творчестве.

Процесс обучения изобразительной деятельности в детском саду необходимо формировать у детей изобразительные умения и навыки, включающие технику рисования, формирующие движения, обобщенные способы действия и регуляции рисованных движений (по силе, размаху, скорости).

Хотелось бы немного сказать о нетрадиционных техниках рисования.

 В последнее время воспитатели используют на занятиях по

рисованию необычные материалы, оригинальные техники которые  позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

 Когда дети рисуют они  часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Начиная с раннего возраста, нужно побуждать детей к творчеству, учить видеть мир в живых красках. Вначале с детьми можно обыграть сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Ведь в  раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому нужно зажечь в детях огонек творчества. Существует много различных видов техник, но знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования лучше с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий.

Так же в своей работе можно использовать технику «тампонирование». Делают тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».

Хорошо развивают воображение игры с кляксами (кляксография). Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Дети рассматривают изображение, определяют: «А на что же это похоже? » дорисовывают недостающие детали.

Таким образом, использование нетрадиционных видов техник помогут интересно организовать творческий процесс на занятиях изобразительной деятельностью.

В младших группах детского сада на уроках рисования необходимо развивать восприятие, обогощать сенсорный опыт путем выделения формы предметов. Формировать умение различать цвета карандашей, знакомство с оттенками, правильно называть их, рисовать разные линии (длинные, короткие, горизонтальные, волнистые). Подведение детей к изображению предметов разной формы (округлая, прямоугольная) и предметов, состоящих из комбинаций разных форм и линий (неваляшка, снеговик, вагончик).  Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции. Необходимо учить  располагать изображение по всему листу.  Так же необходимо формировать умение держать карандаш и кисть свободно: карандаш тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника. Необходимо формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно не наклонятся низко над листом бумаги, свободная рука придерживает лист бумаги). Очень важно формировать умение бережно относится к материалам, правильно их использовать, класть на место.

В средней группе надо привлекать внимание детей к передаче соотношения предметов по величине (дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста). Следует обратить внимание на декоративное рисование, необходимо сформировать умение создавать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Формировать представлений о том, как можно смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.

В старшей  и подготовительной группе необходимо совершенствовать умение передавать в рисунках образы предметов, персонажей сказок. Привлечение внимания детей к отличиям предметов по форме, величине, к передаче этих отличий в рисунках. Привлечение внимания детей к тому, что предметы могут по разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, дерево в ветреный день наклоняться и.т.д.). Формировать умение передавать в рисунке движения фигур. Подведение детей к созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и литературных произведений. Привлекать умение детей к соотношению по величине разных предметов в сюжете ( дома большие, деревья высокие и низкие, люди меньше домов, но больше растущих на лугу цветов). Развивать умение располагать на рисунке предметы так, чтобы они не загораживали друг друга. Так же продолжать знакомить с изделиями народных промыслов, побуждать создавать изображения по мотивам народной росписи.

В завершении хотелось бы сказать, что создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; при этом уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали; учится осознано использовать изобразительные навыки и умения. Занятия рисованием создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и взрослыми; выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение.                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральное образовательное пространство, как средство развития детского творчества

Статья об Образцовом художественном коллективе детском музыкальном театре-студии «Гармония» МОУ СОШ № 40 им. М.К.Видова...

Использование нетрадиционных приемов работы с бумагой и техники в развитии детского художественного творчества у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную о...

Знакомство с личностью писателя как непременный элемент развития интереса к его творчеству и побудительная причина реализации детского творчества

Коллеги! В этом материале вы найдёте разработку урока по поэзии Лермонтова в 7 классе, некоторые моменты внеклассных мероприятий, посвящённых юбилеям поэтов, писателей. Ещё я познакомлю Вас с такой не...

Методическая разработка "Роль хореографии в развитии детского творчества"

В любом ребенке от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо на...

Развитие детского творчества и игрового замысла

Первоначальные ростки творчества могут появиться в различной деятельности детей, если для этого созданы необходимые условия....

Благодарственное письмо за организацию и проведение конкурса букетов «Краски осени», за развитие детского творчества

Благодарственное письмо за организацию и проведение конкурса букетов «Краски осени», за развитие детского творчества...