Образовательная программа "Родное село"(туристско-краеведческой направленности)
рабочая программа на тему
Программа по внеурочной деятельности, рассчитанная на среднее звено
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istok_2.doc | 215.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2 с. Приволжье
муниципального района Приволжский Самарской области
РАССМОТРЕНО Руководитель МО учителей естественных и исторических наук _____ Н.В.Краснова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________О.А. Князева | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 2 с. Приволжье ______Л.Ю. Сергачёва |
Образовательная программа
« Родное село»
(туристско-краеведческой направленности)
Авторы: М.Ю. Фомина, И.А. Дёмина учителя истории и обществознания
ГБОУ СОШ №2 С. Приволжье Самарской области
с. Приволжье, 2013-2014
Прошедшее нужно знать не потому,
что оно прошло, а потому, что
не умело убрать своих последствий.
В.О. Ключевский.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы значительно снижается интерес к истории родного края, теряется связь времени, идет отторжение от культурного наследия, с исчезновением мелкопоместных усадеб забывается такое понятие как локальность исторических процессов. За каждым разрушенным зданием судьба человека, целого рода. Изучение истории народа не может вестись в отрыве от изучения его языковой культуры. На этих принципах основана данная программа.
В программе под названием « Исток» мы отдаём предпочтение соединению 3 основных дисциплин: краеведению, литературе и туризму.
Краеведение – развитие познавательных интересов через изучение культурно- исторических, экономических, этнографических особенностей.
Литература - нравственное воспитание личности, социализация в жизнь, знакомство с русской национальной культурой, создание образовательной среды становления и развития через освоение культуры своего края и определения себя в этой сфере.
Туризм - воспитание человека, в котором гармонично сочетаются все стороны человеческой личности: интеллектуальная и эмоциональная.
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Программа предусматривает обучение с 12 лет и до 16 – 17 и является общеобразовательной дополнительной программой среднего (полного) общего образования.
В программе последовательно по годам обучения идет усложнение предусмотренных задач теоретического и практического циклов.
Механизмы практического краеведения включаются поэтапно. В соответствии
с общими задачами объединения, каждый год обучения решает свои этапные задачи. Между каждым разделом существует преемственность, логическая взаимосвязь в содержании теоретического и практического материала.
Материал программы систематизирован по основным этапам краеведческой деятельности.
Программа предусматривает создание базы разносторонней подготовленности: краеведческой, языковой, исследовательской, теоретической.
На всех годах обучения главной является исследовательская работа.
1-й год обучения включает элементы краеведческих исследований – это небольшие путешествия – экскурсии, составление простейших карт- схем, исследовательских дневников, записей.
На следующих годах – прохождение исторических маршрутов, составление топонимических карт, научных пособий, схем, работа в архивах, библиотеках, в музеях.
На теоретических занятиях постигают знания по истории и литературе,
учатся методике написания научных работ, получают знания по риторике и языковой культуре, обучаются элементам работы со специальной справочной литературой.
На практических занятиях изучают туристические и экскурсионные объекты района, края.
На первом году обучения наполняемость группы – 10 –12 человек.
Начиная со второго года обучения, предусмотрено углубление по направлениям: сначала групповой метод исследования (для каждой группы - 2-3 человека – определена тема исследования), а затем личностно- ориентированный индивидуальный (каждый работает по своему маршруту).
Последняя часть программы предполагает развитие творческой активности для самореализации личности. На этом этапе используются разные подходы в работе: коллективные, индивидуальные консультации, встреча с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, запись воспоминаний, организация работы с государственными учреждениями и общественными организациями, социологические исследования, создание баз данных, составление хроник, очерков по истории населенных пунктов, издание методической литературы, исследований участников программы.
Итог – участие в научных чтениях, конференциях, дискуссиях, в конце года – творческие отчеты.
2. ЦЕЛЬ:
ОБУЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ МЕТОДАМ РАБОТЫ
В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ.
3. ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- ПОВЫСИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ
УРОВЕНЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ;
- РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ПОСТИГАТЬ
КУЛЬТУРУ ОБЩЕСТВА ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ
ИСТОРИИ СВОЕГО СЕЛА;
- НАУЧИТЬ РАБОТАТЬ С АРХИВНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ,
НАУЧНЫМИ СТАТЬЯМИ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- ВОЗРОДИТЬ ПОНЯТИЕ « ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА»,
НАУЧИТЬ БЕРЕЧЬ ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ПРОШЛОГО;
4. Формы обучения и воспитания. Методы обучения.
Программой предусматриваются занятия стандартные и нестандартные.
Основу составляют занятия нестандартной формы: занятие-экскурсия в прошлое, занятие-путешествие, занятие-зачет, занятие – составление простейших карт - схем, исследовательских дневников, записей, хождение по историческим маршрутам, работа в архивах, библиотеках, в музеях.
Индивидуальное обучение. Данная форма работы с обучающимися отвечает способностям и возможностям отдельных обучающихся, а так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различные базовые знания и умения, то этой форме работы уделяется большое внимание. На занятиях предусматриваются следующие разновидности индивидуальной работы: индивидуальные консультации для обучающихся, быстро выполняющих программный материал и осваивающих углубленный курс, не вошедшие в программу, индивидуальное консультирование для слабых обучающихся, индивидуальная помощь более опытных обучающихся. Это в свою очередь воспитывает чувство ответственности, а также способствует приобретению навыков педагогического мастерства. Групповые формы. Создание коллективного проекта. При данном методе отрабатываются навыки совместной деятельности над одним проектом, воспитывается чувство ответственности и коллективизма, аккуратность: от работы каждого зависит общий результат. Эта форма применяется при создании исследовательских дневников, схем, научных работ.
Коллективная форма. Данная форма применяется при работе с информационным материалом в начале каждой темы, когда весь коллектив слушает и воспринимает новую информацию, участвует в коллективном обсуждении возникающих вопросов, работает с конспектом. В практике коллективная форма применяется также при создании материалов послеэкскурсионных отчётов, газет, на этапе обработки фотодокументов, архивных документов. В процессе создания коллективно – творческого дела могут принимать участие воспитанники разных годов обучения, успешно освоившие технологии. Такая форма обучения позволяет вселить уверенность, в занимающихся на младших ступенях, идёт процесс приобретения жизненного опыта и профессиональных навыков. При этом воспитывается чувство ответственности, коллективизма, аккуратности, так как общий результат зависит от вложенного труда каждого обучающегося.
Методы обучения
Теоретические методы обучения нацелены на создание условий для развития способностей слушать и слышать, видеть и замечать, концентрировать свое внимание, наблюдать и воспринимать. Это различные беседы, рассказы, объяснения с иллюстрациями, путешествия, экскурсии, выставки; составление проектов и отчёты о своей работе; изготовление наглядных пособия по своему маршруту; проведение заочных экскурсий по своей теме; составление творческих отчётов; выполнение экспресс - опросов при работе с интересными людьми, подготовка печатного материала по теме.
Практические методы способствуют формированию умений и навыков: составлять аннотационные списки по теме; правильно оформить научную работу; выполнять более сложные задачи в подготовке научных работ (составить резюме, выделить и обосновать проблему), отбирать материал по теме, составлять план, применять элементы выразительного чтения при защите своей работы; разрабатывать чертежи, схемы, исследовательские записи; работать со справочной литературой, научной документацией, брать интервью.
Вся методика обучения направлена на развитие творческих способностей детей, через систему познавательных заданий, информационных технологий, позволяющих формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности, на развитие психических механизмов памяти, внимания, воображения, логического мышления, через систему специальных развивающих игр и тестов.
5. Учебный план.
№ | Тема | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
1. | КРАЕВЕДЕНИЕ. | 50 | 44 | 25 | 44 |
2 | ЛИНГВИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА | 18 | 22 | 15 | 22 |
3. | ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО | - | 2,0 | 13 | 2 |
4. | ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. | - | - | 11 | - |
ИТОГО | 68 | 68 | 68 | 68 |
6. Учебно-тематический план 1-ый год обучения (68ч.)
№ | ТЕМА | К-во часов | ||
Т | П | Всего | ||
1. | КРАЕВЕДЕНИЕ. | 40 | 10 | 50 |
2. | ЛИНГВИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА. | 8 | 10 | 18 |
ИТОГО: | 48 | 20 | 68 |
7. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
темы | № занятия | Тема занятия | Всего часов | Т. | П. | Методические пособия | |||||||
I. | КРАЕВЕДЕНИЕ. | 50 | 40 | 10 | |||||||||
1. | «Введение в образовательную программу» | 2 | |||||||||||
Инструктаж по технике безопасности; | |||||||||||||
Знакомство с режимом и требованиями в работе музея | |||||||||||||
2. | Реку Итиль (Волга). Первые государства на реке Волге | 1. | Я. Наякшин Очерки из истории среднего Поволжья. | ||||||||||
Народы, заселяющие эти Земли. Река Волга- главная улица России. Путешествие Екатерины по Волге. Богатство пойменного Заволжья. | 1. | ||||||||||||
3,4. | Экскурсия по берегам реки Волги | 4 | Инструкция по ТБ | ||||||||||
5. | Покупка земель на левом берегу Волги. Основание деревень вдоль Волги. | 2 | Краеведение. Пособие для учителя | ||||||||||
6. | Первые переселенцы на Волге. Топонимы населенных пунктов в начале 18 века | 2 | Я. Наякшин Очерки из истории среднего Поволжья. | ||||||||||
7. | Родовитые дворянские роды, их деятельность на приволжской земле | 2 | Архивные материалы, отдел Рукописей, фонд №265 | ||||||||||
8,9,10. | Древнейший род Самариных | 6 | |||||||||||
11,12. | Роды Белозерского. Братья Толстые. Саратовские помещики Пустошкины | 4 | Исторические записки краеведа А. Тарасова | ||||||||||
13,14. | Начало 19 века. Строительство на берегу Волги | 4 | Я. Наякшин Очерки из истории среднего Поволжья. | ||||||||||
| 15. | Заселение и освоение села Красный Затон (Давыдовки) | 2 | Исторические записки краеведа А. Тарасова | |||||||||
16,17,1819,20,21 | Сбор материалов о легендах и преданиях заволжского края. Экспедиция по изучению фольклора села Красный Затон (Давыдовки) | 12 | Инструкция по ТБ | ||||||||||
22. | Песенное творчество на волжских берегах. | 2 | Научная работа «Влияние жизни на песенное творчество в Давыдовке» | ||||||||||
23,24. | Создание села Спасское. | 4 | Выписки из Центрального Государственного исторического архива | ||||||||||
25,26,27. | Середина 19 века. Строительство церквей. | 6 | Исследования краеведа В.А.Анненкова | ||||||||||
28,29, | Посещение памятников природы и архитектурных сооружений в селе Кашпир (Кашпирские хутора), | 4 | Инструкция по ТБ | ||||||||||
30, | Контрольное занятие за полугодие | 2 | |||||||||||
31,32,33,34,35,36. | Посещение памятников природы и архитектурных сооружений в селах Бестужевка (Верхнюю и Нижнюю Сызрань), Обшаровка (Луговую Александровку). | 12 | Инструкция по ТБ | ||||||||||
37,38 | Раскольничество | 4. | Краеведение. Пособие для учителя; Архивные материалы, отдел Рукописей, фонд №265; М.Чудакова Беседы об архивах; Письма Самариных. | ||||||||||
39,40,41 | Самарины - род, несущий культуру на малоосвоенные земли. Создание села Васильевское. Школы и церковно-приходские училища, созданные на средства Самариных. | 6 | |||||||||||
42 | Чтение писем Самариных в Васильевское и изучение истории письма | 2 | Акишина А., Форманская Н. Этикет русского письма | ||||||||||
43. | Беседа со старожилами села и сбор этнографического и топонимического материалов | 2 | |||||||||||
44. | Родовые связи Самариных. Знакомства Самариных с М.Ю. Лермонтовым. | 2 | А.А.Соловьева Литературное краеведение | ||||||||||
45,46. | Определение роли православия у представителей Самаринского рода | 4 | Научная работа «Религиозные воззрения дворянского рода Самариных» | ||||||||||
47. | Посещение православной Никольской церкви в селе Приволжье. | 1 | |||||||||||
48. | Встреча в Васильевском Д. Давыдова. Дружба с Аксаковым | 2 | А.А.Соловьева Литературное краеведение | ||||||||||
II. | ЛИНГВИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА. | 18 | 8 | 10 | |||||||||
49. | Работа в библиотеке с научной литературой | 1 | М.Чудакова Беседы об архивах | ||||||||||
50. | Отбор материала по теме. | 1 | |||||||||||
51,52. | Составление аннотационных списков. | 1 | Э.Розенталь. Справочник управление в русском языке. | ||||||||||
53 | Понятие о научном реферате. Основные требования к реферату. | 2 | |||||||||||
54. | Обобщение и классификация материалов, собранных во время экскурсий | 2 | |||||||||||
55. | Обучение созданию исторических справок. | 1 | 1 | Краеведение. Пособие для учителя | |||||||||
56. | Составление викторин, краеведческих кроссвордов, диктантов. | 1 | 1 | ||||||||||
57. | Составление карт по экскурсионным маршрутам. | 1 | 1 | ||||||||||
58. | Выбор темы, подготовка начального материала | 2 | А. К. Михальская Основы риторики | ||||||||||
59, 60.. | Как заинтересовать слушателя. | 4 | А. К. Михальская Основы риторики | ||||||||||
61 | Выразительное чтение –залог успеха | 2 | А. К. Михальская Основы риторики | ||||||||||
62. | Обучение выразительному чтению. Отработка навыков. | 1 | |||||||||||
63,64. | Жесты, мимика, темп и тембр. Обучение работе на ''публику''. | 1 | 1 | Анникушкин В.И. ,Муратова К.В. Как научиться владеть словом Кохтев Н.Н. ,Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления | |||||||||
65, 66 | Подготовка выступления. | 4 | |||||||||||
67 | Выступления по подготовленной теме. | 4 | |||||||||||
68 | Итоговое занятие | 2 | |||||||||||
ИТОГО | 68 | 40 | 28 |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ программы
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Обучающиеся 1-го года обучения
должны знать:
- начальные сведения по истории Приволжского района;
- Виды научных работ и требования к ним;
- назначение и виды краеведческих исследований;
- способы и виды риторического воздействия;
- последовательность в составлении краеведческих наблюдений
- приёмы овладения устной речью
должны уметь:
- подбирать материал по теме;
- пользоваться справочной литературой;
- составлять простейшие карты- схемы, исследовательские дневники, записи;
- составлять план устного высказывания;
- подготавливать материал для выступления;
- составлять небольшие письменные выступления по теме
Учебно-тематический план 2 -ой год обучения (68 ч.)
№ | ТЕМА | К-во часов | ||
Т | П | Всего | ||
I. 1. | КРАЕВЕДЕНИЕ: Вводное занятие | 1 | 1 | |
2. | Экскурсия. Старая Сызрань | 3 | 3 | |
3. | Родовое гнездо помещиков Самариных | 20 | 10 | 30 |
4. | Страницы истории Приволжского механического завода | 6 | 4 | 10 |
II. | ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. Писательская среда. Степан Скиталец и Приволжский район | 10 | 1 | 11 |
6. | Писательская среда. Ю. Ф. Самарин и М. Ю. Лермонтов. | 10 | 1 | 11 |
III. | ЛИНГВИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА. | |||
Итоговое занятие | 1 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 48 | 20 | 68 |
Программное содержание 2-года обучения
Работа ведется по 4-м направлениям, разделив учащихся на 4 группы:
- родовое гнездо помещиков Самариных.
- писательская среда. Ю.Ф.Самарин и М.Ю.Лермонтов.
- изучение жизни и творчества писателя Степана Скитальца.
- история Приволжского механического завода.
Основные маршруты:
- Самаринская усадьба на территории села Приволжье,
- село Обшаровка – место, где жил Скиталец,
- село Бестужевка, где он родился,
- территория Приволжского механического завода.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся 2-го года обучения
должны знать:
- свою родословную
- роль и значение научного реферата;
- сведения по теории литературы и истории;
- знать формы и методы работы с научной документацией, в архивных отделах;
- план отбора материала по теме;
- роль исследования и основные виды исследовательской;
деятельности;
- основные исторические маршруты района и края;
- отличительные особенности в работе со справочной литературой;
должны уметь:
- составлять аннотационные списки по теме;
- правильно оформить научную работу;
- выполнять более сложные задачи в подготовке научных работ (составить резюме, выделить и обосновать проблему) ;
- подготовить печатный материал по теме;
- отбирать материал по теме, составлять план,
- применять элементы выразительного чтения при защите своей работы;
- разрабатывать чертежи, схемы, исследовательские записи;
- работать со справочной литературой, научной документацией.
Пояснительная записка к 3-му году обучения
Исходя из работы 2 года, обучающиеся на 3 году выбирают себе тему для индивидуального изучения (разработки тем даны ниже).
В результате образуется несколько групп, работающих по своему маршруту. На вводном занятии составляется график работы по маршруту на целый год, в котором отмечены часы работы с педагогом (теория) и индивидуальная работа (практика). Особенностью последних годов обучения является то, что в этот период закрепляются практические навыки индивидуальной научно-исследовательской работы.
Учебно-тематический план 3-ый год обучения (68 ч.)
№ | ТЕМА | К-во часов | ||
Т | П | Всего | ||
I. | КРАЕВЕДЕНИЕ | 20 | 5 | 25 |
II. | ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. | 10 | 5 | 15 |
III. | ЛИНГВИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА | 8 | 5 | 13 |
IV. | ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. | 6 | 5 | 11 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | 2 | 4 | |
ИТОГО | 46 | 22 | 68 |
Программное содержание 3 года обучения
Темы для индивидуальных научных работ на 3-й год обучения
по маршрутам:
I. КРАЕВЕДЕНИЕ
- Приволжье и я.
- Ю.Ф. Самарин. История жизни.
- Деятельность малых предприятий для развития жизни на селе
- Дом Самариных в Васильевском.
- История возникновения села Давыдовка.
II. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- Степан Скиталец, его литературная деятельность
- А. С. Пушкин и Гёте.
- Фантастика вокруг нас.
III. ЛИНГВИСТИКА
- Пространство языков в произведениях А.С. Пушкина как модель времени
IV.ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
- Воспитание в русском дворянском обществе.
- Обычаи народностей Приволжского района.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся 3-его года обучения
должны знать:
- правила составления и защиты научного реферата;
- различные способы работы с книгой, научной статьей, архивными материалами;
- правила подработки документального материала;
- приемы воздействия на «публику»;
должны уметь:
- выполнять большие научные работы;
- составлять проекты и отчёты о своей работе;
- изготавливать наглядные пособия по своему маршруту;
- проводить заочные экскурсии по своей теме;
- составлять творческие отчёты;
- выполнять экспресс - опросы при работе с интересными людьми,
- готовить печатный материал по теме
Пояснительная записка к 4-му году обучения
Исходя из работы 3 года, обучающиеся выбирают себе тему для индивидуального изучения (разработки тем даны ниже).
На вводном занятии составляется график работы по маршруту на целый год, в котором отмечены часы работы с педагогом (теория) и индивидуальная работа (практика). На этом этапе программы закрепляются практические навыки индивидуальной научно-исследовательской работы.
Индивидуальные часы рассчитаны следующим образом: это и индивидуальные консультации, и библиотечные подборки и подработки материала, это и работа с архивной документацией под руководством преподавателя, и самостоятельная исследовательская работа, составление совместных проектов и отчетов о своей работе, публикации материалов, творческие отчеты в конце года. Создается специальный банк данных, раскрывающий особенности развития индивидуальности каждого обучающегося, который можно использовать при выборе одной из 11 предложенных тем.
Учебно-тематический план 4-ый год обучения (68ч.)
№ | ТЕМА | К-во часов | ||
Т | П | Всего | ||
I. | КРАЕВЕДЕНИЕ | 20 | 10 | 25 |
II. | ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО. | 10 | 5 | 15 |
III. | ЛИНГВИСТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. РИТОРИКА | 6 | 5 | 11 |
IV. | ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА. | 2 | 2 | 4 |
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | 6 | 8 | |
ИТОГО | 40 | 28 | 68 |
Темы для индивидуальных научных работ на 4-й год обучения.
I. КРАЕВЕДЕНИЕ:
1 История возникновения с. Приволжье. Строительство усадьбы Самариных
2. Самарины. Строительство церквей.
3. Спасское приходское попечительство
4. Ю.Ф. Самарин и Л.Н. Толстой. Диалог культур.
II.ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
5. Степан Скиталец и Средняя Волга
6. Фантастика, как образ жизни.
7. Пушкин и зарубежные экономические теории
III.ЛИНГВИСТИКА
8. Пространство языков в произведениях А.С. Пушкина как модель
времени и жизни
9. Язык и обычаи народностей Приволжского района
IV.ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА.
10. Православие и воспитание как система ценностей в русском
дворянском обществе.
11. Психология игры в произведениях А.С. Пушкина.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающиеся 4-ого года обучения
должны знать:
- назначение исследовательской работы;
- принципы отбора материала по теме;
- основные приёмы построения текста, принципы композиции;
принципы оформления (составление рецензии, аннотации, введения)
должны уметь:
- самостоятельно подбирать материал по теме,
выдвигать проблему
- выявлять неточности в работе и их исправлять;
- составлять собственные проекты при подготовке реферата и его защите,
- выразительно оформить высказывание,
- уверенно выступать на аудиторию.
8. Виды и формы контроля. Критерии оценки. Виды контроля.
Программой предусматриваются следующие виды контроля: предварительный, текущий, итоговый.
Предварительный контроль, который проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направления и формы индивидуальной работы (анкеты в начале учебного года).
Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения детьми учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Этот контроль должен повысить ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала. Он позволяет своевременно выявлять отстающих и опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.
Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение на коллективных выставках зачетных работ по темам и персональных работах учащихся на конкурсах, выставках в форме итогового анкетирования. На каждом занятии педагог использует взаимоконтроль и самоконтроль.
Этапы педагогического контроля по усвоению учебной работы.
Период программы | Контроль знаний, умений, навыков | Формы контроля |
Первый год обучения | Знание приемов работы с инструментами и материалами по истории и литературе, начальные сведения о научной работе; назначение устного высказывания и способы его оформления, влияние устного высказывания на слушателя; способы выразительности речи, знания приемов соединения краеведческого исследования и библиотечного материала; умение составлять план высказывания, отбирать простейший материал для работы, последовательность составления научной работы. Умения выполнять краеведческие записи, дневниковые наблюдения, простейшие карты - схемы; пользоваться способами риторического воздействия Выполнять основные приемы при работе с научным текстом. | Устные опросы и выполнение контрольных заданий. |
2- й год обучения | Знание истории края. Знание основных приемов исследовательской работы. Принципы построения научного реферата. Отличительные особенности и приемы в работе с научной документацией. Умение подбирать материал по теме, использовать более сложные приемы работы с научным текстом, (проблема, резюме, аннотация, введение), разрабатывать чертежи, схемы, наглядные пособия по маршруту. Умение выразительно оформить устное высказывание | Опрос карты, практические работы по плану Проведение экскурсий по своей теме. Защита рефератов по теме, участие в научных чтениях, конференциях |
3–й год обучения | Знание основных приемов составления научной работы, работы с научной документацией по архивистике, правил оформления реферата, составления библиотечных подборок, выписок, отличительных особенностей и правил устного оформления реферата. Умения составлять аннотационные списки, изготавливать наглядные пособия, брать интервью, делать записи исследований, составлять подборки для печатного материала, элементы риторического воздействия . | Выполнение научных работ, подработок, составление аннотационных списков, подготовка наглядных пособий, отчётов по маршруту Участие в научных чтениях, конференциях. |
4-й год обучения | Знания назначения исследовательской работы, принципы отбора материала по теме, основные приёмы построения текста, принципы композиции, принципы оформления ( составление рецензии, аннотации, введения), уметь самостоятельно подбирать материал по теме, выдвигать проблему, выявлять неточности в работе и их исправлять, составлять собственные проекты при подготовке реферата и его защите, выразительно оформлять высказывание. | Персональные научные работы и творческий отчет. |
9. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Работа с родителями заключается в проведении следующих мероприятий: изучение запроса родителей воспитанников на услуги объединения и выявление отношений родитель - обучающийся для совместной работы, составление социального паспорта семьи (см. Приложение 1, 2), совместные праздники обучающихся и их родителей; родительские собрания; привлечение родителей к подготовке мероприятий; приглашение родителей на все мероприятия ДДТ.
10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Методическое и дидактическое обеспечение программы.
Для реализации программы созданы:
Методические пособия.
- научные работы по темам
- распечатки рукописей, письма, копии с архивных документов
- фотодокументы
- выписки из научных книг, вырезки из газет
- правила работы над рефератом.
- наглядный материал по маршруту
- необходимая научная литература
- разработки экскурсий, дворянского бала.
Методическая работа
1. Подготовка раздаточного материала по темам программы.
2. Подготовка наглядных пособий.
3. Подготовка и оформление методических разработок открытых занятий.
- Подготовка и оформление бесед, лекций.
- Разработка тестов, анкет и контрольных заданий.
- Создание каталога литературы по предмету.
7. Разработка развивающих игр и тестов.
2. Материально – техническое обеспечение.
Программа реализуется в помещении площадью 54 кв. м.
В помещении имеется следующее оборудование:
- Столы - 1 2 шт.
- Стулья - 24 шт.
- Книжная полка с набором необходимых книг
- Стенд по технике безопасности.
3. Материал, необходимый для занятий на одного обучающегося в год.
№ | Наименование | Кол-во | Цена | Стоимость |
1. | Папки | 3 | 10 руб. | 30 руб. |
2. | Фломастеры | 10 | 20 руб. | 20 руб. |
3. | Бумага ксероксная | 20 лист. | 15 руб. | 15 руб. |
4. | Альбом | 6 | 20 руб. | 120 б. |
5. | Гуашь | 2 | 40 руб. | 80 руб. |
7. | Итого. | 265 руб. |
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования с высшим гуманитарным образованием с недельной нагрузкой 6 часов. Для проведения праздничных мероприятий привлекаются педагоги – организаторы, работающие в Доме детского творчества.
11. Диагностика результатов.
ЦЕЛЬ:
Узнать психолого-педагогическую информацию о характере, интересах, способностях детей и коллектива.
ЗАДАЧИ:
- 1. Выявление проблем и дальнейшее прогнозирование развития
- 2. Отслеживание происходящих изменений в развитии до и после занятий (освоение программы в объединении « Исток»)
- 3 Ежегодный мониторинг психического состояния детей.
Результаты обследования проводятся педагогом последовательно в течение всего учебного года. Отслеживание ведётся по 4-м направлениям.
12. Результативность программы.
По окончании обучения по программе учащиеся будут профессионально ориентированы к поступлению в учебные заведения гуманитарного цикла, будут готовы создать и оформить научную работу, приобретут навыки получения информации, умения представлять и отстаивать свою точку зрения в публичном выступлении, использовать информационные ресурсы для аргументации, планирования и осуществления деятельности.
13. Библиография.
1. Список литературы для педагога:
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности
и мышление. М.: Экономика,1991
- Акишина А., Форманская Н. Этикет русского письма.- М:1989г.
- Анникушкин В.И. , Муратова К.В. Как научиться владеть словом. Русская речь .- 1989
- Бим – Бад Б.М. Образование для свободы России // Педагоика,1993 № 6
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.:, 1998
- Кохтев Н.Н. , Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления 1988г.
- Краеведение. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1987
- Лермонтов М.Ю.. Исследования и материалы «Наука», 1979г.
- Михальская А. К. Основы риторики, М: «Просвещение», 1996 г.
- Наякшин К.Я. Очерки из истории среднего Поволжья. Куйбышевское книжное издательство, 1955 г.
- Орлов Ю.Н. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение 1991.с.264.
- Путеводитель по Пушкинским местам.- М.1990 г.
- Русские мемуары. Избранные страницы М: «Правда», 1990 г.
- Розенталь Д.Э.. Справочник управление в русском языке.М.-1997г.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Монография. Волгоград, 1994
- Соловьева А.А.Литературное краеведение, «Самарский университет,» 1994 г.
- Самарская летопись. В 2-х книгах, Самарский университет, 1993 г.
- Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., 1990
- Чудакова М.. Беседы об архивах. М., «Молодая гвардия», 1975 г.
- Щеблыкин И. Этюды о Лермонтове.- Пенза, 1993 г.
- Якиманская И.С. Технология личностно- ориентированного образования, М.-2000г.
2. Список литературы для обучающихся:
- Анникушкин В.И. , Муратова К.В. Как научиться владеть словом. Русская речь .- 1989
- Блисковский З.Д. Муки творчества. – М.: Книга,1981. -111стр
- Гиндин С.И. Современная лингвистика текста. Некоторые проблемы и результаты. М. 2000
- Кохтев Н.Н, Розенталь Д.Э. Искусство публичного выступления 1988г
- Михальская А. К. Основы риторики, М: «Просвещение», 1996 г.
- Мучник Б.С. Человек и текст: Основы культуры речи. – Книга, 1985.- 252
- Наякшин Очерки из истории среднего Поволжья. Куйбышевское книжное издательство, 1955
- Розенталь Э.. Справочник управление в русском языке. М.-1997г
- Рисс ОВ. Что нужно знать о корректуре: Маленькое пособие. – М.: Книга, 1980.- 64.
10. Чудакова М.. Беседы об архивах. М., «Молодая гвардия», 1975 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа «Юные туристы» туристско-краеведческой направленности
В данной работе представлена Образовательная программа «Юные туристы» туристско-краеведческой направленности. ...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Образовательная программа дополнительного образования детей туристско-краеведческого направления «Юный турист»
Программа «Юный турист» является модифицированной программой туристской направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков. Данная прог...
Опыт создания информационной образовательной среды детского объединения туристско-краеведческой направленности в учреждении дополнительного образования детей
В статье представлен и обобщен опыт создания информационно-образовательной среды сектора туризма ДЮЦ "ПЕТЕРГОФ". В статье указаны системообразующие ресурсы ИОС, описаны принципы реализации и...
«Туристское снаряжение». Методические материалы к дополнительным общеобразовательным программам туристско-краеведческой направленности.
Данные материалы адресованы руководителям походных групп и инструкторам детско-юношеского туризма, а также педагогам дополнительного образования детей, работающим по дополнительным общеобразовательным...