К вопросу о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики"
статья на тему
Статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К вопросу о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики" | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ О ВВЕДЕНИИ КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Актуальной проблемой сегодня является воспитание нравственно-этической культуры школьников. Это те качества личности, которые определяют поведение человека в повседневной жизни. Между тем, системно-деятельностный подход, лежащий в основе федерального государственного стандарта начального общего образования, предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважении многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
В связи с необходимостью реализации очерченных стандартом целей, задач и основного содержания начального образования бал введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», основная цель которого - духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника, предусматривающее принятие им моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей современного российского общества.
При этом не следует забывать, что «современное общество» - это не только определенный этап в историческом развитии, не только совокупность институтов и учреждений, но также большая группа людей, сформировавших общую культуру. И если взять за основу определение культуры, как комплекса, включающего: знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, усвоенные человеком как членом общества. То, следует заключить, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики», весьма своевременно, поскольку сам курс направлен на приобщение к основным культурным ценностям общества, что отвечает современным требованиям времени. И в этом контексте «современное общество» как некий единый организм, определяет общее русло трансформации духовной культуры. Кроме того, процесс модернизации, охватывающий все сферы общественной жизни, предъявляет повышенные требования к уровню образования.
Россия является страной с богатым культурным наследием, при этом она была, есть и будет страной многонациональной, поликонфессиональной, с особой русской ментальностью, впитавшей в себя традиции разных народов. Тем не менее, очень часто на уроках истории и обществознания можно наблюдать затруднения учеников в соотношении некоторых определений. В частности, такие понятия, как национальность и конфессия, трактуются учащимися весьма хаотично, по их мнению, мусульманин и буддист - это слова, которые указывают на национальность, а татарин и чеченец - слова, служащие ориентиром при определении религиозной принадлежности. Кроме того, в настоящее время наблюдается унификация культурных ценностей, что в некоторой степени объясняется процессом глобализации.
Таким образом, основная направленность курса «Основы религиозных культур и светской этики» должна способствовать приобщению молодого поколения к основным культурным ценностям, так сказать, задать нужное русло и расставить правильные акценты. Так, основной целью учебного курса является - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Как отмечает профессор Г. В. Драч: «Прежде всего, культура - это мощный механизм антропологического воздействия, способ адаптации индивида к культурным потребностям общества и в то же время способ индивидуальной реализации накопленного этнического и национального опыта и самореализации личности в культурном пространстве этноса».
В этом отношении правомерно рассмотрение культуры как самостоятельной целостности, которая воспроизводится на протяжении длительного исторического периода. И в этом контексте культура включает в себя механизм передачи социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения.
Между тем, само государство задает некие ориентиры культурного пространства, хотя такая трактовка весьма условна. Так, преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики» призвано сыграть важную роль в воспитании подрастающего поколения, поскольку способствует формированию порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному диалогу во имя социального сплочения. Русский философ И. А. Ильин считал, что настоящий гражданин должен обладать такими свойствами, как чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважительное и доверчивое отношение к другим.
Таким образом, можно заключить, что введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» весьма актуально, поскольку решает сразу несколько задач, обозначенных государством. Во-первых, концепция модернизации российского образования требует усиления роли учебных дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся. В этом отношении курс «Основы религиозных культур и светской этики» особенно выигрывает, поскольку, как предмет гуманитарного цикла с его направленностью на приобщение к культурным ценностям, он будет способствовать успешной социализации личности и формированию гражданской позиции. Кроме того, право выбора определенных модулей для изучения дает чувство причастности родителей к процессу обучения, что также выгодно отличает новый курс от классических учебных предметов.
Во-вторых, государство с помощью нового курса пытается задать определенные ориентиры того культурного пространства, которое будет способствовать духовному единению многонационального народа России. При этом ставятся конкретные цели (формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, знание и уважение культурных и религиозных традиций многонационального народа России).
В-третьих, особенно важна воспитательная функция названного курса, поскольку, независимо от выбранного модуля, конечная ее цель заключается в формировании порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего законы Российской Федерации.
Таким образом, курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, что способствует формированию толерантной личности, готовой к межкультурному и межконфессиональному диалогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году
План работы по подготовке к введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 2012-2013 учебном году...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» на тему "Добро и зло"
Тип урока: объяснение нового материала.Цели:Формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи направлены на достижение трёх результатов:личностные- форм...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»
Эссе на тему: «Мое отношение к введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» в школе»...
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики (модуль светская этика)» 4 класс...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....