Исследовательская работа
методическая разработка на тему
Исследовательская работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление | 30.74 КБ |
Презентация к выступлению | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление Пудиковой Л.В.
Слайд 1. Добрый день, уважаемые ФИО из листа.
Слайд 2. Я, Пудикова Людмила Владимировна, учительница русского языка и литературы средней школы №5 города, представляю вашему вниманию педагогический проект «Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках русского языка и литературы».
Слайд 3. Тему своей работы считаю актуальной и востребованной на сегодняшний день в школах. Актуальность проекта обусловлена:
- возрастающими требованиями к уровню овладения знаниями и коммуникацией учащимися современной средней общеобразовательной школы;
- повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения и к развитию межкультурной коммуникации;
- отсутствием конкретных пособий для внедрения регионального компонента конкретно в нашем регионе.
Актуальность проекта для школы состоит в том, что он реализуется в рамках «Программы развития школы», «Программы воспитательной работы школы».
Актуальность проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений.
Слайд 4. Проект инновационный, так как направлен на формирование у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме.
Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль по применению на уроках краеведческого материала.
Слайд 5. Цель проекта: создание условий для реализации краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средства развития коммуникативных компетенций.
Слайд 6. С задачами проекта можете ознакомиться на слайде.
Слайд 7. Объект исследования: процесс обучения русскому языку и литературе.
Предмет исследования: краеведческий материал на уроках русского языка и литературы как основа развития коммуникативных компетенций.
Слайд 8. В начале работы над проектом была сформулирована гипотеза: процесс развития и формирования коммуникативных компетенций будет эффективен, если при организации учебной деятельности будет использован краеведческий материал.
Слайд 9. На слайде представлен продукт педагогического проекта авторский образовательный модуль «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы».
Слайд 10. На слайде представлена брошюра, которая составлена мною и моей коллегой Кузнецовой Л.В. «Творчество народов Севера» как методическое пособие для региональной хрестоматии «Устное народное творчество народов Севера».
Слайд 11. Для чего на уроках используется краеведческий материал? Он призван:
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа;
- развивать культуру чтения школьников;
- развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства;
- способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать речевую культуру школьников;
- учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края;
- формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание.
Слайд 12. Мною составлена технологическая карта использования краеведческого материала на уроках литературы. Основными направлениями в моей работе на сегодняшний день является использование краеведческого материала на уроках литературы, а именно: на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности. Литературное краеведение позволяет школьникам ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры своей малой родины – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Поэтому мы сначала обращаемся к фольклору, потом к литературе различных веков, обязательно останавливаемся на литературе Ханты - Мансийского автономного округа - Югры с прошлых времён до настоящего времени.
Слайд 13. Краеведческая тематика на уроках вызывает коммуникативную активность в результате следующих факторов:
- учащиеся знают, о чём говорят;
- учащиеся говорят о том, что им дорого.
Поэтому при выборе краеведческого материала учитываются:
- реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
- заинтересованность учащихся в данном материале;
- неполнота информации о данном материале;
- привязанность данного материала к программной теме;
- социализирующая ценность данного материала;
- тесный контакт с родителями учащихся в выполнении заданий.
Учителю необходимо уделять большое внимание соответствию краеведческого материала с программой.
Слайд 14. Краеведческий материал на уроках сочетается с интерактивными методами обучения, проектной технологией, проблемным обучением, цифровыми образовательными ресурсами. Мною разработан дидактический материал с краеведческим направлением:
1.Составление небольших устных и письменных рассказов о своей семье, дедушках и бабушках, нашем городе, округе, области («Я и моя семья», «О чем поведала старая фотография», «Улица, на которой я живу», «Имя моего города».) Эти задания ребята выполняли охотно, привлекая своих родителей, дедушек и бабушек, старожилов города.
2. Разработка исследовательских работ и социальных проектов на основе краеведческого материала.
3. Составление текстов по различным темам русского языка на основе краеведческого материала.
4. Работа с текстами (анализ) писателей ХМАО-Югры.
Слайд 15. На слайде представлены мероприятия, проводимые в рамках предметных недель, которые играют огромнейшую роль в выполнении регионального компонента.
Слайд 16.Формы использования краеведческого материала на уроках русского языка разнообразны: 1. Словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру ХМАО-Югры, но и языковой материал: топонимику местности, фольклор народов, проживающих в ХМАО- Югре, отрывки из произведений местных поэтов и писателей.
2. Исследовательские работы по топонимике: название городов, сел, поселки, улиц, озер и рек.
3. На уроках развития речи даю ребятам задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Мой любимый уголок города» или «Улица, на которой я живу». Сочинение небольшое - 5-7 предложений, но в них все: история улицы, почему она так называется, за что я ее люблю - кратко и, по сути. Сочинение у каждого свое, а вместе - небольшой путеводитель по интересным и красивым местам округа. И когда я говорю об этом ребятам, они начинают чувствовать свою причастность к истории нашей республики. И пусть в этих сочинениях встречаются речевые, орфографические и грамматические ошибки, но ощущение себя гражданином своего города, страны дорогого стоит. Параллельно решается коррекционная коммуникативная задача.
4. В 8 классе по программе обучающиеся пишут сочинение «Памятники моего города».
5. Исследовательские и проектные работы.
Слайд 17. В реализации регионального компонента по русскому языку и литературе важное место имеет и проектная деятельность учащихся, проведение научно - исследовательских работ по изучению краеведческого материала
Эта образовательная технология стимулирует творчество обучающихся, потребность в самореализации, помогает накапливать жизненный опыт на основе изучения краеведческого материала. Кроме того, авторы проектно-исследовательских работ постоянно участвуют в муниципальных, республиканских, федеральных конкурсах, представляя проекты по темам национально-регионального компонента.
Слайд 18. Ресурсы педагогического проекта представлены на слайде и ими можно ознакомиться в работе.
Слайд 19. План реализации проекта полностью выполнен, но может быть дополнен и работа по теме продолжена.
Слайд 20. Обеспечиваю стабильные результаты освоения образовательной программы; при 100% успеваемости качество обучения по русскому языку в течение 5 лет составляет от 63% до 69%. Качество на ГИА в 2014 году – 68%.
Результаты мониторинга показали высокий уровень (от 85% до 90%) учебно-познавательных, коммуникативных, общекультурных и информационных компетенций. Мониторинг проводился на основе разработанных тестов (входной, промежуточный, итоговый) по выявлению уровня сформированности коммуникативных компетенций учащихся, их личностного развития и владения предметными и метапредметными знаниями и умениями.
Слайд 21. Мои ученики являются призерами различных конкурсов, фестивалей, олимпиад. В 2013 году моя ученица с исследовательской работой стала победителем Международной молодежной научно - практической конференции «Технологии будущего: экономика, право, образование»; I региональной научно - практической конференции школьников и студентов (НСК). Имеются призеры (3 место) Международной олимпиады по основам наук УРФО; 2011 год – призер (3 место) Международной олимпиады по основам наук УРФО.2012 год – призер международной игры – конкурса по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех» ( 1 место в городе); призера слета научных обществ 2 место (2011год), 3 место ( 2013 год); 1 место на городской конференции «Патриотическое воспитание молодежи» (2012 год); призер III Окружной научной конференции «Новое поколение и Общество знаний» 1 ноября 2013года, г. Сургут.
Слайд 22. Данный проект и результаты его реализации были представлены на разных уровнях:
На портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru имею мини - сайт учителя Пудиковой Л.В.
В 2011 году выступила на школьном методическом объединении докладом по теме «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» и презентовала брошюру «Творчество народов Севера».
Руководила пунктом проведения ЕГЭ в г. Нижневартовске.
Работала в составе жюри межрегионального конкурса исследовательских работ «Открытие мира» в 2013 году. В 2012 году выступила с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-ЮГРЫ, НГГУ» от 26 марта 2012 года, г. Нижневартовск. Доклад «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных компетенций».
Принимала участие с детьми в работе III Окружной научной конференции «Новое поколение и Общество знаний» 1 ноября 2013года, г. Сургут.
Слайд 23.
Проект реализован не полностью. В перспективе создание брошюры по обобщению опыта использования краеведческого литературного материала. Разработка занятий по русскому языку с использованием краеведческого материала. Создание сайта для публикации методической копилки по использованию на уроках русского языка и литературы краеведческого материала.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Визитная карточка Стаж работы 29 лет Стаж работы в МБОУ «СОШ№5» – 28 лет. Награды: Нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования, 2006 год. Образование – высшее, Тобольский государственный педагогический институт, 1979
Актуальность проекта Актуальность проекта обусловлена: возрастающими требованиями к уровню овладения знаниями и коммуникацией учащимися современной средней общеобразовательной школы; повышенным интересом к поиску эффективных средств обучения и к развитию межкультурной коммуникации; отсутствием конкретных пособий для внедрения регионального компонента конкретно в нашем регионе. Актуальность проекта для города и региона заключается в том, что данная система обучения не замыкается на рамках конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений. Актуальность проекта для МБОУ «СОШ№5» состоит в том, что он реализуется в рамках «Программы развития школы», «Программы воспитательной работы школы».
Инновационность Инновационность данного опыта заключается в формировании у школьников не только знаний, но и компетенций, способствующих их адаптации в окружающем социуме. Новизна заключается в том, что он реализуется через авторский образовательный модуль по применению на уроках краеведческого материала.
Цель проекта: создание условий для реализации краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средства развития коммуникативных компетенций.
Задачи проекта: изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме; разработать образовательный модуль по применению краеведческого материала на уроках русского языка и литературы; сформировать банк исследовательских и проектных работ учащихся; разработать авторскую программу дополнительного образования «Мой край – Югра!»; обобщить результаты мониторинга.
Гипотеза процесс развития и формирования коммуникативных компетенций будет эффективен, если при организации учебной деятельности будет использован краеведческий материал.
Продукт педагогического проекта Информационный блок Методический блок Исполнительский блок Контролирующий блок 1.Доклад «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» 2.Статья «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы» 1.Брошюра «Методические материалы для учителей литературы». 2. Педагогический проект. 3.Программа дополнительного образования «Мой край- Югра» 1.Сборник «Творчество народов Севера». 2.Сценарии уроков с использованием краеведческого материала. 1.Банк исследовательских и проектных работ учащихся. 2.Анкеты и тесты по изучаемым темам.
Продукт педагогического проекта Сборник «Творчество народов Севера»
Цели и задачи литературного краеведения: воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости историей, культурой, традициями, достижениями своего народа; развивать культуру чтения школьников; развивать коммуникативные умения через освоение социокультурного пространства; способствовать развитию индивидуальных склонностей и способностей учащихся; формировать навыки исследовательской деятельности; развивать речевую культуру школьников; учить понимать и чувствовать образный язык произведений родного края; формировать у подрастающего поколения гражданское самосознание.
Класс Раздел программы Вид деятельности Краеведческий материал 5 класс Из мифологии. Конкурс рисунков, выразительное чтение и пересказ легенды или мифа. Легенды и мифы народов Севера, ханты и манси. 6 класс Из устного народного творчества. Исследовательская работа. Творческий проект «Книжки-малышки «Загадки народов Севера». Проектная работа. Легенды, мифы, предания народов ханты и манси. Загадки, пословицы и поговорки народов Севера. 7 класс Из устного народного творчества. Исследовательская работа. Творческий проект «С восхищением о Югре !». Проектная работа. Встреча со сказителями народов ханты - манси. Экскурсия в краеведческий музей. Легенды, мифы, предания народов ханты и манси. Загадки, пословицы и поговорки народов Севера. 8 класс Поэзия 19 века Конкурс стихов. Презентация. Исследовательская работа. Связь жизни и творчества русских писателей с округом, областью. 9 класс Древнерусская литература. Региональный компонент. Родная природа в произведениях писателей 20 века. Устный журнал. Исследовательская работа «Становление литературы ХМАО-Югры». «Поэзия Нижневартовска». Встреча с поэтами и писателями города Нижневартовска с В. Акимовым, Еленой Слипченко . Древняя литература народов ханты и манси. Поэты города Нижневартовска, Сургута: Куваева Н.Л., Н. Смирнов, В.А.Мазин, В.И. Малышева, С. И. Майорова, Альбина Кузьмина. 10 класс Жизнь и творчество Достоевского. Исследовательские и проектные работы. Творческий проект «Литературные места ХМАО – Югры» или «Памятники писателям и поэтам в городах ХМАО - Югры». Достоевский и город Омск. Тобольск и поэты – декабристы. Связь жизни и творчества русских писателей с округом, областью. 11 класс Новейшая современная поэзия и проза. Конкурс чтецов. Устный журнал «Творчества Маргариты Анисимковой» Маргарита Анисимкова «Порушенная невеста».
Краеведческая тематика на уроках вызывает коммуникативную активность в результате следующих факторов: учащиеся знают, о чём говорят; учащиеся говорят о том, что им дорого. Поэтому при выборе краеведческого материала учитываются: реальность материалов для учащихся, т.е. учащиеся должны точно представлять, о чем идет речь; заинтересованность учащихся в данном материале; неполнота информации о данном материале; привязанность данного материала к программной теме; социализирующая ценность данного материала; тесный контакт с родителями учащихся в выполнении заданий.
Дидактический материал 1.Составление небольших устных и письменных рассказов о своей семье, дедушках и бабушках, нашем городе, округе, области («Я и моя семья», «О чем поведала старая фотография», «Улица, на которой я живу», «Имя моего города».) Эти задания ребята выполняли охотно, привлекая своих родителей, дедушек и бабушек, старожилов города. 2. Разработка исследовательских работ и социальных проектов на основе краеведческого материала. 3. Составление текстов по различным темам русского языка на основе краеведческого материала. 4. Работа с текстами (анализ) писателей ХМАО-Югры.
Мероприятия , проводимые в рамках предметных недель: «ХМАО – центр культуры северных народов», «Экология и человек», «На службе здоровья человека Севера»: «Русский Север - сокровищница народной культуры» (устный журнал); «Памятники истории и культуры родного края» (заочная экскурсия); «Лирика нижневартовских поэтов (литературный альманах); КВН между командами родителей и учащихся «Моя малая родина»; «В краю оленьих троп. Быт, традиции» (библиотечный урок).
Формы использования краеведческого материала на уроках русского языка: Словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру ХМАО-Югры, но и языковой материал: топонимику местности, фольклор народов, проживающих в ХМАО- Югре, отрывки из произведений местных поэтов и писателей. 2. Исследовательские работы по топонимике: название городов, сел, поселки, улиц, озер и рек. 3. На уроках развития речи даю ребятам задание: написать сочинение- миниатюру на тему «Мой любимый уголок города» или «Улица, на которой я живу ».
Исследовательские и проектные работы: «Честь и достоинство в менталитете русского народа на примерах истории и литературы». «Сказки и загадки. Отражение в них жизни русского народа и народов Севера» «Топонимика рек и озер ХМАО- Югры». «Экскурсия по ХМАО- Югре» «Литературные места моего города»
Ресурсы Кадровые: Д ля разработки и внедрения проекта: имею высшее образование, окончила Тобольский государственный педагогический институт, 1979г, по специальности «Учитель русского языка и литературы». Прошла следующие курсы повышения квалификации: 1.«Проектирование и реализация системы оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы», 72 учебных часа, г. Ханты- Мансийск, АУ ДПО ХМАО-ЮГРЫ «Институт развития образования», 2011 год. Удостоверение №2269. Материально-технические ресурсы: имеется кабинет, оснащенный современным оборудованием: («мобильный (переносной) компьютерный класс», интерактивная доска, мультимедийный проектор и др.). Все оборудование соответствует санитарно-гигиеническим, эргономическим, здоровьесберегающим и психолого-педагогическим требованиям. Программно-методические ресурсы: рабочие учебные программы образовательной области «Русский язык» и «Литература» на основе государственных образовательных стандартов, авторская программа дополнительного образования для учащихся 5-6 классов «Мой край - Югра». Цифровые образовательные ресурсы: Интернет ресурсы, презентации. http://www.okrlib.ru Государственная библиотека Югры. http://www.okrlib.ru/yugra_-_eto/Краеведение . Раздел ГБ Югры. Муниципальное бюджетное учреждение «Библиотечно-информационная система» г.Нижневартовск www.mubis.ru
План реализации проекта № Мероприятия Сроки выполнения Ответственные 1 Изучение теоретического материала по выбранной теме. 2009-2010 учебный год Пудикова Л.В. 2 Прохождение курсов, семинаров. Участие в очных, дистанционных конференциях, конкурсах, мастер – классах. В годы реализации проекта Пудикова Л.В. 3 Изучение опыта коллег по формированию коммуникативных компетенций через использование краеведческого материала. Внедрение в личную педагогическую практику приемов и методов новых технологий, позволяющих добиться реальных результатов при реализации данного проекта. 2009-2010 учебный год Пудикова Л.В. 4 Разработка уроков, дидактического материала с краеведческим материалом. 2010-2011 учебный год Пудикова Л.В. 5. Анкетирование учащихся и их родителей. Цель: выявить актуальность, востребованность программы. ноябрь, 2010 Пудикова Л.В.
Результативность
Результативность
Воспроизводимость педагогического проекта На портале «Социальная сеть работников образования» nsportal.ru имею мини - сайт учителя Пудиковой Л.В. В 2011 году выступила на школьном методическом объединении докладом по теме «Изучение краеведческого материала на уроках литературы» и презентовала брошюру «Творчество народов Севера». Руководила пунктом проведения ЕГЭ в г. Нижневартовске. Работала в составе жюри межрегионального конкурса исследовательских работ «Открытие мира» в 2013 году. В 2012 году выступила с докладом на Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-ЮГРЫ, НГГУ» от 26 марта 2012 года, г. Нижневартовск с докладом «Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы как средство развития коммуникативных компетенций». Принимала участие с детьми в работе III Окружной научной конференции «Новое поколение и Общество знаний» 1 ноября 2013года, г. Сургут.
Перспективы дальнейшего развития проекта В перспективе создание брошюры по обобщению опыта использования краеведческого литературного материала. Разработка занятий по русскому языку с использованием краеведческого материала. Создание сайта для публикации методической копилки и работы с учениками по формированию их ключевых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"
Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы
Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Основы научно - исследовательской работы (на примере участия в городском конкурсе исследовательских работ, посвященных 110-летию со Дня Рождения Д.Ф.Устинова)
Данный материал содержит основы научно - исследовательской работы и поможет в написании исследования....