Учебное занятие " Приемы управления автомобилем"
план-конспект занятия на тему
Занятие проводится с целью научить учащихся выполнять трогание с места, переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, приёмам плавного торможения и остановки; развивать навыки руления, управления автомобилем, правильности действий органами управления при трогании с места, движения с переключением передач, правильности переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, приема плавного торможения и разгона автомобиля;воспитывать у учащихся чувство индивидуальной ответственности, способность к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Начальное обучение. Приемы управления автомобилем.
Долматов Олег Александрович,
мастер производственного обучения
МАОУ МУК п. Ханымей
Пуровского района ЯНАО
Цель занятия:
научить учащихся выполнять трогание с места, переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, приёмам плавного торможения и остановки;
развивать навыки руления, управления автомобилем, правильности действий органами управления при трогании с места, движения с переключением передач, правильности переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, приема плавною торможения и разгона автомобиля;
воспитывать у учащихся чувство индивидуальной ответственности, способность к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.
Оборудование: учебный автомобиль, автодром.
План урока.
I. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Сообщение темы и цели урока. 10 минут.
II. Контрольный осмотр автомобиля и подготовка его к работе. - 10 минут.
III. Основная часть - 90 минут.
IV. Заключение - 10 минут.
Ход урока.
I. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Сообщение темы и цели урока.
1. Беседа.
- Перечислить все органы управления автомобилем.
- Как выполняется контрольный осмотр автомобиля перед выездом?
II. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом (выполняет учащийся под контролем мастера).
III. Изучение нового материала.
- Учащийся получает инструкционную карту, которая содержит рекомендации по выполнению упражнений по теме.
Инструкционная карта.
Задание. | Рекомендации по выполнению упражнения. | Самоконтроль. Время |
Задание №1. 1. Подготовка и пуск двигателя, наблюдение за показаниями контрольно- измерительных приборов | 1. Проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
При наличии температуры охлаждающей жидкости до 50-60 градусов по С можно начинать движение. | 20 минут. |
2. Тренировка в трогании с места, движение по прямой 20-30 м. |
| |
3. Плавное торможение и остановка. |
| |
Задание 2. Трогание с места. разгон и последовательное переключение передач в восходящем порядке. |
5. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 60 км/час, переключаем на четвертую передачу. | 30 минут. |
2. Выполнение движения с поворотами. |
| |
3. Регулирование скорости движения педалью управления дроссельными заслонками. |
| |
Задание 3. Приемы плавного торможения рабочим тормозом и остановка. | 1.Включить правый поворот.
5. Поставить нейтральную передачу. 6. Затянуть стояночный тормоз. 7. Выключить зажигание. | 25 минут. |
IV. Закрепление материала. Познакомившись с правилами выполнения данных упражнений, прослушав рекомендации мастера, учащийся выполняет данные упражнения, контролируя время, отпущенное на выполнение и закрепление данных маневров.
V. Заключение. Итог урока.
- Каковы действия водителя во время выполнения упражнения «Трогание с места, разгон и последовательное переключение передач в восходящем порядке?
- Как правильно остановить транспортное средство?
VI. Оценивание
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по вождению автомобиля
Долматов Олег Александрович,
мастер производственного обучения
МАОУ МУК п. Ханымей
Пуровского района ЯНАО
Тема занятия: Постановка транспортного средства в « бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
Учебная цель:
научить учащихся управлению автомобилем при постановке транспортного средства в «бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево);
развивающая:
развивать навыки руления, навыки управления автомобилем,
правильности действий органами управления при выполнении упражнений;
воспитательная:
воспитывать у учащихся чувство индивидуальной ответственности, способность к личному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.
Учебное время - 2 часа
Материально-техническое оснащение: учебный автомобиль, схема движения (Приложение № 1, Приложение № 2).
План занятия
I. Вводный инструктаж - 25 мин.
- Контрольный осмотр автомобиля перед выездом.
- Сообщение темы и задач урока. Проверка наличия у учащегося книжки учета вождения.
- Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Опрос по теории.
- Повторение на практике выполнения учеником разворота на ограниченном участке с применением заднего хода.
II. Изучение нового материала – 15 мин.
1. Инструктаж мастера по выполнению постановки транспортного средства в « бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
2. Демонстрация мастером выполнения упражнения с комментариями.
3. Рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения.
III. Текущий инструктаж - 60 мин.
1. Закрепление и проверка усвоения учащимися материала инструктажа.
2. Пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции.
IV. Заключительный инструктаж – 10 минут.
Ход занятия
I. Вводный инструктаж.
1. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом.
2. Сообщение темы и задач урока. Проверка наличия у учащегося книжки учета вождения.
3. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Опрос по теории.
- проезд по «змейке» передним ходом;
- разворот на ограниченном участке с применением заднего хода.
4. Повторение на практике выполнения учеником разворота на ограниченном участке с применением заднего хода.
II. Изучение нового материала.
1. Инструктаж мастера по выполнению постановки транспортного средства в « бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). (Схема движения выдана учащемуся)
Перед тем как начать движение из положения I, внимательно рассмотрите схему движения. Особое внимание обратите на момент начала вращения рулевого колеса. Выполнение упражнения производится в следующей последовательности:
— из исходного положения I начинаете движение задним ходом с наблюдением за траекторией движения через заднее стекло;
— двигаетесь медленно, за счет неполного включения сцепления;
— педаль сцепления до конца не отпускаете, обеспечиваете медленное движение;
— в положении II начинаете вращать рулевое колесо вправо;
— ориентиром для въезда в «бокс» должна быть у вас только одна правая стойка, обозначенная кружком;
— когда ваш автомобиль окажется в положении III под углом в 45° к исходному положению I и правую стойку вы будете видеть через заднее боковое стекло, начинаете вращать рулевое колесо влево;
— выравниваете автомобиль;
— из положения III начинаете ориентироваться на среднюю стойку «бокса»; середина капота багажника должна направляться на эту стойку;
— выравниваете автомобиль так, чтобы в «бокс» он входил строго по прямой.
Любое подруливание недопустимо, так как при движении задним ходом траектория движения задних и передних колес разная и происходит значительное уширение полосы движения. Это вы можете увидеть на схеме. Если вы чувствуете, что автомобиль не вписывается в «бокс», то вернитесь в исходное положение I и повторите маневр. Окончательное положение IV определяете по задним стойкам «бокса». Средняя стойка должна быть посередине капота заднего багажника и на расстоянии от него 10–20 см.
Рассмотрим заезд в бокс, расположенный справа по ходу движения автомобиля, из положения I:
— включаете переднюю передачу и начинаете движение прямо передним ходом из положения I;
— вращаете рулевое колесо влево;
— направляете автомобиль к левому краю коридора;
— не доезжая до границы коридора за 1 — 1,5 м начинаете вращать рулевое колесо вправо;
— останавливаете автомобиль в положении II под углом в 45° к исходному положению так, чтобы правую стойку вы могли видеть через заднее боковое стекло;
— включаете заднюю передачу;
— начинаете движение задним ходом, наблюдая за правой стойкой «бокса»;
— после начала движения рулевое колесо начинаете вращать влево, выравнивая автомобиль;
— приближаясь к «боксу», начинаете ориентироваться по средней стойке «бокса»;
— дальнейшее движение и остановку автомобиля осуществляете так же, как и при движении из положения I.
3. Демонстрация мастером выполнения упражнения с комментариями.
(Тренировка заезда в «бокс», когда он будет слева от исходного положения. Он будет выполняться зеркально по отношению к рассмотренным схемам. Ориентиром теперь будет крайняя левая стойка, и наблюдение за траекторией движения можно осуществлять, повернувшись влево через открытое окно двери).
4. Рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения.
III. Текущий инструктаж.
1. Закрепление и проверка усвоения учащимися материала инструктажа.
2. Пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции.
IV. Заключительный инструктаж
1. Анализ успешности выполнения упражнений.
2. Разбор ошибок, пути их предупреждения и устранения.
3. Анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда, использования рабочего времени.
4. Сообщение оценок, темы следующего урока. Запись в книжке учета вождения автомобиля.
Приложение № 1.
Приложение № 2.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
на 2014/2015 учебный год
по предмету:
«Практическое вождение транспортных средств»
Преподаватель Долматов Олег Александрович
Планирование составлено на основе примерной программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», разработанной Министерством транспорта РФ и утвержденной Министерством образования РФ
п. Ханымей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование по предмету:
«Практическое вождение транспортных средств»
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 56 часов на каждого обучаемого
Данное календарно-тематическое планирование разработано в соответствии с требованиями Федерального Закона «О безопасности дорожного движения» и стандарта Российской Федерации по профессиям «Водитель транспортного средства категорий "В"». Программой предусматривается систематизация знаний по устройству грузовых и легковых автомобилей и конструктивных особенностей других марок легковых автомобилей.
Занятия по вождению автомобиля проводятся на учебном автодроме (площадке для учебной езды) и на учебных маршрутах, согласованных с ГИБДД.
В ходе практических занятий реализуются следующие цели и задачи:
Учебный аспект: развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать профессиональную деятельность по вождению автомобиля; повышать ее продуктивность.
Развивающий аспект: развитие способности к функционально-адекватному использованию теоретических знаний.
Воспитательный аспект: воспитание у учащихся чувства индивидуальной ответственности, способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации.
Практические задачи:
1 .Обучение учащихся приемам езды.
2. Систематизация знаний дорожных знаков и их назначения.
3. Систематизация знаний учащихся по устройству и техническому обслуживанию автомобиля.
Обучение вождению проводится вне сетки учебного времени индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению.
Для проверки качества обучения учебным планом предусматривается проведение контрольных занятий. Первое занятие проводится на площадке для учебной езды после отработки тем N I и N 2. В ходе занятия проверяется качество отработанных упражнений и определяется готовность учащихся к вождению автомобиля. Второе занятие проводится после отработки тем N 3.
При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра автомобиля, и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.
По каждому заданию на основе примерных программ разработаны упражнения, которые выполняются с каждым учащимся индивидуально.
Учет упражнений, выполненных учащимися во время занятий по практическому вождению ведется в индивидуальной карточке учета. В результате изучения предмета «Практическое вождение транспортных средств»
обучаемый должен уметь:
- управлять грузовым и легковым автомобилями в различных дорожных и метеорологических условиях;
- соблюдать Правила дорожного движения и не допускать дорожно-транспортных происшествий;
- проверять техническое состояние автомобиля перед выездом;
- устранять возникшие во время работы на линии мелкие эксплуатационные неисправности, не требующие разборки механизмов;
- оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке.
обучаемый должен знать:
- назначение, расположение, устройство, принцип действия основных механизмов и приборов грузового и легкового автомобилей; Правила дорожного движения, Основы управления транспортным средством;
- признаки неисправностей механизмов и приборов автомобиля, возникающих в пути и способы их устранения с помощью имеющегося инструмента;
- влияние погодных условий (дождь, туман, гололед и др.) на безопасность движения1 и способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
- приемы и последовательность действий при оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния автомобиля и обращения с эксплуатационными материалами (бензином, электролитом, охлаждающими жидкостями, маслами);
- ответственность за нарушение административного, уголовного кодексов, Правил дорожного движения, правил эксплуатации автомобиля и загрязнение окружающей среды.
Практическое вождение транспортных средств
Распределение учебного времени
по темам и видам учебных занятий
№ зада ния | Раздел. Тема занятий | Кол-во часов | Примечание |
Дата проведения занятий определяется графиком вождения транспортного средства | |||
Раздел 1 . Первоначальное обучение вождению | |||
1. | Посадка. Приемы действия органами управления и приборами сигнализации Приемы управления автомобилем. | 2 | |
2*. | Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках. | 2 | |
3. | Движение с изменением направления. | 2 |
Всего часов: 6
Раздел 2. Вождение в ограниченных проездах | Дата проведения занятий определяется графиком вождения транспортного средства | ||
4. | Остановка в "заданном" месте, развороты | 2 | |
5-6. | Маневрирование в ограниченных проездах | 4 | |
7-8. | Сложное маневрирование | 4 | |
9. | Движение с прицепом: сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление. | 2 | |
10. | Движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево. | 2 | |
11. | Въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). | 2 |
Всего часов: 16
Раздел 3 . Вождение по учебным маршрутам | Дата проведения занятий определяется графиком вождения транспортного средства | ||
12-15. | Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения | 8 | |
16-21. | Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения | 12 | |
22-28. | Совершенствование навыков вождения автомобиля в различных условиях дорожной обстановки. | 14 | |
Всего | часов: 34 | ||
Итого | Часов: 56 |
Примечание.
1.Упражнение (задание) * выполняется только при обучении вождению с механической коробкой переключения передач (далее - МКПП);
Остальные упражнения (задания) выполняются при обучении вождению, как с МКПП, так и с АКПП.
2. При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра транспортного средства и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.
Программа обучения вождению транспортных средств.
Тема 1. Посадка. Ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. Приемы управления (обучение на транспортном средстве или тренажере)
Общее ознакомление с органами управления, контрольно-измерительными приборами. Посадка в транспортное средство.
Тренировка в регулировании положения сидения, пристегивании ремнем
безопасности, пуске двигателя, подаче предупредительного сигнала, включении
стеклоочистителей, системы освещения.
* Ознакомление со схемой переключения передач, включение первой передачи,
начало движения, разгона с переключением передач в восходящем порядке и замедления
переключением передач в нисходящем порядке.
Освоение техники руления.
* Действия органами управления при начале движения, переключении передача
восходящем и нисходящем порядке, плавном и экстренном торможении, остановках
(отрабатываются при неработающем двигателе).
.
* Тема 2. Движение с переключением передач. Движение с переключением передач в восходящем и нисходящем порядках (обучение на транспортном средстве и тренажере)
Разгон. Движение по прямой с переключением передач в восходящем и
нисходящем порядке. Движение по прямой. Способы перехода на низшую передачу
(последовательный и без соблюдения последовательности). Способы торможения.
Кратковременные остановки, длительная стоянка на уклоне и подъеме.
Тема 3. Движение с изменением направления.
Движение передним ходом по кольцевому маршруту. Разгон и торможение; с
остановками у стоп-линий. Повороты направо и налево, между препятствиями.
Движение задним ходом по прямой с использованием различных способов наблюдения за дорогой. Движение задним ходом с поворотами налево и направо. Движение задним ходом между ограничителями, остановка.
Работа по техническому обслуживанию.
Тема 4. Остановка в "заданном" месте, развороты
Остановка при движении передним и задним ходом, на обочине, у выбранного ориентира, у дорожного знака, у тротуара (параллельно, под углом 45 и 90 градусов). Подъезд к ограничителю передним и задним ходом. Развороты без применения заднего хода.
Тема 5. Маневрирование в ограниченных проездах
Въезд в ворота с прилегающей и противоположной сторон дороги передним и задним ходом. Выезд из ворот передним и задним ходом с поворотами налево и направо. Проезд по «змейке» передним ходом. Разворот на ограниченном участке с применением заднего хода. Въезд в габаритный дворик, разворот с применением заднего хода, выезд.
Тема 6.. Сложное маневрирование
Постановка транспортного средства в «бокс» передним и задним ходом из
положения с предварительным поворотом направо (налево).
Постановка на габаритную стоянку. Движение по габаритному тоннелю задним
ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). Начало движения на
подъеме.
Контрольное занятие № 1.
На автодроме (площадке для учебной езды) проверяются начало движения,
движение по кольцевому маршруту с остановками у заданного ориентира и стоп-линий;
движение по «змейке» передним ходом, въезд в габаритный дворик, разворот в нем с
применением заднего хода и выезд передним ходом; постановка на габаритную стоянку и
в «бокс» задним ходом; преодоление габаритного тоннеля передним и задним ходом из
положения с предварительным поворотом направо (налево); начало движения на подъеме;
разгон и торможение с остановкой у стоп-линий.
Тема 7. Движение с прицепом.
Сцепление с прицепом, движение по прямой, расцепление.
Тема 8. Движение с прицепом.
Движение с прицепом передним и задним ходом с поворотами направо и налево,
Тема 9. Движение с прицепом.
Въезд в "бокс" с прицепом передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).
ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОЖДЕНИЮ В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Тема 10. Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения. Отработка навыка движения глаз. Выезд на улицы города (населенного пункта). Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких
проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Оценка перекрестка (обзорность, число полос, наличие транспорта и т.д.). Перестроение. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.
Тема 11. Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения.
Совершенствование навыков движения глаз. Формирование безопасного пространства вокруг транспортного средства. Выезд на дорогу. Движение в транспортном потоке. Остановка и начало движения. Движение на поворотах с ограниченной видимостью. Движение на подъемах и спусках с остановками и началом движения. Проезд обозначенного места остановки общественного транспорта, пешеходных переходов. Отработка приемов парковки. Встречный разъезд в узких проездах. Объезд препятствия. Движение по мостам и путепроводам. Проезд железнодорожных переездов.
Проезд перекрестка. Действия водителя при проезде перекрестка. Определение расстояния до приближающегося транспортного средства. Определение скорости приближающегося транспортного средства. Необходимость и целесообразность перестроения. Действия по сигналу светофора (регулировщика). Выбор траектории движения. Выезд на перекресток. Проезд нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог в прямом направлении, с поворотом направо и налево, разворотами для движения в обратном направлении. Выбор скорости движения. Пользование контрольно-измерительными приборами.
Тема. 12. Совершенствование навыков вождения автомобиля в различных условиях дорожной обстановки.
Данное задание проводится по индивидуальному плану для каждого обучаемого, в том числе с целью устранения выявленных недостатков.
ЭКЗАМЕН ПО ВОЖДЕНИЮ.
Экзамен проводится в два этапа.
Первый этап проводится на закрытой площадке или автодроме, второй этап – на контрольном маршруте в условиях реального движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью
Технологическая карта учебного занятия, как основа управления учебной деятельностью...
Знакомство с органами управления автомобиля
Органы управления автомобиля: руль, педаль сцепления, педаль тормоза, педаль акселератора, рычаг управления КПП (переключения передач), рычаг стояночного тормоза («ручни...
Отработка элементов управления автомобилем с неработающим двигателем. (Самостоятельное занятие)
Познакомившись с основными и вспомогательными органами управления автомобилем, можно приступить к отработке элементов управления.Сначала следует убедиться, что Вы сидите свободно и удобно, что обзор и...
Методическая разработка учебного занятия по теме: «Использование систем управления базами данных для выполнения учебных заданий»
Разработка может быть использована студентами дистанционно для отработки пропущенных занятий и применения знаний и навыков данной темы в своей профессиональной деятельности.Разработка также может быть...
Открытое занятие. Ходовая часть автомобиля. Изготовление автомобиля «Газель». Испытание модели (проверка ходовых качеств автомобиля)»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТАДООП «Бумажное макетирование»Тема занятия«Ходовая часть автомобиля. Изготовление автомобиля «Газель». Испытание модели (проверка ходовых качеств...
Приемы управления вниманием на занятиях в детском объединении «Автотранспорт»
Для развития устойчивого внимания, создание положительного настроя на учебную деятельность очень важно использовать на занятиях наглядный материал.Наглядные пособия (демонстрационные и индивидуа...
Эффективные психолого-педагогические методы и приемы управления учебной деятельностью младшего школьника
Эффективные психолого-педагогические методы и приемы управления учебной деятельностью. Методы и приемы управления учебной мотивацией....