Знакомство с органами управления автомобиля
учебно-методический материал (11 класс) на тему
Органы управления автомобиля: руль, педаль сцепления, педаль тормоза, педаль акселератора, рычаг управления КПП (переключения передач), рычаг стояночного тормоза («ручник»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_organami_upravleniya_avtomobilya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство с органами управления автомобиля
Подкопаев В.Н.,
мастер производственного обучения
Основные органы управления:
- руль;
- педаль сцепления;
- педаль тормоза;
- педаль акселератора;
- рычаг управления КПП (переключения передач);
- рычаг стояночного тормоза («ручник»).
К органам управления также относятся:
- указатель поворотов;
- включатель габаритных огней;
- переключатель света фар;
- включатель стеклоочистителей;
- включатель зажигания (замок).
Теперь познакомимся с каждым органом управления в отдельности.
РУЛЬ. Мы уже знаем, как правильно держать рулевое колесо. В указанном на рис. 1 положении, руки имеют наибольшую свободу управления, готовы к любому быстрому маневру и не устают, так как своим весом лежат на рулевом колесе.
Рис. 1. Правильное положение рук на ободе колеса
Руль надо держать двумя руками, избегать управления одной рукой. Отрывать руку от руля следует только при необходимости, например, при перехвате руля на повороте, при переключении передач, при включении стеклоочистителей на ходу и т. д. Неосмотрительное управление одной рукой может привести к неприятности: при наезде колесом автомобиля на препятствие или при проколе колеса руль одной рукой можно не удержать.
ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ. Управляется левой ногой. При отпущенной педали диски в сцеплении замкнуты, при работающем двигателе и включенной передаче через сцепление передается крутящий момент от двигателя на ведущие колеса. При выжатой педали диски разомкнуты, и связи двигателя с ведущими колесами нет. В этот момент мы можем беспрепятственно включить нужную передачу.
Рис. 2. Этапы отпускания педали сцепления
Работает педаль сцепления следующим образом. Выжим педали производится полностью (до упора) и достаточно быстро. Отпускание педали сцепления производится плавно, как бы в два этапа (рис. 2).
Первый этап - при отпускании педали от положения I в положение II выбираются зазоры между дисками в сцеплении. Это движение производится достаточно быстро. Расстояние «а» составляет примерно 1/3-1/2 от полного хода педали и зависит от правильности регулировки сцепления.
Второй этап - при отпускании педали от положения II в положение III диски сцепления прижимаются друг к другу. Происходит передача крутящего момента. Это движение делается плавно с небольшой задержкой.
ПЕДАЛЬ ТОРМОЗА. Управляется правой ногой. В отличие от педали сцепления педаль тормоза не может быть выжата до упора в пол. Упор педали мы почувствуем в промежуточном положении, когда тормозные колодки упрутся в тормозные барабаны или диски. Усилием нажатия на тормозную педаль определяется эффективность торможения. Чем меньше скорость движения автомобиля, тем меньшее усилие необходимо прикладывать к тормозной педали. В противном случае будет неприятный «кивок» автомобиля.
ПЕДАЛЬ АКСЕЛЕРАТОРА. Управляется так же, как и педаль тормоза – правой ногой. Правая нога вполне справляется с двумя педалями. Нам нужно или движение (акселератор), или замедление (тормоз). Педаль акселератора работает в очень небольшом диапазоне. Режим работы плавный. Работающий двигатель при нажатии на педаль отреагирует увеличением оборотов.
РЫЧАГ УПРАВЛЕНИЯ КПП. Управляется правой рукой. Рычаг устанавливается водителем в положение, соответствующее конкретной передаче. В нейтральном положении (передача не включена) рычаг имеет достаточно ощутимую свободу перемещения в поперечном направлении. При поперечном перемещении рычага мы выбираем, какую из передач включать. Включение передачи производится продольным перемещением рычага вперед или назад.
Рис. 3. Примерная схема 4-ступенчатой КПП.
Для 4-ступенчатой КПП возможна схема, показанная на рис. 3. (Для каждого автомобиля схема переключения передач указана в инструкции по эксплуатации автомобиля).
РЫЧАГ СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА. Управляется правой рукой. При движении автомобиля рычаг должен быть полностью опущен вниз, что соответствует расторможенному состоянию задних колес. Стояночный тормоз снабжен храповым устройством, удерживающим рычаг в заторможенном положении (затянутом вверх). При затягивании рычага прослушиваются характерные щелчки срабатывания храпового устройства (их должно быть 3-4). Для отпускания (расторможения) рычага предусмотрена кнопка на его переднем конце. Чтобы кнопка легче поддалась нажатию, рычаг следует потянуть вверх, после чего нажать кнопку и опустить рычаг вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-технический методический совет как орган управления инновациями в школе
Статья напечатана в "Управлении образованием"...
Учебное занятие " Приемы управления автомобилем"
Занятие проводится с целью научить учащихся выполнять трогание с места, переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, приёмам плавного торможения и остановки; развивать навыки руления,...
Методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата" (1 класс).
Предложена методическая разработка группового логопедического занятия по теме "Знакомство с органами артикуляционного аппарата". Занятие проводится в 1 классе в начале учебного года....
Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространению лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием
Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в управление об...
Отработка элементов управления автомобилем с неработающим двигателем. (Самостоятельное занятие)
Познакомившись с основными и вспомогательными органами управления автомобилем, можно приступить к отработке элементов управления.Сначала следует убедиться, что Вы сидите свободно и удобно, что обзор и...
«Физические силы и безопасное управление автомобилем». Сценарий урока по физике.
Материал содержит технологическую карту урока, сценарий и презентацию к уроку....