"Рекомендации по обучению детей и подростков с особыми потребностями".
консультация на тему

Костельникова Елена Валентиновна

Материал для учителей - дефектологов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по  обучению детей и подростков с особыми потребностями.

                 

1 направление: Формирование способности познавать себя 

Познание себя как личности начинается у ребенка с установления физического контакта с окружающим миром через все органы восприятия. Развитие личности ребенка - это осознание самоценности человеческой жизни, это развитие его доверия к жизни. Не важно, каков ты, какие у тебя способности, важно, что ты человек, что ты живешь. В школе, среди других детей, ребенок учится познавать себя. Отношение к нему учителя строится на основе доверия, и в этой атмосфере ребенку легко чувствовать себя личностью, которая воспринимается всерьез. 

Познание тела и развитие чувственного восприятия 

У новорожденного познание окружающего мира начинается с познания го тела. Через тело маленький человек общается с миром и таким образом познает его. Многие дети с множественными нарушениями познают себя главным образом через тело. Осознание единства частей тела, их функций, развитие чувства равновесия приводит к тому, что ребенок приобретает большее чувство уверенности и независимости, он получает возможность контроля над своим телом, что очень важно для восприятия себя не как беспомощного существа, а как человека, способного реализовать свои желания (самостоятельно или с помощью других). 

Особое внимание следует уделять  развитию дифференцированного восприятия. Необходим особый подбор раздражителей, особенно для "тяжелых" детей. Они должны быть четкими,      достаточными для возникновения ощущений.   При подготовке к занятию педагогу необходимо учесть все факторы, которые могут стать раздражителями для ребенка. 

Чувствовать положение тела в пространстве, учиться сохранять равновесие через контакт с человеком:

•       изменять положение тела (наклонить ребенка, повернуть, положить, посадить)

•       изменять положение частей тела

•       катить, качать, трясти, нести, вести 

Познавать целостность тела через знание частей тела и их функций 

•       знакомиться с названиями частей тела (на человеке, на кукле, на картинке)

•       познавать части тела через различные действия с ними (волосы: подергать, погладить, расчесать, сделать прическу)

•       познавать функции частей тела через действия, производимые с ними, (кисть может: держать, бросать, захватывать, есть, умываться, рисовать, писать, играть и т.д.). 

Воспринимать чувственные раздражители и соотносить их с органами восприятия  

Зрительные ощущения: 

•   темнота - свет 

Взрослому важно помнить о последовательности восприятия зрительных ощущений: сначала -свет/тьма; затем - статичный предмет/движущийся; далее -   величина, форма. 

 Слуховые ощущения: 

•      звук - тишина

•      тихий - громкий звук

•      различные виды звуков

•       человеческий голос, использование его возможностей  

Тактильные ощущения: 

•       закапываться в песок, посыпать песком, крупой

•       работать руками и стопами: трогать, брать, ходить...

Вкусовые ощущения

•          горячее - холодное, сладкое - соленое ит.д.  

Обоняние:

•          нюхать пищу, которую едим

•          нюхать предметы с сильным запахом

Принятие контакта и ответ на него

Установление телесного, зрительного, речевого контакта - это начало взаимодействия ребенка и взрослого. Первая реакция ребенка на прикосновение может быть очень разной (резко двигается, сжимается, бьет). Необходимо в ответ погладить, спокойно поговорить. Если барьер будет преодолен, ребенок научится принимать помощь взрослого, а затем и сам начнет помогать. Сначала контакт может быть очень тесным, затем ребенок приобретает большую самостоятельность.

Принимать помощь (пассивно и активно) помощь ребенку предлагается поэтапно: 

•          устанавливать зрительный контакт

•          устанавливать контакт прикосновениями

•          добиваться согласия изменить положение тела

•          добиваться позволения себя держать, нести

•          добиваться позволения помогать во время еды, одевания, гигиенических процедур.

Реагировать и отвечать на раздражители и побуждения

•          реагировать на движущийся источник света в затемненном помещении

•          захватывать рукой, фиксировать взгляд, слушать

•          смотреть в глаза, вслед кому-либо

•          направлять взгляд на источник звука

•          искать предметы или людей

•          приводить в порядок вещи

•          использовать в общении мимику, жесты.

При работе с «тяжелыми» детьми взрослый должен стараться в одних и тех же ситуациях вести себя одинаково.

Распознавание своих психофизических ощущений и управление ими

Часто развитие детей с множественными нарушениями не соответствует их возрасту, они не могут справляться со своим психофизическим напряжениям, часто не могут определить и выразить свое состояние. Задача обучения: показать разницу между хорошим и плохим самочувствием, хорошим и плохим настроением. Для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше. Необходимо также учить детей чувствовать состояние других людей.

Чувствовать себя адекватно окружающей обстановке

•          чувствовать себя хорошо, если ты чувствовать себя делаешь то, что тебе хочется

•          чувствовать себя плохо, если тебе не позволяют делать то, что ты хочешь  

  • Задача взрослого: поддерживать хорошее настроение у детей (я здесь, будь спокоен, я улыбнусь, я поглажу тебя).

Переживать различные настроения и чувства эмоционально переживать каждое время года 

•         испытывать все удовольствия, связанные со снегом

•         возиться с глиной

•         шлепать по лужам

•         сочувствовать, утешать, когда кто-нибудь плачет

•         испытывать праздничное настроение

•         радоваться ожидаемому событию  

Распознавать ситуации, приятные для себя 

•         во время игры

•         при ласковом обращении

•         при осторожном телесном контакте 

Отказываться от двигательных стереотипов, выполнять целенаправленные действия 

•          отвлекать ребенка, переключать его на другую деятельность, загружать его как можно больше

•          различными способами обращать внимание ребенка на совершаемые им стереотипные движения и делать их осознанными и целенаправленными 

Преодолевать страх 

•          находиться в темной комнате, играть в жмурки

•          общаться с животными (не только близкий контакт, но и соблюдение дистанции)

•          «общаться» с водой

•          Оставаться одному

•          Участвовать в ролевых играх (во врача, в парикмахера, чтобы их не бояться) 

2 направление: Формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования 

Обретение способности позаботиться о себе - это один из первых шагов на пути к приобретению чувства собственного достоинства, доверия к себе. Ребенок становится более независимым и самостоятельным, если он может обслуживать себя сам. 

Сообщение о потребностях и затруднениях 

Человек не может жить без других людей. Общение необходимо каждому человеку как воздух для того, чтобы чувствовать свою причастность к человеческому сообществу, чувствовать защищенность и уверенность в себе. Учитель должен очень чутко реагировать на все сигналы ребенка, а ребенок должен знать, что он вправе требовать внимания к этим сигналам. Ребенку важно учиться сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами: 

Если ребенок умеет говорить, он должен сказать

Если ребенок не говорит, взрослый должен узнать жесты или другие знаки ребенка

      -  Если системы знаков нет, разработать ее

Сообщать о голоде и жажде

•          Использовать определенный сигнал (чмокание, сосание, особый крик)

•          Показывать свое желание с помощью определенного жеста

•          Использовать картинки, знаки для сообщения

•          Реагировать на обращенный вопрос

•          Выражать предпочтение или отказ от определенных блюд или напитков

•          Показывать состояние сытости  

Проситься в туалет 

•          Подавать звуковой или жестовый сигнал

•          Сообщать о нужде с помощью коммуникативных карточек

Еще до того, как ребенок научится проситься в туалет, он должен научиться показывать, что он описался или испражнился и испытывает неудобство от этого. Сообщать о потребности покоя или движения 

•      Выражать желание покоя мимикой, жестами, указанием на коммуникативную карточку, если речь отсутствует 

•      Выражать желание движения различными способами Сообщать о потребности в элементарных контактах 

      Выражать желание контакта всеми доступными способами. Взрослый может помочь реализовать это желание, воздействуя на все органы чувств ребенка (посмотреть в глаза, погладить, напеть песню, взять за руку, посадить на колени, обнять).  

Сообщать о боли, неудобствах 

•          Дифференцированно выражать чувство боли, указывая, где болит (голова, живот)

•          Учиться называть возможные причины неудобства, боли (мне неуютно, потому что здесь слишком громко; мне больно, потому что я неудобно сижу). 

Удовлетворение своих потребностей, следование правилам гигиены, обращение к помощи других 

Ребенок учится сам, по возможности, удовлетворять свои элементарные потребности. В первую очередь, это делается для того, чтобы стать более независимым, самостоятельным, чтобы у ребенка было чувство уверенности: я могу, я сам!  

Принимать пищу 

•          Готовиться к приему пищи (садиться за стол)

•          Пользоваться приборами (ложка, вилка, нож)

•          Наполнять кружку, пить из нее

•          Накладывать в тарелку, есть из нее 

Ребенку легче сначала научиться жидкую пищу, затем кашу и только потом - твердую пищу.  

Раздеваться /одеваться 

•          Знать соответствие предметов одежды частям тела

•          Знать последовательность одевания

•          Верно ориентироваться в одежде: видеть лицевую и изнаночную стороны; право - лево; верх - низ; перед - зад

•          Пользоваться застежками, шнурками

•          Отличать свою одежду от чужой Пользоваться туалетом

•          Знать местонахождение туалета

•          Знать предназначение горшка, унитаза, раковины; уметь ими пользоваться

•          Снимать / надевать штанишки

•          Пользоваться туалетной бумагой

•          Мыть руки  

Ухаживать за лицом и  телом 

•          Умываться, мыться под душем, в ванне

•          Чистить зубы, стричь ногти

•          Мыть голову        

•          Причесываться

•          Сморкаться

•          Совершать интимный туалет

•          Пользоваться парфюмерией, косметикой 

3 направление: Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно его воспринимать 

Задачей взрослого является расширение представлений ребенка об окружающем мире. Важно познакомить его с неизвестным ему миром, увеличить круг жизненных представлений. Дети, подростки должны иметь возможность воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда окружающий мир станет для них шире и многограннее. Цель взрослого- сделать для подростка, взрослого самостоятельную жизнь 

Познание ближнего окружения 

Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения. Важное место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в которых дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни. 

Иметь представления о действиях, связанных с едой и питьем 

•         Что можно есть

•         Где это можно купить

•         Как купить  

Пользоваться одеждой и обувью 

•         Аккуратно обращаться с предметами одежды и обуви

•         Убирать их на место Ориентироваться дома

•          Ориентироваться в помещении квартиры, знать предназначение помещений

•          Правильно пользоваться тем, что находится в помещении

 

Познание внешнего окружения 

По мере взросления человека границы познаваемого им мира расширяются. Человек сталкивается с необыкновенным разнообразием проявления внешнего мира. К тому же мир полон опасных, неожиданных ситуаций. Как вести себя в них? Все ситуации на занятиях дома проиграть невозможно, поэтому наилучший способ изучения - инвариантный.  

Учиться вести себя на улице 

•      Пользоваться дорогами у дома, узнавать путь самим, для лучшей ориентировки обращать внимание на особые приметы (почтовый ящик, плакат); видеть опасность на дороге; различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево / направо; знать значение «зебры», светофора 

Поведению на улице ребенок учится в ролевых играх, а также в реальных жизненных ситуациях.  

Знакомиться с общественными местами и уметь ими пользоваться 

•         Пользоваться телефоном (знать основные части телефона, знать домашний телефон)

•         Соответственно вести себя в лечебных учреждениях (ничего не трогать, не бегать, не кричать, не бояться белого халата, учиться принимать помощь, ориентироваться в больнице) 

Познавать природу и уметь жить с ней  

Живая природа(животные, растения) животный мир 

•         Иметь понятие о животных, птицах, рыбах, насекомых

•         Представлять среду обитания растительный мир

•         иметь понятие о деревьях, кустах, цветах

•         представлять место произрастания

 

Неживая природа:                                                                      

явления природы (снег, дождь, ветер, гроза, гром, радуга, град) 

•         знакомиться с различными явлениями природы

•         не бояться

•         остерегаться

•         уметь правильно реагировать

•         быть способными эмоционально воспринимать

4 направление: Познание предметного мира  

Ознакомление с окружающим миром и развитие речи: 

-учить ребенка по слову взрослого находить и показывать на картине, в естественных условиях игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, мебели, овощи, фрукты: 

 – Покажи на картине, где нарисованы тарелка, стол, яблоко

-учить ребенка понимать слова, обозначающие части тела, части лица:

– Покажи, где у тебя рука, голова.  – Покажи, где у куклы глаза, рот;

-выполнять бытовые и игровые действия: – Покажи, где мальчик спит, пьет

-признаки предметов: – Дай мне красный шарик, дай мне   маленькое колечко;

-учить ребенка понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением: – Передай мне куклу и т.д.

-учить ребенка наблюдать за явлениями природы, знакомить и наблюдать за повадками птиц и животных 

-учить ребенка называть профессиональную деятельность людей знакомых специальностей (врач, продавец, воспитатель). 

 Сенсорное развитие 

Обучать действиям с предметами: 

-нанизывать на стержень кольца пирамидки одинаковых размеров; 

-собирать пирамидку из колец двух контрастных размеров; 

-открывать и закрывать одноместную матрешку; 

-группировать предметы по цвету; 

-учить ребенка вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их; 

-учить распознавать предметы по форме: шарик, кубик; 

-учить различать контрастные размеры: большой и маленький; 

-знакомить ребенка с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). 

Развитие ручной моторики: 

-развивать у ребенка мелкую моторику пальцев рук. 

-формировать у ребенка умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги. 

-учить ребенка правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, бумага, доска, карандаш). 

-формировать у ребенка умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого. 

-учить ребенка создавать двигательные позы по подражанию ( пальчиковая гимнастика). 

 Формирование коммуникативных способностей:

-формировать    у    ребенка    невербальные    формы    общения:    умение фиксировать  взгляд  на лице партнера,  смотреть  в  глаза партнера по общению; 

-учить ребенка отвечать на вопросы:  

–  Как тебя зовут? Кто это? Что это? Как зовут маму? Как зовут папу? 

-учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом ребенка:  

Что ты делал? Во что играл? Куда идем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.

В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений  личностн...

«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»

Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями

Активное действенное взаимодействие учащихся, родителей и учителей – это залог успешной учебы и развития ребенка! На этой страничке Вы, дорогие родители, сможете найти интерсные для Вас методиче...

Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями

Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...

Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР» Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями

1 слайдСеминар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР»Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями2 слайдПервый выпуск программы К...

Современные тенденции в развитии образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого тер...

Педагогические методы диагностики и мониторинга детей и подростков с особыми образовательными потребностями

Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно‑педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно‑развивающих и воспитательно‑образовательных м...