"Рекомендации по обучению детей и подростков с особыми потребностями".
консультация на тему
Материал для учителей - дефектологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_obucheniyu_detey_i_podrostkov_s_osobymi_potrebnostyami.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по обучению детей и подростков с особыми потребностями.
1 направление: Формирование способности познавать себя
Познание себя как личности начинается у ребенка с установления физического контакта с окружающим миром через все органы восприятия. Развитие личности ребенка - это осознание самоценности человеческой жизни, это развитие его доверия к жизни. Не важно, каков ты, какие у тебя способности, важно, что ты человек, что ты живешь. В школе, среди других детей, ребенок учится познавать себя. Отношение к нему учителя строится на основе доверия, и в этой атмосфере ребенку легко чувствовать себя личностью, которая воспринимается всерьез.
Познание тела и развитие чувственного восприятия
У новорожденного познание окружающего мира начинается с познания го тела. Через тело маленький человек общается с миром и таким образом познает его. Многие дети с множественными нарушениями познают себя главным образом через тело. Осознание единства частей тела, их функций, развитие чувства равновесия приводит к тому, что ребенок приобретает большее чувство уверенности и независимости, он получает возможность контроля над своим телом, что очень важно для восприятия себя не как беспомощного существа, а как человека, способного реализовать свои желания (самостоятельно или с помощью других).
Особое внимание следует уделять развитию дифференцированного восприятия. Необходим особый подбор раздражителей, особенно для "тяжелых" детей. Они должны быть четкими, достаточными для возникновения ощущений. При подготовке к занятию педагогу необходимо учесть все факторы, которые могут стать раздражителями для ребенка.
Чувствовать положение тела в пространстве, учиться сохранять равновесие через контакт с человеком:
• изменять положение тела (наклонить ребенка, повернуть, положить, посадить)
• изменять положение частей тела
• катить, качать, трясти, нести, вести
Познавать целостность тела через знание частей тела и их функций
• знакомиться с названиями частей тела (на человеке, на кукле, на картинке)
• познавать части тела через различные действия с ними (волосы: подергать, погладить, расчесать, сделать прическу)
• познавать функции частей тела через действия, производимые с ними, (кисть может: держать, бросать, захватывать, есть, умываться, рисовать, писать, играть и т.д.).
Воспринимать чувственные раздражители и соотносить их с органами восприятия
Зрительные ощущения:
• темнота - свет
Взрослому важно помнить о последовательности восприятия зрительных ощущений: сначала -свет/тьма; затем - статичный предмет/движущийся; далее - величина, форма.
Слуховые ощущения:
• звук - тишина
• тихий - громкий звук
• различные виды звуков
• человеческий голос, использование его возможностей
Тактильные ощущения:
• закапываться в песок, посыпать песком, крупой
• работать руками и стопами: трогать, брать, ходить...
Вкусовые ощущения:
• горячее - холодное, сладкое - соленое ит.д.
Обоняние:
• нюхать пищу, которую едим
• нюхать предметы с сильным запахом
Принятие контакта и ответ на него
Установление телесного, зрительного, речевого контакта - это начало взаимодействия ребенка и взрослого. Первая реакция ребенка на прикосновение может быть очень разной (резко двигается, сжимается, бьет). Необходимо в ответ погладить, спокойно поговорить. Если барьер будет преодолен, ребенок научится принимать помощь взрослого, а затем и сам начнет помогать. Сначала контакт может быть очень тесным, затем ребенок приобретает большую самостоятельность.
Принимать помощь (пассивно и активно) помощь ребенку предлагается поэтапно:
• устанавливать зрительный контакт
• устанавливать контакт прикосновениями
• добиваться согласия изменить положение тела
• добиваться позволения себя держать, нести
• добиваться позволения помогать во время еды, одевания, гигиенических процедур.
Реагировать и отвечать на раздражители и побуждения
• реагировать на движущийся источник света в затемненном помещении
• захватывать рукой, фиксировать взгляд, слушать
• смотреть в глаза, вслед кому-либо
• направлять взгляд на источник звука
• искать предметы или людей
• приводить в порядок вещи
• использовать в общении мимику, жесты.
При работе с «тяжелыми» детьми взрослый должен стараться в одних и тех же ситуациях вести себя одинаково.
Распознавание своих психофизических ощущений и управление ими
Часто развитие детей с множественными нарушениями не соответствует их возрасту, они не могут справляться со своим психофизическим напряжениям, часто не могут определить и выразить свое состояние. Задача обучения: показать разницу между хорошим и плохим самочувствием, хорошим и плохим настроением. Для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше. Необходимо также учить детей чувствовать состояние других людей.
Чувствовать себя адекватно окружающей обстановке
• чувствовать себя хорошо, если ты чувствовать себя делаешь то, что тебе хочется
• чувствовать себя плохо, если тебе не позволяют делать то, что ты хочешь
- Задача взрослого: поддерживать хорошее настроение у детей (я здесь, будь спокоен, я улыбнусь, я поглажу тебя).
Переживать различные настроения и чувства эмоционально переживать каждое время года
• испытывать все удовольствия, связанные со снегом
• возиться с глиной
• шлепать по лужам
• сочувствовать, утешать, когда кто-нибудь плачет
• испытывать праздничное настроение
• радоваться ожидаемому событию
Распознавать ситуации, приятные для себя
• во время игры
• при ласковом обращении
• при осторожном телесном контакте
Отказываться от двигательных стереотипов, выполнять целенаправленные действия
• отвлекать ребенка, переключать его на другую деятельность, загружать его как можно больше
• различными способами обращать внимание ребенка на совершаемые им стереотипные движения и делать их осознанными и целенаправленными
Преодолевать страх
• находиться в темной комнате, играть в жмурки
• общаться с животными (не только близкий контакт, но и соблюдение дистанции)
• «общаться» с водой
• Оставаться одному
• Участвовать в ролевых играх (во врача, в парикмахера, чтобы их не бояться)
2 направление: Формирование умения позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования
Обретение способности позаботиться о себе - это один из первых шагов на пути к приобретению чувства собственного достоинства, доверия к себе. Ребенок становится более независимым и самостоятельным, если он может обслуживать себя сам.
Сообщение о потребностях и затруднениях
Человек не может жить без других людей. Общение необходимо каждому человеку как воздух для того, чтобы чувствовать свою причастность к человеческому сообществу, чувствовать защищенность и уверенность в себе. Учитель должен очень чутко реагировать на все сигналы ребенка, а ребенок должен знать, что он вправе требовать внимания к этим сигналам. Ребенку важно учиться сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами:
- Если ребенок умеет говорить, он должен сказать
- Если ребенок не говорит, взрослый должен узнать жесты или другие знаки ребенка
- Если системы знаков нет, разработать ее
Сообщать о голоде и жажде
• Использовать определенный сигнал (чмокание, сосание, особый крик)
• Показывать свое желание с помощью определенного жеста
• Использовать картинки, знаки для сообщения
• Реагировать на обращенный вопрос
• Выражать предпочтение или отказ от определенных блюд или напитков
• Показывать состояние сытости
Проситься в туалет
• Подавать звуковой или жестовый сигнал
• Сообщать о нужде с помощью коммуникативных карточек
Еще до того, как ребенок научится проситься в туалет, он должен научиться показывать, что он описался или испражнился и испытывает неудобство от этого. Сообщать о потребности покоя или движения
• Выражать желание покоя мимикой, жестами, указанием на коммуникативную карточку, если речь отсутствует
• Выражать желание движения различными способами Сообщать о потребности в элементарных контактах
Выражать желание контакта всеми доступными способами. Взрослый может помочь реализовать это желание, воздействуя на все органы чувств ребенка (посмотреть в глаза, погладить, напеть песню, взять за руку, посадить на колени, обнять).
Сообщать о боли, неудобствах
• Дифференцированно выражать чувство боли, указывая, где болит (голова, живот)
• Учиться называть возможные причины неудобства, боли (мне неуютно, потому что здесь слишком громко; мне больно, потому что я неудобно сижу).
Удовлетворение своих потребностей, следование правилам гигиены, обращение к помощи других
Ребенок учится сам, по возможности, удовлетворять свои элементарные потребности. В первую очередь, это делается для того, чтобы стать более независимым, самостоятельным, чтобы у ребенка было чувство уверенности: я могу, я сам!
Принимать пищу
• Готовиться к приему пищи (садиться за стол)
• Пользоваться приборами (ложка, вилка, нож)
• Наполнять кружку, пить из нее
• Накладывать в тарелку, есть из нее
Ребенку легче сначала научиться жидкую пищу, затем кашу и только потом - твердую пищу.
Раздеваться /одеваться
• Знать соответствие предметов одежды частям тела
• Знать последовательность одевания
• Верно ориентироваться в одежде: видеть лицевую и изнаночную стороны; право - лево; верх - низ; перед - зад
• Пользоваться застежками, шнурками
• Отличать свою одежду от чужой Пользоваться туалетом
• Знать местонахождение туалета
• Знать предназначение горшка, унитаза, раковины; уметь ими пользоваться
• Снимать / надевать штанишки
• Пользоваться туалетной бумагой
• Мыть руки
Ухаживать за лицом и телом
• Умываться, мыться под душем, в ванне
• Чистить зубы, стричь ногти
• Мыть голову
• Причесываться
• Сморкаться
• Совершать интимный туалет
• Пользоваться парфюмерией, косметикой
3 направление: Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно его воспринимать
Задачей взрослого является расширение представлений ребенка об окружающем мире. Важно познакомить его с неизвестным ему миром, увеличить круг жизненных представлений. Дети, подростки должны иметь возможность воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Только тогда окружающий мир станет для них шире и многограннее. Цель взрослого- сделать для подростка, взрослого самостоятельную жизнь
Познание ближнего окружения
Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения. Важное место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в которых дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни.
Иметь представления о действиях, связанных с едой и питьем
• Что можно есть
• Где это можно купить
• Как купить
Пользоваться одеждой и обувью
• Аккуратно обращаться с предметами одежды и обуви
• Убирать их на место Ориентироваться дома
• Ориентироваться в помещении квартиры, знать предназначение помещений
• Правильно пользоваться тем, что находится в помещении
Познание внешнего окружения
По мере взросления человека границы познаваемого им мира расширяются. Человек сталкивается с необыкновенным разнообразием проявления внешнего мира. К тому же мир полон опасных, неожиданных ситуаций. Как вести себя в них? Все ситуации на занятиях дома проиграть невозможно, поэтому наилучший способ изучения - инвариантный.
Учиться вести себя на улице
• Пользоваться дорогами у дома, узнавать путь самим, для лучшей ориентировки обращать внимание на особые приметы (почтовый ящик, плакат); видеть опасность на дороге; различать тротуар и проезжую часть; перед переходом дороги останавливаться, смотреть налево / направо; знать значение «зебры», светофора
Поведению на улице ребенок учится в ролевых играх, а также в реальных жизненных ситуациях.
Знакомиться с общественными местами и уметь ими пользоваться
• Пользоваться телефоном (знать основные части телефона, знать домашний телефон)
• Соответственно вести себя в лечебных учреждениях (ничего не трогать, не бегать, не кричать, не бояться белого халата, учиться принимать помощь, ориентироваться в больнице)
Познавать природу и уметь жить с ней
Живая природа(животные, растения) животный мир
• Иметь понятие о животных, птицах, рыбах, насекомых
• Представлять среду обитания растительный мир
• иметь понятие о деревьях, кустах, цветах
• представлять место произрастания
Неживая природа:
явления природы (снег, дождь, ветер, гроза, гром, радуга, град)
• знакомиться с различными явлениями природы
• не бояться
• остерегаться
• уметь правильно реагировать
• быть способными эмоционально воспринимать
4 направление: Познание предметного мира
Ознакомление с окружающим миром и развитие речи:
-учить ребенка по слову взрослого находить и показывать на картине, в естественных условиях игрушки, некоторые предметы одежды, посуды, мебели, овощи, фрукты:
– Покажи на картине, где нарисованы тарелка, стол, яблоко;
-учить ребенка понимать слова, обозначающие части тела, части лица:
– Покажи, где у тебя рука, голова. – Покажи, где у куклы глаза, рот;
-выполнять бытовые и игровые действия: – Покажи, где мальчик спит, пьет
-признаки предметов: – Дай мне красный шарик, дай мне маленькое колечко;
-учить ребенка понимать и выполнять просьбу, выраженную простым предложением: – Передай мне куклу и т.д.
-учить ребенка наблюдать за явлениями природы, знакомить и наблюдать за повадками птиц и животных
-учить ребенка называть профессиональную деятельность людей знакомых специальностей (врач, продавец, воспитатель).
Сенсорное развитие
Обучать действиям с предметами:
-нанизывать на стержень кольца пирамидки одинаковых размеров;
-собирать пирамидку из колец двух контрастных размеров;
-открывать и закрывать одноместную матрешку;
-группировать предметы по цвету;
-учить ребенка вкладывать меньшие предметы в большие и вынимать их;
-учить распознавать предметы по форме: шарик, кубик;
-учить различать контрастные размеры: большой и маленький;
-знакомить ребенка с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий).
Развитие ручной моторики:
-развивать у ребенка мелкую моторику пальцев рук.
-формировать у ребенка умения проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаша от бумаги.
-учить ребенка правильно использовать предметы для рисования и письма (мел, бумага, доска, карандаш).
-формировать у ребенка умения выполнять задания с мелкими предметами по подражанию действиям взрослого.
-учить ребенка создавать двигательные позы по подражанию ( пальчиковая гимнастика).
Формирование коммуникативных способностей:
-формировать у ребенка невербальные формы общения: умение фиксировать взгляд на лице партнера, смотреть в глаза партнера по общению;
-учить ребенка отвечать на вопросы:
– Как тебя зовут? Кто это? Что это? Как зовут маму? Как зовут папу?
-учить ребенка отвечать на вопросы, связанные с жизнью и практическим опытом ребенка:
– Что ты делал? Во что играл? Куда идем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
В данной статье раскрывается современная модель гуманизации обучения детей и подростков с особыми образовательными потребностями. Дается краткое описание реализации основных направлений личностн...
«Пути преодоления психологической дезадаптации детей и подростков с особыми потребностями»
Теоретический и практический материал для педагогов и родителей о проблеме раннего детского аутизма....
Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями
Активное действенное взаимодействие учащихся, родителей и учителей – это залог успешной учебы и развития ребенка! На этой страничке Вы, дорогие родители, сможете найти интерсные для Вас методиче...
Использование элементов логоритмики для развития речи детей дошкольного возраста с особыми потребностями
Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь. В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связ...
Семинар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР» Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями
1 слайдСеминар – практикум для специальных педагогов ГБУЗ НСО «РСДР»Программа Каролина для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями2 слайдПервый выпуск программы К...
Современные тенденции в развитии образования детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Нарушения в развитии не приговор, а необходимость изменения плана развития. Ребенок с особыми потребностями в образовании – это новое для современного общества понятие. Появление этого тер...
Педагогические методы диагностики и мониторинга детей и подростков с особыми образовательными потребностями
Диагностическая работа занимает особое место в коррекционно‑педагогическом процессе, играет роль индикатора результативности оздоровительных, коррекционно‑развивающих и воспитательно‑образовательных м...