Рабочая программа дисциплины Основы финансовой и социальной грамотности
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 080110 (38.02.07) «Банковское дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-
экономический техникум»
__________________ Е.И. Волкова
«____» ______________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
38.02.07 «Банковское дело»
(Общеобразовательный цикл основной
профессиональной образовательной программы)
Рабочая программа дисциплины «Основы финансовой и социальной грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности: 38.02.07 «Банковское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г., № 837
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово – Посадский промышленно-экономический техникум».
Разработчик: Мишина Елена Николаевна
(Ф.И.О.)
Преподаватель специальных дисциплин
(должность)
Рассмотрена цикловой методической комиссией
профессионального цикла по направлению
«Экономика и управление, банковское дело;
информатика и вычислительная техника»
(название комиссии)
Председатель ________________ Е. Н. Мишина
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № _______ от «_____» ________________ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 14 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы финансовой и социальной грамотности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080110 (38.02.07) «Банковское дело»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 080110 (38.02.07) «Банковское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
- описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
- описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
- объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- находить и оценивать экономическую информацию;
- рационально планировать семейный бюджет;
- оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
- осваивать различные способы решения экономических задач;
- рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;
- обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;
- об экономической деятельности фирм и государства;
- о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
| 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы финансовой и социальной грамотности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы социальной грамотности | 12 | |||
Тема 1.1. Личностное понимание и самопознание | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Кто я? Моя семья. Мои друзья. Моя собственная красота. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Тема 1.2. Права и обязанности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Я знаю свои права. Единство в многообразии. Умения и возможности: наши разные способности. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Раздел 2. Основы финансовой грамотности | 47 | |||
Тема 2.1 Сбережения и траты | Содержание учебного материала |
8 | ||
1 | Деньги и благополучие. Роль денег в нашей жизни. Что такое сбережения. Учимся тратить. Модель трех капиталов. Потребление или инвестиции. Составляем бюджет. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Тема 2.2 Как спланировать и составить бюджет своего предприятия | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Метод «мозгового штурма». Построение Логической Карты. Постановка цели по методу КИНРИ. ССВО анализ. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Тема 2.3 Социальные и финансовые предприятия | Содержание учебного материала | 15 | ||
1 | Рыночная стратегия. Отраслевой анализ. Производственная деятельность. Финансы. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Всего: | 59 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала
(в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду),
контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты)
по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Экономики и бухгалтерского учета», «Банковское дело»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- комплект учебно-наглядных пособий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Горяев А., Чучаченко В. «Финансовая грамотность. Спец проект Российской экономической школы по личным финансам»
Нормативно-правовые источники:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010)
Дополнительные источники:
- Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2012.
- Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2011.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета | - письменная проверка - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям; описывать ключевые статьи государственного бюджета России | - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов | - письменная проверка; - экспертная оценка результатов устных опросов |
анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; находить и оценивать экономическую информацию; рационально планировать семейный бюджет; оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства; осваивать различные способы решения экономических задач; рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций; обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства. | - письменная проверка - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
Знания: | |
о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании; | - устная проверка - тестовый контроль - экспертная оценка результатов устных опросов |
об экономической деятельности фирм и государства; | - письменная проверка - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах. | - тестовый контроль - экспертная оценка результатов устных опросов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/04/picture-544507-1417704772.jpg)
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-948906-1505689870.jpg)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"
Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/12/picture-1198725-1576163752.jpg)
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1226622-1589427038.png)
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-1226622-1589427038.png)
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...