Рабочая программа дисциплины Основы финансовой и социальной грамотности
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 080110 (38.02.07) «Банковское дело»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_osnovy_finansovoy_i_sotsialnoy_gramotnosti.doc | 147.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-
экономический техникум»
__________________ Е.И. Волкова
«____» ______________ 201__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
38.02.07 «Банковское дело»
(Общеобразовательный цикл основной
профессиональной образовательной программы)
Рабочая программа дисциплины «Основы финансовой и социальной грамотности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности: 38.02.07 «Банковское дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «28» июля 2014 г., № 837
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово – Посадский промышленно-экономический техникум».
Разработчик: Мишина Елена Николаевна
(Ф.И.О.)
Преподаватель специальных дисциплин
(должность)
Рассмотрена цикловой методической комиссией
профессионального цикла по направлению
«Экономика и управление, банковское дело;
информатика и вычислительная техника»
(название комиссии)
Председатель ________________ Е. Н. Мишина
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № _______ от «_____» ________________ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 14 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы финансовой и социальной грамотности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080110 (38.02.07) «Банковское дело»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей, а так же в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальности: 080110 (38.02.07) «Банковское дело»
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета;
- описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям;
- описывать ключевые статьи государственного бюджета России;
- объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов;
- анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- находить и оценивать экономическую информацию;
- рационально планировать семейный бюджет;
- оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
- осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства;
- осваивать различные способы решения экономических задач;
- рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций;
- обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании;
- об экономической деятельности фирм и государства;
- о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 39 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 39 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 20 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | - |
оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;
| 20 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы финансовой и социальной грамотности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Основы социальной грамотности | 12 | |||
Тема 1.1. Личностное понимание и самопознание | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Кто я? Моя семья. Мои друзья. Моя собственная красота. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Тема 1.2. Права и обязанности | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Я знаю свои права. Единство в многообразии. Умения и возможности: наши разные способности. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Раздел 2. Основы финансовой грамотности | 47 | |||
Тема 2.1 Сбережения и траты | Содержание учебного материала |
8 | ||
1 | Деньги и благополучие. Роль денег в нашей жизни. Что такое сбережения. Учимся тратить. Модель трех капиталов. Потребление или инвестиции. Составляем бюджет. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Тема 2.2 Как спланировать и составить бюджет своего предприятия | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Метод «мозгового штурма». Построение Логической Карты. Постановка цели по методу КИНРИ. ССВО анализ. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Тема 2.3 Социальные и финансовые предприятия | Содержание учебного материала | 15 | ||
1 | Рыночная стратегия. Отраслевой анализ. Производственная деятельность. Финансы. Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. | 2 | ||
Практические работы | - | |||
1 | - | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | |||
Всего: | 59 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала
(в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду),
контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты)
по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *).
Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Экономики и бухгалтерского учета», «Банковское дело»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- Электронная доска или мультимедиапроектор.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- комплект учебно-наглядных пособий.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Горяев А., Чучаченко В. «Финансовая грамотность. Спец проект Российской экономической школы по личным финансам»
Нормативно-правовые источники:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 07.02.2011)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008)
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 04.10.2010)
Дополнительные источники:
- Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход. (Managerial Economics) – М., 2012.
- Кожевников Н.Н. Основы экономики. Учебник для ссузов. – М., 2011.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2011.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
приводить примеры: энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи, вкладов, кредитов, инвестиций, ценных бумаг, налогов, безвозмездных поступлений из федерального бюджета | - письменная проверка - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
описывать: действие рыночного механизма применительно к разнообразным жизненным ситуациям; описывать ключевые статьи государственного бюджета России | - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
объяснять: причины неравенства доходов, аксиомы рационального потребления, бюджетное ограничение семьи, роль кредита в современной экономике, механизм выпуска обеспеченных облигаций, разницу между простыми и переводными векселями, роль и значение рынка государственных ценных бумаг, теорию справедливости налогов | - письменная проверка; - экспертная оценка результатов устных опросов |
анализировать: потребительское поведение, виды вкладов и кредитов, формирование государственного бюджета; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; находить и оценивать экономическую информацию; рационально планировать семейный бюджет; оценивать собственные экономические действия в качестве потребителя, члена семьи и гражданина; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в экономической жизни общества и государства; осваивать различные способы решения экономических задач; рассчитывать процентные ставки по вкладам и кредитам, сравнивать доходность от инвестиций; обосновывать суждения, давать определения экономическим понятиям, приводить теоретические и эмпирические аргументы и выстраивать доказательства. | - письменная проверка - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
Знания: | |
о формах, видах и функциях денег, о личном балансе и бюджете, о сбережениях, вкладах, инвестициях, кредитовании, страховании, банковской системе, налогах, видах ценных бумаг, страховании; | - устная проверка - тестовый контроль - экспертная оценка результатов устных опросов |
об экономической деятельности фирм и государства; | - письменная проверка - тестовый контроль; - экспертная оценка результатов устных опросов |
о формировании и исполнении государственного бюджета, о федеральных целевых программах, о финансовых правовых нормах и правилах. | - тестовый контроль - экспертная оценка результатов устных опросов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Основы финансовой грамотности"
Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» имеет социальную направленность.Программа кружка «Уроки финансовой грамотности» предназначена для работы с детьми 5-11 классов, ...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности"
Общеобразовательный курс, 10 класс, 34 часа...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности
Данная рабочая программа может быть использована как программа элективного занятия или может быть вставлена выборочно в обществознание в раздел "Экономика"...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"
Рабочая программа по основам финансовой грамотности "Азбука финансов"...
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...
рабочая программа по Основам финансовой грамотности
Активное развитие рыночных отношений в нашей стране требует нового подхода к формированию и подготовке кадров, приспособленных к деятельности в новых экономических условиях, поэтому необходимост...