Программа пришкольного лагеря
учебно-методическое пособие на тему
Предварительный просмотр:
Программа летнего пришкольного лагеря
«Солгышко»
1.Пояснительная записка.
Летние каникулы – самое яркое по эмоциональной окраске время. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям необходима смена деятельности, смена впечатлений. Каникулы, в своем роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, каникулы – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил, продолжение освоения мира, его познание, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Наконец, каникулы – это время человеческой фантазии. Можно придумать много интересного и полезного для себя и социума.
Программа «олнышко» направлена на воспитание и формирование у детей и подростков таких качеств, как товарищеская взаимопомощь, осознание ответственности перед коллективом за свои поступки и поведение, сочетание личных интересов с общественными, на развитие познавательных способностей воспитанников и создание возможности для роста каждой отдельной личности.
Будет продолжена работа по формированию социально-значимых качеств личности, используя разнообразные формы деятельности.
Большая роль отводится организации занятости детей в летний период в целях предотвращениям асоциального поведения подростков.
Работа в лагере построена на основе краеведения, экологии, туризма.
Созданная программа предполагает расширить кругозор детей, активизировать познавательные процессы, развивать внимание, эстетическое восприятие, образное мышление, творческое воображение.
Основание для создания программы
1. Закон «Об образовании РФ».
2.О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в
общеобразовательном учреждении. Письмо Министерства образования
Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13.
3.Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
Концепция программы
Реальным фактом современной России является снижение количества здоровых детей и подростков. Известно, что здоровье человека – это не только отсутствие болезней, но и благополучие в различных аспектах состояния: духовного, психологического, эмоционального, социального и т.д. Именно этого не хватает мальчишкам и девчонкам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.
Однако анализ здоровья воспитанников свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
По результатам анкетирования большинство детей считают, что ведут здоровый образ жизни, остальные не придают этому вопросу большого значения. Однако все считают, что здоровье первостепенно для каждого человека.
Поэтому педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей. В связи с этим первоочередной задачей летнего лагеря является физическое и духовное оздоровление детей и подростков.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив детского дома ставит перед собой следующие цель и задачи:
Цели и задачи программы.
Цель программы:
создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие.
Задачи:
- Помочь детям в выработке осмысленного подхода к здоровому образу жизни через пропаганду и развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
- Формирование качеств, составляющих культуру поведения, устранение отрицательных черт характера; формирование положительных качеств: трудолюбие, бережливость, вежливость, санитарно-гигиеническую культуру.
- Через сотрудничество, творчество, включение в интенсивную разнообразную деятельность, создание эмоционально доброжелательной атмосферы, способствующей общению, помочь воспитанникам преодолевать трудности, приобретать уверенность в себе.
- Обогащение воспитанников опытом позитивного характера, опытом экологически грамотного, обоснованного взаимодействия с природной и социальной средой.
Функции программы:
- воспитывающая;
- информационная;
- коммуникативная.
- культурно- досуговая;
- обучающая;
- оздоровительная;
- психотерапевтическая;
- развивающая;
- релаксационная;
- социализирующая
Условия реализации программы
- Чёткое представление целей и постановка задач.
- Конкретное планирование деятельности.
- Кадровое обеспечение программы.
- Методическое обеспечение программы.
- Педагогические условия.
- Материально-техническое обеспечение.
Кадровое обеспечение
В реализации программы участвуют:
- И.о. директора
- Педагог-организатор;
- Педагог-психолог;
- Социальный педагог;
- воспитатели
- инструктор по труду
Методическое обеспечение
- Наличие программы летнего отдыха, плана-сетки.
- Проведение установочного семинара для всех работающих в течение летнего отдыха.
- Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
- Проведение ежедневных планёрок.
- Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия
- Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
- Организация различных видов деятельности.
- Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
- Создание ситуации успеха.
- Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
- Организация различных видов стимулирования.
Формы и методы работы
Выбор форм и методов обусловлен рядом факторов: целевой установки, специфики содержания, особенностей контингента участников, уровня развития и подготовки детей, ресурсного обеспечения. Позиция творческого подхода предлагает реализацию активных форм познавательной деятельности (коллективные, игровые).
Формы организации деятельности по реализации программы:
Формы организации деятельности | ||
Массовые | Групповые | Индивидуальные |
Праздники Конкурсы Экскурсии, походы Спортивные соревнования Мастерская будущего КТД | Отрядные огоньки Беседы, КТД Спортивно-оздоровительные процедуры Создание и реализация проектов Работа кружков и секций | Индивидуальные беседы Выполнение учебно-исследовательских работ Создание и реализация проектов |
Методы реализации программы:
методы оздоровления:
- витаминизация;
- физиотерапия;
- закаливание;
- утренняя гимнастика;
- спортивные занятия и соревнования;
- беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма;
- фитотерапия.
методы воспитания:
- убеждение;
- поощрение;
- личный пример;
- вовлечение каждого в деятельность;
- самоуправление.
методы образования:
- словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
- экскурсии;
- игра (игры развивающие, познавательные, подвижные, сюжетно-ролевые, народные, игры на развитие внимания, памяти, воображения, настольные, деловые игры).
- Проектно-конструкторские методы (разработка проектов, программ, сценариев праздников, моделирование ситуации, создание творческих работ).
- практическая работа (упражнения, тренинги, учебно-исследовательская деятельность, камеральная обработка собранных материалов).
- наблюдения (запись наблюдений).
Механизм реализации программы
осуществляется в ходе нескольких этапов.
подготовительный этап (апрель-май).
Его основной задачей является создание условий для успешной реализации программы.
- создается творческая группа из педагогов и положительных лидеров из числа воспитанников;
- разрабатывается программа летнего отдыха воспитанников и план - сетка мероприятий на каждый день;
- каждый воспитатель и педагог продумывает форму и содержание проведения кружков;
- при планировании летнего отдыха детей воспитателям оказывается методическая помощь;
- ведется подготовка нормативно-правовой базы летнего отдыха;
- проводятся профилактические беседы медперсонала;
- проводятся инструктажи по технике безопасности в летний период: по пожарной безопасности, ПДД, по технике безопасности в лесу во время прогулок и сбора ягод, при проведении туристических походов, при организации купания детей;
- осуществляется приобретение настольных игр, спортивного инвентаря, строительного материала;
- под руководством инструктора по физкультуре силами воспитанников и взрослых организуется ремонт спортивного инвентаря и оборудование спортивной площадки;
- проводится совещание при директоре по организации летнего отдыха;
- участие в районном семинаре по вопросам организации летнего отдыха.
Основной этап
1 смена (1-21 июня)
2 смена (22июня -11 июля)
Летняя работа предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы, в содержание которой входят:
- реализация дополнительных образовательных программ;
- организация досуговой деятельности воспитанников;
- организация трудовой занятости детей;
- физкультурно-оздоровительная деятельность; .
- осуществление психолого-педагогической поддержки;
- совершенствование профессионального мастерства педагогических работников;
- совершенствование материально-технической базы.
На заключительном этапе (июль) проводятся анализ деятельности по реализации программы; подведение итогов на совещании при директоре; постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию каникулярного отдыха детей и работы школы в эти периоды.
Содержание программы
Работа с детьми в период летнего отдыха требует активного и целенаправленного их включения в деятельность путём предложений для реализации различных идей в соответствии с поставленными задачами и с учётом интересов и способностей.
В рамках программы летний отдых воспитанников построен на основе сюжетно-ролевой игры . Роль игры в воспитании доказывать никому не стоит. Именно проигрывание тех или иных ситуаций помогает детям и подросткам усвоить и закрепить знания. Большое педагогическое значение имеют длительные сюжетно-ролевые игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей. Дети делятся на 2 отряда, с которыми организуется сюжетно-ролевая игра . Стратегию участия в делах организуют лидеры отрядов.
Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, оформляет открытый журнал, где отражает жизнь отряда каждый день. В конце каждой лагерной смены будет проводиться конкурс открытых отрядных журналов.
Суть игры состоит в том, что участвуя в различных делах в соответствии с программой, воспитанники зарабатывают денежные единицы – «эколики» - отрезки цвета радуги определённой стоимости.
Ежедневно в конце дня подводятся итоги, отряды получают большой или маленький значок цвета радуги (Эколик), в зависимости от того, насколько успешно и в мероприятиях какого направления участвовали, и помещают их в своих отрядных уголках. Из значков в конце летнего отдыха получается радуга, цвет радуги символизирует активность, сплоченность и взаимодействие внутри отряда, а также новые знания и умения, полученные в течение лета в соответствии с программой "Радуга дорог».
Значения значков:
- Большой значок – вы - лидер, вы постарались по полной программе;
- Маленький значок - чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин признания;
- Не вручается - что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами
Отрядом разрабатывается система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый воспитанник может ежедневно по решению отряда получать дополнительные « супер эколики» за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря.
В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество «эколиков» в целом. По итогам победители получают призы и награды, а «эколики» в конце смены дают детям финансовую независимость и возможность активно участвовать в большой ярмарке.
Вся информация об условиях и результатах участия отрядов в том или ином деле представляется на общем информационном стенде «Радуга дорог». Центральным элементом на стенде является радуга, где каждый цвет обозначает направление работы. На радуге ежедневно отмечаются успехи отрядов (победивший в общелагерном деле устанавливает на ней свой символический флажок и красочно оформляет в зависимости от темы мероприятия). Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.
Здесь же будут представлены Законы и Заповеди игры, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.
Каждый воспитанник должен соблюдать Законы и Заповеди:
Законы:
- Закон точного времени.
- Закон доброты.
- Закон порядочности.
- Закон дружбы.
- Закон безопасности.
- Закон взаимовыручки.
Заповеди:
- отряд – одна семья.
- Один за всех и все за одного.
- Порядок прежде всего.
- Каждое дело вместе
- Все делай творчески, а иначе зачем?
- Даже если трудно, доведи дело до конца.
- Чистота – залог здоровья.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в летний период интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.
Главная сюжетная линия в содержании:
- подготовка материалов эколого-туристко-краеведческой направленности
- презентация материалов по итогам работы кружков
- дизайнерское решение оформления территории детского дома
- Ярмарка по итогам игры и реализации программы
В течение смены планируется реализация программы по блокам, каждый из которых выражен одним из цветов радуги:
- Экологический - его девиз: «Изучаем, исследуем, презентуем».
- Познавательный - его девиз: «Читаем, изучаем – ум обогащаем!».
- Спортивный - его девиз: «Движение - это жизнь».
- Оздоровительный – «В здоровом теле – здоровый дух».
- Туристско-краеведческий; его девиз: «У человека нет будущего, если он не знает своего прошлого».
- Творческий; его девиз: «Радуйся своей жизни и радуй других»
- Трудовой, его девиз «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
Задача педагогов – организация плановой работы по реализации программы в течение всего периода летнего отдыха. Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.
Медработники лагеря:
- обеспечивают плановый медосмотр;
- контролируют санитарное состояние лагеря, качество
- приготовления пищи, санитарное состояние продуктов;
- оказывают в случае необходимости первую медицинскую
- помощь, устанавливают связь с местными медицинскими
- учреждениями.
- Проведение бесед и практикумов с воспитателями и детьми.
Направления работы
- Туристско-краеведческое.
Цель: создать условия, обеспечивающие формирование у воспитанников чувства патриотизма, любви к родному краю и развивающие познавательные, исследовательские творческие способности воспитанников детского дома.
Задачи:
- изучение настоящего и прошлого родного края;
- формирование физически и духовно здоровой личности;
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | КТД «Дети трудных лет» | июнь | |
2. | Викторина «Путешествие в прошлое» | В конце смены | |
3. | Поход с ночной рыбалкой. Конкурс «Ловись рыбка, большая и маленькая» | Июль | |
4. | Я люблю свой край | август | |
5. | Поход выходного дня | июль | |
6. | Игровая программа «Весёлый рюкзачок» | Июль | |
7. | Поход выходного дня | Июнь | |
8. | Турслёт | Июнь |
2. Экологическое направление.
Цель: формирование ответственного отношения к природе.
Задачи:
- ознакомление детей с жизнью на планете – растениями и животными;
- овладение навыками поведения в окружающей природной среде;
- развитие творческих способностей, свободного воображения и фантазии.
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | |||
2. | Игра «Счастливый случай» по теме «Природа и её охрана» | июнь | |
3. | Конкурс юных дизайнеров ландшафта«Хочу, чтоб было так!» | июнь | |
4. | Акция «Уютный дворик» | июнь | |
5. | Конкурс «Цветущая клумба» | июнь | |
6. | Сбор лекарственных трав «Народные целители», фиточай на природе. | июнь | |
7. | Конкурсная программа «Я тебя спасу» | июнь | |
8. | Конкурсная программа «Знатоки природы» | июнь | |
9. | Игра «Экологическая мозаика» | июнь | |
10. | Викторина «Цветочная поляна» | июнь | |
11. | Экологическое путешествие «В лес за загадками» | июнь |
3.Спортивное направление.
Цель: создание условий для сохранения физического здоровья воспитанников;
Задачи:
- продолжить работу по формированию физических качеств детей.
- пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.
- обеспечить 100% участие воспитанников в спортивных мероприятиях
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | Игровой час «Не болейте никогда» | июнь | |
2. | Игровая программа «Мы за ЗОЖ» | июнь | |
3. | Спортивные забавы | Июнь | |
4. | Путешествие по станциям | июль | |
5. | Игра «Зарничка» | июль | |
6. | Весёлые эстафеты | июнь | |
7. | Игра по станциям «В поисках сокровищ» | июль | |
8. | Молодецкие забавы | июнь | |
9. | Весёлые старты | Июль | |
10. | Эстафета «Гонка мячей» | Июнь | |
11. | Интеллектуальный тир | Июль | |
12. | Малые Олимпийские игры | июль |
- Трудовое направление.
Цель: приобщение к общественно-значимому труду, общекультурным и нравственным ценностям.
Задачи:
- освоение социально-трудовых ролей, формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность способностей ребенка;
- подготовка детей-сирот к самоопределению, развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности, творческих способностей.
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | Конкурсная познавательная игра «Дар маленького зёрнышка» | июнь | |
2. | Практикум «Пуговичных дел мастер» | июнь | |
3. | Экскурсия на предприятие (д.Рыбаковщина) | июнь | |
4. | Работа на огороде | июнь | |
5. | Акция «Твори добро» (помощь ветеранам войны и труда) | июнь |
5. Творческое направление.
Цель: развитие творческих способностей детей и формирование положительной эмоциональной сферы личности ребенка.
Задачи:
- развитие творческих задатков воспитанников детского дома;
- формирование социально-значимых коммуникативных навыков;
- развитие эмоциональной сферы личности воспитанников.
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | Театральная гостиная «Старые сказки на новый лад» | июнь | |
2. | «Вместе весело живётся» (придумать эмблему, название, девиз, выбрать командиров | июнь | |
3. | Самопрезентация «Я могу!», | июнь | |
4. | конкурс фотографий, поделок и рисунков «Хорошее настроение | июль | |
5. | КТД «Семейный парад» | июнь | |
6. | Программа «Волшебные сказки» | июль |
6. Познавательное направление.
Цель: развитие кругозора воспитанников
Задачи:
- формирование потребности в постоянном повышении знаний
- формировать умения применять знания на практике
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | Игра «Таинственный клад» | июнь | |
2. | КТД «Игры народов мира» | июль | |
3. | Викторина «Ребусы на русский лад» | июль | |
4. | Путешествуем заочно | июнь | |
5. | Викторина «Эрудит» | июнь | |
6. | Игра-путешествие «Я не степью хожу» | июль | |
7. | Познавательная программа «Не отнимай у себя завтра» | июнь | |
8. | Час мужества «Всем сердцем поклонись..» | июнь | |
9. | Тренинговое занятие «Толерантность. Что это? | июнь | |
10. | Тренинг «Толерантная личность» | июнь | |
11. | Тренинг | июль | |
12. | Тренинг | июль | |
13. | Посещение районной выставки «Свеча: прошлое и настоящее» | Июнь |
- Оздоровительное направление
Цель: продолжить работу по укреплению здоровья детей.
Задачи:
- создание условий для сохранения физического и психического здоровья воспитанников;
- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;
- пропаганда здорового образа жизни.
мероприятие | Сроки исполнения | Исполнители | |
1. | Утренняя зарядка. | ежедневно | |
2. | Клещевой энцефалит, как от него уберечься
| июнь | |
3. | Первая помощь при ушибах, ссадинах, порезах | июнь | |
4. | Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания» | июль | |
5. | Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями | июнь | |
6. | Дизинтерия – болезнь грязных рук | июль | |
7. | Микроспория – болезнь заразная | август | |
8. | Первая помощь при укусе пчел, ос, змей | июль | |
9. | Что такое гельминты? | июнь | |
10. | Первая помощь при тепловом, солнечном ударе, носовом кровотечении | июнь |
5. Ожидаемые результаты работы:
- Длительное пребывание детей на воздухе, вовлечение их в активную спортивно-оздоровительную деятельность способствуют укреплению здоровья и физической выносливости детей, а также формированию навыков здорового образа жизни;
- Формы организации деятельности детей в летний период и методы воспитания создают условия для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции детей, воспитания культуры общения;
- Творческая самостоятельная, объединяющая деятельность детей в смешанных группах и самоуправление создают условия для развития коммуникативных качеств воспитанников.
Критерии эффективности программы.
- Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
- Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
- Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
- Творческое сотрудничество взрослых и детей.
6. Диагностика, система контроля, достижения воспитанников
Мониторинги: «Здоровье», «Я в круге», диаграмма уровня заинтересованности детей. Проводят: психолог, медики
Система контроля: наблюдение, беседы с педагогами и воспитанниками, диаграммы посещаемости кружков и мероприятий, педсовет по работе летней
оздоровительной кампании.
Достижения воспитанников
Укрепление здоровья, активное участие в мероприятиях, заработанные «эколики» дадут возможность воспитанникам участвовать в Ярмарке
Каждый отряд, участвуя в коллективно-творческих делах, растет, о чём свидетельствует растущая радуга.
- Управление реализацией программы
Ответственный за организацию летнего отдыха воспитанников (и.о. директора) обеспечивает
- общее руководство деятельностью в летний оздоровительный период;
- знакомит с условиями труда работников, проводит с ними инструктажи по технике безопасности, профилактике травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми;
- создает необходимые условия для проведения различного рода мероприятий;
- несет ответственность за жизнь, здоровье, безопасность детей.
8. Литература
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
- Шиянов Л.П., Рогаткин А.В. Поход выходного дня. – М.: Профиздат, 1985. – 80с.
- Шальков Ю.Л. Здоровье туриста. М.: Физкультура и спорт, 1987. – 144с.
- Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. – М., 2001.
- Юдина И.Г. Когда не знаешь как себя вести… Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007. – 64с.
- Ясвин А.В. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2004.-456с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием "Город Мастеров" при МОУ СОШ с. Вознесенское
программа летнего пришкольного лагеря...
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей
Летний пришкольный лагерь - с одной стороны, является формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой стороны - пространст...
Программа пришкольного лагеря 2012год
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...
Программа пришкольного лагеря "Мультландия" 2012год
Воспитательная работа в школе сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это перевоспитание и самовосп...
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...
Программа пришкольного лагеря с дневным прибыванием "Каникулы"
Приближается лето – пора отдыха детей в летних пришкольных лагерях. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в...
Программа пришкольного лагеря
Профильная эколого-краеведческая программа «Родными тропами» летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Тёйские звёзды" поможет больше узнать о крае и селе, где мы живем...