Клуб дебатов «Pro et contra» ГБОУ СОШ № 700 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Из опыта работы.
учебно-методический материал (8 класс) на тему

Полковникова Татьяна Александровна

В данном материале представлено описание опыта работы клуба дебатов ГБОУ СОШ №700 Василеостровского района Санкт-Петербурга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Опыт работы клуба дебатов117 КБ

Предварительный просмотр:

Полковникова Татьяна Александровна,

зам. директора ГБОУ СОШ №700,

руководитель клуба дебатов,

к.п.н.

Клуб дебатов «Pro et contra» ГБОУ СОШ № 700 Василеостровского района Санкт-Петербурга. Из опыта работы.

Клуб дебатов школы №700 существует около трех лет. Почему около: вначале это были разовые дебаты, когда учащиеся только осваивали технологию игры, не было выхода вовне, мы не участвовали в городских чемпионатах. Дебаты существовали как отдельные игры.  

Затем в Школе было открыто ОДОД, появился кружок «Дебаты». И, наконец, с появлением в школе системы клубной работы произошло институциональное оформление клуба дебатов. Датой официального рождения мы считаем 2 ноября 2009 года, когда в образовательной сети Дневник.ру появилась страница группы клуба дебатов. Чуть позже появилось сегодняшнее название, произошли выборы Президента клуба, установились традиции.

Вначале в клубе занимались преимущественно учащиеся 10-11 классов. Затем присоединились учащиеся 9 класса. Сегодня в систему работы клуба вовлечены и самые младшие учащиеся средней школы – 5 и 6 классы. Впервые пятиклассники присоединились к нашему сообществу в прошлом году, в рамках ДАО прошел Школьный чемпионат по игре дебаты, в котором приняли участие 2 команды 5 классов. Именно тогда впервые старшеклассники стали тренерами 5-тиклассников, т.е. установилась живая творческая связь между поколениями дебатеров школы.

Работа с разными форматами дебатов: дебаты Карла Поппера, Либеральный клуб, Всемирный формат школьных дебатов, импровизационные дебаты.

Цели работы:

  1. формирование у учащихся компетентностей, необходимых для жизни в современном обществе, прежде всего информационной, коммуникативной, познавательной через освоение учащимися технологии игры дебаты как формализованной, информационно насыщенной дискуссии;
  2. содействие социализации учащихся.

Основные формы работы клуба:

  1. Еженедельные практические занятия, тренировочные дебаты.
  2. Открытые дебаты один раз в месяц (актовый зал). «Свободный микрофон».
  3. Мероприятия годового круга работы клуба: открытие сезона дебатов в школе, дебаты на неделе толерантности, новогодние дебаты, дебаты между учителями и учениками, «дебаты на траве» (на открытом воздухе).
  4. школьный чемпионат по игре дебаты в рамках Дня альтернативного обучения.
  5. Участие в городских и международных турнирах по игре дебаты.
  6. Тьюторство выпускников клуба (судейство на играх, мастер-классы для новых участников и т.д.)

Темы дебатов:

1. В субботу, 31 октября (2009) состоялась первая в этом учебном году игра Дебаты. В ней приняли участие две команды: утверждение представляла команда 11 класса, отрицание - команда 10 класса. Тема была посвящена чрезвычайно актуальной и важной проблеме: "Курить или не курить - личное дело человека?" Важно отметить, что команды не защищали или отрицали курение как таковое, а обсуждали проблему свободного выбора человека, например, между курением и некурением, и ответственности за свой выбор. Каждый из нас должен понимать, что свобода, и в частности свобода выбора, подразумевает личную ответственность человека за последствия этого выбора.

2. 18 ноября 2009 г. состоялась вторая игра дебаты, которая была посвящена теме "Компьютер может заменить человеку книгу". В игре приняли участие учащиеся 10 класса: Орехов Дмитрий, Вовк Лера, Лящук Алла, Драгомирецкий Иван, Клименко Александра и Клехта Мария. Победу одержала команда отрицания, защищавшая позицию о невозможности заменить книгу компьютером.

Эта игра показалась зрителям и участникам очень интересной. Зал активно включился в обсуждение темы, работал "свободный" микрофон. Многие ребята смогли высказать свое мнение по теме дебатов. Следует отметить, что участников дебатов становится все больше. К движению дебатов в нашей школе присоединяются ученики 9 -ых классов.

3. В субботу, 6 февраля 2010 года состоялось обсуждение темы "Мода порабощает человека". Сторону утверждения представляли ученицы 10 класса Вовк Лера, Клехта Мария и Птащук Надя. Они выступили со своими речами, а затем слушатели задавали вопросы и выступали, представляя аргументы отрицания. Дискуссия была интересна именно своим более свободным форматом, когда практически каждый участник мог высказать свою точку зрения. В дискуссии поднимались вопросы: что такое мода и стиль, психологический аспект моды, мода и престиж и т.д. При этом были рассмотрены проблемы порабощения человека модой не только в одежде.

4. Сегодня, 7 октября (2010) состоялось открытие нового сезона игр "Дебаты" в школе №700. Сезон открыли команды 10 А и 10 Б классов. Тема игры звучала так: "Мы живем лучше, чем наши бабушки и дедушки". Команда 10 б представляла сторону утверждения, команда 10 А - сторону отрицания. Победила с перевесом всего в 1 балл команда утверждения. Игра была очень интересной. Ребята подготовили содержательные и яркие речи. Команда утверждения говорила о том, что в настоящее время у молодого поколения налаженный быт, нет дефицита товаров и услуг, зато есть интернет, мобильные телефоны и все преимущества информационного общества. Команда отрицания отмечала, что наши бабушки и дедушки жили лучше, потому что у них было бесплатное образование, продукты национальных производителей и развитые социальные программы.

5. «Главой государства должна быть женщина».

Дебаты по этой теме состоялись сегодня, 7 февраля 2011 года. Команду отрицания представляли учащиеся 10 класса Кирикова Ольга, Селезнева Алина и Потапов Артем. Их оппонентами стали учащиеся 11 класса Вовк Лера, Клехта Мария и Драгомирецкий Иван. Игра была по настоящему захватывающей и интересной. Во-первых, ребята нашли очень много интересных фактов, построили достаточно убедительные системы аргументации. Во-вторых, игра проходила по новому для наших участников формату - формату школьных дебатов, который используется на Международном чемпионате в Комарово. В-третьих, на этой игре присутствовало достаточно много зрителей, каждый из которых болел, вероятно, за свою команду. Судьи, которыми были учащиеся 10 и 11 классов Ворошилов Игорь, Карпов Виктор, Лящук Алла, Кирилкова Лиза, Семечков Павел, отдали победу стороне утверждения. Таким образом, сегодня на очередной игре дебаты мы узнали ответ на вопрос: должна ли женщина быть главой государства?

6. 19 мая состоялась игра дебаты на тему "Учиться можно без учителя". Самым необычным в этой игре было то, что сторону утверждения защищала команда учителей в следующем составе: Козадерова Ирина Ивановна, Васильева Антонина Николаевна, Полковникова Татьяна Александровна, а сторону отрицания - команда 11 класса в составе: Кирилкова Лиза, Вовк Лера и Клехта Мария. Победила команда отрицания. И этот факт очень обрадовал команду учителей, потому что итогом игры стало утверждение, что учиться без учителя нельзя! Мы надеемся, что новый сезон дебатов будет еще более насыщенным и интересным, чем сезон 2010-2011 гг. Мы ждем новых участников. А 11 класс мы еще увидим на играх, но уже в составе студенческих команд.

7. 2011 г. - Состоялась первая игра на тему "Учитель мужчина лучше, чем учитель женщина". Победу одержала команда отрицания, которую представляли ученики 11 а класса.

Темы:

  • Чем больше у человека денег, тем он более счастлив.
  • Туризм приносит обществу больше вреда, чем пользы.
  • Каждый мужчина должен пройти школу армии.

и многие другие.

Участие в городских и международных чемпионатах.

1. С 22 по 25 апреля 2010 года в Комарово проходил Международный форум по игре дебаты, в котором принимали участие более 40 команд из 5 стран. На этом представительном Форуме от нашей школы выступала команда в составе: Вовк Лера, Лящук Алла и Клехта Мария, ученицы 10 класса. Они выступили очень успешно, из пяти игр выиграли три, а уступили двум командам, которые впоследствии заняли 2 и 3 места турнира. Отметим, что это были команды студентов.

2. С 20 по 24 апреля 2011 г. в Санкт-Петербурге, а затем в Комарово проходил 13 Международный форум программы "Дебаты". Пять дней Форума были заполнены играми, общением, мастерскими. Они пролетели так быстро! Нашу школу на Форуме представляла команда в составе: Вовк Валерия, Клехта Мария и Потапов Артем. Ребята сыграли пять отборочных игр. К сожалению, им не удалось принять участие в Финале, но проиграли ребята только студентам, а у школьных команд выиграли. Две из пяти игр представляли собой импровизационные дебаты, т.е. дебаты с ограниченным временем на подготовку. Предметной областью, в рамках которой формулировались темы дебатов, была "Миграция". Вот некоторые из тем: "Международная миграция более эффективна в решении социально-экономических проблем, чем внутренняя миграция", "Эта палата выступает за амнистию всех нелегальных эмигрантов", "Эта палата запретит предоставлять политическое убежище в мирное время".

3. 11 февраля 2012 г. участники интеллектуального клуба дебатов нашей школы приняли участие в городском Фестивале форматов. Отрадно, что на этот раз в подобного рода мероприятии принимали участие две наши команды. Это команда "СЭМ" в составе: Веселова Марфа, Табуцадзе Элене и Шеляпина Соня. Состав этой команды несколько изменился в процессе турнира, и в 3 и 4 играх принимала участие Панюта Екатерина. Поздравляем ее с участием в таком серьезном мероприятии! Вторая команда "Ахиллес" выступала в составе: Потапов Артем, Ульянова Ирина и Иту Лера. Если говорить о результатах, то ребята одержали не столько побед, сколько бы нам хотелось, а чуть меньше. Но, главное,  что мы приобрели: опыт, новых друзей и надежду на новые победы, веру в свои силы. А в мае нас ждет традиционный Международный чемпионат в Комарово.

4. С 26 по 29 апреля 2012 года на базе "Связист" проходил Международный образовательный форум "Школа дебатов Ludi". Это был очень представительный Форум: 24 команды из разных городов страны. В этом Форуме принимала участие команда нашей школы "Ахиллес" в составе: Потапов Артем, Иту Валерия и Ульянова Ирина. Программа Форума была интересной и насыщенной: мастерские по разным аспектам дебатов, тренировочные игры, дискотеки, спорт, фан-дебаты, пять отборочных игр, полуфиналы и, конечно, финал. Наши ребята выиграли 3 из пяти отборочных игр. А проигрывали они очень достойно и только сильным соперникам. К сожалению, два проигрыша не позволили нашей команде выйти в полуфинал, но успех нам все-таки сопутствовал. Потапов Артем занял 9 место в личном первенстве спикеров, в котором участвовало 72 человека. Это настоящая победа! Поздравляем! На форуме была прекрасная творческая и дружеская атмосфера. Нам очень жаль, что Форум закончился. Мы ждем новых участников дебатов в нашей школе!

5. 6 октября 2012 года на базе школы №639 проходил городской турнир по игре ДЕБАТЫ. На турнире дебатировались темы предметной области "Спорт". Нашу школу на турнире представляла команда "Нева" в составе: Соколова Ксения, Влах Катя (8 б класс) и Данильсон Анастасия (6 б класс). Они играли в Юниор-лиге, потому что только начали свой путь в дебатах. На турнире девочки дебатировали две подготовленные темы: "Необходимо исключить бокс из Олимпийской программы" и "Спортивные клубы должны быть ответственны за незаконные насильственные действия своих болельщиков". Традиционно на турнире еще играют и импровизационные темы, которые объявляются участникам за 30 минут до игры. На этот раз организаторы турнира предложили в качестве импровизационных следующие темы: "Уроки физкультуры в школе не должны быть обязательными" и "Эта палата запретит спортсменам, сменившим гражданство, выступать за их новые страны". Из четырех игр наша команда выиграла одну игру, остальные проиграла, но очень достойно. Разрыв в баллах с командами соперника был небольшим.

Наши планы:

  1. Международный Форуме «Комаровский рубеж» (декабрь 2012 г.)
  2. Участие в Международных турнирах в странах Прибалтики.
  3. Дебаты с представителями бизнеса на тему «Бизнесменом может быть каждый» в рамках недели «Бизнес и образование».

3. Дебаты в образовательной практике.

Использование технологии «дебаты» на уроках обществознания, или «Рождается ли в споре истина»?

Дискуссия – одна из наиболее эффективных форм учебной деятельности, которая представляет собой целенаправленный обмен нетождественными мнениями, суждениями, идеями. В настоящее время учебная дискуссия признается многими исследователями (Ю.Б. Алешиной, М.В. Клариным, М.В. Коротковой, Т.В. Светенко и др.) одной из наиболее эффективных форм учебной деятельности. Использование дискуссионных форм обучения, в частности, технологии «дебаты» на уроках обществознания, позволяет организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащийся проявлял себя в нем исследователем, способным самостоятельно ставить вопросы, формулировать проблемы, разрешать информационно-познавательные противоречия.

На уроках, благодаря использованию дискуссии, происходит: обсуждение различных точек зрения, поиск и обработка информации по теме, обмен информацией между участниками дискуссии, постановка и критическое осмысление проблем, формирование толерантности по отношению к словам и личности собеседника, развитие умений формулировать эффективные вопросы и давать ясные, логичные ответы, умения выступать публично.

Дебаты позволяют вскрыть информационно-познавательные противоречия, сформулировать проблемы. Это будит интерес учащихся, повышает мотивацию к изучению предмета. Дискуссия в учебном процессе позволяет избавиться от навязывания «готовых» истин, потому что она может закончиться не решением проблемы, а констатацией наличия множества точек зрения на ее решение. На мой взгляд, дискуссия позволяет научиться ценить процесс познания больше, чем его результаты, относиться к своим и чужим ошибочным мнениям как к необходимому элементу познавательного процесса.

Особо следует отметить, что участие в дискуссии влияет и на формирование таких когнитивных компетенций, как формулирование и разрешение проблем, навыки исследовательской деятельности. Учащиеся – участники дискуссии, обретают смысл познавательной деятельности, приходят к пониманию принципа относительности научного знания. Дискуссия позволяет учащемуся осознать, что знания, изложенные в учебниках – это достижения сегодняшнего дня, что понятия истинного и ложного требуют постоянного пересмотра. Мои учащиеся учатся видеть мир в противоречии бинарных оппозиций – противоположных идей, подходов, позиций.

Отмечу, что дебаты – только одна из форм дискуссии, которая, возможно, является наиболее регламентированной («технологичной»). На уроках обществознания мною постоянно используются различные формы дискуссии: «экспресс-дискуссия», «текстовая» дискуссия, «дискуссия от имени…» (ролевая), проблемная дискуссия, «круглый стол», «симпозиум», «дискуссия с использованием сослагательного наклонения («Что было бы, если…», дискуссия – анализ альтернатив), «либеральный клуб, «урок-суд», «пресс-конференция», «парламентские дебаты». Также, как и в случае с технологией развития критического мышления, технология дебатов может быть использована как отдельный прием на любой стадии урока, так и в качестве целой стратегии.

Приведу в качестве примера темы дебатов на уроках обществознания: «Российская цивилизация: Запад или Восток?», «Научно-технический прогресс ведет к гибели цивилизации», «Глобализация: зло или благо для современного мира?», «Национальные конфликты невозможно искоренить», «Женщины должны принимать активное участие в политике», «Олимпийская мечта ушла в прошлое», «Бизнесменом может быть каждый», «Наказания за уголовные преступления нужно ужесточить», «Переговоры с террористами недопустимы», «Демографическая политика в РФ неэффективна», «Является ли Россия правовым государством?», «Вмешательство государства в экономику: за и против», «В выборе профессии выпускники должны руководствоваться потребностями региона», «Необходимо вернуть обязательное распределение выпускников после окончания вуза», «Высшее образование должно быть платным» и многие другие.

Технология дебатов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности по предмету. В ГБОУ СОШ №700 существует клуб дебатов «Pro et contra», постоянно проводятся открытые дебаты на самые разные темы. Так, например, одним из мероприятий традиционной Недели толерантности в 2011-2012 учебном году были дебаты на тему «Должны ли у толерантности быть пределы». Школьный чемпионат по дебатам был посвящен Году российской истории. Все темы были связаны с предметной областью «история», например: «Монголо-татарское иго было благом для русской нации», «История ничему не учит» и другие.

Опыт использования описываемых технологий обобщен в следующих публикациях автора:

  1. Дискуссионные формы обучения в преподавании истории и обществознания // Школьные технологии. – 2006. - №3.
  2. Дискуссия в образовательной практике. Из опыта использования интеллектуальной игры «Дебаты» // Школьные технологии. - 2006. - №4.
  3. Ролевая дискуссия по теме «Экономическая политика государства» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2007. - №1.
  4. Использование дискуссии в учебном процессе: возможности и ограничения // Тенденции современного образования. Материалы Международной научно-практической конференции. - СПб, 2007.
  5. Дискуссионные формы обучения в изучении права // Право и образование. -  2008. - №1.
  6. Дискуссионные формы обучения на уроках права. Урок «Справедливое наказание» // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. - №9 и других.

Читательская культура молодежи: мифы и реальность

Новосибирская областная юношеская библиотека, реализуя программу «Читать престижно!», в первую очередь провела исследование читательской культуры молодежи и опрос специалистов, занимающихся развитием молодежного чтения. Исследование среди молодежи было разработано заместителем директора библиотеки Анной Акимовой. Но так как мы справедливо полагали, что молодежь читающая не может ограничиваться рамками посетителей библиотеки, то проведение исследования было поручено профессиональной социологической компании «Ромир мониторинг». В результате телефонного опроса мы узнали мнение 505 человек (случайная репрезентативная выборка); возраст респондентов от 10 до 29 лет. Опрос состоялся в декабре 2004 года. Респонденты отвечали на вопросы о том, сколько они читают в свободное время, каким образом выбирают книги, любимые жанры и т.д. Также был блок вопросов о проведении досуга в целом.

Основной итог исследования – молодежь Новосибирска много читает: 25,3% ответили, что читают для души каждый день, 21,2% – читают несколько раз в неделю. Только 6,1% респондентов сказали, что не читают совсем. Причем больше читает работающая молодежь – в этой группе процент читающих каждый день составил 28,6%.

Наиболее популярные жанры: фантастика, фэнтези и детективы.

Как выяснилось, больше всего молодежь читает журналы – 39%, художественную литературу назвали 37,2% респондентов, а научно-познавательную – 22,2%. Интересно, что молодые люди читают журналы больше, чем девушки.

Самая популярная среди молодежи книга – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, ее назвали 13,9% ответивших на этот вопрос. На втором и третьем местах – британские книги «Гарри Поттер» и «Властелин колец» (8,1 и 4,6% соответственно). Необходимо отметить, что «Гарри Поттер» наиболее популярен среди подростков, а роман «Мастер и Маргарита» занял первое место благодаря ответам девушек в возрасте от 15 до 29 лет.

Также задавался вопрос о том, как респондент предпочитает проводить свободное время. Здесь с огромным отрывом лидирует «общение с друзьями» – 68,2%. А вот телевидение и чтение набрали почти одинаковое количество голосов – 40 и 38% соответственно (по этому вопросу можно было выбирать до трех вариантов ответов). Затем с большим отставанием идут: спорт, компьютерные игры, поход в кино. Таким образом, можно говорить, что проблема чрезмерного увлечения телевидением преувеличивается и молодежь любит читать не меньше, чем смотреть ТВ. Но все же следует отметить, уточнить, что у респондентов мужского пола чтение уступает компьютерным играм.

Респонденты отвечали и на вопрос об отношении к школьной программе по литературе. 42% ответили, что она нуждается в дополнении современной литературой. На втором месте ответ «в ней собрана лучшая литература» – 32,2%. Но в основном так отвечали те, кто еще учится в школе. У тех, кто уже работает, а значит, имеет возможность больше читать для себя, отношение к школьной программе очень скептическое – 21,1% ответили, что она нуждается в полном пересмотре.

Наиболее известными современными писателями для респондентов оказались Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, а также авторы иронических детективов. На вопрос о современном британском писателе смогли ответить только 19 человек, все они назвали автора серии книг о Гарри Поттере Джоан Роллинг. Остальные называли либо старых английских писателей, либо и вовсе американских.

По ответам молодежи видно, что у жителей Новосибирска есть домашние библиотеки: 38,6% ответили, что имеют дома более 200 книг, 43,6% – от 50 до 200 книг. Но, несмотря на это, молодежь предпочитает книги для прочтения покупать в книжных магазинах (42,9%), на третьем месте после домашних библиотек оказались публичные библиотеки (18,7%). Конечно, источник получения книги сильно зависит от возраста: школьники берут книги в библиотеках (39,4%), среди работающих библиотеками пользуются всего 2,8%.

Опрос библиотекарей

На вопросы анкеты ответили 35 библиотекарей из 20 муниципальных библиотек Новосибирска.

О своем чтении 51% опрошенных ответили, что читают несколько раз в неделю, еще 40%, что читают каждый день. Таким образом, библиотекари читают достаточно много.

О чтении молодежи. На вопрос о том, что больше читают читатели, 54% респондентов ответили, что журналы и научно-познавательную литературу. Как выяснилось, библиотекари не совсем представляют, где молодежь берет книги. По их мнению, обычно в публичной библиотеке (80%) или в Интернете (57%), что не соответствует действительности. Как было сказано выше, только школьники берут книги в библиотеке, а Интернет в этих целях используют всего 4%.

К самым любимым жанрам молодежи библиотекари отнесли детективы (91%), любовные романы (85%), фэнтези (68%). Детективы и фэнтези действительно оказались среди любимых у молодежи. А вот любовные романы скорее всего больше нравятся самим библиотекарям.

Один из самых интересных вопросов касался того, насколько продуманно выписывается библиотеками периодика. Сначала был вопрос о том, какие журналы респондент считает самыми популярными у молодежи, а потом – какие выписываются. Оказалось, что 42% библиотек выписывают те же самые журналы, что и считают популярными. Это означает, что реальный анализ не проводится и библиотеки выписывают либо то, что выписывается много лет («Крестьянка», «Моделист-конструктор», «Ровесник»), либо то, что является доступным по цене, – журналы на газетной бумаге. Больше всего библиотеки выписывают журналы «Лиза» и «Маруся». Лидеры молодежных предпочтений – «Cosmopolitan», «Cool» и «Yes», журнал «Лиза» находится на четвертом месте. Удивляют ответы, когда единственным получаемым библиотекой журналом является журнал «Чудеса и приключения», он же считается популярным. Кроме того, назывались такие «экзотические» журналы, как «Радио» и «Огонек», которые при всем к ним уважении вряд ли могут быть интересны молодежи.

80% библиотекарей уверены, что современная молодежь читает меньше, чем в 80-е и 90-е годы XX столетия. Хотя анализ продаж и активности читателей показывает, что сейчас молодежь читает больше, чем в 1990-е, когда острые социальные проблемы вытолкнули молодых на улицы, кроме того, не было новых известных авторов, которые выступали бы «локомотивами». Сейчас такие книги, как «Гарри Поттер», книги Коэльо, Лукьяненко, Акунина, привлекают молодежь все больше, а известные экранизации только разжигают этот интерес. По поводу 1980-х годов что-то определенное сказать трудно из-за того, что официальная статистика тех лет дает очень искаженную информацию.

Что мешает чтению? 45% респондентов ответили, что телевидение является самым главным препятствием для чтения молодежи; более 50% – что мешают Интернет и компьютеры. Высокая нагрузка в школе здесь тоже оказалась среди лидеров – 25% библиотекарей видят в этом основное препятствие для чтения молодежи.

79% библиотекарей в той или иной мере не удовлетворены школьной программой по литературе. Но при этом среди книг, обязательных для прочтения каждым молодым человеком, все равно лидирует русская классика – «Война и мир» Л.Н.Толстого, стихи А.С.Пушкина, «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова.

Не совсем точны библиотекари и в оценке того, как молодежь предпочитает проводить досуг, 87% считают, что это компьютерные игры.

Опрос учителей русского языка и литературы, иностранного языка

В опросе приняли участие 37 учителей шести новосибирских средних школ: 20 учителей иностранного языка и 17 учителей русского языка и литературы.

Большинство учителей верно оценили наиболее популярные среди молодежи литературные жанры – детективы и фантастику.

В качестве причин, мешающих чтению, назывались прежде всего компьютерные игры (67%), телевидение (51%), высокая нагрузка в школе (43%). Необходимо отметить, что по результатам опроса молодежи компьютерные игры не отнимают столько времени, сколько телевидение. Показательным является тот факт, что сами учителя считают высокую нагрузку в школе одним из ключевых препятствий для чтения.

92% респондентов ответили, что молодежь читает книги только в качестве домашнего задания. 48% считают, что молодежь читает по личному желанию. Хотелось бы отметить, что после окончания школы молодежь читает не меньше, а больше, поэтому нельзя говорить, что только домашние задания заставляют школьников читать.

Выяснилось, что в среднем учителя читают 6,5 часа в неделю, большинство респондентов ответили, что дети читают меньше их – в среднем четыре часа в неделю.

Все участники опроса считают, что молодежь сейчас читает меньше, чем в 1980-е и 1990-е годы. 84% ответили, что больше всего молодежь читала в 1980-е годы.

В качестве необходимой помощи в вопросах развития чтения и творческого письма учителя чаще всего называли: наличие текстов (книг), в том числе на иностранном языке (32%), информацию о современной литературе и выход в Интернет (18%), методическую помощь (13,5%).

Итоги

Полученные данные показывают, что пессимистические прогнозы о том, что молодежь в новом веке будет читать все меньше, не оправдываются. Молодежь сейчас много читает, причем самостоятельно, без нажима со стороны школы и родителей. В круг интересов молодых читателей попадают разные жанры и авторы, индустрия книжного бизнеса дает возможность узнавать все новые и новые имена. Не пострадало чтение и от развития новых информационных технологий, пока чтению составляет конкуренцию только телевидение.

Безусловно, существуют негативные моменты: 6% не читающих совсем – это достаточно много для российского общества, которое является наследником высокообразованного советского. Чтение за эти годы стало прежде всего развлечением, к самым популярным жанрам теперь относятся детективы и фэнтези. Именно это тревожит более всего: ведь в российской традиции художественная литература долгое время формировала жизненные ценности и воспитывала подрастающее поколение.

Библиотеки в такой ситуации должны способствовать развитию вкуса и критического мышления у молодых читателей. Хотя, конечно, нельзя закрывать глаза на объективные социальные процессы – коммерциализация литературы будет продолжаться, и библиотеки могут помочь только тем, кто захочет читать серьезные книги.

Новосибирская областная юношеская библиотека начала реализацию программы «Читать престижно!», центральным мероприятием которой в 2005 году стал конкурс по выбору Читателя года. Для этого конкурса был составлен список из 100 художественных книг, которые, на взгляд его организаторов, можно порекомендовать каждому молодому человеку. В настоящее время участники конкурса (зарегистрировались около 300 человек) читают книги и отвечают на вопросы, чтобы доказать факт прочтения. Тот, кто прочитает наибольшее количество книг, получит карманный компьютер. Другие призеры также получат цифровую технику.

Необходимо отметить, что проведение такого конкурса привлекло значительное внимание как молодежи, так и средств массовой информации. Мы надеемся, что мероприятия, связанные с награждением, также будут хорошо освещены в прессе и покажут молодым жителям Новосибирска, что читать в наше время действительно престижно!

Когда-то россияне были самой читающей в мире нацией, но те времена остались позади. В глазах большинства современной молодежи чтение литературы не является интересным и нужным занятием. На что же подрастающее поколение променяло бесценные книги?

Читать в России больше не модно. По статистике молодежь нынче редко появляется в библиотеках, а если и берет художественную литературу, то лишь ту, которая входит в образовательную программу.

Сейчас подросткам вовсе необязательно штудировать книги, поскольку в широком доступе предоставлены краткие пересказы любых классических произведений. За небольшой промежуток времени можно узнать основную суть любой книги, чтобы затем начать заниматься любимыми делами.

Кроме того, пополняют армию поклонников аудиокниги, которые можно слушать в любое удобное для себя время. Текст аудиокниг зачитывают профессиональные дикторы, поэтому погружаться в мир литературы с их помощью очень интересно.

Нельзя сказать, что современные молодые люди не читают вовсе. Масса информации прочитывается ими в интернете. Молодежь читает блоги, изучает страницы социальных сетей, различных сайтов и форумов. Некоторые подростки прочитывают электронные книги. Преимущество виртуальных книг заключается в том, что их можно распечатать на принтере, изучать с монитора или закачать к себе на мобильный телефон. Электронные книги - отличная современная альтернатива печатным. Кроме того, читать их можно бесплатно и не выходя из дома.

Главные причины нелюбви современной молодежи к чтению, по мнению социологов, - это ускорение ритма жизни и принятие русскими людьми западного менталитета. В наш век компьютеризации характерно общее стремление социума к оптимизации временных затрат. Люди стремятся делать все быстро, поэтому сейчас фильмы актуальнее книг.

А что касается нынешних идеалов, то культурно-духовные ценности уступили пальму первенства стремлению к обогащению и потреблению. В СМИ не пропагандируется необходимость личностного и интеллектуального развития, зато с размахом рекламируются атрибуты красивой жизни: шикарные автомобили, дома, наряды, путешествия, вечеринки и пр. А герои популярных фильмов и сериалов редко держат в руках книги, журналы и практически не рассуждают о классической или современной литературе.

Всем известна проблема того, что молодежь мало читает. Но давайте поразмышляем, почему? В моем понимании читать – всегда означало читать классику – Пушкина, Гоголя, Чехова. Но, к сожалению, меня не очень привлекали творения этих авторов. Мне был непонятен язык другой эпохи, чужды ситуации, случавшиеся с героями. И я это забросила, но всегда понимала – чтение очень важно, ведь оно обогащает духовный мир человека. Но как же заставить себя? По мнению многих молодых людей, книга должна не отягощать, а развлекать человека. С этим можно поспорить. Различные детективы, любовные истории и прочая «ненужная» литература – всего лишь трата времени и захламление мозга. Они бесполезны и никак нравственно не развивают личность. Но несомненно есть достойные внимания книги.

 Молодым людям совершенно некогда читать. Они очень загружены в школе, институте. Кто-то занимается спортом, танцами, посещает музыкальную школу. Но в то же время, всем хочется и пообщаться с друзьями, и погулять, отдохнуть. Времени на книги совсем не остается, скажете вы. А как же наши родители? Ведь они так же учились, так же занимались в различных секциях, так же как и мы слушали музыку, общались с друзьями. Отличаемся мы, пожалуй, лишь тем, что совсем не читаем…

 Но не все считают это проблемой. Говорят, информации в нашем современном мире молодежи хватает. У книги появилось множество соперников в виде глянцевых журналов, Интернета, поп-культуры, индустрии развлечений, киноиндустрии и прочего. Но всегда ли эти источники предоставляют действительно полезную информацию, нужную нам, информативную? Нет.

Чтение – залог успеха. Как бы странно это ни звучало. Я считаю, что успешный человек должен быть умным. Умный – значит грамотный, грамотный – значит начитанный… Вот такая взаимосвязь. Но в обществе резко поменялись приоритеты: сегодня можно вообще не прочитать ни одной строчки из Достоевского, Чехова, Пастернака, Булгакова, да даже Пушкина! – и сделать успешную карьеру в бизнесе, спорте или на модельном подиуме. Определение «успешный человек» больше не связывается с такими понятиями, как интеллигентность, начитанность, интеллектуальная развитость, порядочность, наконец. Молодежь это видит и впитывает.

 Также мы сталкиваемся с проблемой возраста читателя. Детям, выросшим из учебника «Родничок», практически сразу предлагаются метания Толстого и Достоевского. Даже в возрасте 15-16 лет не каждый способен их воспринять. Особенно из-под палки. Можно сделать вывод: российскому книжному рынку не хватает литературы для подростков, «живой» и рассказывающей о проблемах современности. Я живу в маленьком провинциальном городе. Возможно, здесь читали бы больше, но все упирается в современную систему книгораспространения. Читать или не читать? Выбор за вами!

Информация от администраторов Сайта поклонников творчества Бориса Кригера. Предлагаем вам ознакомиться и с противоположным взглядом на проблему чтения молодёжи

Павел Крусанов, писатель:

- В современном мире у литературы большая конкуренция с телевидением, кино, Интернетом и т.д. Понятно, что в такой ситуации молодые умы от книг отворачиваются. Однако хоть книги и покупаются меньше, процент читающей публики от этого не уменьшается, поскольку они с бумаги переходят на другие, электронные носители. Но по общему уровню культуры современная молодежь, мне кажется, все-таки уступает молодежи советской по широте кругозора.

Ольга Платошина, председатель Российского союза сельской молодежи:

- Я не согласна с тем, что молодежь читает так уж мало. Хотя я думаю, что классическим произведениям литературы она действительно уделяет недостаточно времени. Просто молодые люди начали читать содержимое Интернета. К примеру, наши ребята с его помощью стали изучать различную экономическую литературу.

Александр Яковлев, журналист:

- Культурный уровень страны в целом, на мой взгляд, постепенно падает, хотя крупных городов это, возможно, не касается. Кроме того, не стоит забывать еще о том, что есть культура массовая, а есть - элитарная. Я не могу представить себе ситуацию, когда Чернышевского будут читать 80% жителей страны.

Елена Юхименко, главный научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея:

- Мне кажется, что на данный момент в обществе преобладают какие-то другие ценности. Глубокое знание сейчас не в чести. В Интернете можно нахвататься случайных сведений и считать, что ты все знаешь. А обращение к книгам требует большого труда.

Андрей Бурковский, актер, участник телепроекта "Даешь молодежь!":

- Это стереотип, что современная молодежь стала менее образованной. Я недавно обсуждал это с одним очень большим человеком из области литературы. Мы говорили о том, как привить интерес к произведениям таких писателей, как Островский, Чехов или Толстой. Думаю, учителям надо больше рассказывать о человеческих сторонах жизни и творчества писателей, чтобы вызвать у учеников живой интерес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении районной игры по станциям для младших школьников «Радуга над Петербургом» Василеостровского района Санкт-Петербурга

На базе Центра творческого развития и гуманитарного образования "На Васильевском" педагогами дополнительного образования разных направлений было разработано положение о проведении районной игры по ста...

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....

Методическая разработка музейного занятия "Страницы истории школы №27 ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.Бунина Василеостровского района Санкт-Петербурга: 1929–1986 годы"

Занятие посвящено истории ГБОУ средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением литературы, истории и иностранных языков имени И.А.  Бунина Василеостровского района Санкт-Петерб...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...

Статья: "Виртуальная экскурсия по памятным местам Василеостровского района Санкт-Петербурга"

Виртуальная экскурсия  по памятным местам Василеостровского района Санкт-Петербурга....

"Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"

quot;Основные принципы работы школьного киноклуба. Из опыта работы ГБОУ СОШ №309 Центрального района Санкт-Петербурга"...