Рабочая программа МДК "Технология обработки на металлорежущих станках"
план-конспект урока на тему
Рабочая программа МДК "Технология обработки на металлорежущих станках"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
222.doc | 282 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ НА МЕТАЛЛОРЕЖУЩИХ СТАНКАХ РАЗЛИЧНОГО ВИДА И ТИПА (СВЕРЛИЛЬНЫХ, ТОКАРНЫХ, ФРЕЗЕРНЫХ, КОПИРОВАЛЬНЫХ, ШПОНОЧНЫХ И ШЛИФОВАЛЬНЫХ)
Санкт-Петербург
2012
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО), входящей в состав укрупненной группы профессий 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА, по направлению подготовки 151900 Конструкторско – технологическое обеспечение машиностроительных производств
151902.03 Станочник (металлообработка).
Разработчик:
Мандзюк О.Н. – преподаватель,
ГОУ НПО Профессиональный лицей №42 Санкт - Петербурга
Содержание
стр. | ||
1. | ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 5-7 |
2. | РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. | СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
4. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМНОГО МОДУЛЯ | 31 |
5. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 34 |
1. Паспорт примерной рабочей программы профессионального модуля
Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных).
- Область применения рабочей программы
Примерная рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО, входящей в состав укрупненной группы профессий 150000 МЕТАЛЛУРГИЯ, МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАТЕРИАЛООБРАБОТКА, по направлению подготовки 151900 Конструкторско – технологическое обеспечение машиностроительных производств:
151902.03 Станочник (металлообработка)
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках.
- Осуществлять наладку обслуживаемых станков.
- Проверять качество обработки деталей.
Примерная рабочая программа профессионального модуля может быть использована в профессиональной подготовке по профессии ОКПР 18809 Станочник широкого профиля, в программах повышения квалификации по этой же профессии и переподготовки на базе родственной профессии.
Требуемый уровень образования: профессиональная подготовка без предъявления требований к стажу и опыту работы по этой же профессии ОКПР.
- Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- обработки заготовок, деталей на универсальных сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных станках при бесцентровом шлифовании, токарной обработке, обдирке, сверлении отверстий под смазку, развертывание поверхностей, сверлении, фрезеровании;
- наладки обслуживаемых станков;
- проверки качества обработки деталей;
уметь:
- выполнять работы по обработке деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости, с применением режущего инструмента и универсальных приспособлений и соблюдением последовательности обработки и режимов резания в соответствии с технологической картой или указаниями мастера;
- выполнять сверление, рассверливание, зенкование сквозных и гладких отверстий в деталях, расположенных в одной плоскости, по кондукторам, шаблонам, упорам и разметке на сверлильных станках;
- нарезать резьбы диаметром свыше 2 мм и до 24 мм на проход и в упор на сверлильных станках;
- нарезать наружную и внутреннюю однозаходную треугольную, прямоугольную и трапецеидальную резьбу резцом, многорезцовыми головками;
- нарезать наружную, внутреннюю треугольную резьбу метчиком или плашкой на токарных станках;
- нарезать резьбы диаметром до 42 мм на проход и в упор на сверлильных станках;
- выполнять обработку деталей на копировальных и шпоночных станках и на шлифовальных станках с применением охлаждающей жидкости;
- фрезеровать плоские поверхности, пазы, прорези, шипы, цилиндрические поверхности фрезами;
- выполнять установку и выверку деталей на столе станка и в приспособлениях;
- фрезеровать прямоугольные и радиусные наружные и внутренние поверхности уступов, пазов, канавок, однозаходных резьб, спиралей, зубьев шестерен и зубчатых реек;
- выполнять установку сложных деталей на угольниках, призмах, домкратах, прокладках, тисках различных конструкций, на круглых поворотных столах, универсальных делительных головках с выверкой по индикатору;
- выполнять установку крупных деталей сложной конфигурации, требующих комбинированного крепления и точной выверки в различных плоскостях;
- выполнять наладку обслуживаемых станков;
- выполнять подналадку сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков;
- управлять подъемно – транспортным оборудованием с пола;
выполнять строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования;
- фрезеровать открытые и полуоткрытые поверхности различных конфигураций и сопряжений, резьбы, спирали, зубья, зубчатые колеса и рейки;
- шлифовать и нарезать рифления на поверхности бочки валков на шлифовально – рифельных станках;
- выполнять сверление, развертывание, растачивание отверстий у деталей из легированных сталей, специальных и твердых сплавов;
- нарезать всевозможные резьбы и спирали на универсальных и оптических делительных головках с выполнением всех необходимых расчетов;
- фрезеровать сложные крупногабаритные детали и узлы на уникальном оборудовании;
- выполнять шлифование и доводку наружных и внутренних фасонных поверхностей и сопряженных с криволинейными цилиндрических поверхностей с труднодоступными для обработки и измерения местами;
- выполнять шлифование электрокорунда;
знать:
- кинематические схемы обслуживаемых станков;
- принцип действия однотипных сверлильных, токарных, фрезерных и шлифовальных станков;
- правила заточки и установки резцов и сверл;
- виды фрез, резцов и их основные углы;
- виды шлифовальных кругов и сегментов;
- способы правки шлифовальных кругов и условия их применения;
- устройство, правила подналадки и проверки на точность сверлильных, токарных, фрезерных, копировально – шпоночно – фрезерных и шлифовальных станков различных типов;
- элементы и виды резьб;
- характеристики шлифовальных кругов и сегментов;
- форму и расположение поверхностей;
- правила проверки шлифовальных кругов на прочность;
- способы установки и выверки деталей;
- правила определения наивыгоднейшего режима шлифования в зависимости от материала, формы изделия и марки шлифовальных станков
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 879 часов, в том числе:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 351 час, включая:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 234 часов;
Самостоятельной работы обучающегося – 117 часов;
Учебной и производственной практики – 528 часов.
2. Результаты освоения профессионального модуля
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках. |
ПК 2.2. | Осуществлять наладку обслуживаемых станков. |
ПК 2.3. | Проверять качество обработки деталей. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. | Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. Структура и примерное содержание профессионального модуля
3.1 Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименование профессионального модуля | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (В том случае, если рассредоточенная) | ||||
Всего, часов | В том числе лабораторные работы и практические занятия, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1 - 3 | Раздел 1. Обработка деталей на металло-режущих станках токарной группы | 435 | 126 | 39 | 55 | 254 | |
ПК 1 - 3 | Раздел 2. Обработка деталей на металло-режущих станках фрезерной группы | 197 | 55 | 18 | 30 | 112 | |
ПК 1 - 3 | Раздел 3. Обработка деталей на металло-режущих станках сверлильной группы | 96 | 25 | 6 | 20 | 51 | |
ПК 1 - 3 | Раздел 4. Обработка деталей на металло-режущих станках шлифовальной группы | 97 | 28 | 7 | 12 | 57 | |
Производственная практика, часов | 54 |
|
|
|
| 54 | |
Всего: | 879 | 234 | 70 | 117 | 474 | 234 |
- Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ.02 Обработка деталей на металлорежущих станках различного вида и типа (сверлильных, токарных, фрезерных, копировальных, шпоночных и шлифовальных) | |||
Раздел 1.Обработка деталей на металлорежущих станках токарной группы | 435 | ||
МДК.02.01. Технология обработки на металлорежущих станках | |||
Тема 1.1. Металлорежущие станки токарной группы | Содержание Основные типы станков токарной группы. Кинематические схемы и элементы схем. Схемы компоновок исполнительных органов и схемы обработки деталей на токарных станках каждого типа. Особенности конструкции токарно-винторезных станков. Приспособления и оснастка, применяемые на токарно-винторезных станках. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков токарной группы. | 13 | 2 |
Практические занятия:
| 3 | ||
Самостоятельная работа: изучить особенности конструкции и схему органов управления токарно-винторезного станка 16К20, подготовить таблицу по заданию преподавателя Подготовить реферат, презентацию, видео. | |||
Тема 1.2. Технология обработки наружных цилиндрических и торцовых поверхностей, вытачивание канавок и отрезание | Содержание Основные операции, последовательность действий, режущий инструмент, приспособления, режимы обработки, безопасные и рациональные режимы работы. Контроль качества обработанных поверхностей: методы, средства. Дефекты обработки: причины, предупреждение. Способы обработки ступенчатых валов. Выбор схемы обработки. | 12 | 2 |
Практические занятия: 4.По чертежу детали подобрать режущий инструмент. 5.Составление маршрутного технологического процесса механической обработки детали типа вал. 6. Выбор мерительного инструмента. 7.Выбор режимов резания по таблицам. 8.Выбор приспособления и оснастки. 9. Тематическая контрольная работа. | 6 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям с использованием учебника и конспекта. Подготовить бланк операционной карты. Подготовиться к тематической контрольной работе. | |||
Тема 1.3. Технология обработки цилиндрических отверстий. | Содержание Виды обработки; сверление, рассверливание, зенкерование, растачивание, развертывание, последовательность переходов, правила определения припусков на обработку, приспособления, режимы обработки, применяемый режущий инструмент: способы установки, принципы выбора, характер работы режущих кромок. Контроль качества: способы, средства контроля отверстий. Дефекты обработки: причины, предупреждение. Технологические особенности изготовления деталей типа втулок. Обработка на оправках. Выбор способа обработки. Выбор баз при обработке деталей типа втулок, способов закрепления заготовок. Обработка гладких втулок. Обработка втулок со ступенчатыми отверстиями. Обработка длинных втулок. | 13 | 2 |
Практические занятия: 10.Тематическая контрольная работа 11. Выбор режимов резания при обработке отверстий по справочным таблицам. 12. По чертежу детали разработать маршрутный технологический процесс обработки детали типа втулки. | 7 | ||
Самостоятельная работа: Изучить правила заточки режущего инструмента, применяемого при токарной обработке отверстий на токарном станке, составить конспект. Изучить правила пользования универсальным и специальным мерительным инструментом, составить конспект. Подготовиться к тематической контрольной работе. Составить таблицу для сравнения инструментов по заданию преподавателя. | |||
Тема 1.4. Технология нарезания резьбы метчиками и плашками. | Содержание Типовые изделия с резьбой. Классификация резьб. Таблицы стандартизованных резьб. Обозначение резьбы на чертеже. Диаметры отверстий и стержней при нарезании резьбы. Конструкция и геометрические параметры метчиков и плашек. Способы нарезания крепежной резьбы метчиками и плашками. Принадлежности и приспособления для установки и крепления резьбонарезных инструментов и нарезание крепежных резьб на токарном станке, режимы. Накатывание резьбы, режущие инструменты, приспособления, режимы обработки. Основные виды дефектов Способы и средства контроля резьбы. | 7 | 2 |
Практические занятия 13.Выполнить заданную преподавателем практическую работу.
| 5 | ||
Самостоятельная работа: Изучить особенности применения СОЖ при нарезании резьбы, составить конспект. Подготовка к практическим занятиям (повторение ранее изученного материала). Подготовить сравнительную таблицу по видам брака при нарезании резьбы. Подготовиться к тематической контрольной работе. | |||
Тема 1.5 Технология обработки конических поверхностей. | Содержание Способы обтачивания конических поверхностей: широким резцом, поворотом верхних салазок суппорта, поперечным смещением корпуса задней бабки, с применением конусной линейки, продольной и поперечной подачами резца, технология, режущий инструмент, приспособления, режимы обработки, рациональные и безопасные приемы. Контроль качества обработки конических поверхностей: способы, средства. Дефекты обработки: причины, предупреждение. Последовательность обработки деталей, имеющих конические поверхности. Составление технологических процессов изготовления деталей с коническими поверхностями. | 6 | 2 |
Практические занятия 18 По чертежу детали выбрать оптимальный способ механической обработки конической поверхности.
| 4 | ||
Самостоятельная работа: Оформление фрагмента технологической документации технологического процесса токарной обработки детали по образцу. Подготовиться к тематической контрольной работе. | |||
Тема 1.6. Технология обработки фасонных поверхностей. | Содержание Виды и назначение фасонных поверхностей. Способы обработки фасонных поверхностей фасонными резцами, совмещением продольной и поперечной подачами и по копировальным приспособлениям, технология, виды профилей, режимы обработки, приспособления. Режущий инструмент виды, способы установки, зависимость профиля изделия от установки резца. Контроль качества: методы, средства. | 6 | 2 |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям (повторение ранее изученного материала). Изучить правила пользования универсальным и специальным мерительным инструментом, составить конспект. | |||
Тема 1.7 Технология нарезания резьбы резцами. | Содержание Нарезание резьбы резцами, режущий инструмент. Правила установки резьбовых резцов. Выбор смазывающе-охлаждающих жидкостей при нарезании резьбы. Резьбовые гребенки; их конструкция и применение. Способы настройки станка для нарезания резьбы. Определение передаточного отношения сменных зубчатых колес и их подбор при нарезании метрической и дюймовой резьбы на станках с метрическим дюймовым ходовым винтом. Таблицы резьбы на коробках подач станков. Нарезание наружной и внутренней прямоугольной резьбы, нарезание многозаходных резьбы, способы настройки станка. Проверка правильности настройки станка на нарезание резьбы резцом. Режимы резания при нарезании резьбы. Виды брака и его предупреждение. Последовательность обработки деталей с резьбой. | 7 | |
Практические занятия
| 4 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям (повторение ранее изученного материала). Изучить правила пользования универсальным и специальным мерительным инструментом, составить конспект. Подготовиться к тематической контрольной работе. | |||
Тема 1.8. Отделка поверхностей. | Содержание Полирование, накатывание рифлений, обработка поверхности роликами и шариками: назначение, основные методы, применяемые материалы, приспособления и инструменты. Контроль качества: методы, средства. | 7 | 2 |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Изучить методы и средства проверки качества обработанной детали. Подготовка к практическим занятиям (повторение ранее изученного материала). | |||
Тема 1.9. Обработка деталей со сложной установкой. | Содержание Обработка деталей в четырех кулачковом патроне и на планшайбе. Обработка деталей на угольниках, в люнетах. Обработка эксцентриковых деталей. Обработка тонкостенных деталей с толщиной стенки до 1мм и способы их крепления. Подготовительные операции, способы установки и закрепления деталей, приемы обработки, приспособления и инструменты, контроль качества. | 8 | 2 |
Практические занятия
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическим занятиям (повторение ранее изученного материала). | |||
Тема 1.10. Технологический процесс обработки типовых деталей. | Содержание Разработка технологического процесса. Анализ исходных данных для составления технологического процесса. Выбор исходной заготовки и способа её получения. Выбор технологических баз. Определение общего маршрута изготовления детали. Порядок разработки технологического процесса. Термическая обработка в технологическом маршруте. Определение припусков на обработку. Проектирование технологических операций. Выбор оборудования. Выбор технологической оснастки. Определение режимов обработки. Достигаемая точность обработки. Техническое нормирование техпроцессов. Пути сокращения основного и вспомогательного времени, повышения производительности труда. Правила оформления технологической документации. Разработка технологических процессов типовых деталей. | 8 | 2 |
Практические занятия
| 4 | ||
Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Учебная практика Виды работ:
| 254 | ||
Раздел 2. Обработка деталей на металлорежущих станках фрезерной группы | 197 | ||
МДК.02.01. Технология обработки на металлорежущих станках | |||
Тема 2.1. Металлорежущие станки фрезерной группы | Содержание Классификация фрезерных станков. Основные типы фрезерных станков. Схемы компоновок исполнительных органов и схемы обработки деталей на фрезерных станках каждого типа. Приспособления и оснастка, применяемые на фрезерных станках. Режущий инструмент. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков. | 6 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Изучить особенности конструкции и схему органов управления фрезерного станка, подготовить таблицу по заданию преподавателя. Подготовить реферат, презентацию, видео | |||
Тема 2.2 Фрезерование плоских поверхностей. | Содержание Виды плоскостей. Требования к обработке поверхностей. Способы фрезерования горизонтальных, вертикальных, наклонных поверхностей. Фрезы их конструкция, назначение и условия, определяющие рациональное применение, режимы обработки, приспособления для установки и закрепления заготовок при обработке плоскостей. Виды дефектов, их причины и меры предупреждения. Измерительный и проверочный инструмент, правила пользования ими. Технологические процессы обработки плоских поверхностей на фрезерных станках. | 6 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 2.3. Фрезерование пазов, канавок и уступов. Отрезание металла. | Содержание Способы фрезерования прямоугольных, сквозных и замкнутых пазов и канавок. Фрезы их конструкция, режимы обработки, приспособления для установки и закрепления заготовок. Способы отрезания. Фрезы их конструкция, режимы резания. Способы фрезерования специальных пазов и канавок различного профиля: Т-образного паза, паза типа «ласточкин хвост». Измерительный инструмент для измерения пазов, канавок и проверки установки деталей, правила пользования им. Виды дефектов, их причины и меры предупреждения. Технологические процессы обработки на фрезерных станках пазов и уступов. | 7 | 2 |
Практические занятия:
| 3 | ||
Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. Подготовиться к тематической контрольной работе. | |||
Тема 2.4. Фрезерование фасонных поверхностей. | Содержание Способы фрезерования фасонных поверхностей: фасонными фрезами, наборами фрез, комбинированием двух подач, с применением круглого стола, с применением копировальных приспособлений. Фрезы их конструкция, назначение и условия, определяющие рациональное применение, режимы обработки, приспособления для установки и закрепления заготовок. Точность обработки. Измерение и проверка профиля при фрезеровании фасонных поверхностей. Виды и причины дефектов и меры их предупреждения. Технологические процессы фрезерования фасонных поверхностей. | 4 |
2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 2.5. Делительные головки. | Содержание Виды делительных головок, их назначение. Устройство универсальных делительных головок. Подсчеты, связанные с настройкой на простое и дифференциальное деление. Составление кинематической цепи делительной головки. | 5 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 2.6. Сложные виды фрезерования. | Содержание Способы фрезерования сложных деталей. Выбор фрез. Способы фрезерования многогранников, канавок на цилиндре и конусе, шлицев на валах, зубчатых колес. Фрезерование винтовых канавок. Установка деталей, фрез; выбор режимов резания. Приспособления для установки и крепления деталей при сложных видах фрезерования. Измерительный и проверочный инструмент. Виды дефектов, их причины и меры предупреждения. | 5 | 2 |
Практические занятия:
| 3 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 2.7. Технологический процесс изготовления типовых деталей. | Содержание Классификация деталей, обрабатываемых на фрезерных станках. Технологические особенности типовых деталей. Технологический процесс обработки типовых деталей в условиях единичного, серийного и крупносерийного производства. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 4 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Учебная практика Виды работ:
| 112 | ||
Раздел 3. Обработка деталей на металлорежущих станках сверлильной группы | 96 | ||
МДК.02.01. Технология обработки на металлорежущих станках | |||
Тема 3.1. Металлорежущие станки сверлильной группы. | Содержание Основные типы сверлильных станков. Схемы компоновок исполнительных органов и схемы обработки деталей на сверлильных станках каждого типа. Основные параметры для выбора вида сверлильного станка при обработке деталей различных типов. Приспособления и оснастка, применяемые на сверлильных станках. Достижимая точность механической обработки и технологические возможности. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков. | 6 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Изучить особенности конструкции и схему органов управления сверлильного станка, подготовить таблицу по заданию преподавателя. Подготовить реферат, презентацию, видео | |||
Тема 3.2. Сверление и рассверливание отверстий | Содержание Способы установки и закрепления сверл. Выбор рациональных режимов резания по справочным таблицам и настройка станка. Технология сверления и рассверливания отверстий. Правила выполнения операций сверления отверстий. Сверление по разметке, в приспособлении-кондукторе. Сверление сквозных и глухих отверстий. Рассверливание отверстий. Режимы резания Контроль качества, способы, средства. Дефекты обработки: причины, предупреждение. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 3.3. Зенкерование отверстий | Содержание Технология зенкерования отверстий после сверления, а также отверстий в отливках и поковках. Режимы резания, припуски, режущий инструмент. Контроль качества, способы, средства. Дефекты обработки: причины, предупреждение. | 2 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема3.4. Развертывание отверстий | Содержание Технология развертывания отверстий. Развертывание цилиндрических и конических отверстий. Режимы резания, припуски, режущий инструмент. Контроль качества, способы, средства. Дефекты обработки: причины, предупреждение. | 3 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 3.5 Нарезание внутренней резьбы | Содержание Технология нарезания внутренней резьбы. Диаметры отверстий под нарезание резьбы. Режимы резания, режущий инструмент. Контроль качества, способы, средства. Дефекты обработки: причины, предупреждение. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Учебная практика Виды работ:
| 51 | ||
Раздел 4. Обработка деталей на металлорежущих станках шлифовальной группы | 97 | ||
МДК.02.01. Технология обработки на металлорежущих станках | |||
Тема 4.1. Металлорежущие станки шлифовальной группы | Содержание Круглошлифовальные, внутришлифовальные, бесцентровошлифовальные станки: типы, назначение, конструктивная схема, принцип действия. Правила технического обслуживания и способы проверки, нормы точности станков. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Самостоятельная работа: Изучить особенности конструкции и схему органов управления шлифовального станка, подготовить таблицу по заданию преподавателя. Подготовить реферат, презентацию, видео | |||
Тема 4.2. Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей и торцев | Содержание Шлифование наружных цилиндрических и конических поверхностей и торцов, методы круглого шлифования, способы и приемы обработки конических поверхностей, режимы резания, припуски на внутреннее шлифование. Устройства базирования деталей при круглом шлифовании, назначение, устройство, приемы пользования. Приемы измерения деталей в процессе обработки. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 4.3. Шлифование цилиндрических и конических отверстий, внутренних и наружных торцов | Содержание Шлифование цилиндрических и конических отверстий, внутренних и наружных торцов: методы внутреннего шлифования, порядок обработки деталей на внутришлифовальных станках. Припуски на внутреннее шлифование. Приемы измерения деталей в процессе обработки. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 4.4. Шлифование плоских поверхностей | Содержание Методы и приемы плоского шлифования (шлифование периферией и торцом круга). Режимы плоского шлифования. Приемы шлифования тонких деталей. | 4 | 2 |
Практические занятия:
| 1 | ||
Самостоятельная работа: подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Тема 4.5. Шлифование деталей на бесцентрово-шлифовальных станках | Содержание Типовые детали и методы их обработки на бесцентрово-шлифовальных станках. Зависимость выбора шлифования от формы обрабатываемой детали. Приемы шлифования гладких деталей с буртиками, ступенчатых цилиндрических деталей, корпусов. Припуски на шлифование. Режимы шлифования. Виды и причины дефектов и их предупреждение. | 5 | 2 |
Практические занятия:
| 2 | ||
Подготовка к практическому занятию: изготовление таблиц по заданию преподавателя, повторение материала по учебнику и конспекту. | |||
Учебная практика Виды работ:
Шлифование гладких цилиндрических деталей на бесцентрово–шлифовальных станках | 57 |
4. Условия реализации профессионального модуля
4.1 Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие:
- Учебного кабинета «Технология металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах»;
- Мастерских металлообработки;
- Тренажера для отработки координации движения рук при токарной обработке;
- Демонстрационного устройства токарного станка;
- Тренажера для отработки навыков управления суппортом токарного станка.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Технология металлообработки и работы в металлообрабатывающих цехах»:
- Комплект деталей, инструментов, приспособлений;
- Комплект бланков технологической документации;
- Комплект учебно – методической документации;
- Наглядные пособия по темам;
- Рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
- Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- Интерактивная доска.
Оборудование мастерских металлообработки и рабочих мест мастерских:
- Рабочие места по количеству обучающихся;
- Станки: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные;
- Набор режущих инструментов;
- Набор контрольно – измерительных инструментов;
- Заготовки.
4.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет – ресурсов.
Основные источники:
- Багдасарова Т.А. Токарь – универсал. – М.: Академия, 2004.
- Багдасарова Т.А. Токарь. Технология обработки. – М.: Академия, 2007.
- Вереина Л.И. Краснов М.М. Справочник станочника. – М.: Академия, 2006.
- Серебрицкий П.П. Краткий справочник технолога – машиностроителя. – СПб.: Политехника, 2007.
- Черпаков Б.И. Альперович Т.А. Металлорежущие станки. – М.: Академия, 2008.
Дополнительные источники:
- Босинзон М.А. Современные системы ЧПУ и их эксплуатация. – М.: Академия, 2006.
- Вереина Л.И. Справочник токаря. – М.: Академия, 2002.
- Черпаков Б.И. Альперович Т.А. Книга для станочника. – М.: Академия, 1999.
- Шандров Б.В. Шапарин А.А. Чудаков А.Д. Автоматизация производства. – М.: Академия, 2004.
4.3.Общие требования к организации образовательного процесса.
Профессиональный модуль изучается параллельно с изучением учебных дисциплин общепрофессионального цикла:» Общие основы технологии металлообработки и работы на металлорежущих станках»,» Основы материаловедения»,» Технические измерения»,» Техническая графика».
Учебная практика – рассредоточенная, проводится параллельно с теоретической частью модуля, из расчета 1 день в неделю по 6 часов на 1-ом и 2-ом курсах.
Производственная практика проводится концентрированно после изучения всего МДК.
Обязательным условием допуска к производственной практике в рамках ПМ является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков.
Текущий контроль освоения содержания МДК осуществляется в форме тестовых заданий, практических и лабораторных работ. Формой промежуточной аттестации МДК является дифференцированный зачет.
При изучении ПМ предусмотрено выполнение итоговой практической работы.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю преподаваемого модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: мастера производственного обучения должны иметь на 1 – 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Выполнять обработку заготовок, деталей на сверлильных, токарных, фрезерных, шлифовальных, копировальных и шпоночных станках. | Точность чтения чертежей в соответствии с ГОСТ; Правильность выбора режимов резания и смазочно – охлаждающей жидкости в соответствии с техпроцессом Соблюдение технологической последовательности обработки в соответствии с техпроцессом Правильность установки деталей различной конфигурации и сложности в приспособлениях Точность и обоснованность выбора глубины резания при обработке деталей Обоснованность выбора технологического оборудования при обработке конкретной детали Обоснованность выбора режущего и мерительного инструмента при обработке детали Обоснованность использования данных из справочных таблиц Обоснованность принятия решений при эксплуатации оборудования Соблюдение безопасных условий труда в соответствии с типовыми инструкциями…….. | Текущий контроль в форме практических занятий и контрольных работ по темам МДК. Зачеты по учебной практике в виде выполнения конкретных деталей в соответствии с программой. Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка на устном экзамене. Тестовый контроль по темам МДК. Защита выпускной квалификационной работы. |
Осуществлять наладку обслуживаемых станков. | Обоснованность выбора режущего инструмента и технологической оснастки при наладке станка в соответствии с техпроцессом Аргументированность выбора Своевременность выполнения подналадки станка при изменении условий обработки Точность установки и выверки деталей в приспособлениях Выполнение требований инструкций и правил техники безопасности при наладке оборудования Своевременность определения неисправностей в работе оборудования | Текущий контроль в форме практических занятий и контрольных работ по темам МДК. Зачеты по учебной практике в виде выполнения конкретных деталей в соответствии с программой. Экспертная оценка на практических занятиях. Экспертная оценка на устном экзамене. Тестовый контроль по темам МДК. Защита выпускной квалификационной работы. |
Проверять качество обработки деталей. | Соответствие формы и расположения поверхностей деталей требованиям чертежа Соответствие параметров шероховатости и квалитетов точности требованиям чертежа Обоснованнность выбора контрольно – измерительного инструмента в соответствии с требованиями чертежа Правильность использования контрольно – измерительных инструментов и приборов в соответствии с техпроцессом Своевременность выполнения измерений различных параметров качества обработки детали в соответствии с техпроцессом | Зачеты по учебной практике в виде выполнения конкретных деталей в соответствии с программой. Экспертная оценка на практических занятиях. Защита выпускной квалификационной работы. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Демонстрация интереса к будущей профессии
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
| Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
| Экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практике |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
| Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы |
Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
| Анализ результатов выполнения выпускной квалификационной работы |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
| Наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Технология обработки ткани и пищевых продуктов" 5 класс
Учебный курс "технология" 5 класса предусматривает преемственность с содержанием уроков технологии в начальной школе, осуществление межпредметных связей с общеобразовательными учебными дисциплинами. К...
конспекта занятия по дисциплине «Процессы формообразования и инструменты» на тему: «Общие сведения о металлорежущих станках. Токарный станок»
История токарных станков, Основные узлы и детали токарно-винторезного станка....
Рабочая программа "Художественная обработка древесины" для учащихся, воспитанников 5 - 9 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида
Данная программа рассчитана на пять лет обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного профессионального, творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обра...
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 35.01.02 «Станочник деревообрабатывающих станков»
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...
Урок - экскурсия. Тема: " Металлорежущие станки" 7 класс
Класс: 7 классРаздел: «Современное производство и профессиональное образование по металлообработке»Тема: Металлорежущие станкиЦели экскурсии: поознакомить учащихся с ус...
Конспект открытого урока по теме: Обработка древесины и металла на металлорежущих станках.
Конспект открытого урока по слесарному делу в 8 классе...
Рабочая программа дополнительного внеурочного образования технической направленности "Применение станков с ЧПУ для обработки металла и искусственных материалов"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Укротители цифр и металла» (Применение станков с ЧПУ для обработки металла и искусственных материалов). Р...