Формирование развивающей среды в процессе обучения и воспитания.
статья на тему
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении . В статье раскрывается процесс создания образовательной среды в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zholtikova_statya.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование развивающей среды в процессе обучения и воспитания.
Жолтикова Н.В., учитель истории и обществознания, ГБОУ школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Россия.
Постановка проблемы. Современному обществу требуются неординарные, творчески и нестандартно мыслящие люди. Школа как общественный институт призвана выполнять этот социальный заказ. Для развития потенциала ребенка необходима среда, способствующая развитию, и системная работа. Важно не упустить очень ответственный для становления и развития ребенка период - школьный. Поэтому создание развивающей среды - одна из приоритетных задач, решаемых образовательными учреждениями современного периода. "Мы управляем началом всего. А начало всего - люди, отношения между ними, и среда, в которой они действуют" ( Ю.А.Конаржевский). [5]
Цель статьи: уточнить понятие развивающей среды и наметить пути ее развития на разных уровнях обучения в современной школе. Именно в школе происходит становление личностного самосознания, формируется культура чувств, способность к общению, воспитывается чувство меры и вкус, необходимые человеку для успеха в любой сфере деятельности.
Анализ основных исследований. Понятие «образовательная среда» в настоящее время стало часто применяться в теории и практике образования. В теории педагогики среда включает в себя все то, что оказывает влияние на обучение, воспитание и развитие человека. Понятие образовательной среды разрабатывается на протяжении последних десятилетий рядом ученых в нашей стране и за рубежом. Такие ученые, педагоги, психологи-практики, как В.И. Слободчиков, В.А. Петровский, Н.Б. Крылова, М.М. Князева и др. акцентировали внимание на философских аспектах понятия «образовательная среда», приемах и технологиях ее проектирования. [3]
Вопросы конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания рассмотрены в работах Балабанова Н.В., О.С. Газмана, М.В. Кларина, в работах основоположников системы развивающего обучения (В.В. Давыдов) и т.д. [1]В своей монографии Ясвин В.А. дает определение понятию образовательная среда:
Образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении [4]
Таким образом, развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
Основное содержание.
ГБОУ школа №580 - образовательное учреждение, созданное в 1989г. Школа расположена в "спальном" районе. В ней обучаются дети, проживающие в "шаговой доступности" от школы. Дети и подростки, которые обучаются в школе, имеют разный потенциал, и задача школы - создать условия для полноценного развития личности каждого участника образовательного процесса, обеспечив развивающую среду.
Как показывают психологические исследования и опыт обучения, все дети обладают творческим потенциалом, который максимально раскрывается при условии систематизации и интеграции различных направлений деятельности: учебной, внеклассной, дополнительного образования. Согласно технологии развития творческого потенциала, предлагаемой российскими учеными, критериями развития творческого потенциала могут служить: высокий уровень самостоятельности, нестандартность мышления, развитые познавательные процессы (вербальная память, слуховое восприятие, воображение и др.), владение способами творческой деятельности.
На наш взгляд, творческий потенциал как личностное образование можно представить следующими компонентами:
- - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), как основа развития специальных и творческих способностей;
- - социально-значимые качества личности (самостоятельность, эмпатия, интуиция, сопротивляемость шаблону);
- - знания, умения, навыки.
Реализуя Программу развития ГБОУ школы №580 Приморского района «Качество обучения и комфортность условий образовательного комплекса – основа личностного успеха ученика» педагогический коллектив создает условия для развития разных составляющих потенциала каждого ребенка.
Важнейшим из основных направлений развития современной основной и старшей школы является профильное обучение. Это обеспечивает возможность создания благоприятных условий для раскрытия индивидуальности каждого обучающегося, позволяет решить проблему успешности в выбранном учеником профильном направлении, использовать новые организационные формы, методы и средства обучения.
Внеурочная деятельность - составная часть профильного обучения. Под внеурочной деятельностью понимается мотивированное обучение, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.
Одним из вариантов внеурочной деятельности является организация внеклассной работы для развития первоначальных навыков экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности.
Основными задачами мы считаем:
обеспечение обучающимся доступности получения дополнительного обучения в соответствии с их индивидуальными склонностями;
воспитание у них положительной мотивации к обучению;
формирование адекватной самооценки.
Педагогический коллектив готов оказать помощь в профессиональной ориентации;
закрепить и обогатить знания в процессе их использования при решении конкретных исследовательских и практических задач;
сформировать поисковый стиль мышления;
выработать творческий исследовательский подход к научно-исследовательской и практической деятельности с учетом познавательных потребностей и интересов старшеклассников.
Неслучайно традиционным в школе стал смотр- конкурс проектной и исследовательской деятельности.
Для организации культуросозидательной деятельности в школе создано Отделение дополнительного образования детей, реализуются проекты: "Общее образование - пространство выбора", "Школьная театральная студия ", "Красота спасет мир", экспозиция «Времен связующая нить», правовой клуб «Живое право» и др.
Создавая "открытую" образовательную среду для учащихся, педагогический коллектив помогает ученику реализоваться и идентифицировать себя как гражданина РФ. Для этого среда не должна ограничиваться только рамками учебного заведения, а образование должно быть "открытым". МС МО Юнтолово, ГОУ ПМС - Центр, кружки разного профиля на базе школы, посещение Дома детского творчества, Дома молодежи Приморского района, СДЮШОР, СПбГУ, ИТМО создают открытость современного образования, а, следовательно, расширяют социальное партнерство и реализацию таких принципов как доступность знания, свобода перемещения, возможность выбора, самообразование, развития. Открытость предполагает действенное взаимодействие с социальной средой, которое готовит к жизни в открытом обществе и создает ситуации принятия личных, собственных решений. Это способствует формированию предметных, метапредметных и личностных компетенций.
На решение планируемых результатов ориентированы творческие объединения Отделения дополнительного образования детей, которые успешно функционируют в школе.
Театральная студия школы объединяет учащихся, проявляющих интерес к различным видам и направлениям театрального искусства; дает возможность проявить себя в роли актеров, художников, декораторов, костюмеров, музыкальных режиссеров и дополняется деятельностью творческой танцевальной студией «Эль-Данс», клубом авторской песни.
Объединение "Красота спасет мир" формирует и развивает культурное пространства в школе через организацию тематических выставок - фотогалерей в рекреациях школы. Творческая деятельность позволяет учащимся приобщиться к прекрасному, помогает раздвинуть рамки современного мира для детей, показать его многоцветье.
Проект "Экспозиция времен связующая нить… " важен для нас как феномен новой культурной политики по созданию внутреннего образовательного и информационного пространства. Особенностью данного проекта является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы участников, стимулировать разнообразием и подлинностью музейных предметов. Обучение осуществляется в форме экскурсий, занятий, музейных уроков.
Вывод.
Образовательно-воспитательная среда, созданная в школе, обеспечивает обучающимся различные возможности для самореализации, способствует построению индивидуальной траектории развития, которая помогает развить потенциальные возможности ребенка и, надеемся, сделает его конкурентоспособным в современном мире.
С началом запальчиво спорил конец.
«Я всякому делу, - кричал он, - венец!»
«Да, верно, - начало ему отвечало,-
Однако я все начинаю сначала».
Литература:
1.Балабанова Н.В. Образовательная среда школы и проблемы социализации личности: Монография. Краснодар, 2002.
2.Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех: Сб. мат. / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.
3.Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы докладов. М.,2000.
4.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.,2001
5. Конаржевский Ю.А.Система. Урок. Анализ. - Псков.,2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Формирование развивающей среды в кабинетах слуховой работы как одно из условий развития неслышащего ребёнка».
Главным требованием к процессу образования в школе для неслышащих детей в настоящее время выступает организация развивающей слухоречевой среды, предусматривающая слухозрительное и слуховое...
Развитие компетентностей путём формирования развивающей среды в процессе профильного обучения
Данная статья посвящена новым подходам к обучению в профильных группах(классах) на основе авторской методической разработки....
Взаимодействие с социокультурной средой в процессе обучения и воспитания учащихся (из опыта работы)
Учитель – профессия птица,Вряд ли труднее сыскать.С какою другою сравнитсяРебячьи сердца зажигать. Учитель… Что стоит за этим привычным слов...
«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»
Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:...
"Роль предметно-развивающей среды в процессе формирования пространственных представлений у детей с ЗПР"
Особенности формирования пространственных представлений у дошкольников с ЗПР, этапы формирования в специально организованной предметной среде...
Формирование и развитие творческой личности ученика в процессе обучения и воспитания как субъекта русского национального самосознания
В работе представлена проблема формирования и развития творческой личности ученика как субъекта возрождения русского национального самосознания через обучение и воспитание. Исходя из поставленной проб...
Методические рекомендации "Организация образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"
В методической разработке представлены требования к образовательной среде в предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом аспектах, даны рекомендации по организацию образова...