Модель портфолио учителя
материал на тему
Предварительный просмотр:
Описание Портфолио
В результате диагностики профессионализма педагогического коллектива обычно выявляются определенные ранжируемые группы учителей:
- способных разрабатывать новые программы обучения, модифицировать программы и методики обучения;
- добивающихся повышенного уровня обученности учащихся;
-обучающих учащихся со стабильно высокими положительными результатами, адаптирующих методики на уровень развития своих учеников;
- испытывающих затруднения в организации эффективного образовательного процесса, в научной и методической подготовке, в практической педагогической деятельности.
Поэтому надо найти такую форму диагностики, которая бы способствовала фиксированию, накоплению и оценке индивидуальных достижений учителя и была бы ориентирована не только на процесс оценивания, но и самооценивания учителем. Позволяла бы учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности – профессионально-педагогической, научно-исследовательской, творческой, социальной, коммуникативной. Являлась бы не только современной эффективной формой оценивания, но и помогала бы поддерживать высокую мотивацию к самообразованию и самосовершенствованию, способствовала бы развитию активности, развивала бы навыки рефлексивной и оценочной деятельности, формировала бы умение ставить цели, планировать и организовывать свою профессиональную деятельность. Такой формой диагностики продуктивной деятельности учителя может быть его Портфолио.
Цели формирования Портфолио учителя.
- Комплексная диагностика (мониторинг).
- Развитие умения ставить цели, планировать и организовывать профессиональную деятельность.
- Поддержка мотивации к самообразованию, самосовершенствованию.
- Оценка и самооценка результатов профессиональной деятельности, рефлексия.
- Учёт результатов в профессионально-педагогической, научно-исследовательской, творческой деятельности.
Разделы Портфолио
1 Раздел.
Сертификаты и документы индивидуальных достижений учителя, официально признанных на международных, федеральных, региональных, муниципальных конкурсах, ярмарках, семинарах, конференциях, форумах; документы об участии в грантах, об окончании курсов; сертификаты о прохождении тестирования. Этот раздел даёт представление о результатах, но не раскрывает процесс индивидуального развития учителя, разнообразия его творческой активности.
2 Раздел.
Научно-методические разработки, образовательные программы, творческие работы, проекты. Описание основных направлений профессиональной деятельности учителя: участие в научных конференциях, конкурсах, семинарах, педагогических советах, лекториях, в работе круглых столов, мастерских, в творческих группах. Данный раздел предполагает качественную оценку (полнота, разнообразие и убедительность материалов, качество представленных работ). Преимущество этого раздела: он даёт широкое представление о динамике профессионально-педагогической и творческой активности учителя.
3 Раздел.
Рецензии, отзывы, резюме, эссе, рекомендательные письма, заключения, характеристики. Письменный анализ своей конкретной деятельности и её результатов, самоанализ. Этот раздел даёт возможность включить механизмы самооценки учителя, что повышает степень осознанности выбранного вида деятельности.
4 Раздел.
Результаты деятельности обучаемых учащихся, их достижения в учебной, внеклассной, научно-исследовательской, творческой, спортивной деятельности.
5 Раздел.
Участие в общественно значимой деятельности, не входящей в перечень должностных обязанностей. Этот раздел поможет раскрыть морально-этические и личностные качества учителя.
Результаты обсуждения: предлагаем следующие разделы в Портфолио учителя в виде таблиц:
Модель Портфолио учителя
1. Индивидуальные достижения.
Наименование документа | Дата | Вид деятельности |
1.Сертификаты | ||
2.Дипломы | ||
3.Государственные награды | ||
4.Знаки отличия | ||
5.Грамоты | ||
6.Благодарности | ||
7.Аттестационный лист | ||
2. Профессиональная деятельность.
Направления деятельности | Дата | Тема | Где представлены |
I. Научно-методические разработки | |||
II. Методические пособия | |||
III.Методические рекомендации | |||
IV.Образовательные программы | |||
V.Сценарии | |||
VI.Творческие работы | |||
VII.Проекты | |||
VIII.Участие в работе: 1) конкурсов, 2) лекториев, 3) семинаров, 4) педсоветов, 5) круглых столов, 6) мастерских, 7)творческих групп, 8) конференций, 9)ярмарок, 10)фестивалей, форумов, 11)экспертных групп | |||
IX.Обучение на курсах | |||
X.Обучение в аспирантуре | |||
3. Оценка, самооценка, рефлексия.
Виды оценивания | Дата | Направления деятельности | Кем дана оценка |
1.Рецензии | |||
2.Отзывы | |||
3.Резюме | |||
4.Эссе | |||
5.Рекомендательные письма | |||
6.Заключения | |||
7.Характеристики | |||
8.Самоанализ | |||
4. Достижения обучаемых учащихся.
Ф.И. учащегося | Класс | Направления деятельности | Результат |
5. Общественно значимая деятельность.
Направления деятельности | Дата |
Эти разделы Портфолио мы предлагаем взять за образец. Они могут быть дополнены, усовершенствованы самим учителем или в педагогическом коллективе при обсуждении данной проблемы. Портфолио создается ради нового результата. Он должен помочь учителю в организации своей профессионально-педагогической, научно-исследовательской, творческой деятельности. Портфолио послужит побудительным мотивом к самосовершенствованию и самообразованию; он окажет неоценимую помощь при подготовке и прохождении процедуры аттестации. Адекватная самооценка и самоанализ даст возможность учителю ставить перед собой реальные цели и поможет ему принять участие в Приоритетном Национальном Проекте «Образование»: «Поощрение на конкурсной основе лучших учителей» и т.п.
Конечная цель методического Портфолио заключается в свидетельстве прогресса психолого-педагогической деятельности учителя по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам его деятельности. Думается, что педагогической, методической практике предстоит апробировать различные модели Портфолио и разработать формы и критерии оценивания, которые могли бы быть как качественными, так и количественными. Но это задача на будущее.
Учитывая требования Программы модернизации современного образования считать ключевыми следующие педагогические компетентности:
1. специальная (в области преподаваемой дисциплины);
2. методическая (в области способов формирования ЗУН);
3. психолого-педагогическая (в сфере обучения);
4. социальная (в сфере профессионального общения);
5. личностная (владение приёмами личностного самовыражения и саморазвития);
6. индивидуальная (владение приёмами самореализации);
7. аутопсихологическая или рефлексивная.
Предварительный просмотр:
Методический паспорт учителя
- Фамилия _______________________________________________
Имя___________________________________________________
Отчество_______________________________________________
Преподаваемый предмет___________________________________
Начат______________________
Окончен____________________
Общие сведения
- Дата рождения __________________________________________
- Образование (какое учебное заведение окончил, год окончания)____
_________________________________________________________
_________________________________________________________
- Специальность по диплому__________________________________
_________________________________________________________
5. Квалификация
Год | Категория | Разряд | № приказа, дата |
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ |
6. Стаж
Год | Общий стаж | Педагогический стаж | В данном учебном заведении |
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ |
7. Занимаемая должность______________________________________
__________________________________________________________
Аттестация
Год аттестации | Квалификационная категория | |
Последняя | Очередная | |
Награды, поощрения
Дата награждения | Форма награждения | Кем награждался |
Повышение квалификации
Год | Место прохождения курсовой подготовки | Тема курсовой подготовки | Количество часов |
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ | |||
20____-20____ |
Обмен опытом
Учебный год | Учебное заведение | Тема выступления |
20____-20____ | ||
20____-20____ | ||
20____-20____ | ||
20____-20____ | ||
20____-20____ | ||
20____-20____ | ||
20____-20____ |
Взаимное посещение уроков и внеклассных мероприятий
Дата | Ф.И.О. учителя, которого посетили | Предмет | Тема | Цель посещения |
Участие в конкурсах, форумах, фестивалях
Год | Предмет | Название конкурса, его организатор | Кто участвовал | Результат |
20____-20____ | ||||
20____-20____ | ||||
20____-20____ | ||||
20____-20____ | ||||
20____-20____ | ||||
20____-20____ | ||||
20____-20____ |
Классное руководство
Учебный год | Класс | Кол-во учеников | Итоги года | ||||
Успевают | Не успевают | На «5» | На «4» | На «3» | |||
Применения современных технологий
Название технологии | Используется частично или полностью | Методическое оснащение |
Программный банк
Учебный год | Учебная нагрузка | Кол-во часов | Учебные программы и пособия | Спецкурсы, факультативы |
Результаты олимпиад
Дата | Ф.И.О. учащегося, класс | Предмет | Уровень | Место |
Профессиональный уровень
Дата | Тема открытого урока | Класс | Уровень | Оценка |
Участие в работе ГМО (городских мероприятиях), ШМО
Дата | Мероприятие | Форма представления | Результативность |
Результативность работы учителя по итогам года
ФИ.О. учителя | Результаты учебного года в целом, УУ,КЗ | Результаты экзаменов в школе, УУ,КЗ | Результаты тестирования уч-ся по предмету | Результаты поступления в ВУЗ |
Сравнительный анализ успеваемости
Класс | 20____-20____ | 20____-20____ | 20____-20____ | ||||||
УУ | КЗ | УО | УУ | КЗ | УО | УУ | КЗ | УО | |
Формула вычисления уровня обученности
Выполнение программы по предмету за 20__-20__
Класс | I | II | III | IV | Г | Причины, по которым не выдан урок | I | II | III | IV | Год | ||||||||||||||||||||||||||
П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | П | Ф | I | К | Т | Л | П | З | К | Т | Л | П | З | К | Т | Л | П | З | К | Т | Л | П | З | К | Т | Л | П | З | ||
II | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт классного руководителя за 20__-20__
По успеваемости ___________класса
ФИО классного руководителя_____________________________________
Количество учащихся на начало года _______ человек,
из них _______ мальчиков, _______девочек
Учащиеся | I (№ приказа, дата) | II (№ приказа, дата) | III (№ приказа, дата) | IV I (№ приказа, дата) |
Прибыли | ||||
Выбыли | ||||
Всего на конец четверти |
Не успевает (Ф.И. учащегося и предмет) | Н/а по болезни (Ф.И. учащегося и предмет) | Успевают (Ф.И. учащегося и предмет) | |||
На «5» | На «5»и «4» | С одной «4» | С одной «3» | ||
“Трудные дети” (ФИО учащихся) | “Трудные семьи” (ФИО родителей) | Многодетные семьи (ФИО учащихся) | Малоимущие семьи (ФИО учащихся) |
Отчёт о методической работе учителя
за 20__-20__ учебный год
Формы работы | Тема | Содержание |
Открытые уроки | ||
Открытые мероприятия | ||
Конкурсы | ||
Выступления на педсоветах | ||
Участие в семинарах | ||
Участие в предметных и методических неделях | ||
Работа с одаренными детьми | ||
Работа по предупреждению неуспеваемости учащихся | ||
Научно-исследовательская деятельность | ||
Взаимное посещение уроков | ||
Развитие кабинета | ||
Курсы повышения квалификации | ||
Работа над темой самообсамообразования |
Тема самообразования учителя
Дата | Проблематика работы | Формы представления результата, на каком уровне | Сроки | Отметка о выполнении, оценка |
План работы по теме самооборазования
1 | Проблема научного исследования: |
|
2 | Адреса передового педагогического опыта: |
|
I. Банк данных по проблеме научного исследования.
1 | Время на изучение проблемы |
|
2 | Знакомство с практическим опытом школ (района, города) |
|
3 | Курсы повышения квалификации |
|
II. Литература по проблеме научного исследования.
“На свете есть с десяток книг, которые действительно стоит прочитать. Но, для того, чтобы понять, что это за книги, нужно прочесть тысячу”. Сократ.
Литература | Анализ | |
III. Опытно – экспериментальная работа по теме научного исследования.
Технологии | Практическая работа | |
IV. Обобщение материалов исследования
(Разработки внеклассных мероприятий, предметные недели, олимпиады )
(Списки учебной литературы, пособий, дидактический материал)
Список учебной литературы, пособий
Название | Класс |
Виды оценивания | Дата | Направления деятельности | Кем дана оценка |
1. Рецензии | |||
2. 0тзывы | |||
3.Резюме | |||
4. Эссе | |||
5.Рекомендательные письма | |||
6. Заключения | |||
7. Характеристики | |||
8.Самоанализ |
Лист самооценки
Показатели | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
Я знаю свой предмет: | ||||
| ||||
Знаю общедидактические требования к организации процесса обучения | ||||
Знаю методику преподавания своего предмета | ||||
| ||||
Я знаю нормативные документы: | ||||
| ||||
Я знаю основы валеологии и психологические особенности: | ||||
| ||||
Я знаю психологические закономерности: | ||||
| ||||
Знаю рациональные приёмы объяснения материала | ||||
Знаю типичные ошибки и заблуждения учеников в моём предмете | ||||
Знаю, что мои ученики изучают по другим предметам | ||||
Я умею: найти ответ на вопросы учеников по моему предмету:
| ||||
Я смогу объяснить ученикам их заблуждения по моему предмету:
| ||||
Я могу создавать планы:
| ||||
Я использую дополнительный материал в соответствии с задачами урока и особенностями учащихся | ||||
Я вовлекаю в работу весь класс:
| ||||
Применяю учебные приёмы соответственно целям и задачам урока и особенностям учеников | ||||
Я варьирую учебными приёмами в зависимости от ситуации | ||||
Отслеживаю эффективность применяемых учебных приёмов | ||||
Объясняю так, что каждый поймёт. | ||||
Учитываю закономерности памяти и внимания в обучении | ||||
Стимулирую интеллектуальную познавательную деятельность учеников | ||||
Создаю благоприятную рабочую атмосферу на уроке | ||||
Успешно решаю возникающие конфликтные ситуации | ||||
Адекватно оцениваю ответы учеников | ||||
Я критикую:
| ||||
Хвалю:
| ||||
Адекватно реагирую на замечания учеников (не создаю конфликтных ситуаций и не нарушаю учебный процесс) | ||||
Формирую у учеников умение находить:
| ||||
Умею работать с литературой и другими источниками информации | ||||
Строю взаимоотношения с коллегами на основе сотрудничества и взаимной помощи | ||||
Я конструктивно реагирую на критику:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который планируется к введению...
Методический портфолио учителя бурятского языка Показан опыт работы учителя бурятского языка по созданию методического портфолио.
Разработки уроков устного курса (1 цикл)...
Модель поведения учителя в общении с детьми – «клоунами» (рекомендации учителям)
Приемы общения с детьми - "клоунами"....
Модель портфолио обучающегося младшего школьного возраста в условиях введения ФГОС
План:Общие положения.Цель и задачи портфолио.Оформление портфолио.Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении портфолио обучающегося.Учёт результатов портфолио при атте...
Методическое пособие для учителей немецкого языка «Модель деятельности учителя, оптимизирующая изучение немецкого языка»
Авторское методическое пособие, которое отражает сущность педагогического опыта учителя немецкого языка, содержащее методический алгоритм деятельности, оптимизирующей начало изучения немецкого языка,...
Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика
Реализация модели наставничества «учитель – ученик» при организации урочной и внеурочной деятельности: успех учителя = успех ученика, или Как случаются заветные 100 баллов на ЕГЭ...