Отчет по самообразованию
учебно-методический материал на тему
Коллеги!
Предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.zip | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок мужества.
Блокадный Ленинград и ленинградцы
(Урок литературы и истории)
Источник: http://ru.convdocs.org/docs/index-4654.html
Проводили: Г.В.Нижегородова и Н.А.Бурмистрова.
КОГОКУ ВСШ г. Омутнинска, филиал №1, классы 10-12.
Урок-путешествие
"Я говорю с тобой из Ленинграда, Страна моя, печальная страна..."
План урока.
1 Час
1. Организационный момент;
2. Сообщение целей урока (учитель истории и литературы);
3. Вводное слово (учитель литературы);
4. Изучение нового материала (по истории):
а) Наступление на Ленинград;
б) Установление блокады;
в) Работа над опорными словами, с картой.
5. Звучит 7 симфония Д.Д. Шостаковича. Сообщение ученика;
6. Чтение стихотворения О.Ф. Берггольц "Я говорю с тобой из Ленинграда."
7. Изучение нового материала (история) Последствия установления блокады.
8. Судьба Тани Савичевой. Чтение отрывка из поэмы (ученик). О. Берггольц. "Дневник и сердце."
9. Пискаревского кладбище;
10. Детство в блокадном Ленинграде. Отрывок из "Блокадной книги." Комментарий.
2 час
1. Сообщение ученика "Дорога жизни";
2.. Просмотр видеофрагментов «Ленинград»,"Дорога жизни."
3. Работа по карте;
4. Стихотворение А.Ахматовой "Мужество"
5. Прорыв блокады Ленинграда;
6. Заключение: подведение итогов.
Цели урока:
1. Познакомить ребят с художественными произведениями и с документалистикой (обзорно), описывающими событиями блокады
Ленинграда 1941-44 гг, как одной из героических страниц истории нашей страны.
2. Пробудить патриотические чувства ребят к своей отчизне на примере жизни и подвигов реальных лиц ("Блокадная книга" А.Адамовича и Д.Гранина), а так же литературных героев (О.Берггольц "Я говорю с тобой под свист снарядов", А.Ахматовой "Мужество", С.Смирнов " Дневник и сердце", А.Межиров "Музыка").
3. Знакомство с музыкальными произведениями; архитектурными памятниками (стеллы, постаменты), которые посвящены защитникам Ленинграда и участникам Ленинградской блокады. ("Седьмая симфония" Д.Д. Шостаковича "Нашествие").
4. Воспитания у учащихся чувств уважения к людям прошедшим войну и пережившим блокаду, а так же восхищение их подвигам.
^ Ход урока:
Слово учителя. Ребята, сегодня мы проводим необычный урок. Урок истории и литературы.
Учитель истории:
Мы изучаем темы о Великой Отечественной войне и познакомимся сегодня с героической обороной Ленинграда, узнаем новые понятия, поработаем по карте.
^ Учитель литературы:
Проследим, как тема блокады Ленинграда и ленинградцев раскрывается в художественных произведениях; обзорно познакомимся с документальным жанром литературы на примере "Блокадной книги" А.Адамовича, Д. Гранина.
Но прежде, чем говорить о документальной литературе, мы должны узнать, а что это такое, что это за жанр.
Документальная литература – это
^ Художественно-документальная проза — один из своеобразных пластов русской литературы. Включение в литературный ряд явлений «внелитературных», публицистичность и документальность художественной литературы стали особенностью произведений многих авторов. История литературы знает несколько периодов, для которых это явление было характерным. Наиболее яркими в этом отношении стали 1860-е годы XIX в., рубеж XIX- XX веков, годы второй мировой войны и эпоха перестройки. Художественно-документальная литература, которая стремится широко охватить эпоху и одновременно как можно глубже постичь неповторимую человеческую индивидуальность, служит культурным связующим звеном между историей и современностью. В этом проявляется ее гуманистическое значение.
^ Жанровая палитра художественно-документальной прозы чрезвычайно богата и разнообразна: это очерки, письма, эстетические манифесты, дневники, литературные портреты, воспоминания, беллетризованные биографии, памфлеты, статьи.
^ Сообщение учителя истории.
Осенью 1941 года фашисты предприняли не только наступление на Москву, но и рвались к Ленинграду.
- Какие еще названия носил этот город? (ответы учащихся).
Ленинград - один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Богат Ленинград и революционными традициями. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.
В плане "Барбаросса" - плане ведения войны против Советского Союза -немецко-фашистское командование, учитывая значение Ленинграда, ставило захват этого города одной из ближайших задач. Враг рвался к Ленинграду. Жители города, так же как и москвичи вышли на строительство оборонительных укреплений. Общая протяженность вырытых окопов составила 1000 км. Несмотря на героические усилия Красной Армии к осени 1941 года город оказался в кольце блокады.
-Как вы понимаете слово блокада?
Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске). Фашистские бомбардировщики днем и ночью сбрасывали на город фугасные и зажигательные бомбы, бомбили фабрики и заводы, школы и больницы. Гитлеровцы расчертили план города на квадраты, отметив кружочками наиболее важные кварталы многолюдные места. По этим целям они вели артиллерийский огонь. До сегодняшнего дня в городе на зданиях сохранились таблицы с текстом "Эта сторона улицы наиболее опасна при обстреле".
В первые дни блокады гитлеровцы разгромили продовольственные склады, и перед городом встала угроза голода. Руководство не позаботилось вывести из города женщин, детей, стариков. На 12 сентября 1941 год запасов продовольствия было не более чем на 30 суток.
С 1 октября были введены нормы отпуска хлеба: 400 гр. - рабочим, 200 гр. остальным. С 13 ноября 1941 года: 300 гр. - рабочим, 150 гр. - остальным. Через неделю: 250 гр. - рабочим, 125 - остальным (самая низкая норма).
Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты.
^ Слово учителя литературы:
Хочется привести Вам слова Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, композитора с мировым именем.
"Чем больше книг, созданных в разных странах, прочтет человек, чем больше симфоний прослушает, чем больше картин и фильмов увидит, тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением ему покажется покушение и на культуру, и ближнего, и дальнего, на жизнь любого человека."
Так тонко и верно мог сказать человек большого сердца и тонкого ума. Познакомимся с его личностью поближе. Годы жизни его (1906 – 1975) Он сочинял симфонии. А что это такое послушаем
СИМФОНИЯ, музыкальное сочинение для оркестра, обычно в трех или четырех частях, иногда с включением голосов.
Послушаем краткое сообщение о великом композиторе.
^ Сообщение ученика:
Д.Д. Шостакович - советский композитор, один из крупнейших композиторов 20 века. На зло войне и во имя сохранения русской культуры, в Ленинграде под свист снарядов и грохот орудий Д.Д. Шостакович создает свою знаменитую 7 симфонию. Если быть точнее, то в блокадном городе были созданы первые 3 части. Так как свой родной город Шостакович покинул по приказу штаба об эвакуации, то финал написан в Куйбышеве. Там же состоялось и первое исполнение симфонии. Затем ноты были доставлены на самолете в Ленинград, где ее исполняли полуголодные, замерзшие музыканты. Эта симфония во время войны была исполнена за рубежом, в Нью-Йорке, летом 1942 года. После исполнения "Ленинградской симфонии" один американских журналистов написал: "Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой !"
(Звучит отрывок из симфонии).
Чтение стихотворения Александра Межирова "Музыка".
Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.
Какая музыка во всем,
Всем и для всех - не по ранжиру.
Осилим... Выстоим ... Спасем ...
Ах, не до жиру - быть бы живу ...
И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.
Стонали яростно, навзрыд,
Одной единой страсти ради
На полустанке - инвалид
И Шостакович - в Ленинграде.
Вы заслушали стихотворение Александра Межирова «Музыка».
Да, но если бы вы прослушали симфонию, т.е. часть симфонии, а именно отрывок из первой части, то услышали бы, что она характеризует все музыкальное произведение, так как в ней отражена главная тема – героическая, богатырская. А дальше смену музыкального настроения - это эпизод фашистского нашествия. Музыкант Петров Е. писал об этой части: «… тема нашествия сотрясает мир, она как железное чудовище с цинковой мордой, не способное мыслить и чувствовать».
Затем тема войны заменяется всесокрушающей темой сопротивление народа русской этой силе.
Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Так же как и Д.Д. Шостакович, Ольга Федоровна Берггольц остается в блокадном городе и посвящает свои стихи ленинградцам.
Звучат стихи.
Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена,
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна...
Кронштадский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом смертная угроза ...
Бессонные ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой.
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады,
Мы не покинем наших баррикад.
И женщины с бойцами встанут рядом,
И дети нам патроны принесут,
И надо всеми нами зацветут
Старинные знамена Петрограда.
Руками, сжав обугленное сердце,
Такое обещание даю
Я горожанка, мать красноармейца.
Погибшего под Стрельною в бою:
Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей,
Мы победим, клянусь тебе, Россия,
От имени российских матерей.
Вы прослушали стихотворение являющееся эпиграфом ко всей теме нашего урока.
^ Слово учителя истории. Последствия установления блокады.
С наступлением холодов пришли другие бедствия. В конце ноября ударили морозы до 40¦С. Замерзли водопроводы и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо, перестали работать электростанции, в домах погас свет. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки - времянки, выводя трубы в окно. В них жгли стулья, шкафы, диваны. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.
За ноябрь 1941 г. от голода погибло 11 тыс. человек, в декабре 1941- 53 тысячи человек. В январе и феврале 1942 г. – 200 тысяч человек. Среди них и ленинградская девочка Таня Савичева.
Звучит отрывок из поэмы "Дневник и сердце" С.Смирнова и зачитываются отрывки из дневника Тани под музыкальное сопровождение из "Реквиема". (использование компьютера)
Выстраивается новый видеоряд: 1 кадр: Стелы. Дневник; 2 кадр: Пискаревское кладбище, аллеи могил; 3 кадр: Вечный огонь; 4 кадр: Родина - мать.
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты - красноармейцы.
Всею жизнью своей они защищали тебя,
Ленинград - колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита,
но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт, и ничто не забыто.
^ Слово учителя литературы. Особенно больно война ударила по детству. Детство в блокадном Ленинграде. Какое оно?
-Как жили дети осажденного города? О чем думали, о чем мечтали?
Мы можем узнать об этом, обратившись к "Блокадной книги" А.Адамовича и Д.Гранина. Эта книга особенная, она написана на основе воспоминаний тех людей, которые жили в блокадном Ленинграде. Одна из глав книги называется "Ленинградские дети". Адамовича и Гранина разыскивали по всей людей, чье детство прошло блокадные испытания. Расспрашивали их о событиях тех дней, записывали их воспоминании. Такими образом воссоздается картина того незабываемого блокадного детства.
- Обратимся к текстам (дается задание по группам, предлагается два фрагмента). Дети читают тексты про себя, зачитывают по порядку вслух и идет обсуждение прочитанного.
- Ваши впечатления? Что вас больше всего потрясло?
Текст для первой группы. "Восьмилетней Жанне блокада вспоминается как страшный холод. Все время холод, под одеялом, в шубе и все равно холод. Еще огромная корзина, обитая кусками ватного одеяла, в которой мать носила обед. Хлеб, кусочками по 200 граммов прятали в чемодан, а чемодан клали в чулан, чтобы не съесть этот хлеб сразу. Как-то не существовало ни утра, ни вечера. Ничего. Казалось, что темень сплошная стоит все время, я научилась различать циферблат часов. И до сих пор, к стыду своему, вспоминаю, что помню только час, когда мама должна была покормить меня. Иногда я знала, что утро, иногда не знала, потому что практически мы не спали. Говорят - хлеб спит в человеке. А поскольку хлеба не было, нам не спалось".
Характеристика текста. Это раннее взросление, можно сказать, старение детей. Найдите ключевые, главные фразы в тексте. "Не существовало ни утра, ни вечер, ... темень". Если время для этих детей не существует, то, какое оно? "Мама должна покормить меня". Времени нет, так как дети не спали. Детство, как мы его понимаем, в военном Ленинграде не существовало.
Текст для второй группы. "Дети-старички, безулыбчивые, молчаливые, вялые, все понимающие, и ничего не понимающие. Немцы, война, фашисты где-то там за городом, да и сама блокада оставалась для шестидесятилетних детей понятием отвлеченным, конкретными были темнота, голод, сирены, взрывы, - непонятно, почему все это обрушилось на людей? Куда исчезла еда, куда исчезли близкие? Война не воплощалась в людях, во врагах, в полицаях, в чужой речи, как это было на оккупированных землях. Мы говорим о малышах, те, кто постарше, быстро взрослели. У малышей же детство прекращалось. Непросто было этим маленьким старичкам, потом возвращаться в жизнь, в детство, к самим себе."
- Почему же так выглядели дети?
- Почему они были как старички?
- Что пришлось им пережить?
Обобщение. Те дети, кто пережил блокаду, выжил, с нежеланием вспоминают о минувшем. Прошедшие через смерть не хотят говорить о ней. Ведь внутри блокадной муки, среди всех бед и ужасов участь детей была самой страшной трагедией. Война ударила по детству.
Продолжение урока (второй час). Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде.
^ Сообщение ученика. "Дорога жизни".
Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит?
Машины могли взять не более 20-30 мешков муки. В день по Дороге жизни перевозилось 5-6 тонн грузов. Конечно, это было мало. Водители придумали, как взять груза больше. Прицепили к машине деревянные сани. Так и доставляли муку в город. Приходилось преодолевать путь длинной в 36 км. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистски бомбардировщики. Вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Но колонны шли и шли... Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Было эвакуировано 1мл. 376тыс. человек. По решению Государственного комитета через Ладожское озеро был проложен трубопровод, по которому в город подавалась нефть. Трудно даже представить какой ценой держалась Дорога жизни - смертью во имя жизни.
^ Просмотр видеофрагментов фильма «Ленинград», «Дорога жизни»
Выстраивается видеоряд: "Дорога жизни": 1 кадр Корабли Ладожской флотилии, Сторожевой катер; 2 кадр Ледовая трасса Ладога-Ленинград; 3 кадр На ледовой трассе ночью, Архитектурная композиция "Разорванное кольцо".
^ Работа с картой. Почему скульпторы назвали композицию "Разорванное кольцо "? Найдите Ладожское озеро. Здесь берет начало река Нева и течет на запад, впадает в Финский залив Балтийского моря. Ледостав на озере начался в ноябре, подготовку ледовой дороги началась с октября. Проводилась аэрофотосъемка будущей трассы. Здесь была передовая. Здесь собирались силы для прорыва блокадного кольца.
^ Слово учителя литературы. Ученик читает стихи А. Ахматовой "Мужество".
Мы знаем, ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества прибил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Но горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Сейчас вы слушали о большой Дороге жизни, о большой переправе. Но были тысячи маленьких дорог и переправ, которые не менее важны. Из малого складывается большое. Из мужества одного человека складывается мужество народа.
^ Слово учителя истории. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. В образовавшемся коридоре была в неимоверно короткий срок построена железная дорога, по которой пошел поток грузов. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание "Город-герой".
^ Заключительная часть урока. Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое "блокада" и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев, с Таней Савичевой, ее прощальными словами "Умерли все. Осталась одна Таня." После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись 2 года, но спасти не смогли. Скорбные аллеи Пискаревского кладбища прошли перед вами на слайдах. Фигура скорбящей Родины-матери над своими погибшими детьми, надеемся, останется в вашей памяти. "Никто не забыт, ничто не забыто".
Войну вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Можно ли таких ребят назвать героями? Почему? Что вы читали, смотрели о войне? Что дают нам книги и произведения искусства о войне?
Конечно, самые важные исторические события всегда находили отражение в произведениях искусства. Это народная память, сохранившая для поколений духовные и нравственные ценности. Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сторожевой катер
Архитектурная композиция «Разорванное кольцо»
Александр Межиров
О.Ф.Берггольц
Анна Андреевна Ахматова
Даниил Гранин
Основная информация | |
Имя при рождении | Дмитрий Дмитриевич Шостакович |
Дата рождения | |
Место рождения | |
Дата смерти | |
Место смерти | |
Страна | |
Профессии | |
Инструменты |
План Барбаросса
Дневник Тани Савичевой
Пискарёвское кладбище. Г. Ленинград. Аллея
Мать-Родина. Г. Ленинград
Название мероприятия | Количество обучающихся (воспитанников) – участников акции (% от общего количества обучающихся) | Количество педагогов и родителей - участников акции, общественность |
Блокадный Ленинград и ленинградцы | 12 класс-13 человек 11 класс- 9 человек 10 класс-18 человек 5 класс- 6 человек Участников акции – 100 % | Бурмистрова Наталья Алексеевна, учитель русского языка и литературы, Нижегородова Галина Викторовна, учитель истории |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию" Коррекция страхов и тревожности методами арт - терапии в условиях детского дома".
Отчет по самообразованию...
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год
Отчет по самообразованию за 2011-2012 учебный год учителя физической культуры МБОУ Астаповская ООШ Корябкина А.А....
Отчет по самообразованию
Отчет по самообразованию...
Отчет по самообразованию
Отчет по самообразованию за 2011 год...
Отчет по самообразованию
Тема самообразования: Формирование личности ребенка средствами хореографии...
отчет по самообразованию на тему: "Роль компьютера в обучении иностранным языкам"
В своей работе по самообразованию я, опираясь на собственный опыт, доказываю необходимость и значимость работы с компьютером на уроках английского языка...
Отчет по самообразованию учителя иностранного языка
Применение Интернет-ресурсов для самообразования учителя иностранного языка ...